Формирование экологической культуры младших школьников
Оценка 5

Формирование экологической культуры младших школьников

Оценка 5
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
11.05.2017
Формирование экологической культуры младших школьников
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Но в то же время, проводя экскурсии в природу, наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не привила своим ученикам, если так можно выразиться, природоведческую сознательность, природоведческую совесть, я решила, что в моей работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В связи с этим необходимо выделить следующие противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе педагогической работы, и которые требуют разрешения
тесты по экологии.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 32»  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» База реализации проекта: обучающиеся 1 ­ 4 общеобразовательных классов    МБОУ «Школа № 32» (20 человек) Автор и руководитель проекта: Н. В. Свирина, учитель начальных классов Полысаево – 2016 Тема проекта: Формирование экологической культуры младших школьников  во внеурочной деятельности Обоснование темы, проблемы: Родная   природа   –   могущественный   источник,   из   которого   ребенок   черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой   природы   проявляется   очень   рано.   Дети   замечают   все:   трудолюбивого муравьишку   на   лесной   тропинке,   подвижного   жучка,   на   зеркальной   глади   воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Но в то же время, проводя экскурсии в природу, наблюдая за детьми во время природоведческой   прогулки,   замечала,   что   дети   могут   сорвать   и   почти   сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не привила своим ученикам, если так можно выразиться, природоведческую сознательность,   природоведческую   совесть,   я   решила,   что   в   моей   работе приоритетным   направлением   должно   стать   воспитание   у   детей   бережного   и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной   земли,   ведь   сложившаяся   в   настоящее   время   тяжелая   экологическая ситуация   на   земле   –   это   результат   экологической   неграмотности   большей   части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В связи с этим необходимо выделить следующие противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе педагогической работы, и которые требуют разрешения:  между   желанием   жить   в   экологически   чистом   мире   и   экологической безграмотностью населения;    между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений; между желанием реализовывать воспитание экологической культуры не через   эпизодические     мероприятия,   а   через   систему   внеклассных   мероприятий, коллективно­творческих дел и индивидуальной работы. Проанализировав все выше обозначенные противоречия, я пришла к выводу, что   важной  проблемой  современного   общества   и   школы   в   частности   является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна   работа   по   формированию   экологической   грамотности   уже   начиная   с младшего школьного возраста. Цель   проекта:  разработать   и   экспериментально   проверить   систему образовательных   мероприятий,   способствующих   формированию   ответственного отношения   младшего   школьника   к   окружающей   среде   и   формированию соответствующих качеств личности. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:  формировать ­  положительное отношение школьников к природе; ­ потребность выразить свой интерес в конкретных делах (мероприятиях) и творческих работах;  учить ребенка наблюдать в природе;  развивать  нравственно­эстетические   чувства   школьников,   прививать интерес к окружающей природе;   расширить  кругозор   и   активизировать   внимание   младших   школьников   в области экологии и окружающего мира.  создать комфортные условия по формированию экологической культуры во внеурочное время. Предметный раздел: экология и окружающий мир. Объект исследования – образовательный процесс  младших школьников. Предмет исследования: содержание образовательного процесса и его влияние на формирование экологической грамотности младших школьников. Нами   была   выдвинута  гипотеза  –   процесс   формирования   экологической грамотности младших школьников будет эффективным, если: 1. организовать систему игровых и творческих форм работы экологического содержания; 2. систематически проводить с учащимися экологические акции, экскурсии, беседы; 3. включить учащихся в исследовательскую и практическую деятельность по решению экологических проблем. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Теоретические: анализ педагогической литературы по проблеме исследования.  