Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка
Оценка 4.8

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Оценка 4.8
Исследовательские работы +2
docx
русский язык
5 кл—8 кл
08.06.2017
Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка
В настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом».
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка ..docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Астыровская средняя общеобразовательная школа» Формирование и развитие  универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка Выполнила: Ушакова Анна Геннадиевна, учитель русского языка и литературы Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка Особенность   современного   мира   заключается   в   том,   что   он   меняется   все   более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые   учащиеся   получили   в   школе,   через   некоторое   время   устаревают   и   нуждаются   в коррекции, а человек оказывается в сложной ситуации, ведь его не научили в школе «умению учиться», а только дали определенный набор знаний, который стремительно устаревает в наш век   информационных   технологий.   Поэтому   результаты   обучения   не   в   виде   конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными. В  связи   с   этим   приоритетным   направлением   становится   обеспечение   развивающего потенциала   новых   образовательных   стандартов   (ФГОС   –   Федеральный   государственный образовательный стандарт).       системно­деятельностный личностно­ориентированный, ФГОС   нового   поколения   на   всех   ступенях   образования   выдвигает   в   качестве приоритетного подход, определяющий   структуру   деятельности   учащихся,   а   также   основные   психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается   прежде   всего   формированием   универсальных   учебных   действий   (УУД). Овладение   ими   создаёт   возможности   самостоятельного   успешного   усвоения   учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться  В     настоящее   время   все   более   очевидными   становятся   недостатки   в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и   средством   обучения,   определяющим   успешность   в   овладении   всеми   школьными предметами и качество образования в целом».        Основная   идея   практики   ­     успешное   и   осознанное   владение   русским   языком составляет   основу   формирования   универсальных   учебных   действий,   которые   в   свою очередь   порождают   компетенции,   знания,   умения,   навыки,   а   значит,   обеспечивают воспитание   всесторонне   развитой,   интеллектуальной,   духовной   личности,   способной адаптироваться в сложном современном мире. Поэтому важнейшими задачами в процессе реализации практики стали:   анализ   методов   создания   условий   для   активизации   учебной   деятельности школьников на уроках русского языка; реализация   основных   подходов,   обеспечивающих   эффективное   освоение УУД обучающимися на материале учебного предмета «Русский язык». С 2012 года наша школа является пилотной по реализации ФГОС ООО. В 2013 году я начала вести уроки русского языка и на протяжении четырех лет отслеживаю динамику развития универсальных учебных действий на материале своего предмета.     Русский   язык   обладает   большим   потенциалом   по   формированию   личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. Овладение  ими создаёт  возможности  самостоятельного  успешного усвоения учащимися новых   знаний,   умений   и   компетентностей,   включая   организацию   усвоения,   т.е.   умения учиться.    В своей работе я опиралась прежде всего на пособие А.Г. Асмолова «Формирование универсальных   учебных   действий   в   основной   школе:   от   действия   к   мыли»,   а   также различные интернет­источники. В дальнейшем я планирую собрать банк типовых задач по формированию УУД на уроках русского языка.                Данная   практика   получила   распространение   на   ШМО   и   получила   положительное экспертное   заключение   на   уровне   образовательной   организации.   Познакомиться   с материалом практики можно на сайте МБОУ «Астыровская СОШ».   Формирование у учащихся регулятивных УУД ­   Регулятивные   действия   обеспечивают   учащимся   организацию   их   учебной деятельности. К ним относятся: ­ целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; ­ планирование –   определение   последовательности   промежуточных   целей   с   учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; ­ прогнозирование   – предвосхищение   результата   и   уровня   усвоения   знаний,   его временных характеристик; ­ контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; ­ коррекция   – внесение   необходимых   дополнений   и   корректив   в   план   и   способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; ­ оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; ­ саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий [1]. Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми   заданиями   (табл.   1).   