Формирование и развитие учебно-познавательной компетенции на уроке обществознания в рамках подготовки к Единому государственному экзамену
Оценка 4.8

Формирование и развитие учебно-познавательной компетенции на уроке обществознания в рамках подготовки к Единому государственному экзамену

Оценка 4.8
Подготовка к тестированию
docx
обществознание
11 кл
14.05.2017
Формирование и развитие учебно-познавательной компетенции на уроке обществознания в рамках подготовки к Единому государственному экзамену
В современном школьном образовании актуальным остается вопрос - как успешно пройти итоговую аттестацию. В данном материале делюсь опытом работы по подготовке к Единому государственному экзамену по обществознанию.Представленные методы и приемы формируют ключевые образовательные компетенции на уроках, которые помогут успешно подготовиться к экзамену.Опыт работы по подготовке учащихся к Единому государственному экзамену по обществознанию.
Формирование и развитие учебно.docx
Формирование и развитие учебно­познавательной компетенции на уроке обществознания в рамках подготовки к Единому государственному экзамену. Орищенко Л.Ю., учитель истории и обществознания МБОУ«Исилькульский Лицей» Образ современного школьника формируется из определенных составляющих: он  может, он умеет, он должен. И в каждом из этих моментов ему помогает обществознание.  Все это можно сравнить с процессом лепки скульптуры. Сама глина – это именно то, что в  нем заложено природой ­ гибкость, возможность принимать любую форму, реагировать на  внешние воздействия. Дальше учитель, как скульптор, начинает лепить человека  обнаженного, который является остовом, и на него уже потом можно надеть разные  одежды. Этим остовом и является обществознание. Я  считаю, что оно способно дать  школьнику ту базу, тот мостик знаний, который необходим для дальнейшей успешной  учебы и жизни человека. Здесь закладываются основные компетенции, которые  развиваются с каждым годом, причем в этом участвуют уже все предметы, расширяя базу  новыми знаниями, и все это дает возможность ученику пользоваться основами на  литературе при написании сочинения или на математике, выстраивая логическую цепочку  при решении задач. В современной школьной системе образования актуальным остается вопрос ­ как   успешно пройти итоговую аттестацию? Ни для кого не секрет, что обществознание  является одним из самых востребованных предметов по выбору, по статистическим  данным его сдают более 50%  учащихся.  Этому есть как объективные причины, поскольку  предмет очень востребован при поступлении в учебные заведения, так и субъективные: ряд  абитуриентов убеждены, что обществознание сдать несколько проще, чем иные школьные  дисциплины, хотя это явное заблуждение!  Представленные данные свидетельствуют о необходимости особого внимания со  стороны педагогического сообщества; вопросу формирования ключевых компетенций,  позволяющих в дальнейшем выпускникам школ успешно выполнять задания в формате  ЕГЭ. Несомненно, ведущим инструментом по решению поставленной задачи является  формирование и развитие учебно­познавательной компетенции. В данную компетенцию  входят навыки самостоятельной работы  с книгой, учебником,   самостоятельно делать   выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).   По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками  продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности,  владением приемами действий в нестандартных ситуациях. Рамках  данной компетенции хотелось бы особо уделить внимание следующим  учебным аспектам. Разрабатывается множество методов, приемов, алгоритмов подготовки  к экзаменам, каждый учитель выбирает свой собственный. Мне важно найти оптимальное  сочетание приемов и способов формирования компетенций у моих учеников для успешной  сдачи ЕГЭ.  Чтобы выработать у учащихся определенный набор навыков и умений нужно  выбрать из этого множества самые необходимые, отвечающие и государственным  стандартам образования и желаниям и интересам учащихся. Так как невозможно заставить  детей учить, если, как им кажется, им это не нужно. Поэтому наша задача развить  стремление к знаниям, дать уверенность и показать, что это понадобиться и за пределами  школьной скамьи.  Хочу поделиться небольшим опытом.   Я  для себя разделила методы и приемы на основные категории, формирующие  учебно­познавательные компетенции, которые отвечают на вопросы: как анализировать, как выделить главное, как защитить свою точку зрения, как найти необходимую  информацию и по всем этим аспектам делать выводы.  