Формирование грамматических навыков в различных видах речевой деятельности
Оценка 5

Формирование грамматических навыков в различных видах речевой деятельности

Оценка 5
Научно-исследовательская работа +4
docx
английский язык +1
Взрослым
18.02.2017
Формирование грамматических навыков в различных видах речевой деятельности
Грамматический навык должен обладать определёнными качествами. Прежде всего, это автоматизированность, которая обеспечивает процессу формирования навыка нужную скорость, целостность и плавность, а такжеустойчивость речевого навыка. Недостаточно автоматизировать какое-либо действие, его надо сделать прочным, устойчивым, то есть если, например, усвоена одна видовременная форма глагола, затем вторая, то необходимы упражнения, где бы эти две формы «сталкивались друг с другом». Можно добиться автоматизированности и устойчивости, но это ещё не значит, что создан навык необходимого качества: ему нужно придать гибкость, которая формируется за счёт использования упражнений определенного характера. Гибкость — жизненно важное качество для навыка. Именно на этом качестве основан перенос, без чего навык остаётся «вещью в себе», не включается в новых ситуациях.
формирование грамматических навыков в различных видах речевой деятельности.docx
Формирование грамматических навыков в различных видах речевой деятельности Под грамматическим навыком понимается способность производить  автоматизированное речевое действие, обеспечивающее правильное морфолого­ синтаксическое оформление речевой единицы. ключевые слова: грамматический навык, формирование навыка, речевые действия,  речевые упражнения, грамматические игры   Грамматический навык должен обладать определёнными качествами. Прежде всего, это автоматизированность, которая обеспечивает процессу  формирования навыка нужную скорость, целостность и плавность, а  такжеустойчивость речевого навыка. Недостаточно автоматизировать какое­либо  действие, его надо сделать прочным, устойчивым, то есть если, например, усвоена одна  видовременная форма глагола, затем вторая, то необходимы упражнения, где бы эти две  формы «сталкивались друг с другом». Можно добиться автоматизированности и  устойчивости, но это ещё не значит, что создан навык необходимого качества: ему нужно  придать гибкость, которая формируется за счёт использования упражнений определенного  характера. Гибкость — жизненно важное качество для навыка. Именно на этом качестве  основан перенос, без чего навык остаётся «вещью в себе», не включается в новых  ситуациях[1]. В основе любого навыка лежит динамический стереотип, то есть тонкая и гибкая система  временных связей, образующихся в мозге человека. становление речевых навыков  происходит также по законам образования временных связей. Физиологией нервной высшей деятельности накоплено достаточно данных о процессе становления динамического  стереотипа. Эти данные позволяют определить условия, соблюдение которых делает  формирование навыков более успешным. Во­первых, к ним относится предваряющее  слушание. Его роль в формировании динамического стереотипа велика. Воспринимая  иноязычную речь впервые, человек «не слышит», не различает её свойства, не улавливает  грамматическую форму. Слышать он начинает тогда, когда его внимание направлено на  что­либо соответствующее указаниям или привлечено каким­либо способом подачи  материала: интонация, пауза, выделение голосом, ударение. Если предваряющее слушание  организовано правильно, то это способствует зарождению динамического стереотипа. Вторым условием формирования навыка является имитация в речи. Овладение речью  начинается с имитации речевых отрезков. Упражнения типа «Повтори за мной» не  приносят желаемых результатов, так как произносятся без какой­либо речевой задачи. В  процессе коммуникации такая имитация грамматических образцов обязательно должна  иметь речевую направленность. Например: — Ведь он хороший человек? — Да, он хороший человек… Но здесь повторение вызвано раздумьем, говорящий как бы взвешивает эту мысль, и,  возможно, соглашается с ней, повторяя для того, чтобы обдумать своё «Но». Итак,  очередным условием формирования навыка является имитация в речи, имитация при  наличии речевой задачи. Третье условие — это однотипность фраз. Овладевая речью, человек обычно  встречается с комплексами раздражителей — с ценными фразами. Конструкция фраз,  часто повторяющихся в речи, вызывает определённую системность в работе мозга. Когда  мозг воспринимается сигнал того же качества (фразу той же конструкции), то первые  импульсы проходят быстрее и фиксируются прочнее. Отсюда следует, что одним из  условий успешной автоматизации должна быть однотипность фраз, построенных на основе  речевого образца. Четвёртым условием является действие по аналогии в речевых условиях. Речевые  действия могут совершаться по аналогии с образцом: видимым, слышимым, абстрактно­ изобретаемым и мысленно представляющим. Такая последовательность соответствует  принципу нарастания трудностей, и это надо учитывать при организации упражнений.  Итак, следующим условием эффективного формирования навыков является использование в упражнениях действий по аналогии для усвоения языковых форм. Пятое условие — это безошибочность речевых действий. Из психологии известно, что  избегать ошибки особенно важно на начальной стадии усвоения какого­либо действия, где  они оказываются исключительно стойкими. Действия, произведённые самим говорящим,  даже те, которые искажают смысл, закрепляются легко и прочно. Поэтому истинным  условием формирования навыка является относительная безошибочность в выполнении  действия, обеспеченная за счёт профилактики ошибок. В этом случае мозг получает  положительные подкрепления, и динамический стереотип данного действия  устанавливается успешнее. Шестым условием формирования навыка является разнообразие «обстоятельств»  автоматизации. «Обстоятельство» — это способность к переносу, которая проявляется  в том, что учащийся, овладевший, например, формой перфекта, сможет порождать  однотипные фразы, но на другом материале — в этом заключается стереотипность навыка  — и использовать их в разных ситуативных обстоятельствах — в этом его динамичность и  гибкость. Именно такая способность является целью формирования грамматического  навыка Седьмое условие — это речевой характер упражнений. Каждый вид речевой  деятельности должен осваиваться в ходе упражнений в этом же виде деятельности. Для  обучения говорению упражнение должно быть не только устным, оно должно быть  упражнением в устной речи, в говорении. Устным можно считать любое упражнение,  выполненное в устной форме (воспроизведение заученного, чтение диалога в парах,  трансформация предложений). У учащегося нет речевой задачи, а есть задача учебно­ формальная. Такие речевые действия можно назвать проговариванием, а не говорением.

Формирование грамматических навыков в различных видах речевой деятельности

Формирование грамматических навыков в различных видах речевой деятельности

Формирование грамматических навыков в различных видах речевой деятельности

Формирование грамматических навыков в различных видах речевой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017