Формирование грамматических навыков в различных видах речевой деятельности
Оценка 5
Научно-исследовательская работа +4
docx
английский язык +1
Взрослым
18.02.2017
Грамматический навык должен обладать определёнными качествами.
Прежде всего, это автоматизированность, которая обеспечивает процессу формирования навыка нужную скорость, целостность и плавность, а такжеустойчивость речевого навыка. Недостаточно автоматизировать какое-либо действие, его надо сделать прочным, устойчивым, то есть если, например, усвоена одна видовременная форма глагола, затем вторая, то необходимы упражнения, где бы эти две формы «сталкивались друг с другом». Можно добиться автоматизированности и устойчивости, но это ещё не значит, что создан навык необходимого качества: ему нужно придать гибкость, которая формируется за счёт использования упражнений определенного характера. Гибкость — жизненно важное качество для навыка. Именно на этом качестве основан перенос, без чего навык остаётся «вещью в себе», не включается в новых ситуациях.
формирование грамматических навыков в различных видах речевой деятельности.docx
Формирование грамматических навыков в различных видах
речевой деятельности
Под грамматическим навыком понимается способность производить
автоматизированное речевое действие, обеспечивающее правильное морфолого
синтаксическое оформление речевой единицы.
ключевые слова: грамматический навык, формирование навыка, речевые действия,
речевые упражнения, грамматические игры
Грамматический навык должен обладать определёнными качествами.
Прежде всего, это автоматизированность, которая обеспечивает процессу
формирования навыка нужную скорость, целостность и плавность, а
такжеустойчивость речевого навыка. Недостаточно автоматизировать какоелибо
действие, его надо сделать прочным, устойчивым, то есть если, например, усвоена одна
видовременная форма глагола, затем вторая, то необходимы упражнения, где бы эти две
формы «сталкивались друг с другом». Можно добиться автоматизированности и
устойчивости, но это ещё не значит, что создан навык необходимого качества: ему нужно
придать гибкость, которая формируется за счёт использования упражнений определенного
характера. Гибкость — жизненно важное качество для навыка. Именно на этом качестве
основан перенос, без чего навык остаётся «вещью в себе», не включается в новых
ситуациях[1].
В основе любого навыка лежит динамический стереотип, то есть тонкая и гибкая система
временных связей, образующихся в мозге человека. становление речевых навыков
происходит также по законам образования временных связей. Физиологией нервной высшей
деятельности накоплено достаточно данных о процессе становления динамического
стереотипа. Эти данные позволяют определить условия, соблюдение которых делает
формирование навыков более успешным. Вопервых, к ним относится предваряющее
слушание. Его роль в формировании динамического стереотипа велика. Воспринимая
иноязычную речь впервые, человек «не слышит», не различает её свойства, не улавливает
грамматическую форму. Слышать он начинает тогда, когда его внимание направлено на
чтолибо соответствующее указаниям или привлечено какимлибо способом подачи
материала: интонация, пауза, выделение голосом, ударение. Если предваряющее слушание
организовано правильно, то это способствует зарождению динамического стереотипа.
Вторым условием формирования навыка является имитация в речи. Овладение речью
начинается с имитации речевых отрезков. Упражнения типа «Повтори за мной» не
приносят желаемых результатов, так как произносятся без какойлибо речевой задачи. В
процессе коммуникации такая имитация грамматических образцов обязательно должна
иметь речевую направленность. Например:
— Ведь он хороший человек?
— Да, он хороший человек… Но здесь повторение вызвано раздумьем, говорящий как бы взвешивает эту мысль, и,
возможно, соглашается с ней, повторяя для того, чтобы обдумать своё «Но». Итак,
очередным условием формирования навыка является имитация в речи, имитация при
наличии речевой задачи.
Третье условие — это однотипность фраз. Овладевая речью, человек обычно
встречается с комплексами раздражителей — с ценными фразами. Конструкция фраз,
часто повторяющихся в речи, вызывает определённую системность в работе мозга. Когда
мозг воспринимается сигнал того же качества (фразу той же конструкции), то первые
импульсы проходят быстрее и фиксируются прочнее. Отсюда следует, что одним из
условий успешной автоматизации должна быть однотипность фраз, построенных на основе
речевого образца.
Четвёртым условием является действие по аналогии в речевых условиях. Речевые
действия могут совершаться по аналогии с образцом: видимым, слышимым, абстрактно
изобретаемым и мысленно представляющим. Такая последовательность соответствует
принципу нарастания трудностей, и это надо учитывать при организации упражнений.
Итак, следующим условием эффективного формирования навыков является использование
в упражнениях действий по аналогии для усвоения языковых форм.
Пятое условие — это безошибочность речевых действий. Из психологии известно, что
избегать ошибки особенно важно на начальной стадии усвоения какоголибо действия, где
они оказываются исключительно стойкими. Действия, произведённые самим говорящим,
даже те, которые искажают смысл, закрепляются легко и прочно. Поэтому истинным
условием формирования навыка является относительная безошибочность в выполнении
действия, обеспеченная за счёт профилактики ошибок. В этом случае мозг получает
положительные подкрепления, и динамический стереотип данного действия
устанавливается успешнее.
Шестым условием формирования навыка является разнообразие «обстоятельств»
автоматизации. «Обстоятельство» — это способность к переносу, которая проявляется
в том, что учащийся, овладевший, например, формой перфекта, сможет порождать
однотипные фразы, но на другом материале — в этом заключается стереотипность навыка
— и использовать их в разных ситуативных обстоятельствах — в этом его динамичность и
гибкость. Именно такая способность является целью формирования грамматического
навыка
Седьмое условие — это речевой характер упражнений. Каждый вид речевой
деятельности должен осваиваться в ходе упражнений в этом же виде деятельности. Для
обучения говорению упражнение должно быть не только устным, оно должно быть
упражнением в устной речи, в говорении. Устным можно считать любое упражнение,
выполненное в устной форме (воспроизведение заученного, чтение диалога в парах,
трансформация предложений). У учащегося нет речевой задачи, а есть задача учебно
формальная. Такие речевые действия можно назвать проговариванием, а не говорением.
Формирование грамматических навыков в различных видах речевой деятельности
Формирование грамматических навыков в различных видах речевой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.