ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЦЕНТРОМ «СОДРУЖЕСТВО» ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДАЙ ЛАПУ, ДРУГ!» Автор: Моисеева Раиса Ивановна Соавтор: Копылова Ольга Николаевна
Оценка 4.8

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЦЕНТРОМ «СОДРУЖЕСТВО» ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДАЙ ЛАПУ, ДРУГ!» Автор: Моисеева Раиса Ивановна Соавтор: Копылова Ольга Николаевна

Оценка 4.8
docx
24.11.2021
ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЦЕНТРОМ «СОДРУЖЕСТВО» ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДАЙ ЛАПУ, ДРУГ!»  Автор: Моисеева Раиса Ивановна Соавтор: Копылова Ольга Николаевна
Моисеева Статья.docx

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЦЕНТРОМ «СОДРУЖЕСТВО» ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДАЙ ЛАПУ, ДРУГ!»

 

Автор: Моисеева Раиса Ивановна

Соавтор: Копылова Ольга Николаевна

Томск, ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

учитель начальных классов, педагог-психолог

rimoiseeva@list.ru

 

Аннотация. В статье предпринята попытка анализа взаимодействия обучающихся с нарушениями слуха с центром «Содружество». Отношение современного школьника к животным является педагогической проблемой и практической задачей. Для коррекционной педагогики данная проблема приобретает особую актуальность. Забота о животных окутывает детей духом гуманности.

 

Ключевые слова. Волонтёры, бездомные животные, благотворительность, приют, питомцы, экологическая культура, обучающиеся с нарушениями слуха.

 

Чуткое отношение к животным посредством социально-эколого-нравственного воспитания в школе-интернате для обучающихся с нарушениями слуха – это не мода, не очередное увлечение, это направление носит информационный, практико-ориентированный характер, формирует у детей толерантность, милосердие, закладывает первоначальные знания об отношении к животным, помощи и поддержке бездомных животных.

Нам пришла идея о запуске проекта «Дай лапу, друг!» в рамках программы «2013 год – Год охраны окружающей среды», целью которой является формирование активной жизненной позиции, повышение экологической грамотности обучающихся с нарушениями слуха. Данный проект был выбран не случайно, так как давно доказано, что общение с животными благотворно влияет на человека. Прогулки с собакой избавляют от гиподинамии, поглаживание кошки успокаивает нервы. Исходя из этого, появились целые методики занятий с животными-«терапевтами».

Актуальность данного проекта – воспитать детей с особенностями в развитии в духе гуманности к братьям нашим меньшим и ко всему окружающему миру. Важным аспектом является расширение представлений о помощи и поддержке бесхозных животных.

Способность выявления проблемы бездомных животных требует исследовательского подхода. Проектная деятельность предполагает создание информационного ресурса как на школьном образовательном сайте, в сети интернет, так и на электронных носителях (видеоролики, презентации, внеурочные мероприятия, и др.) по программам «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Природоведение», которые помогают детям, родителям, педагогам, волонтёрам в работе с детьми младшего, среднего и старшего возраста.

В рамках проекта обучающиеся не только получили сведения о животных, об окружающей среде, но и занимались трудовой деятельностью – мастерили скворечники, кормушки, тёплые постилки для кошек и собак, различные поделки, а также участвовали в благотворительности – приобретали корм для животных питомника, пополняли финансовую копилку, подкармливали птиц и др.

Мир животных удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что-то новое, удивительное, необычное. Воспитание в детях осознания необходимости нравственного отношения к животным в целом, а к бездомным животным в частности, понимание ответственности человека за братьев наших меньших не менее важно, чем умение считать, писать, читать, но и весьма актуально.

Объектом проектной деятельности является процесс формирования у обучающихся помощи и осознанного отношения к проблеме брошенных животных, под руководством родителей, педагогов, волонтёров.

