Этнокультурный компонент в обучении музыке детей
Оценка 4.9

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Оценка 4.9
Образовательные программы
rtf
музыка
Детсад
10.03.2017
Этнокультурный компонент в обучении музыке детей
педагогический проект реализуемый в детском саду для детей»». Проект нацелен на приобщение воспитанников к нравственно–этическому потенциалу родной культуры, к этнокультурным ценностям и традициям своего народа, формирование личности с осознанной тактикой поведения, которая впоследствии может сохранить и передать обычаи и нравы своего народа, чтобы была терпима и уважала культуру других народов. Для успешной реализации задач определены направления, по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы: • Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, поговорки) • Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки, праздники) • Изучение игрового фольклора.
Этнокультурный компонент в программе «Музыкальное обучение».rtf
На конкурс «Учитель года­2013» Номинация «Специалист ДОУ» Педагогический проект Этнокультурный компонент в программе   «Музыкальное обучение в детском саду»  Музыкальный руководитель:                                                                           СП «Красноярский детский сад»                                                                            МБОУ «Бардымская средняя  общеобразовательная школа №2» Нурлина Лариса Мидхатовна Барда 2013 Краткая аннотация проекта                        Наше Прикамье  – край многонациональный. В поликультурном  его пространстве  гармонизация и развитие межнациональных отношений –  важная стратегическая задача, направленная на формирование культуры  межнационального общения. В дошкольных  образовательных учреждениях  при проектировании и реализации воспитательной деятельности учитывается  этнокультурный компонент,  предполагающий формирование этнокультурной  компетентности и культуры межнационального общения в условиях детского  сада. Формирование же  культуры межнационального общения,  установок на  толерантное сознание и поведение  воспитанников является обязательным.         Воспитание на богатых национальных традициях – одна из важнейших  педагогических задач, которой я руководствуюсь в своей практике.  Как  реализовать права человека на сохранение и развитие национальной культуры  своего этноса и национального образования,  не нарушая при этом принципов  единого образовательного пространства Российской Федерации.           Именно с этих  позиций  разработан  данный проект « Этнокультурный компонент в  программе ДОУ на занятиях  «Музыка»».   Проект нацелен на   приобщение  воспитанников к нравственно–этическому потенциалу  родной культуры, к  этнокультурным ценностям и традициям своего народа, формирование  личности с осознанной тактикой поведения, которая  впоследствии может   сохранить и передать обычаи и нравы своего народа, чтобы была терпима и  уважала культуру других народов. Обоснование необходимости проекта                      Еще совсем недавно в  детских садах и школах нашего района  обучение и воспитание  почти полностью велось на татарском языке.  А  сегодня?! Перед нами встала очень серьёзная проблема ­ «ненужность»  татарского языка, отсутствие возможности получить высшее образование на  татарском.    Если  мы сами  не сохраним наш язык и культуру,  что тогда?!  Можно ли вести разговор о культуре личности, о развитии патриотизма, о  духовных качествах человека, являющегося потомком наших предков?                               Музыкальное обучение и воспитание в нашем   детском     саду построено на основе  программы  "Воспитание и обучение в детском саду" под   ред.   М.А.Васильевой   –   это   государственный   программный   документ, представляющий   собой   вариативную   программу,   в   которой   комплексно 2 представлены   основные   содержательные   линии   обучения,   развития   и воспитания детей от рождения до семи лет.                                   Успешная реализация целей программы (создание эмоционально благоприятных условий в период нахождения ребенка в ДОУ, его   психическое   и   физическое   развитие   с   учетом   возрастных   и индивидуальных   особенностей,   а   также   подготовка   ребенка   к   жизни   в обществе.)     в   нашем   дошкольном   образовательном   учреждении осуществляется   в   процессе   игровой,   учебной,   двигательной,   трудовой   и художественно­эстетической деятельности.                          Одним из  приоритетных направлений нашего детского сада является татарский этнокультурный компонент образования. В нашем саду дети   обучаются   татарским   танцам,   рисуют   татарские   узоры,   персонажей татарских   сказок,   татарские   национальные   костюмы,   слушают   сказки татарских писателей,  поют татарские песни .                                            Актуально ко времени, нас, педагогов, ещё   в 2005году, обеспечили   методическими   материалами,   выпущенными     ПОИПКРО, автором  которых являются коллектив МБОУ  Елпачихинского детского сада (Епачихинский   детский   сад,   который   имеет   статус   Детский   сад­   Центр развития   ребёнка»).       