ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА
Оценка 4.7

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА

Оценка 4.7
Лекции
docx
Междисциплинарный 3
Детсад
23.04.2018
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА
В статье даётся описание форм работы по формированию здорового образа жизни дошкольников с использованием малых фольклорных жанров: пословиц, поговорок, закличек, загадок, сказок, народных подвижных игр. Прослеживается взаимосвязь формирования экологической культуры личности и формирования основ здорового образа жизни. Статья полезна воспитателям дошкольных учреждений.Статья о здоровьесбережении и зкологическом воспитании.
Здоровьесбережение.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА. Федорцова С.А. , воспитатель МБДОУ Д /с № 35   Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры  личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей  среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему,  формируются основы нравственно – экологической культуры личности.  Эколого ­ социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед  специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных  средств экологического воспитания в современных условиях. Чтобы этот  процесс был увлекательным и познавательным,  целесообразно использовать  фольклор, как одно из средство  формирования экологических знаний.     Дoшкoльный вoзрacт также является решaющим в фoрмировaнии  фундaментa физичеcкoгo и психическoгo здoрoвья детей. Oчень вaжнo именнo нa этoм этaпе сфoрмировaть у детей бaзу знaний и прaктических нaвыкoв  здoрoвoгo oбрaзa жизни, oсoзнaнную пoтребнocть в cиcтемaтических зaнятиях  физичеcкoй культурoй и спoртoм.    Фольклор является универсальным средством в развитии и  воспитании дошкольников. Он органично вплетается в педагогическую работу по  различным  образовательным  областям. Фольклор в силу своих  особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения  и  предполагает использование оптимальных методов и приемов, которые носят  развивающий характер и влияют на все сферы развития ребёнка. Фольклор (англ. folk­lore) — народное творчество, произведения,  создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями  фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он –  источник любой литературы и искусства в целом.  Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические  произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и  красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные  дела дошкольника. Песенки ­ потешки приносят радость, вызывают желание  повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать  ведущего, и мы с детства их помним. Колыбельные песни успокаивают,  снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к  педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся  дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные  повороты в сюжете. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают,  занимаются различными делами. Жизнь дошкольника становится ярче,  интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при  этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет  определенные движения, то дополнительно ­ координацию и ловкость.    Так как фольклор создавался народом в процессе его труда на природе,  отсюда четкость в загадках, ритмичность в закличках, потешках, краткость и  выразительность в пословицах и приметах.   Труд в природе – один из важнейших методов воспитания экологической  культуры дошкольников.Обучая ребят, простейшим приемам труда, важно   объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помочь   испытывать радость от хорошо выполненной работы.  Этому способствует чтение потешек таких как:            «Иван –Иван Вырывай бурьян Чтобы выросла репка Сладкая да крепкая Чтобы вырос огурец Длинноусый молодец!     Много потешек и закличек сложено о родной природе. Например: Во  время наблюдений за дождем  можно использовать  заклички «Дождик –  Дождик»­ это помогает детям заметить нависшие над землей тучи. Если  вдруг выглянуло солнышко читать им потешку «Солнышко­ ведерышко».  При появлении радуги « Радуга­ дуга». При знакомстве детей с животными , используем  потешки для создания  сказочного образа, или для того чтобы подчеркнуть характерные  особенности внешнего вида, повадки того или иного животного. « Как у нашего кота Шуба очень хороша» Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой  персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета ­ всегда помогает положительным героям.  Эмоциональный отклик на красоту и неповторимость природы формирует  нравственное отношение к ней. Художественное описание, соединенное с  живым восприятием природы, помогает  образованию ярких образов,  обогащает словарь детей. Поэтому при ознакомлении с окружающей  природой обогащается словарный запас детей, развивается  их разговорная   речь, образное мышление. Описание знакомого растения, животного или  явления природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к  наблюдениям. На прогулках во время наблюдений за явлениями природы    нужно знакомить детей с народными приметами. Особенный интерес у них  вызывают приметы, правильность которых можно проверить, Например,  приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время: *Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет. *Птицы сидят нахохлившись  ­ к дождю. *Облака и тучи быстро движутся – к ясной погоде и т. д.    После таких наблюдений можно побеседовать с детьми, и предложить  зарисовать, что ожидалось по приметам, и что было на самом деле.      Образовательная деятельность по физическому развитию является  одной из основных форм формирования основ здорового образа жизни  дошкольников. С целью повышения интереса детей и создания  благоприятной эмоциональной обстановки целесообразно использовать: 1. Двигательно­творческую образовательную деятельность, основанную  на  одном из видов устного народного творчества ­ потешках, загадках,  сказках.  