педагогическое   наблюдение,   проведение   анкетирования, Эмпирические: проведение     бесед   с   учащимися   и   родителями,   анализ   рефлексивных   тестов   и сочинений учащихся. Этапы работы над проектом. Содержание работы на данном этапе.  Подготовительный этап. 1. Проведение мониторинга: сформированности личных качеств, системы знаний у учеников и осознанного отношения школьников к природе. Изучение проблемы в педагогической литературе. Разработка диагностических  анкет. 2.  Этап реализации.     Разработана   система   воспитательной     работы   по   формированию экологической культуры у младших школьников, где основными видами внеурочной деятельности являются: игры, занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии (в природу, виртуальные), экологические акции и др.; Вовлечение   детей   в   совместную   деятельность,   путём   применения разнообразных   форм   познавательной   деятельности:   фронтальной,   групповой, коллективной, индивидуальной;  Сотрудничество с экологическими организациями (городская программа экологического воспитания и образования школьников «Экополюс»); Участие в экологических конкурсах различного уровня. Проведение промежуточной диагностики по выявлению у обучающихся системы знаний и осознанного ценностного отношения к природе и коррекционная работа с детьми. Обобщение и предъявление результатов. 3. Анализ   данных   исследования,   формулирование   выводов,   составление методических   рекомендаций   по   формированию   экологической   культуры младших школьников во внеурочной деятельности.  Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе  обучения в начальной школе характеризуется следующими показателями:   Повышение уровня информированности;  Повышение интереса к природе родного края;  Потребность выразить свой интерес в творческих работах;  Соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку (ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды);  Потребность     в   заботе   о   тех   или   иных   представителях   животного   и растительного мира;  Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе). На   основании   вышеизложенного,   можно   сделать   вывод,   что   воспитание экологической   культуры   реализуется   не   через   эпизодические   мероприятия,   а через   систему   внеклассных   мероприятий,   коллективных   творческих   дел   и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях   любого   образовательного  учреждения.  Особая  ее  ценность  состоит   в том,   что   она   охватывает   большинство   учащихся,   включая   их     в   различные мероприятия и активную творческую работу экологической напрвленности. Формы представления результатов работы по данной теме. Этапы проекта Срок реализации Форма представления результата Степень участия (участник творческой группы, автор проекта) Автор – разработчик  Руководитель – координатор  Автор­ составитель 1.Подготовительный 2014­ 2015 2.Реализации 2015–2016 Представление  диагностических анкет на  МО учителей начальных  классов по теме:  «Формирование  экологической культуры  младших школьников во  внеурочной деятельности» 1.Анализ данных  диагностических анкет.  (Приложение) Разработка  и презентация  педагогического проекта  на  МО учителей  начальных классов по  теме: «Формирование  экологической культуры  младших школьников во  внеурочной деятельности»  (протокол №7 от 24.  05.2015г.) 2. Участие младших  школьников в системе  экологических  мероприятий:   2015 – 2017 I.   Анализ   и 3. Обобщение и  предъявление  результатов.     Выступление систематизация проделанной работы (публикация,   разработка сценариев   экологических мероприятий); II.  с результатами деятельности на МО учителей начальных классов. III. методических рекомендаций организованной деятельности.  Разработка   по План реализации проекта. 1 этап – Пропедевтическая работа по вовлечению младших школьников в коллективно­творческие дела для развития интереса к окружающему миру  (1 класс – 2015­2016 уч. год) Цель: организовать пропедевтическую работу с младшими школьниками по  вовлечению их в коллективно­творческие дела для развития интереса к  окружающему миру Формы и методы  Содержание работы УУД работы КТД 1.Анкетирование   по теме «Сформированность у   учеников   системы знаний   и  осознанного ценностного отношения школьников природе» к   2.Сезонные экскурсии в лес. 3.Экологические акции   «Кормушка»   и «Скворечник» 4.Экскурсия «Музей леса»   в 5.  Классный час «Всё о журавлях» 6.Экологическая кругосветка 7.