В   пособии,   в   содержании   каждого   направления представлены задачи, учитывающие требования государственного стандарта дошкольного образования, отражающие  национально­региональные ценности и   традиции   народа,   проживающего   на   территории   муниципального образования «Бардымский район» методические рекомендации по тематике занятий, включающие перечень  и музыкальных произведений.                                                     Как   и мои коллеги,     внедрение и   формирование этнокультурного компонента в   процесс обучения и воспитания, (в данном проекте   будем   рассматривать   этнокультурный   компонент   в   содержании музыкального обучения в  детском саду),    считаю  актуальным .                    В основе  формирования этнокультурного компонента лежит глубокое   знание   культуры,   быта   населяющий   данный   регион   народа,   и овладение ими позволяет разобраться в самобытности культуры, традициях, обычаях.             И обучение,  и воспитательный  процесс,   хотя и строится на русском языке, педагог с воспитанником вне занятий, а также родители с детьми,  в основном   общаются   на   родном     Мероприятия, нацеленные именно на изучение   краеведческого материала   ведутся     на татарском языке , частично используя русский язык.   татарском   языке.                          Исходя из всего вышесказанного, я считаю,   что   данный проект поможет нашим детям разобраться в прошлом моего народа и   посеет семена 3 гордости за свою малую Родину по сохранению народной культуры, традиций и обычаев.   цель проекта    Воспитание  патриотизма и приобщение детей к истокам народной  культуры и духовности на основе народного татарского  фольклора. Задачи:   Воспитание     любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями  татарского фольклора;   Воспитание  нравственных качеств личности ребенка: доброты,  справедливости, правдивости, гордости за свой край;  Развитие творческих  и  певческих навыков, актерского мастерства,  музыкальности на основе разных жанров татарского фольклора.                              Для успешной реализации задач определили направления, по Основное содержание проекта которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:   Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, поговорки)  Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки,  праздники)  Изучение игрового фольклора.                 Новизна проекта заложена в изучении именно регионального  фольклора с детьми дошкольного возраста, так как работа по  использованию народного фольклора довольно широко ведется многими  педагогами, музыкальными руководителями. Ценность же регионального  фольклора состоит в возможности на его   основе узнать историю края,  традиции , культуру, что способствует формированию у детей любви к  родному краю, воспитывает  чувство патриотизма. Специфика  фольклора  заключается в употребление в речи предлогов «кый» “мэ”, “нимэ”,  произношении слов: “бармага”, “китмэгэ”, “оможегэ” и других, дразнилки,  особенностях игр, частушек, сказок, которые отражают жизненный уклад,  особенности природы, восхваляют наш народ и  край.  В процессе подготовки проекта пройдёт большая подготовительная  работа с  педагогами, детьми, родителями. Соберём   фольклорный материал: загадки,   сказки, песни, хороводы, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры.  С  детьми проведём беседы, развлечения, игры, разучим фольклорные  произведения.                   Работу по использованию  фольклора  будем строить на основе   методического пособия “Приобщение детей к культуре и традициям  татарского народа”,  о котором я упомянула выше в своей работе. 4 Этнокультурный компонент  в содержании обучения и  воспитания «Музыка» содержит: ­нотную хрестоматию вокальных и инструментальных  произведений;       ­  книги о жизни и творчестве татарских композиторов;  ­ информацию о татарских народных инструментах;  ­СД диски с видеозаписями; ­разработки праздников,  развлечений,  игровой материал.   Введение этнокультурного компонента  в программу  способствует осознанию детьми своей этнической принадлежности, позволяет расширить свои представления об истории, традициях, специфических особенностях музыкального искусства не только русского, но  татарского народа.      Наряду   с   программным   материалом,     использую   загадки, поговорки, скороговорки, сказки нашего народа. Используя сравнительный анализ   русской   и   татарской   музыки,   дети   получают   представление   о характерных   особенностях   музыки   этих   народов   и   понимают,   что музыкальная культура народов мира рождается из одних и тех же корней.  Использование этнокультурного  компонента способствует осознанию детьми  своей этнической принадлежности – они с удовольствием исполняют и  слушают татарскую музыку. Значительное место в жизни наших  воспитанников  занимают  русские  и татарские хороводные игры, которые  способствуют сплочению, формированию дружбы.  