Ниже   приводится   часть   таблицы,   составленной   учителем начальной школы Ю. Михеевой, работающей по ФГОС с 2010 года . Таблица 1. Типовые задания для формирования регулятивных УУД. Учебные действия Целеполагания Планирование Осуществления  учебных действий Прогнозирование Контроль и  самоконтроль: Коррекция Оценка Типовые задания Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?» «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы  получился правильный результат?» «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про  себя…», поиск лишнего слова Регулятивные прогнозирования «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как  думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие  трудности могут возникнуть и почему?» Регулятивные контроля и самоконтроля. Задания типа  «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен  результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»,  «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у  друга», «Проверь по словарю…». Регулятивные коррекции «Установи правильный порядок предложений в тексте» Регулятивные оценки «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я  хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было Саморегуляция интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было  открытием…», «Сегодня мне было трудно…» Регулятивные саморегуляции. «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до  вершины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения  психологического характера (например, установка «Раз, два, три –  слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательная  гимнастика Материал в учебнике, презентациях, на уроках подается так, чтобы ученики оказались в обстановке творческого поиска, умственного напряжения: даются различные проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов. Типовые задачи по формированию регулятивных УУД на уроках русского языка Регулятивные действия обеспечивают организацию их учебной деятельности.  Материал   в   учебнике,   презентациях,   на   уроках   подается   так,   чтобы   ученики оказались в обстановке творческого поиска, умственного напряжения: даются различные проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов.    Так, для формирования такого учебного действия, как целеполагание, предлагаю учащимся ответить на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?», при планировании ­ «Как   это   делать?»,   «Что   и   как   нужно   было   сделать,   чтобы   получился   правильный результат?», прогнозировании ­ «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь,   достаточно   знать…   для   выполнения   задания?»,   «Какие   трудности   могут возникнуть и почему?» и т.д.        На уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Употребление имен существительных   в   речи»   в   начале   урока   прошу   детей   прочитать   текст   и   ответить   на вопрос   о   том,   какие   части   речи   в   нем   преобладают.   Они   отвечают,   что   это существительное,   вспоминают,   что   оно   обозначает.   Далее   проводим   небольшой лингвистический   эксперимент   и   убираем   все     существительные   из   текста.   Дети высказывают предположения, для чего нужны существительные и , таким образом, выходят на тему и цель урока – научиться употреблять имена существительные в речи. В процессе работы я наблюдаю следующие виды регулятивных УУД и фиксирую в диагностической карте (Приложение 1), а затем в таблице и диаграмме:  1. определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы,  увидеть проблему, задачу, выразить  словесно)  на уроках, внеурочной деятельности,  жизненных ситуациях; составлять план действий по решению проблемы (задачи) на уроках,  внеурочной деятельности, жизненных ситуациях; соотносить результат своей деятельности с целью или с образцом,  2. 3. предложенным учителем; 4. самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели, сверяясь с результатом; оценка результатов своей  работы Динамика развития регулятивных УУД (в %) 72.7 72.7 63.6 63.6 63.6 63.6 63.6 54.5 54.5 54.5 67.9 63.6 63.6 57.1 53.6 50.0 80.0 70.0 60.0 50.0 40.0 30.0 20.0 10.0 0.0 Формирование у учащихся познавательных УУД Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: ­ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ­ поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ­ структурирование знаний; ­ осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ­ выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ­ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ­ смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;   извлечение   необходимой   информации   из   прослушанных   текстов   различных   жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов   художественного,   научного,   публицистического   и   официально­делового   стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; ­   постановка   и   формулирование   проблемы,   самостоятельное   создание   алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую   группу   общеучебных   универсальных   действий   составляют   знаково­ символические действия: ­   моделирование   –   преобразование   объекта   из   чувственной   формы   в   модель,   где выделены существенные характеристики объекта; ­ преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: ­ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); ­ синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; ­ выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; ­ подведение под понятие, выведение следствий; ­ установление причинно­следственных связей; ­ построение логической цепи рассуждений; ­ доказательство; ­ выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: ­ формулирование проблемы; ­   самостоятельное   создание   способов   решения   проблем   творческого   и   поискового характера . Типовые задачи по формированию познавательных УУД на уроках русского языка.     