Предметом исследования является совместная деятельность волонтёров Томской областной общественной благотворительной зоозащитной организации «СОДРУЖЕСТВО», обучающихся, педагогов, родителей в процессе взаимодействия с животными приюта «Содружество», видов деятельности во внеурочное время как средство формирования активной жизненной позиции, воспитания бережного отношения к животным. Среди питомцев приюта немало животных-инвалидов, вынужденных до конца дней лечиться. Посещая приют для бездомных животных, дети узнают о тяжелых судьбах питомцев, видят собственными глазами собак-калек, слепых кошек – жертв человеческой безалаберности и ничем не оправданной жестокости – и помогают им. Таким образом, они учатся главному в жизни – Человечности.

Главная цель заключается в создании условий для развития познавательного опыта и практических навыков детей в процессе формирования начал экологической культуры, адекватного отношения ребёнка к живой природе, взаимодействия с бездомными животными.

Задачи, исходящие из цели, формируют блоки:

1-ый блок задач – образовательно-регулятивные

привлекать к проблеме защиты бездомных животных обучающихся, их родителей, педагогов;

организовывать собственную деятельность, фиксировать моменты наблюдения;

знакомить с элементарными методами и приёмами по уходу за животными.

2-ой блок задач – познавательно-развивающие

предвидеть возможности получения конкретного результата – облегчение жизнедеятельности бездомных животных;

самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы, оценивать результат собственной благотворительной деятельности;

обогащать практико-деятельностный опыт по взаимодействию с бездомными животными.

3-ий блок задач – коммуникативно-воспитательные

воспитывать бережное отношение к животным, стойкое предотвращение  жестокого обращения с животными;

прививать детям с нарушениями слуха гуманное отношение к бездомным животным;

повышать уровень сознания, этического и гуманного отношения к животным.

4-ый блок задач – личностно-коррекционные:

развивать умение слушать и слышать, действовать в заданных условиях;

активизировать слуховое восприятие, мотивировать к обобщению предметно-практических действий в рамках проектной деятельности.

Гипотеза базируется на внедрении эффективных педагогических технологий, наполняющих информационно-практико-ориентированный проект, в воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, вследствии чего неизбежна положительная динамика эмоционального, чувственного, психологического развития.

У детей с нарушениями слуха недостаточен объём знаний в области естественнонаучных представлений. Они затрудняются в установлении причинно-следственных взаимосвязях появления проблемных (бездомных, бесхозных) животных. Поэтому при разработке проекта «Дай лапу, друг!» использовали метод коммуникации, организованного детского взаимодействия с волонтёрами центра «Содружество».

Метод исследования – наблюдения, взаимодействия с бездомными животными, позволяет обучающимся с особенностями в развитии реализовать заложенную в них программу поддержки, помощи братьям нашим меньшим, оказавшимся в трудной ситуации вполне доступным для них способом – путём наблюдения, анализирования, сравнения, обобщения, оказания помощи.

Метод планирования включает цели, задачи, определяет результативность проекта, последовательность действий, корректировки.

Метод диагностического анкетирования: состоит из наблюдений, бесед, анализа продуктов творчества деятельности, экспертной оценки.

Методы математической статистики, для обработки данных, полученных в процессе функционирования проекта «Дай лапу, друг!».

Основные принципы проекта состоят из:

принципа гибкости, что даёт возможность участникам проекта работать в подходящем для них темпе и в удобное время;

принципа модульности, что позволяет волонтёрам, родителям и педагогам использовать необходимые для них сетевые образовательные программы (или отдельные составляющие образовательные программы) для применения индивидуальных образовательных маршрутов;

принципа оперативности и объективности оценивания достижений воспитанников, что помогает учитывать зоны актуального и ближайшего развития, структуру дефекта и образовательные возможности каждого ребёнка с особенностями в развитии.

Проект «Дай лапу, друг!» способствует воспитанию бережного отношения к домашним животным, усвоению правил:

§   никто не имеет право причинять животному ненужной боли, страданий или ущерба;

§   любой человек, содержащий домашнее животное должен нести ответственность за его здоровье и благополучие и должен обеспечить ему место для проживания, уход и заботу.

§   если нет условий для содержания собак или кошек, то и не стоит их заводить;

§   у детей будут сформированы элементарные знания культуры по оказанию помощи бездомным животным, по уходу за животными в домашних условиях.