Конкурс   рисунков «Природа вокруг «Береги нас»,           1 Прочитать   8   высказываний   и указать вариант ответа  (да – «+»; нет ­ « ­ «; не знаю – « »□ ). Обработка  результатов: за   каждый   правильный   ответ начисляется балл, неправильный   –   0   баллов. Степень   сформированности экологической культуры определяется   по   шкале (высокий,   средний   и   низкий уровни) Наблюдение   за   сезонными изменениями живой и неживой природы. Изготовление   кормушек   и скворечников, развешивание их на   территории   школы   и систематическая     подкормка птиц. Знакомство   с   животными   и растениями   леса   Томской области   и   редкими   видами животных и растений. Беседа   и  рассказ   о   журавлях. Знакомство с редкими видами журавлей.  проведение Совместное   игры экологической педагогами   начальной   школы для   учащихся   параллелей   1 классов. Индивидуальная работа учащихся и выставка рисунков в   школьной рамках           Познавательные ­анализировать, сравнивать   различные объекты, явления, факты;  Коммуникативные ­ участвовать в диалоге; слушать   и   понимать других, высказывать свою   точку   зрения   на события и поступки; Личностные ­  наблюдение  различных состояний   окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; ­   освоение   личного посильного   участия   в охране   окружающего мира; ­   ценить   и   понимать следующие базовые ценности «добро», «культура поведения», «родина», «природа» Регулятивные ­   определять   цель выполнения   заданий   на уроке,   во   внеурочной деятельности, в жизненных   ситуациях под руководством   учителя. природу» предметной   недели   по естествознанию. 2 этап – Организация коллективно­творческих дел  по формированию  экологической культуры младших школьников с большей степенью  самостоятельности учащихся. (2 ­ 3 классы – 2016­2018 уч. год) Цель:  проведение работы  с младшими школьниками по  включению  их  в коллективно­творческие   дела     по   формированию   экологической   культуры   с большей степенью самостоятельности учащихся 1.Участие городской программе экологии Знакомство   с   памятниками природы   области   и   создание фотоматериалов. по в                 и Личностные ­  Переход   от   простого наблюдения к наблюдению­анализу; ­   оценивать   жизненные (поступки ситуации людей)   уметь объяснять   конкретные простые поступки; ­   учиться   с   помощью учителя и   самостоятельно определять и формировать самые простые общие для всех людей правила поведения; ­   в   предложенных ситуациях,   опираясь   на общие для всех простые поведения, правила делать   выбор,   какой поступок совершить; ­   уметь   видеть   и оценивать красоту окружающего мира; ­   развитие   интереса   к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность. Регулятивные   определять   цель ­ деятельности по реализации мероприятий               фестиваль   на   «Птицы», на   медиа­игры   по (Темы: Создание учащимися презентации   по   посетившему памятнику природы области.   Групповое   обсуждение ответов   на   заданные   вопросы, дискуссия. ­ муниципальном уровне «Заповедное»; ­   медиа­игра «Памятники природы; ­ блокам   «Растения», «Насекомые», «Рыбы»,   «Звери») муниципальном уровне; ­ акция «Дети­детям» Создание презентации  о птице года   и «Сосновом боре» для выхода   на   параллели   первых классов с целью формирования у   учащихся   бережного отношения к природе. Участие   в   поздравлении, получении   дипломов   и сертификатов   за   проделанную работу, в течение года. Наблюдение   за   разнообразием птиц,   обитающих   в   нашем краю.   Создание   фотоальбома «Птицы нашего края» ­   «Марш   парков»   ­ подведение итогов; ­ экскурсия   Ботанический сад; в 2. «Покорми птиц»  Операция   работа Регулярная по подкормке птиц, изготовлению и ремонту кормушек.   3. Экологические кругосветки Участие   в   проведении викторины­игры   «Берегите природу!»  4.  Дистанционные  конкурсы различного  уровня:  ­ всероссийский конкурс «Человек и  природа»; ­ областной  конкурс «Сибирь –  земля моя  бескрайняя» ­ областной  конкурс «Хочу всё  знать» ­ всероссийский конкурс «Радуга  проектов» 5. Сочинения на тему «Мой любимый  Тимирязевский бор»; 6. Классные  часы «Осенние  посиделки»,  «Здравствуй, Птичья  Организация  коллективно­  исследовательской   деятельности с помощью  учителя.  Написание и анализ  сочинений и беседа о правилах  поведения  в лесу. Составление памятки о последствиях  влияния мусора на природу  (бумага, консервная банка,  стекло).  Участие в разработке и  проведении классных часов.      с   помощью   учителя   и самостоятельно;  ­   учиться   совместно   с учителем   обнаруживать и формулировать возникающую проблему; ­   учиться   планировать свою деятельность; ­   высказывать   свою версию, пытаться предлагать   способ   её проверки   (на   основе продуктивных заданий).  ­ работать по совместно   составленному с учителем   плану, использовать необходимые   средства (справочную литературу, энциклопедии,   научную литературу, атласы­   определители). Познавательные ­ делать предварительный   отбор источников   информации для решения поставленной задачи.  ­ находить необходимую   как   в информацию, учебнике,   так   и   в предложенных   учителем словарях и   энциклопедиях;  ­ извлекать информацию, представленную в разных   формах   (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  ­ полученную информацию:   наблюдать и делать самостоятельные перерабатывать уметь страна!» и др.  7. Тест «Моё  отношение к  природе». Заполнение диагностических формулирование осуществление личностных качеств.     анкет,   выводов, самооценки   выводы; Коммуникативные ­ донести свою позицию до   других:   оформлять свою   мысль   в   устной   и письменной   речи   (на одного уровне   предложения или небольшого текста);  ­   слушать   и   понимать речь других; ­ выразительно читать и пересказывать текст;  ­ вступать в беседу; ­   учиться   выполнять различные роли в группе (лидера,   исполнителя, критика). 3 этап – Коллективно­творческие дела по теме охраны окружающей  среды и посильный вклад в улучшение ее состояния (4 класс – 2017­2018 уч.  год) Цель:  организация   самостоятельной   работы   с   учащимися   с   целью   в Проведение   фотосессии   на экскурсии   и   создание презентации. улучшения  состояния по охране окружающей среды 1.Участие городской программе «Экополюс» (ежегодный   план работы) ­  экскурсии по особо охраняемым природным территориям области; ­ фестиваль «Заповедное»;   Составление   выступления   – презентация   по   собранным фотографиям и материалам  (о   посетившем   памятнике природы). Групповое обсуждение ответов на заданные вопросы, дискуссия.     медиа­игра   ­ «Памятники  природы; ­ блокам     медиа­игры   по (Темы:     Личностные ­   оценивать   и   объяснять жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения   общепринятых норм и ценностей; ­ ценить базовые ценности «добро», «культура поведения», «родина», «природа»; самостоятельно ­ определять и высказывать самые простые общие для всех   людей   правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);  ­   предложенных ситуациях,   уметь   делать выбор,   какой   поступок в «Растения», «Насекомые», «Рыбы»,  «Птицы», «Звери»); ­   «Марш   парков»   ­ подведение итогов; ­ акция «Дети­детям» Самостоятельная   подборка материала по заданной теме и создание   презентации   для учащихся  младших классов и группе   Дошкольного образования. Участие   в   поздравлении, получении   дипломов   и сертификатов за проделанную работу, в течение года. Создание   фотоальбома   или составление   слайдов   с описанием птиц.  Организация   коллективно­ исследовательской деятельности руководством учителя.   наблюдение   за ­ птицами; под   2.  Дистанционные конкурсы   различного уровня:  ­ всероссийский конкурс   «Человек   и природа»; и другие.   3.  Операция  «Покорми птиц» 4.  Экологические  кругосветки 5.  Экологические  классные часы с  участием  воспитанников  6. Диагностика  экологической  культуры учащихся  (опрос,  анкетирование,  тестирование) Разработка   и   организация конкурса   среди   младших классов «Юные орнитологи»  Организация и  проведение   интересных и   познавательных конкурсных  заданий для учащихся 1­ 2  классов.  Разработка творческих  заданий, конкурсов, бесед. Заполнение  диагностических анкет,  формулирование выводов,  осуществление самооценки  личностных качеств.               составлять обнаруживать совершить;   воплощение   своих ­ впечатлений об окружающем   мире   в различных видах творчества. Регулятивные самостоятельно ­ цели формулировать предстоящей работы после   предварительного обсуждения;  ­   и формулировать проблему; ­   план решения проблемы (задачи)   совместно   с учителем; ­ самостоятельная работа по плану, в соответствии с поставленной  целью;  Познавательные  использование ­ полученных знаний, умений   и   навыков   в экологически ориентированной деятельности; самостоятельно ­ предполагать, какая информация   нужна   для решения учебной задачи; ­   отбирать   необходимые для   решения   учебной задачи источники   информации среди   предложенных   учителем словарей,   энциклопедий, справочников; ­ добывать новые знания: извлекать   информацию, представленную  в  разных формах   (текст,   таблица, схема, иллюстрация, 7.Создание проекта  «Чистый двор»   Разработка  проекта для оказания реальной помощи по проблеме очистки леса.                 