Познавательные   универсальные   действия   включают   три   группы   умений: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. При изучении темы «Стили речи» в 7 классе я предлагаю вспомнить  детям то, что они   знают   о   стилях   речи   и   заполнить   таблицу   со   следующими   подзаголовками   (где применяется, задача стиля речи, какие средства языка используются, в какой обстановке и т.д.), далее задание об одном и том же предмете составить рассказ в разных стилях.       Также   использую  задания   на  заполнении  таблицы  по  тексту.  В  6  классе   при изучении темы «Правописание приставок –ПРИ –ПРЕ» учащимся предлагается прочитать текст и выполнить различные задания к нему:        ­Докажите, что перед вами текст. ­ Определите стиль, тип  ­ Озаглавьте его. Какова тема текста? Основная мысль? ­Заполните 3­ю графу таблицы «Правописание  приставок  при­ и  пре ­ примерами из текста   ­Работа в парах с последующей взаимопроверкой На уроках я отслеживаю такие универсальные учебные действия, как: (слайд 4­5) 1. самостоятельно   предполагать   информацию,   которая   нужна   для обучения, отбирать источники информации среди предложенных; 2. 3. добывать новые знания из различных источников различными способами; перерабатывать   информацию   из   одной   формы   в   другую,   выбирать наиболее удобную форму. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ; перерабатывать   информацию   для   получения   нового   результата. 4. 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; уметь передавать  содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Результат также фиксируется: Динамика развития познавательных УУД (в %) 54.5 54.554.5 54.554.5 50 50 45.4 57.1 53.653.6 63.664.364.3 63.6 59.1 59.1 54.554.5 50 70 60 50 40 30 20 10 0 Формирование у учащихся коммуникативных УУД. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество  со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: ­ планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; ­ постановка вопросов; ­ разрешение конфликтов; ­ управление поведением партнера; ­ умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка . Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение правильному и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, при передаче другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими учащимися и учителем. Коммуникативные   УУД успешно   формируются,   если   правильно   организована   на уроках   работа   в   паре.   Использование   данной   формы   работы   позволяет   всем   ребятам участвовать в деятельности, трудиться, незанятых детей на уроках не остается. Наиболее   целесообразно   применять   работу   в   парах   на   уроках   систематизации   и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный багаж знаний по пройденным темам или разделу. Однако работу в парах можно применять и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля. Здесь   можно   привести   пример   деятельности   детей,   приводящей   к   развитию коммуникативных УУД: ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится  исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен   проверить   правильность   выполненного   задания.   При   этом   у   контролера   имеется подробная   инструкция   выполнения   задания.   При   выполнении   следующего   задания   дети меняются   ролями:   кто   был   исполнителем,   становится   контролером,   а   контролер   – исполнителем. Использование   парной   формы   контроля   позволяет   решить   одну   важную   задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Плюсы   использования   групповой   работы   на   уроках   для   формирования коммуникативных УУД: 1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают 2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. 3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. 4) Знания усваиваются лучше. 5)   Групповая   поддержка   вызывает   чувство   защищенности,   и   даже   самые   робкие   и тревожные дети преодолевают страх  Типовые задачи по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка. Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение правильному и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, при передаче другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими учащимися и учителем. На   уроках   русского   языка   использую   типовые   задачи,   нацеленные   на   развитие коммуникативных учебных действий. Например: ­ «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени прилагательном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером». ­ «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои». ­   «Найди   и   выпиши   слова,   которые….   В   первом   предложении   автор   играет словами.  