Ознакомление с традицией и культурой татарского народа проводим  через беседы , показ костюмов,  предметов быта, разучиваниие  танца. С интересом играют  дети в народные,   музыкальные  игры наших бабушек и дедушек. Традиционно проводим праздники «Сомбелэ», «Карга боткасы», «Науруз»,  «Сабантуй». Целью проведения данных мероприятий является создание  максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей  воспитанников,  привлечение родителей и педагогов в эту работу.                           Театрализованная деятельность обеспечивает высокий  эмоциональный уровень сопереживания и сопричастности национальным  традициям и обычаям. Недостаток свободных помещений не позволяет нам  создать комнату ­ музей народного быта,  это стало  бы более эффективным  средство знакомства с народным бытом, традициями нашего .народа. Здесь мы попробуем создать передвижной музей ( некоторый инвентарь уже начали  собирать). В том помогут нам родители и школьники. Дети смогут сравнить внешнее и внутреннее убранство помещений. Макет  татарской избы  будет широко применяться не только на познавательных  занятиях, но и в сюжетно – ролевых играх в “Дом”, “Бабушкин двор»  «Бабушкин сундучок» и т.д. Оборудование  передвижного музея  позволит  5 детям включить в игру такие предметы как коромысло, кочергу, узнать в деле предметы, которые часто упоминаются в народных сказках, но исчезли из  современного городского, а сегодня   исчезают даже и  с деревенского  быта.                     Ресурсы Источником формирования психологической общности этноса наряду с другими элементами духовной культуры могут выступать обычаи и ритуалы. Формой проявления обычая служит ритуал (обряд). У жителей Бардымского района   сложилась   устойчивая   система   семейных   обрядов,   их   подробному описанию посвящена 6­я глава книги «Тулвинские татары и башкиры», это обряды   и   поверья,   связанные   с   рождением   ребенка,   проводов   в   солдаты, свадебные   обряды,   похоронная   и   поминальная   обрядность,   обряды строительства дома и новоселье. Перечень показывает, что среди описанных обрядов нет таких, в которых могли бы принять непосредственное участие наши маленькие дошколята. В данном случае воспитательные функции будут выполнять семья, внутрисемейные отношения, другие социальные контакты детей. Очень   большой   объем   материала   по   народным   календарным праздникам   представлен   в  книге  «Тулвинские   татары   и  башкиры»,  причем подробно описываются такие праздники, как, например, проводы льда, игры с яйцами, Карга боткасы, «Сомбелэ».   Иске Яна ел (Старый Новый год). Из большого перечня праздников были отобраны только те, проведение которых можно   реконструировать,   на   мой   взгляд,   с   участием   детей   дошкольного возраста. В качестве методического пособия выступят вышеупомянутая книга наших коллег и сборники по детскому татарскому фольклору, в которых есть тексты соответствующих стихов и песенок. Что касается широко известного Барда­зиена и Сабантуя, необходимо будет добиться творческого участия детей в этих национальных праздниках. Партнёры   Больше всего мы сотрудничаем с нашей школой, они являются нашими  шефами, тем самым  осуществляя преемственнолсть обучения и воспитания,  сотрудничаем  с нашим  сельским Домом культуры  и  библиотекой.  Организовываем концерты, встречи, праздники.  Конечно,  хотелось бы  добиться лучшего, сотрудничать  со всеми, кто нас окружает, и создавать  всевозможные условия воспитания детей   для более большей успешности.  Целевая аудитория Проект работает на воспитанников  1­Красноярского детского сада МБОУ  «Бардымская СОШ№2». Привлекаются к работе школьники, воспитатели и  родители. План реализации проекта 6 Предполагаем ая дата Май­ август место проведения мероприятия  Детский сад Ответственный   за выполнение  Музыкальный руководитель Наименование мероприятия     Подготовительная работа ­Изучение   программы   музыкального обучения   и   воспитания   с   новых   позиций   ­ составление календарно­тематического плана   по       музыкальному   развитию         с включением содержание этнокультурного. национального компонента. развлечений, ­составление праздников,   утренников   ,   развлечений   по приобщению   детей     к   истокам   татарской народной культуры плана в           2013­2014уч Детский сад Основной этап Музрук.  планом В соответствии с    работы Октябрь­ апрель  октябрь Детский сад Детский сад Февраль­июнь Детский   сад­ школа март Детский сад Музыкальное   обучение   по   программе   с включением   регионального   компонента, поиск   таких   форм   и   методов,   технологий, которые   способствуют     воспитанию патриотизма и духовной культуры. Создание   «Татарская изба» Подготовительная работа к празднику: Разучивание   игр,   песен,   считалок,   загадок, пословиц    передвижного   мини   –музея   родители, учащиеся, в Муз.