Формирование умения смыслового чтения и работы с текстом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся
Оценка 4.8

Формирование умения смыслового чтения и работы с текстом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся

Оценка 4.8
doc
18.11.2021
Формирование умения смыслового чтения и работы с текстом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся
Формирование умения смыслового чтения и работы с текстом.doc

Формирование умения смыслового чтения и работы с текстом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся

 

Класс (возраст)

Возрастные психологические особенности

Умения смыслового чтения

5 класс

(10-11 лет)

У пятиклассников над всеми психическими процессами доминируют словесно-логическое и образное мышления, на которые опирается

материал предметов 5-го класса.

Сформировано произвольное внимание. Оно может быть полностью организовано и контролируемо подростком.

Способность к саморегуляции.

Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа

Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности(школьник принимает и понимает смысл учения для себя, учится осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формирует и регулирует учебные приоритеты, занимается самообразованием и др. Ведущий мотив - познавательный).

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; уметь сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
  • находить необходимую единицу информации в тексте;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, проводить проверку правописания;
  • интерпретировать текст: делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

6 класс

(11-12 лет)

У шестиклассников происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно развивается логическая память, но замедляется развитие механической памяти, что связано с увеличением объема информации.

Можно говорить о сформированности словесно-логического мышления, на основе которого начинается становление теоретического рефлексивного мышления, характерного высокому уровню развития интеллекта.

Рекомендация: помогая ребенку делать уроки, не заставляйте заучивать заданный материал наизусть (кроме стихотворений). Ребенок должен понимать то, что учит. Тогда у него будет развиваться теоретическое рефлексивное мышление.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте,

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • интерпретировать текст: выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

7 класс

(12-13 лет)

В 7-ом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:

Становление теоретического рефлексивного мышления, характерного высокому уровню развития интеллекта, происходит на основе развития формально-логических операций. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане.

У семиклассника активное развитие получают чтение, монологическая и письменная речь. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную произвольную тему.

Рекомендация: проверяя уроки, просите ребенка воспроизводить основной смысл прочитанного. Так он будет развивать монологическую речь.

 

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:  предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими,
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • структурировать текст, составить оглавление; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • интерпретировать текст: обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

Работа с текстом: оценка информации

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации

8 класс

(13-14 лет)

Познавательные процессы:

В 8-ом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:

У восьмиклассника становление теоретического рефлексивного мышления тесно связано с развитием воображения, что дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п. Существует и вторая линия развития воображения: потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа. Игра воображения не только доставляет удовольствие, но и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Рекомендация: обратить внимание на фантазии ребенка. В них легко увидеть его желания и потребности, многие из которых необходимо вовремя скорректировать.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:  различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию;

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • структурировать текст,
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), уметь переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

Работа с текстом: оценка информации

  • откликаться на содержание текста: находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения, свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
  • критически относиться к рекламной информации;

9 класс

(14-15 лет)

В 9-ом классе развитию интеллекта характерны следующие особенности:

1. Значительное развитие теоретической мысли.

• Самостоятельность и активность мыслительной деятельности.

• Критичность: старшеклассники чаще и настойчивее задают вопрос «почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений.

2. Совершенствование практического мышления. Развитым можно считать такое практическое мышление, которое обладает следующими свойствами:

• Предприимчивость. Человек должен быть всегда готов отыскать решение возникшей проблемы, выход можно найти из любой ситуации.

• Экономность, Обладая ею, человек в состоянии найти такой способ действий, который с наименьшими затратами и издержками приведет к нужному результату.

• Расчетливость. Проявляется в умении заглядывать далеко вперед, предвидеть последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, чего он может стоить.

• Умение оперативно решать поставленные задачи. Проявляется в количестве времени, которое проходит с момента возникновения задачи до практического решения. Характеризует динамичность практического интеллекта.

Многочисленными психологическими исследованиями было установлено, что юношам и девушкам, занимавшимся в школе развитием только теоретического интеллекта, во время обучения в ВУЗе приходится все усилия направлять на развитие практического интеллекта, без которого невозможны ни профессиональное обучение, ни профессиональная деятельность. Отсутствие навыков решать проблемы быстро и эффективно, неумение предвидеть возможный результат, всегда негативно сказывается на успеваемости таких студентов, а в последующем и на их профессиональной карьере.

Рекомендация: поощряйте участие ребенка в ученическом самоуправлении, которое поможет ему в развитии таких свойств практического мышления, как предприимчивость, расчетливость и умение оперативно решать поставленные задачи. Помогите ему развить экономность, побуждая самостоятельно производить расчеты материальных затрат на интересующие его дела.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • структурировать текст, составлять списки, делать ссылки,
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), уметь переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

  • откликаться на содержание текста: оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
  •  откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
  • находить способы проверки противоречивой информации;
  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

 


Формирование умения смыслового чтения и работы с текстом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся

Формирование умения смыслового чтения и работы с текстом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся

Рекомендация: помогая ребенку делать уроки, не заставляйте заучивать заданный материал наизусть (кроме стихотворений)

Рекомендация: помогая ребенку делать уроки, не заставляйте заучивать заданный материал наизусть (кроме стихотворений)

Познавательные процессы: В 8-ом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:

Познавательные процессы: В 8-ом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:

В 9-ом классе развитию интеллекта характерны следующие особенности: 1

В 9-ом классе развитию интеллекта характерны следующие особенности: 1

Умение оперативно решать поставленные задачи

Умение оперативно решать поставленные задачи
Скачать файл