Ты заметил? Прочитай их».     С   целью   формирования  у   учащихся   коммуникативных   УУД,   используются задания,   направленные   развитие   у   учащихся   самостоятельности   мышления,   умения работать   с   литературой,   выбирать   главное,   выступать   на   публике,   отвечать   на поставленные вопросы. Задание «Проверь знания у соседа» 7 класс. Урок   систематизации   и   обобщения   знаний   по   разделу   «Словообразование   и орфография». Форма выполнения задания: работа в парах. Описание   задания:   задание   состоит   из   теоретической   и   практической   частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ. Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, после выполнения задание   также   оценивается   соседом.   Учащиеся   объясняют   друг   другу   свои   ошибки.   2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки). Задание: Теоретический блок: План: 1. Что такое словообразование? 2. Какие 7 способов словообразования вы знаете? 3. Что такое словообразовательный разбор? 4. Что такое словообразовательная цепочка? После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ. Практический блок: 1. Провести   словообразовательный   разбор:   бесчувственный,   росточек,   водяной (существительное),   выход,   листик,   вездеход,   полететь,   бесснежный,   сокурсник,   кресло­ кровать, восход. 2. Составить   словообразовательную   цепочку   слов: обогревательный.   бесчувственность, В 8 классе при изучении темы «Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте» в качестве разминки я предлагаю детям такое задание: собрать части предложений так, чтобы получилось правильное суждение (что такое описание, повествование и рассуждение), после этого   прошу   записать   одно   из   предложений,   прокомментировать   знаки   препинания,   и спрашивая, какой тип речи им в этом поможет. А для того, чтобы при изучении темы «Виды связи в словосочетании», лучше запомнить, чем могут   быть   выражены   зависимые   слова   в   словосочетании,   я   использую   задание   «Закончи предложение»   (Примыкают…   наречия,   деепричастия,   инфинитив;   согласовываются… причастия,   прилагательные,   местоимения,   числительные;   управляют   ….   Существительным или местоимением в косвенном падеже) Коммуникативные   действия   обеспечивают   социальную   компетентность   и   учет позиции   других   людей,   партнеров   по   общению   или   деятельности;   умение   слушать   и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу   сверстников   и   строить   продуктивное   взаимодействие   и   сотрудничество   со сверстниками и взрослыми: доносить свою позицию с  до других с помощью  монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций; читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками  1. 2. смыслового чтения; 3. понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать  разные мнения и уметь обосновывать собственное; 4. договариваться с людьми,  согласуя с ними свои интересы и взгляды. Динамика развития коммуникативных УУД (в %) 72.7 72.7 63.6 63.6 63.6 63.6 63.6 54.5 54.5 54.5 67.9 63.6 63.6 57.1 53.6 50.0 80.0 70.0 60.0 50.0 40.0 30.0 20.0 10.0 0.0 Типовые задачи по формированию личностных УУД на уроках русского языка. На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в   учебниках,   в   презентациях,   на   заранее   подготовленных   карточках,   при   написании сочинений   и   изложений   и   т.д.   Эти   тексты   могут   быть   нравственного,   морального, патриотического,   этического   и   другого   содержания.   Благодаря   этим   текстам   ученики приходят к пониманию необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры, а также работать над развитием своей собственной речи.                  На   уроках   русского   языка   мною   используются   различные   задания   для формирования и развития личностных универсальных учебных действий. Так, в   разделе «Морфология»   в   5   классе   при   изучении   темы   «Части   речи»     я   использую   тексты, направленные на понимание необходимости беречь свой родной язык, ценить его, беречь и защищать,   и   предлагаю   такие   задания:   озаглавить   текст,   определить   основную   идею, составить тезисный план, но,  самое главное, это сформулировать ответ на вопрос ­ «Что является показателем культуры человека?». Таким же образом происходит и на уроках в 8 классе. Тема урока «Односоставные предложения», на котором ставится задача не только научиться выделять главную мысль текста, но и прийти к пониманию необходимости знать историю своей страны. Дети получают распечатанный текст на карточках с заданиями: ­ В каком предложении выражена основная мысль текста? ­ Как человек должен относиться к своей истории? ­ Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите,  какие они – двусоставные или односоставные. Для отслеживания успешности сформированности УУД на уроках русского языка я применяю   диагностическую   карту   (Приложение   1)   и   фиксирую   результат   в   таблице   и диаграмме : (слайд 8­9) 1. 2. самооценка. Оценивать ситуации и  поступки (ценностные установки) ; Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная  саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учѐбе) ;  3.