ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ИНТЕГРАЦИИ «ШКОЛА – ВУЗ»
Оценка 4.6

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ИНТЕГРАЦИИ «ШКОЛА – ВУЗ»

Оценка 4.6
doc
13.06.2022
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ  В ИНТЕГРАЦИИ  «ШКОЛА – ВУЗ»
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ИНТЕГРАЦИИ «ШКОЛА – ВУЗ».doc

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ  В ИНТЕГРАЦИИ  «ШКОЛА – ВУЗ»

 

Комилов Камаридин  Уринович

Чирчикский  Государственний  педагогический институт Ташкентского области  (Чирчик, Узбекистан), [email protected]

 

В последние десятилетия в нашей стране и в мире существенно возросло внимание общества к реализации интеллектуального и  творческого  потенциала  учащихся,  созданию  оптимальных  условий для развития их природных способностей и возможностей в определенных областях знаний. Обучение химии вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, которое во  многом  определяется  познавательной  активностью  учащихся, их желанием и стремлением к познанию одной из наиболее трудных учебных дисциплин, а также уровнем их мотивации к изуче-нию химии в профильных классах[1,2,3,4].

В Чирчикском областном государственном педагогическом институте  (ТОЧГПИ)  на  протяжении  пяти  лет  реализуется  система  мероприятий,  направленных  на  формирование  и развитие химических способностей учащихся в интеграции «Школа – вуз» [5].  Интересным является опыт ТОЧГПИ в организации лабораторных и практических занятий со школьниками во внеурочное время с целью углубленного изучения основных разделов химии и их подготовки к химическим навыкам[6]. Например, на базе лабораторий кафедры «Химии» под  руководством  квалифицированных преподавателей успешно проводятся практико-ориентированные занятия с учащимися школ г. Чирчика и Ташкентской области[7].

Учащимся  по  их  выбору  предлагается  посетить  такие  лабораторные  занятия,  как  «Получение неорганических соединений» [8]., «Гидролиз солей»[9], «Сильные и слабые электролиты»[10]., «Ионообменные реакции», «Окислительно-восстановительные  реакции» [11]., «Комплексные  соединения  и  их получение» [12]., «Электролиз» [13].,  «Скорости химических реакций», «Смещение химического равновесия в обменных реакциях» и т.д. [14].  Необходимо подчеркнуть, что в процессе организации таких занятий эффективно сочетаются изучение основных теоретических сведений по основным разделам химии и практико-ориентированные технологии[15].  Школьники 9–11 классов, посещающие такие занятия значительно быстрее продвигаются по пути усвоения новых знаний, совершенствования умений и навыков работы с лабораторным оборудованием, а также показывают результаты в практических турах химических олимпиад на 30–40% выше, чем их сверстники, не занимающиеся химий в сотрудничестве с высшими образовательными учреждениями.

Одним  из  эффективных  способов  развития  химических  способностей  учащихся  являются  индивидуальные  образовательные траектории,  которые  представляют  собой  специальные  программы,  обеспечивающие  ученику  при  соответствующей  педагогической  поддержке  со  стороны  учителя  и/или  преподавателя  вуза  право  выбора,  разработки  и  реализации  собственных  образовательных маршрутов, необходимых для формирования устойчивой мотивации к изучению химии.

Анализ  результатов  проведенных  исследований  показал,  что организация  индивидуальных  образовательных  траекторий  учащихся  в  системе  «Школа  –  вуз»  будет  наиболее  успешной,  если обеспечивается  целенаправленное  и  поэтапное  включение  учащихся  в  практическую  деятельность,  обязательное  создание  ситуаций  успеха  на  всех  этапах  обучения,  возможность  выбора  и корректировки  направлений  деятельности.  Кроме  того,  большое значение  имеет  организация  методической  подготовки  учителей химии в области теории и методики обучения химии через курсы повышения квалификации и проблемные семинары как на кафедры химии ТОЧГПИ.

Безусловно, использование таких педагогических технологий в  процессе непрерывного изучения химии в интеграции «Школа – вуз»  позволяет осуществлять индивидуализацию обучения на профильном уровне, что приобретает особую значимость в условиях введения государственных образовательных стандартов  для средних школ.