Основной механизм реализации проекта «Дай лапу, друг!» заключается в том, что весь материал доступен на школьном сайте http://si15.tomsk.ru/ в On-line режиме, постоянно пополняется новыми материалами. Помимо этого, родители всегда могут получить консультацию педагогов образовательной организации, волонтёров, педагога-библиотекаря.

В ходе реализации проекта были организованы мероприятия.

§   Акции: «Мы в ответе за тех, кого приручили», сопровождающие благотворительностью, выпуском «листовок», где привлечено внимание к проблеме бездомных животных.

§   Поиск хозяев для бездомных животных (под руководством волонтёров).

§   Организация бесед, праздничных мероприятий и развлечений для детей, их родителей, педагогов.

§   Организация совместных мероприятий для воспитанников, их родителей и педагогов образовательной организации с сотрудниками и питомцами приюта «Содружество».

§   Проведение серии регулярных предметно-практических занятий по изготовлению подстилок, лежаков для кошек, собак, щенков. Мероприятия проекта организовывались и проводились в соответствии с этапами.

Стоит подвести итог. Проект «Дай лапу, друг!» продолжает своё движение. На данной стадии мы получили результаты, указывающие на положительный аспект практико-ориентированной деятельности всех активных участников проекта.

Все участники проекта добрые, любящие меньших братьев ребята. Приятно смотреть созданные совместно с педагогами презентации, читать сочинения о том, как ребята пишут о любимых питомцах – кошках, собаках, других домашних животных, какую заботу они проявляют к братьям нашим меньшим. С каким желанием учат и декламируют со сцены стихи о животных, о бережном к ним отношении. Ребята знают, как необходимо ухаживать за животными, как взаимодействовать с бездомными животными, какую оказывать им помощь. Активные участники проекта могут определить породу собаки, знают много различных кличек четвероногих друзей, интересно проводят досуг, мастерят для животных игрушки, лежанки, коврики, тёплые подстилки.

Таким образом, работа над проектом активизирует познавательный интерес учащихся, побуждает ребят к бережному отношению к животным, уходу за ними и оказанию посильной помощи. Участники проекта продолжают действовать в рамках проектной деятельности, активно взаимодействуют с Томской областной общественной благотворительной зоозащитной организацией «СОДРУЖЕСТВО».

 

Список использованной литературы

 

1.          Ада Горбачева. Собачьи радости. Независимая газета (23 марта 2007).

2.          Инна Измерова, Николай Морозов РАЗГОРАЕТСЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И СОБАКАМИ (рус.) // Известия науки. — Москва: 08 февраля 2010.

3.          Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2006. – 256 с. (Я иду на урок).

4.          Опыт зарубежных стран в решении проблемы бездомных животных (собак и кошек) http://www.gelion-dogs.kiev.ua/kinologiya/zakon/909-opyt-zarubezhnyx-stran-v-reshenii-problemy.html.

5.          Поярков А.Д. Стратегия контроля и регуляции численности бродячих собак в городских условиях // Экология, поведение и управление популяциями волка. М.: 1989. С. 130-139.

6.          Рябов Л.С. Бродячие и одичавшие собаки в городской среде. Бюлл. МОИП. Отд. биолог. М, 1979,. т. 84, вып. 4-52 страницы.


 

7.          Скачано с www.znanio.ru

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ

Мир животных удивительный и многообразный

Мир животных удивительный и многообразный

Гипотеза базируется на внедрении эффективных педагогических технологий, наполняющих информационно-практико-ориентированный проект, в воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, вследствии чего неизбежна положительная динамика эмоционального, чувственного, психологического развития

Гипотеза базируется на внедрении эффективных педагогических технологий, наполняющих информационно-практико-ориентированный проект, в воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, вследствии чего неизбежна положительная динамика эмоционального, чувственного, психологического развития

Основной механизм реализации проекта «Дай лапу, друг!» заключается в том, что весь материал доступен на школьном сайте http://si15

Основной механизм реализации проекта «Дай лапу, друг!» заключается в том, что весь материал доступен на школьном сайте http://si15
Скачать файл