эксперимент, опыт, наблюдение); ­ перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать   факты   и определять явления; причины явлений, событий,   делать   выводы на   основе   обобщения знаний;  ­ преобразовывать информацию   из   одной в формы     другую: представлять информацию   в   виде текста,   таблицы,   слайд­ презентаций, фотоальбомов. Коммуникативные ­ доносить свою позицию до   других:   оформлять свои   мысли   в   устной   и письменной речи с учётом и своих жизненных речевых ситуаций,   высказывать свою   точку   зрения   и пытаться   её   обосновать, приводя аргументы;  ­   других, пытаться принимать другую   точку   зрения, быть   готовым   изменить свою точку зрения;   договариваться   с ­ людьми: выполняя различные роли в группе,   сотрудничать в совместном   решении проблемы (задачи).  ­   учиться   уважительно, относиться   к   позиции другого, пытаться слушать     учебных договариваться. Ожидаемые результаты проекта: Повышение экологической культуры младших школьников. Повышение развития познавательных способностей обучающихся. Повышение педагогического мастерства учителя. 1. 2. 3. «Сформированность у учеников системы знаний и осознанного ценностного Анкета 1. Приложение отношения  школьников к природе» (на подготовительном этапе) Порядок работы. Прочитайте высказывание и укажите  вариант ответа  (Да «+»;                   Нет « ­ «;              Не знаю  « »□ ) Высказывание Вариант ответа 1. Нужно заботиться о животных, потому  что они приносят пользу человеку 2. Если во время прогулки в лесу я увижу  свалку мусора, меня это огорчит. 3.  Находясь  в лесу,  нарви  букет  цветов  и подари их маме. 4.  Если увидишь пчелу, убей её, она может укусить. 5.  Придя   в   лес,   не   шуми,   шумом   ты побеспокоишь   птиц   на   гнёздах,   вспугнёшь животных. 6.  Наша   страна   богата   природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся. 7.  Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле. 8.  Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде 9. Природа – это окружающая среда Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ  начисляется 1 бал, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности  экологической культуры определяется по шкале:     ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ Оценочная шкала.                  СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ                  НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 8 – 9 правильных ответов – высокий уровень 5 – 7 правильных ответов – средний уровень 1 – 3 правильных ответов – низкий уровень ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: знание взаимосвязей и взаимоотношений организмов в природе.   Общение   с   представителями   животного   и   растительного   мира   вызвано заботой   о   них.   Знание   и   выполнение   норм   и   правил   поведения   в   природе. Экологические   знания   и   элементы   экологической   культуры   сформированы достаточно хорошо. Правильные вопросы на все вопросы анкеты. СРЕДНИЙ   УРОВЕНЬ:   недостаточное   знание   экологических   взаимосвязей организмов   в   природе.  Дети   недостаточно   хорошо   знают   и   выполняют   правила   в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне. НИЗКИЙ   УРОВЕНЬ:   незнание   экологических   взаимосвязей   и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют своё поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры. Личностный тест по выявлению уровня экологической культуры. ( 2 ­ 3 классы) Попробуй оценить  свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы.  Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь.   Порядок работы. Прочтите вопрос в таблице и выберите один из трех ответов и обведите соответствующее число напротив каждого вопроса. Полученные баллы в конце работы сложите. Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Сравните результат с приведенными ниже оценками и прочитайте советы. № п/п Вопросы Ответы и баллы 1  2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Задумываетесь   ли   вы   о   своем отношении к природе? Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)? Всегда ли вы бережно относитесь к природе? Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд,   окружающая   природа   и происходящие в ней явления? Цените   ли   вы   разнообразие   в природе? Влияет   ли   природа   на   ваше настроение? Проявляется   ли   этот   интерес   в ваших поступках? Все ли в окружающей природе вас интересует? Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? Можете   ли   вы   объяснить,   чем привлекают   вас   те   или   иные объекты   природы   или   природные явления? Вмешиваетесь   ли  вы   в  ситуацию, когда видите, что кто­то наносит природе своими Любите   ли   вы   читать   описания природы в книгах? Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? Влияет   ли   природа   на   ваше поведение? Часто   ли   вы   отдыхаете   среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)? Приходилось   ли   вам   вольно   или невольно чем­то вредить природе? Есть   ли   какие­либо   занятия, которые вы любите делать среди природы? ущерб     «Да» «Нет» По­разному 2 0 2 2 2 2 2 1 2 1 2 2 2 2 1 0 2 0 1 2 0 0 0 0 0 2 0 0 0 0 0 0 2 2 0 1 1 1 1 1 1 0 1 2 1 1 1 1 0 1 1 18 19 20 21 22 23 24 25 Часто   ли   вы   проявляете равнодушие к природе? Вы   начали   принимать   посильное участие в охране природы в  I  ­ 2 классах? Или в более младшем возрасте? Любите   ли   вы   рассматривать пейзажи   или   изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? Знакомы   ли   вам   музыкальные произведения,   связанные   с природой? Приходилось   ли   вам   сочинять стихи   о   природе,   рисовать природу,   работать   с   природным Всегда   ли   вы   добросовестно относитесь   к   выполнению   какой­ либо   работы   по   уходу   за Повлияли ли на ваше отношение к природе   уроки   и   внеклассная работа по охране природы?  0 2 0 2 2 2 2 2 2 0 2 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой,   ни   знакомство   с   природой   через   искусство   (музыку,   литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней.   Вам   необходимо   преодолеть   чувство   оторванности   и   отчужденности   от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже. От 21 до 29  баллов.  Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно.   Уделяйте   природе   больше   внимания.   Старайтесь   найти   в   ней привлекательные  для вас стороны, задумывайтесь  над происходящими  в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими   природу.   Обращайте   внимание   на   то,   как   она   влияет   на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным. От   30   до   39   баллов.  Отношение   к   природе   осознается   вами   глубоко   и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что   не   все   в   этом   отношении   благополучно.   Постарайтесь   быть   внимательнее   к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружа­ ющей   среды.   Чаще   интересуйтесь   произведениями   искусства:   читайте,   слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников­ анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным. Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям. ЗАПОМНИ: если ты хочешь усовершенствовать свое отношение к природе, ­ а это   нужно   для   твоей   жизни,   самовоспитания,   для   того,   чтобы   принести   больше пользы   людям   и   жить   интересне6е,   ­   начни   выполнять   предложенную   программу действий в помощь воспитанию и самовоспитанию средствами природы. Работа по программе поможет осуществить это желание. по выявлению уровня экологической культуры учащихся. Комплексная анкета ( 4 класс)  I. Мотивационный компонент: 1. Что   вызывает   у   Вас   потребность   заниматься   экологической деятельностью? ∙         требования учителей; ∙         любовь к природе; ∙         стремление быть полезным; ∙         сознание личной причастности к делу охраны природы; ∙         требования родителей; ∙         пример других людей; ∙         интерес к экологическим проблемам; ∙         затрудняюсь ответить; ∙         особое мнение_________________________________________________ ______________________________________________________________   2. Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем? ∙         да ∙         не совсем убежден; ∙         нет.   3. Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)? ∙         да, считаю; ∙         скорее да, чем нет; ∙         скорее нет, чем да; ∙         нет, не считаю.   4. Проявляете   ли   Вы   интерес   к   проблемам   взаимодействия   человека   и природы? В чем это выражается? ∙          постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики; ∙         иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях; ∙         не интересуюсь этими проблемами; ∙         делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике; ∙         занимаюсь в природоведческом кружке; ∙         провожу исследования в природе; ∙         затрудняюсь ответить.   5. ∙         не проявляю интереса к проблемам взаимодействия человека и природы; ∙         не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность; ∙         экологическая деятельность – это очень трудно; ∙         большая загруженность другой работой; ∙          осознание   того,   что   вряд   ли   я   один   могу   изменить   экологическую Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью? ситуацию; Что обычно определяет Ваше поведение в природе? ∙         я не владею навыками и умениями экологической деятельности; ∙         это не мое дело; ∙         затрудняюсь ответить; ∙         особое мнение_________________________________________________ ______________________________________________________________   6. ∙         никогда не задумывался над этим; ∙         бережное отношение к растениям и животным; ∙         стремление получить какую­либо пользу, выгоду для себя; ∙         осознание долга за сохранение всего живого; ∙         стремление отдохнуть, расслабиться, получить положительные эмоции; ∙         стремление насладиться красотой природы; ∙         затрудняюсь ответить; ∙         особое мнение_________________________________________________ ______________________________________________________________     II.  