«Формирование духовно – нравственных основ национальной культуры, приобщение детей к русским традициям во внеурочное время»
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние школьники. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуры. Как сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных школьников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Система духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь.
В нашем классе планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры.
Воспитывая детей духовно- нравственно, обращаясь к истокам русской народной культуры, можно выделить несколько этапов, это
устное народное творчество ,
театрализованная деятельность,
художественное творчество,
прикладное искусство.
В школьном возрасте происходит освоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. И поэтому в этом возрасте возможно успешное воспитание поведения в соответствии с идеалами, взятыми из жизни святых, сказок, героев художественных произведений. Изучая народный календарь, школьники приобщаются к нравственным основам культурного наследия своего народа, узнают о предстоящих народных праздниках, об истории возникновения.
Через устное народное творчество дети знакомятся с трудовой и общественной деятельностью людей, их взаимоотношениями, мотивами поведения, поступками, прививается любовь к русской природе, показывая её красоту и раздолье. Русские былины раскрывают перед детьми историю нашей Родины, её героическое прошлое, подвиги богатырей –защитников народа..
Стремясь пробудить у детей любознательность, наблюдательность, пытливость, мы обращаем внимание ребенка на природные явления, которые описываются в былинах, встречаются в загадках, упоминаются в пословицах и поговорках. Через произведения устного народного творчества дети приобщаются к красоте русского языка, узнают много новых слов, обогащают свой словарный запас, учатся правильно выражать свои мысли, строить предложения.
Например: на классном часе: «Фольклор- коллективное устное народное творчество» дети узнали о жанрах фольклора, и что фольклорные произведения сейчас исполняют артисты, а в древности песни, загадки, частушки, сказки были частью жизни простого человека. Девочки исполнили русскую народную песню, а мальчики соревновались в знании пословиц и поговорок.
Интересным и запоминающимся был классный час о таком жанре как былина. Три главных богатыря воплотили в себе воинскую доблесть русского народа,
Таким образом, благодаря работе с детьми на основе устного народного творчества мы добиваемся положительных результатов:
- у детей сформировались нормы поведения и коммуникативные качества (работа в группах, в парах, умение слушать друг друга и воспитателей);
- они стали более внимательны и усидчивы на занятиях;
- охотно участвуют в инсценировке сказок.
- расширились их знания об окружающей действительности, об отношениях людей в обществе.
Такая форма совместной деятельности, как праздник, способствует единению и достижению высоких результатов.
Народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении детей к народной культуре.
Такие народные праздники как «Рождество», «Масленица» «Пасха» проходят весело и увлекательно. К празднику « Масленица» устраивались праздничные посиделки, где девочки с большим удовольствием наряжались в разноцветные народные шали и платки, пели народные песни и водили хороводы. Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие. После праздника с детьми организуем итоговые беседы на следующие темы: «Край, в котором ты живешь», «Светлый праздник Рождества» и др. Познавательные беседы развивают мышление, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.
К классному часу «Православные обряды и праздники» дети сами искали информацию и сделали сообщения о больших православных праздниках, а так же рассказали, как проходят праздники в их семьях.
На посиделках дети не только поют песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким, родным и друзьям, знакомятся с музыкальным фольклором, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.
Наши воспитанники являются частыми посетителями школьной комнаты русской старины , а так же краеведческого музея. Детям любопытно приподнять старый утюг, заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце.
Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.
После посещения музея дети в самостоятельной творческой деятельности изготавливают понравившиеся предметы из бумаги, соленого теста, бисера, атласных лент, приобретая навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
В нашем классе создан «Православный уголок», где стоят работы наших детей. Ребята кропотливо и с большим удовольствием вышивают бисером и крестиком картинки, открытки к православным праздникам, иконку, которую вышила Светочева Лилия. Красивы пасхальные яйца, сделанные своими руками, украшают этот уголок.
Очень многие работы наших детей отправлялись на различные районные и областные выставки, за которые получали грамоты и благодарности, что стимулирует детей и вдохновляет их на дальнейшую творческую деятельность.
Художественное начало есть в каждом ребёнке. И нам необходимо видеть в этом творческом начале – две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, мы открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает детей, подводит к более глубокому пониманию мира.
Большое значение познания искусства и перехода к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность. Участие в коллективе художественной самодеятельности увлекает наших детей исполнительной деятельностью. Дети, всецело отдаваясь ей, переживают душевный подъём, наслаждение. Наши воспитанники участвуют в предметных неделях, в вечерах посвященных дню 8 марта, 9-му мая, к Дню защитников Отечества, новогодний карнавал, где дети показывают свое мастерство.
Дети нашего класса участвуют и побеждают в межмуниципальных конкурсах таких как фестиваль межнациональных культур и отношений "Хоровод дружбы», целью которого было развивать творчества детей. Девочки нашего класса: Светочева Лилия, Иванова Оксана, Ивашкина Ульяна, Юрьева Рита были награждены грамотой "За яркое воплощение номера".
В декабре состоялся областной фестиваль творчества детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники нашего класса за исполнение танца были награждены грамотой за 3 место.
Петь, плясать, участвовать в театральных постановках - все это может не каждый ребёнок, но ему нужно предоставить такую возможность, возможность попробовать свои силы, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребенка.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» – как нельзя больше объединяется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Использованная литература:
1. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: «Советская энциклопедия», 1972. – 389с.
2. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учеб. пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: «Покров», 2003. – 288с.
3. Духовно-нравственная культура: Материалы первого Фестиваля духовной культуры. Москва, 2005г. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. 2006. -288с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.