рук, воспитатели праздник «Сомбелэ» Социальный   проект   школьников     по изготовлению   народных   костюмов   и реализация проекта Подготовительная работа к празднику: Разучивание   игр,   песен,   считалок,   загадок, пословиц   ,   привлечение   родителей     на организацию   выставки   «Наши   родители   – мастера» Консультант­ музыкальный руководитель, Музыкальный руководитель, воспитатели Праздник «Науруз»  7 апрель Детский сад Подготовительная работа к празднику: Разучивание   игр,   песен,   считалок,   загадок, пословиц  Музыкальный руководитель, воспитатели Праздник «Карга боткасы»  май Детский сад Подготовительная работа к празднику: Разучивание   игр,   песен,   считалок,   загадок, пословиц, танцев. Музыкальный руководитель, воспитатели Июнь  Детский сад Праздник «Детский Сабантуй»  Подготовительная работа к конкурсу: Рисование   узоров,   орнаментов,   костюмов татарского народа, лепка из пластилина Август­ сентябрь Детский сад РМО Конкурс­выставка  народного творчества Заключительный этап ­Создание электронной базы по реализации (сценарные педагогического   проекта   разработки     мероприятий,   разработки занятий,   оформление   и создание страницы детского сада   на сайте школы. ­Обобщение опыта работы на МО  детского сада   и   на     музыкальных руководителей   презентации),   РМО   Музыкальный руководитель, воспитатели Музыкальный руководитель, воспитатели Ожидаемые результаты и социальный эффект В процессе работы над проектом, при проведении представленного проекта  решали следующие задачи:  1 Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными  особенностями народного татарского фольклора.  2 Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты,  справедливости, правдивости, гордости за свой край. 3 Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского  мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров татарского  фольклора.  Новизна проекта заложена в изучении именно регионального фольклора с  детьми дошкольного возраста, так как работа по использованию татарского   фольклора довольно широко ведется  и воспитателями  и музыкальным  8 руководителем.  Ценность же регионального фольклора состоит в  возможности на его основе узнать историю края, традиции.  Культуру,  что  способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает  чувство патриотизма.  С детьми проводились беседы, развлечения, игры, разучивание фольклорных  произведений. Я использовала в работе с детьми музыкальный фольклор: разучены  хороводы, танцы, частушки, песни, музыкальные игры  большинство из  которых представлены в  пособии. Результат работы заключается  в обогащении знаний детей и педагогов по  краеведению, обобщении моего опыта, решении задач, поставленных при  подготовке и проведении проекта, создании в ДОУ  пердвижного музея, ,  накоплен  материал по народной культуре, создали  электронный банк  разработок занятий и досуговых мероприятий, , сшиты  нашими шефами­  учащимися СП «Красноярская ОШ» и родителями  народные татарские  костюмы. и подготовлен проект по пошиву башкирских костюмов для  воспитанников детского сада. Приобщение детей к истокам народной культуры, воспитание любви к  родному краю продолжается: мы решили изучить культуру, традиции, нашего  народа.                 Маленькие  дети когда­то  уйдут во взрослую жизнь. Не все выберут профессию   связанную с музыкой. Но можно с уверенностью сказать, что через     всю   жизнь   наши   ребята   пронесут   любовь   к   народной   культуре, сохранят   глубокое   уважение   к   народному   творчеству,   историческому   и культурному наследию народов России и всего мира.  Перспективы дальнейшего развития  О роли музыки и культуры в образовании  человека спорить, кажется, не   приходится.   Она   является   непреходящей   ценностью,   естественным сопровождением всей жизни человека от рождения до перехода в Вечность. Она создает положительную мотивацию для развития личности, это фактор создания   положительного настроя на жизнь, это средство осуществления жизнедеятельности, это путь решения поставленной цели в жизни.  9 1.Асфандияров А.З. и Асфандиярова К.М. История башкирских сел Литература Пермской и Свердловской областей. Книга 8. Уфа, 1999.255с. 2.Валиуллин Р.Ш. Очерки по истории родного края: учеб пособие. Барда, 1998. 158 с. 3.Исхаков Д.М.Татары. Набережные Челны, 1993.64с. 4.Казанцева О.А. Каталог археологических памятников Бардымского района Пермской области. Ижевск,2004.175с. (Удмуртский госуниверситет, кафедра   археологии   и   истории   первобытного   о­ва.   Институт   истори   и культуры народов Приуралья). 5.Тулвинские   татары   и   башкиры:   этногр.   очерки   и   тексты.   Пермь, 2004.   455с.   (   РАН.   Уральское   отделение,   Пермский   филиал   Института истории и археологии,  ГОУ «Пермский государственный университет»). 7.Чагин   Г.Н.   и   Черных   А.В.   Народы   Прикамья:   Очерки этнокультурного развития в Х1Х­ХХ вв.: научное издание. Пермь, 2002.302с. 8.Чагин   Г.Н.   Народы   и   культуры   Урала   в   Х1Х­ХХ   вв. Екатеринбург,2002.293 с.  9. Методическое пособие «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа Барда 2005. 10. Сборники  «Горлэп усэбез»  «Детский фольклор» и др. 10 11

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей

Этнокультурный компонент в обучении музыке детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2017