Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в классах малокомплектной школы
Оценка 5

Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в классах малокомплектной школы

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русский язык
5 кл—9 кл
24.06.2019
Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в классах малокомплектной школы
Современный урок деятельностного типа в классах малокомплектной школы требует особой организации деятельности обучающихся для достижения планируемых результатов. Успешно организовывать процесс обучения помогают технологии развивающего обучения. В примерной основной образовательной программе основного общего образования смысловое чтение входит в состав познавательных учебных действий, поэтому нами активно используются технологии смыслового чтения.
Статья 2 для Визирякиной Т.С..docx
Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в классах малокомплектной школы Современный   урок   деятельностного   типа   в   классах   малокомплектной школы   требует   особой   организации   деятельности   обучающихся   для достижения   планируемых   результатов.   Успешно   организовывать   процесс обучения помогают технологии развивающего обучения. В   примерной   основной   образовательной   программе   основного   общего образования   смысловое   чтение   входит   в   состав   познавательных   учебных действий,   поэтому   нами   активно   используются   технологии   смыслового чтения.   Данная   технология   предполагает   использование   способов приобретения,   сохранения   и   использования   информации   для   получения позитивных результатов обучения. В основе технологии смыслового чтения лежат стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности. В данной   статье   представлю   опыт   работы   со   стратегиями   предтекстовой деятельности,   применяемых   на   уроках   русского   языка   и   литературы   в основной школе.  Предтекстовая деятельность на наших уроках представлена следующими стратегиями:   «Глоссарий»,   «Ориентиры   предвосхищения»,   «Мозговой штурм». Стратегия «Глоссарий», например, используется с целью актуализации и повторения словаря, связанного с темой текста. На уроках литературы в 5 классе   при   изучении   темы  «Летопись   и   ее  художественное   переложение   в Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина обучающиеся знакомятся с темой текста и списком слов, которые могут относиться к данной теме. До чтения отрывка из   «Повести   временных   лет»   (в   переводе   Д.С.   Лихачёва)   пятиклассникам необходимо   отметить   те   слова,   которые,   с   их   точки   зрения,   встретятся   в тексте, а после чтения – вернуться к списку и переосмыслить тему. Стратегия   «Ориентиры   предвосхищения»     используется   нами   с   целью актуализации знаний, связанных с темой текста. До чтения текста школьники знакомятся с некоторым списком суждений и отмечают те, с которыми они согласны.   После   чтения   текста   возвращаются   к   списку   и,   если   мнение   об истинности суждений изменилось, фиксируют это и объясняют свое решение. К примеру, на уроке русского языка в 5 классе по теме «Глагол» использую следующие суждения:  глаголы – это слова, которые обозначают признак действия   действия могут совершаться только в определенное время, поэтому глаголы по временам не изменяются  глаголы – это слова, которые обозначают действия  действия могут совершаться в разное время: в настоящем, прошедшем и будущем, поэтому глаголы изменяются по временам  действия могут совершаться одним или несколькими лицами, поэтому глаголы изменяются по лицам и числам  в прошедшем времени глаголы по родам и числам не изменяются. Стратегия «Мозговой штурм» используется с целью выявления до чтения текста предположений о его возможном содержании (по заголовку, указанию на жанр, аннотации и т.п.) Учащимися предлагается высказать предположения о   возможном   содержании   текста.   Все   гипотезы   фиксируются.   Форма фиксации может быть разной: в виде списка вопросов, кластера и т.п. На уроке   литературы   в   5   классе   при   изучении   творчества   И.А.   Бунина предлагается текст без заголовка, содержание которого связано с жизнью и творчеством   писателя.   Ученики,   ссылаясь   на   тему   урока,   формируют гипотезы в форме списка следующих вопросов: Где провел раннее детство И.А. Бунин? Каким ребенком он был? К какому роду принадлежал писатель? Как Бунин получал образование, где он учился? Какие   качества   характера   помогли   Бунину   стать   великим 1. 2. 3. 4. писателем? 5. чём его индивидуальность? Что отличало Бунина – поэта от писателей – современников? В После   чтения   обучающиеся   делают   вывод   о   правильности   своих предположений. Предлагаемые в данной статье подходы являются только основой для самостоятельного творчества учителя по обучению стратегиям смыслового чтения. Их можно расширять и дополнять. Литература 1. Конструирование   учебных   занятий   в   соответствии   с   ФГОС   в малокомплектной   школе:   учебно­методическое   пособие:   ч.   2   под редакцией Т.С. Горбуновой, ­ Омск: БОУ ДПО «ИРОО» 2017. 2. Формирование и развитие навыков смыслового чтения в рамках реализации   основной   образовательной   программы   основного   общего образования:   Методические   рекомендации/   Авт   –   сост.:   М.А. Безденежных,   П.В.   Токарева,   Е.А.   Пенгель.   –   Омск:   БОУ   ДПО «ИРОО», 2014.

Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в классах малокомплектной школы

Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в классах малокомплектной школы

Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в классах малокомплектной школы

Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в классах малокомплектной школы

Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в классах малокомплектной школы

Формирование и развитие навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в классах малокомплектной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2019