К первой категории можно отнести такой прием, который я использую в своей  работе «на ошибках учимся»  ­ это анализ чужих сочинений. Обучающийся сам оценивает  написанное, выставляет баллы по предложенным критериям (задание 29). Развитие  аналитических умений учащихся является необходимым условием выполнения задания 27,  котором представлено задание­задача, требующее анализа представленной информации, в  том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов,  процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также  прогностических суждений, объяснений, выводов. Для этого чаще всего использую метод  социологического опроса. Когда учащийся, каждый  самостоятельно, составляет вопросы  для анкетирования или тестирования, обрабатывает результаты и представляет готовый  продукт в виде таблицы, диаграммы, графика, а другие это пытаются анализировать. К категории, как выделить главное, можно отнести построение ответа по  определенному алгоритму, составление плана (28), или работа со структурной таблицей  для написания эссе, а также вырабатывать умения давать формулировки определений  обществоведческих понятий (является базовым принципом выполнения задания 25). При  этом стоит особо обратить внимание учащегося на тот факт, что обществоведческие  термины не имеют раз и навсегда заданных определений. Например, термин культура имеет около 200 определений. Поэтому научить умению самостоятельно формулировать понятия необходимо, используя понимание учащегося основных содержательных аспектов  представленного термина.  Ребятам  предлагаю при формулировки понятия ответить на  основные вопросы: что? (или кто?), для чего?(или для кого), зачем? ( т.е определить роль,  или функции).Или же составить синквейн, кластер, денотатный граф. Кроме этого знание  терминов и умение их использования необходимо при выполнение всех заданий второй  части. Работая над вопросом, как защитить свою точку зрения, часто наблюдаю, что  ученик, выдвигая тезис, сталкивается с проблемой его доказательности. Чтобы четко  аргументировать свою позицию и доказывать любое утверждение на уроках использую  дискуссии, дебаты, ролевые, деловые игры. Учащимся предлагается устной или  письменной форме отстоять свое мнение.  Также на мой взгляд является эффективным прием двухчастного или  трехчастного дневника, это помогает учащемуся при выполнении задания 29 четко  сформулировать свой выбор, проблематику и свое отношение к данной цитате.  Современная жизнь требует от всех нас самостоятельно искать информацию на  заданную тематику.  Именно поэтому школьника уже сейчас нужно к этому готовить. Этот  вопрос был поставлен в рамках государственного экзамена, введены задания, для  выполнения которых необходимы знания, полученные в результате социального опыта. К  сожалению, ученики теряют драгоценные баллы именно на примерах, в лучшем случае,  описывают литературных героев. Но ведь с расширением работы СМИ можно привести  массу примеров. Поэтому мною был разработан прием «новостные сплетни», который  позволяет обсудить последние и самые яркие события в мире, причем с ребятами есть  уговор, мы их делим по сферам. Именно это дает возможность при выполнении заданий   высокой сложности привести яркий пример из современности, и четко определить область  события, что обеспечит высший балл по данному критерию.  Кстати, мы чаще всего ориентируем детей обращать внимание на решение  глобальных проблем, в тот момент, когда их больше беспокоят внутриличностные, может,  следует сконцентрироваться на конкретных ситуациях, которые актуальны для подростка.  Это позволит лучше понять проблему, пропустить через себя и в результате получить  продукт – выполнение заданий второй части  на высший балл. В заключении , хотелось бы отметить, что по мере развития Единого  государственного экзамена по обществознанию все более весомые позиции в его структуре  занимают задания второй части, что в значительной степени актуализирует проблематику  формирования на уроках ключевых образовательных компетенций.

Формирование и развитие учебно-познавательной компетенции на уроке обществознания в рамках подготовки к Единому государственному экзамену

Формирование и развитие учебно-познавательной компетенции на уроке обществознания в рамках подготовки к Единому государственному экзамену

Формирование и развитие учебно-познавательной компетенции на уроке обществознания в рамках подготовки к Единому государственному экзамену

Формирование и развитие учебно-познавательной компетенции на уроке обществознания в рамках подготовки к Единому государственному экзамену

Формирование и развитие учебно-познавательной компетенции на уроке обществознания в рамках подготовки к Единому государственному экзамену

Формирование и развитие учебно-познавательной компетенции на уроке обществознания в рамках подготовки к Единому государственному экзамену
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2017