ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ИНТЕГРАЦИИ «ШКОЛА – ВУЗ»
Комилов Камаридин Уринович
Чирчикский Государственний педагогический институт Ташкентского области (Чирчик, Узбекистан), [email protected]
В последние десятилетия в нашей стране и в мире существенно возросло внимание общества к реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся, созданию оптимальных условий для развития их природных способностей и возможностей в определенных областях знаний. Обучение химии вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, которое во многом определяется познавательной активностью учащихся, их желанием и стремлением к познанию одной из наиболее трудных учебных дисциплин, а также уровнем их мотивации к изуче-нию химии в профильных классах[1,2,3,4].
В Чирчикском областном государственном педагогическом институте (ТОЧГПИ) на протяжении пяти лет реализуется система мероприятий, направленных на формирование и развитие химических способностей учащихся в интеграции «Школа – вуз» [5]. Интересным является опыт ТОЧГПИ в организации лабораторных и практических занятий со школьниками во внеурочное время с целью углубленного изучения основных разделов химии и их подготовки к химическим навыкам[6]. Например, на базе лабораторий кафедры «Химии» под руководством квалифицированных преподавателей успешно проводятся практико-ориентированные занятия с учащимися школ г. Чирчика и Ташкентской области[7].
Учащимся по их выбору предлагается посетить такие лабораторные занятия, как «Получение неорганических соединений» [8]., «Гидролиз солей»[9], «Сильные и слабые электролиты»[10]., «Ионообменные реакции», «Окислительно-восстановительные реакции» [11]., «Комплексные соединения и их получение» [12]., «Электролиз» [13]., «Скорости химических реакций», «Смещение химического равновесия в обменных реакциях» и т.д. [14]. Необходимо подчеркнуть, что в процессе организации таких занятий эффективно сочетаются изучение основных теоретических сведений по основным разделам химии и практико-ориентированные технологии[15]. Школьники 9–11 классов, посещающие такие занятия значительно быстрее продвигаются по пути усвоения новых знаний, совершенствования умений и навыков работы с лабораторным оборудованием, а также показывают результаты в практических турах химических олимпиад на 30–40% выше, чем их сверстники, не занимающиеся химий в сотрудничестве с высшими образовательными учреждениями.
Одним из эффективных способов развития химических способностей учащихся являются индивидуальные образовательные траектории, которые представляют собой специальные программы, обеспечивающие ученику при соответствующей педагогической поддержке со стороны учителя и/или преподавателя вуза право выбора, разработки и реализации собственных образовательных маршрутов, необходимых для формирования устойчивой мотивации к изучению химии.
Анализ результатов проведенных исследований показал, что организация индивидуальных образовательных траекторий учащихся в системе «Школа – вуз» будет наиболее успешной, если обеспечивается целенаправленное и поэтапное включение учащихся в практическую деятельность, обязательное создание ситуаций успеха на всех этапах обучения, возможность выбора и корректировки направлений деятельности. Кроме того, большое значение имеет организация методической подготовки учителей химии в области теории и методики обучения химии через курсы повышения квалификации и проблемные семинары как на кафедры химии ТОЧГПИ.
Безусловно, использование таких педагогических технологий в процессе непрерывного изучения химии в интеграции «Школа – вуз» позволяет осуществлять индивидуализацию обучения на профильном уровне, что приобретает особую значимость в условиях введения государственных образовательных стандартов для средних школ.
Следует также отметить, что предложенные подходы могут быть успешно использованы в работе с учащимися общеобразовательных учреждений Ташкентской области, начиная с пропедевтического этапа изучения химии.
2021-202 учебном году по инициативе ТОЧГПИ поведена олимпиада по химии и биологии среде учащихся 11- классов средних образовательных школ Ташкентской области и учащиеся, занявшие 1-,2 -3 – места приняты в институт без вступительных экзаменов.
Литература
1. Шепелев М.В, Вашурин А.С., Леонтьева Г.В. Организация научно-исследовательской деятельности школьников и студентов в системе дополнительного образования: учеб.-метод. пос. Иваново: ИГХТУ, 2013. 80 с.
2. Шепелев М.В. Научно-методические основы организации эффективной работы с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии: монография. Пенза: Научно-издательский центр «Социосфе-ра», 2012. 153 с.
3. Шепелев М.В., Румянцев Е.В., Вашурин А.С. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в системе «Школа – ВУЗ»: опыт регионального университета // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. 2013. Т. 4. № 3. С. 210–214.
4. Badalova S. I., Komilov Q. U., Kurbanova A. J. Intellectual training of students of technical institute. Academic Research in Educational Sciences. 2020. Vol. 1 No. 1.
5. Курбанова А.Дж., Аллаев Ж. Использование личностно-ориентированного обечения на занятиях химии/ Замонавий узлуксиз таълим муаммолари: Инновациялар ва истиқболлар мавзусидаги халқаро илмий конференция материаллари. 2018, С.-366.
6. Курбанова А.Дж., Аллаев Ж. Педагогические технологии как дидактический инструмент при подготовки специалиста в техническом ВУЗе/ Замонавий узлуксиз таълим муаммолари: Инновациялар ва истиқболлар мавзусидаги халқаро илмий конференция материаллари. 2018 й. 27 апрель. ТДПУ. Тошкент, С.-364.
7. Элмурадов Б. Роль слайдов Power Point при проведении лекционных занятий по химии// Вестник Ташкентского института автомобильных дорог. 2018. № 1(4), С.-103-105.
8. Комилов К.У., Йулдошев Н.Н. Интеграция математики с естественными предметами/ Замонавий узлуксиз таълим муаммолари: Инновациялар ва истиқболлар мавзусидаги халқаро илмий конференция материаллари. Тошкент, 2018. С.-316.
9. Курбанова Г.Дж., Курбанова А.Дж. Интеграция химии и русского языка// Касб-хунар таълими. 2019. № 2(2), С.-36-40.
10. Badalova S.I., Kurbanova A.Dj. Case Technology in Chemistry Lessons// Academic Research in Educational Sciences. 2020. №1 (1), Page. 262-265.
11. Ёдгаров Б.О., Курбанова А.Дж. Применение ИКТ для совершенствования общего химического образования// Общество и инновации. 2021. № 2(4/S), С.-257-261.
12. Kurbanova A.Dj., Komilov K.U. Integration of chemistry and english in the teaching of chemistry// Academic research in educational sciences. № 2(9), Page. 40-43.
13. Рустамова Х.Н., Курбанова А.Д., Комилов К.У., Эштурсунов Д.А. Pоль информационно-коммуникационных технологии в преподавании общей и неорганической химии// Экономика и социум. 2021. №5-2. 1047-1056 betlar.
14. Курбанова А.Д. Case-study method for teaching general and inorganic chemistry// Academic Research in Educational Sciences. 2021. № 2(6), 436-443 betlar.
15. Atqiyayeva S.I., Komilov K.U. Developing intellectual capabilities of students in teaching chemistry// Образование и наука в ХХI веке. 2021. № 3(10), 684-690 betlar.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.