Так, например, при выполнении общеразвивающего упражнения "Совушка­ сова" (и. п. ­ основная стойка, руки на поясе: поворот головы, махи руками) можно использовать потешку:  Совушка­сова, Большая  голова, На суку сидит, Во все стороны глядит, Да вдруг как полетит. При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать  слова знакомых потешек. Поэтому по возможности  необходимо подбирать  несложные, ритмичные потешки, в которых словами отражено или  подразумевается определенное движение, действие. Для выполнения общеразвивающего упражнения "Змейка" (и. п. ­ сед на  пятках, кисти в замок: медленно встать на колени ­ потянуться) можно  использовать загадку:  Вьется, извивается, На солнце переливается. Как зашипит, Убегать всем велит. Отгадав загадку про белку:  Быстрый, маленький зверек,  По деревьям скок­поскок. Дети с удовольствием и качественно выполняют прыжки на одной ноге с  продвижением вперед. При проведении основных движений рекомендуем использовать небольшие  отрывки из сказок, например из русской народной сказки "Колобок". "Колобок покатился по тропинке" ­ катание мячей двумя руками на  расстояние 3,5 метра. Дети машут рукой вслед "колобку": "До свидания! " "Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь" ­ ползание на ладонях и ступнях.  При проведении физических упражнений можно использовать 10­15  потешек или загадок "двигательного характера". Также на занятии можно  задействовать сюжет одной или двух народных сказок. Чаще всего это  сказки о животных, например "Теремок", "Гуси­лебеди", и волшебные  сказки: "Царевна­лягушка" и др. В работе можно использовать и авторские  сказки (С.Я. Маршак. "Кошкин дом", Г. ­ Х. Андерсен. "Снежная  королева"), дополняя их потешками или загадками. 2. Сюжетная образовательная деятельность  с "вкраплением", "вплетением"  элементов фольклора проводи тся в форме "двигательного" рассказа или  сказки. Так, например, в заключительной части  ОД "У бабуси были гуси"  можно использовать ходьбу по кругу в сочетании с речитативом:  Гусь гуляет по дорожке, Гусь играет на гармошке, И гордится гармонист:  Я га­га­га­голосист!  В образовательной деятельности  могут быть использованы до 5­6  элементов фольклора, в зависимости от сюжета и задач занятия  ("Путешествие с Лесовичком", "Праздник Весны", "Ярмарка"). 3. Театрализованные формы образовательной деятельности с использованием имитационных, мимических и пантомимических  упражнений, инсценировок и игр­драматизаций. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более  образно представляется определенная сторона движения. Легко,  бесшумно "спрыгивают птички с ветки"; вперевалочку, широко  расставляя ноги, идет "неуклюжий косолапый медведь"; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает "петушок ­ золотой гребешок". Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети  стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего  тела образ определенного персонажа или изобразить его различное  "душевное" состояние. Например, в движении дети могут изобразить  горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки  (русская народная сказка "Заюшкина избушка"). В инсценировках и играх­драматизациях дети выполняют различные  роли, подражая и копируя действия человека, изображая животных и  птиц. Например,  "Строим теремок для зверят", "Зайкины слезки",  "Инсценировка русской народной сказки "Колобок". 4. Музыкально­ритмическую образовательную деятельность, основанную на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с  использованием русских песен и народных мелодий,  рекомендуется  проводить под музыкальный аккомпанемент. Например, при выполнении  ходьбы на носках можно использовать пение русской народной песни  "Во поле березонька стояла". А под мелодию лирического танца дети  выполняют общеразвивающее упражнение "Красны девицы". Это занятия на темы: "Русские узоры", "Осенины", "Праздничный концерт" и т.д. 5.  Интересны игровые формы ОД на основе русских народных  подвижных игр. Они отличаются тем, что для решения задач каждой  части подбираются русские народные подвижные игры и игровые  упражнения с соответствующими движениями. В работе можно использовать такие игры и игровые упражнения, как  "Змейка", "Горелки", "Зайцы в лесу" и т.д. Лучше всего проводить такую деятельность, когда дети знают много  народных игр, считалок и скороговорок. Например, занятия "Делу время ­ потехе час", "Богатырская наша сила", "Скоморошьи забавы" и др. 6. Познавательная ОД  из серии "Забочусь о своем здоровье" с  использованием элементов фольклора. Здесь происходит формирование  элементарных знаний и представлений детей о значении физической культуры, знакомство  их со строением тела человека, функциями  различных органов, правилами гигиены,  формирование  потребности в  здоровом образе жизни. Включение фольклора как элемента образовательной деятельности  оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного  возраста. В качестве фольклорного материала можно использовать  потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например,  "Здоровому все здорово", "Кто долго жует, тот долго живет", "Грязнулю  всегда выручает... (вода)".  С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физической культуре целесообразно  повторять ОД не более 2 ­ 3 раз с  обязательным варьированием содержания и способов  проведения  физических упражнений в сочетании с фольклором. В дошкольных учреждениях также можно проводить и утреннюю  гимнастику с использованием фольклорного материала. Например,  "Потешки для малышей", "На лесной лужайке", "В гостях у бабушки­ загадушки" и др.  Таким образом, устное народное творчество своей лаконичностью,  поэтичностью близко и понятно дошкольникам. Образный язык устного  фольклора помогает воспитывать у детей  не только интерес к природе,  умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость, но и   поддерживает их интерес к физической культуре посредством русских  национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие,  желание заниматься физической культурой. Литература: 1. В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и  2. детский фольклор»­ Москва 2007 г.   В. П. Аникин «К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,  пословицах, загадках, народном языке: Очерки. « ­ Москва ­ 1988 г. 3. Д. С. Виноградов «Русский детский фольклор» ­ Иркутск ­ 1930    4. Журнал «Дошкольное воспитание» .№2.№2: .№29­1991 г; .№24¬1991  r.;.№2 12­1998 r;.№2 10,12­1990 г. 5. Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми   «Д/В» – 1984 № 4 6. Л. Павлова «Роль фольклора и художественной литературы в  ознакомлении с окружающим детей дошкольного возраста» , «Д/В» –  1987 № 11

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018