Аксиологический компонент:   1. 2. 3. ∙         в  том,  что она является главным условием жизни человека        ∙         в том, что она критерий прекрасного в жизни; ∙         в том, что она дает человеку пищу и одежду; ∙         в том, что она источник вдохновения  в деятельности человека; ∙         в том, что она позволяет человеку познавать окружающий мир; Какую ценность имеет природа для общества человека?         Какую ценность имеет природа лично для Вас?      В чем заключается общечеловеческая ценность природы? ∙         затрудняюсь ответить; ∙         особое мнение_________________________________________________ ______________________________________________________________   4. 5. 6. 7. Есть ли в природе полезные и вредные растения и животные? В чем заключается нравственная ценность природы? В чем заключается познавательная ценность природы? В чем заключается эстетическая ценность природы?   III.     Гностический компонент: 1.    Что такое экология? ∙         наука о взаимодействии человека и природы; ∙         система знаний об экосистемах; ∙         наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства; ∙         сведения об экологических проблемах; ∙         наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей природой; ∙         система знаний о растительном и животном мире; ∙         наука о биосфере; ∙         затрудняюсь ответить.   2. 3. среды. 4. ∙          список редких и исчезающих видов животных и растений, подлежащих Какие Вы знаете экологические проблемы современности? Назовите   ведущие   антропогенные   факторы   изменения   окружающей Что такое Красная книга? охране; ∙         описание экологических проблем современности; ∙         перечень лучших дел человечества по охране природы; ∙          перечень   негативных   поступков,   действий   человека   по   отношению   к природе; ∙         описание наиболее красивых объектов, явлений природы; ∙         затрудняюсь ответить. 5. Что такое биосфера? ∙         совокупность растений и животных; ∙         живая оболочка планеты; ∙         пространство существования жизни на Земле; ∙         взаимосвязь человека и природы; ∙         животный мир; ∙         видовое разнообразие растений; ∙         затрудняюсь ответить; ∙         низкий уровень; ∙         затрудняюсь оценить. VI. Эмоционально­волевой компонент: 1.    Какие эмоции и чувства вызывает у Вас общение с природой?  2.     Какие эмоции и чувства вызывает у Вас негативное отношение людей к природе?   3.    Всегда ли Вы можете удержаться от того, чтобы сорвать цветов, сломать ветку дерева без особой потребности? ∙         всегда; ∙         иногда; ∙         очень редко; ∙         никогда.   4. Могли бы Вы остановить своего товарища от нанесения вреда природе? Как? 5. Испытываете   ли   Вы   потребность   заниматься   экологической деятельностью? Оцените свой уровень экологической культуры   6. ∙         высокий; ∙         средневысокий; ∙         средненизкий; ∙         низкий; ∙         затрудняюсь оценить. по выявлению сформированности у учащихся системы знаний и осознанного ценностного отношения к природе Сравнительные данные на  подготовительном этапе УРОВНИ ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ Сентябрь 2015 год % Кол­во детей 2 18 4 8 75 17 Май 2016год Кол­во детей 12 12 0 % 50 50 0 Для   наглядности   результаты   за   2015   ­   2016   учебный   год   представлены   в диаграмме. 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Высокий  Средний Низкий Эксперимент проводился с учащимися 1 класса  и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. За основу взята анкета Л.В. Моисеевой, которая состоит из девяти вопросов.  Отношение к природе мало осознанно и не очень активно осознаётся глубоко и правильно недостаточно осмысленно Неосознанное Кол­во детей 1 класс – 20 чел. % 16 4 15 5 0 60 20 0 I полугодие 2 класса – 20 чел. Кол­во детей 0 20 3 0 % 0 87 13 0 1 0.9 0.8 0.7 0.6 0.5 0.4 0.3 0.2 0.1 0 1 2 осознаётся глубоко и првильно мало осознанно недостаточно осмысленное Мониторинг качества знаний и уровня обученности учащихся  по окружающему миру за 2 года обучения. 1.2 1 0.8 0.6 0.4 0.2 0 качество знаний абсолютная успеваемость Вывод: положительная динамика и стабильность качества знаний учащихся по  окружающему миру при 100% успеваемости.

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017