Следует  также  отметить,  что  предложенные  подходы  могут  быть успешно использованы в работе с учащимися общеобразовательных учреждений Ташкентской области, начиная с пропедевтического этапа изучения химии.

2021-202 учебном году по инициативе ТОЧГПИ поведена олимпиада  по химии и биологии среде учащихся 11- классов средних образовательных школ Ташкентской области и учащиеся, занявшие 1-,2 -3 – места приняты в институт без вступительных экзаменов.

 

Литература

 

1. Шепелев М.В, Вашурин А.С., Леонтьева Г.В. Организация научно-исследовательской деятельности школьников и студентов в системе дополнительного образования: учеб.-метод. пос. Иваново: ИГХТУ, 2013. 80 с.

2. Шепелев М.В. Научно-методические основы организации эффективной работы с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии: монография. Пенза: Научно-издательский центр «Социосфе-ра», 2012. 153 с.

3. Шепелев М.В., Румянцев Е.В., Вашурин А.С. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в системе «Школа – ВУЗ»: опыт регионального университета // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. 2013. Т. 4. № 3. С. 210–214.

4. Badalova S. I., Komilov Q. U., Kurbanova A. J. Intellectual training of students of technical institute. Academic Research in Educational Sciences. 2020. Vol. 1 No. 1.

5. Курбанова А.Дж., Аллаев Ж. Использование личностно-ориентированного обечения на занятиях химии/ Замонавий узлуксиз таълим муаммолари: Инновациялар ва истиқболлар мавзусидаги халқаро илмий конференция материаллари2018, С.-366.

6.  Курбанова А.Дж., Аллаев Ж. Педагогические технологии как дидактический инструмент при подготовки специалиста в техническом ВУЗе/ Замонавий узлуксиз таълим муаммолари: Инновациялар ва истиқболлар мавзусидаги халқаро илмий конференция материаллари. 2018 й. 27 апрель. ТДПУ. Тошкент, С.-364.

7. Элмурадов Б. Роль слайдов Power Point при проведении лекционных занятий по химии// Вестник Ташкентского института автомобильных дорог. 2018. № 1(4), С.-103-105.

8. Комилов К.У., Йулдошев Н.Н. Интеграция математики с естественными предметами/ Замонавий узлуксиз таълим муаммолари: Инновациялар ва истиқболлар мавзусидаги халқаро илмий конференция материаллари. Тошкент, 2018. С.-316.

9.  Курбанова Г.Дж., Курбанова А.Дж. Интеграция химии и русского языка// Касб-хунар таълими. 2019.  № 2(2), С.-36-40.

10. Badalova S.I., Kurbanova A.Dj. Case Technology in Chemistry Lessons// Academic Research in Educational Sciences. 2020. №1 (1), Page. 262-265.

11. Ёдгаров Б.О., Курбанова А.Дж. Применение ИКТ для совершенствования общего химического образования// Общество и инновации. 2021. № 2(4/S), С.-257-261.

12.  Kurbanova A.Dj., Komilov K.U. Integration of chemistry and english in the teaching of chemistry//  Academic research in educational sciences. № 2(9), Page. 40-43.

13. Рустамова Х.Н., Курбанова А.Д., Комилов К.У., Эштурсунов Д.А. Pоль информационно-коммуникационных технологии в преподавании общей и неорганической химии// Экономика и социум. 2021. №5-2. 1047-1056 betlar.

14. Курбанова А.Д. Case-study method for teaching general and inorganic chemistry// Academic Research in Educational Sciences. 2021. № 2(6), 436-443 betlar.

15. Atqiyayeva S.I., Komilov K.U. Developing intellectual capabilities of students in teaching chemistry// Образование и наука в ХХI веке. 2021. № 3(10), 684-690 betlar.

 


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКИХ

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКИХ

Анализ результатов проведенных исследований показал, что организация индивидуальных образовательных траекторий учащихся в системе «Школа – вуз» будет наиболее успешной, если обеспечивается целенаправленное и поэтапное включение…

Анализ результатов проведенных исследований показал, что организация индивидуальных образовательных траекторий учащихся в системе «Школа – вуз» будет наиболее успешной, если обеспечивается целенаправленное и поэтапное включение…

Курбанова А . Дж ., Аллаев

Курбанова А . Дж ., Аллаев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2022