Самоопределяться в  жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция,  российская и гражданская  идентичность) Динамика развития   личностных УУД  (в %) 68 68 68 66.7 59.0159.1 63 72 59 50 50 66.7 80 70 60 50 40 30 20 10 0     Таким образом, данные типовые задачи направлены на развитие и формирование у детей различных типов УУД  на уроках русского языка, а последовательная работа в данном направлении   ведет   к   повышению   эффективности   образования   и     к   более   гибкому   и прочному усвоению знаний учащимися. Для формирования и развития УУД на уроках русского языка используется Приложение 1 следующий тип диагностической карты Диагностическая  карта формирования УУД  ФИ ученика ______________________________ класс ___ «__» УУД Критерии  пол у­ одие 1 2 Регулятивны е УУД Определят ь и  формулир овать цель деятельнос ти (понять  свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить еѐ словесно)  на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях Составлят ь план  действий по решению проблемы (задачи) на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях Умеет  самостоятельно    поставить   и сформулировать задание, определять его цель Умеет при помощи учителя  поставить и сформулировать   задание,   определять   его   цель. Иногда выполняет эти действия самостоятельно, но неуверенно Не   способен  сформулировать   словесно задание,   определить   цель   своей   деятельности. Попытки являются единичными и неуверенными Умеет   самостоятельно  прогнозировать результат,   составлять   алгоритм   деятельности при решении проблем учебного, творческого и поискового характера Умеет  самостоятельно  прогнозировать результат   в   основном  учебных   (по   образцу) заданий, планировать алгоритм его выполнения    самостоятельно прогнозировать   результат   даже   учебных   (по образцу)   заданий,   планировать   алгоритм   его выполнения   умеет Не   3 Соотносит ь результат своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем 4 5 Самостоят ельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели, сверяясь с результатом Оценка результатов своей работы. В   процессе   выполнения   задания  промежуточные   и постоянно   соотносит конечные  результаты   своей   деятельности   с целью или с образцом, предложенным учителем  конечные  В   процессе   выполнения   задания соотносит результаты   своей деятельности   с   целью   или   с   образцом, предложенным   учителем   –   из­за   этого   теряет много времени Выполняет задания, не соотнося с целью или   с   образцом,   предложенным   учителем. Самостоятельно не может найти ошибку в своей деятельности Умеет  самостоятельно  корректировать работу по ходу выполнения задания Умеет   корректировать   работу   по   ходу выполнения   задания  при   указании   ему   на ошибки извне (учителем или одноклассниками) Не   умеет   корректировать  работу   по ходу  выполнения  задания   при  указании  ему на ошибки извне (учителем или одноклассниками) Умеет  оценивать результат своей работы. Умеет оценить действия других учеников, выделяет критерии оценки. самостоятельно  Умеет  оценивать результат   своей   работы   по   предложенным учителем  критериям оценки.  Не умеет  оценить самостоятельно  Балл год 2 1 0 2 1 0 2 1 0 2 1 0 2 1 1 г 2 1 0 2 1 0 2 1 0 2 1 0 2 1 Выступление 11.05 Формирование и развитие универсальных учебных действий  В   при использовании типовых задач на уроках русского языка (Слайд 1)   настоящее   время   все   более   очевидными   становятся   недостатки   в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и   средством   обучения,   определяющим   успешность   в   овладении   всеми   школьными предметами и качество образования в целом».  Основная   идея   практики   ­     успешное   и   осознанное   владение   русским   языком составляет   основу   формирования   универсальных   учебных   действий,   которые   в   свою очередь   порождают   компетенции,   знания,   умения,   навыки,   а   значит,   обеспечивают воспитание   всесторонне   развитой,   интеллектуальной,   духовной   личности,   способной адаптироваться в сложном современном мире. Поэтому важнейшими задачами в процессе реализации практики стали:  анализ   методов   создания   условий   для   активизации   учебной   деятельности школьников на уроках русского языка;  реализация   основных   подходов,   обеспечивающих   эффективное   освоение УУД обучающимися на материале учебного предмета «Русский язык». С 2012 года наша школа является пилотной по реализации ФГОС ООО. В 2013 году я начала вести уроки русского языка и на протяжении четырех лет отслеживаю динамику развития универсальных учебных действий на материале своего предмета.     Русский   язык   обладает   большим   потенциалом   по   формированию   личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. Овладение  ими создаёт  возможности  самостоятельного  успешного усвоения учащимися новых   знаний,   умений   и   компетентностей,   включая   организацию   усвоения,   т.е.   умения учиться.    В своей работе я опиралась прежде всего на пособие А.Г. Асмолова «Формирование универсальных   учебных   действий   в   основной   школе:   от   действия   к   мыли»,   а   также различные интернет­источники. В дальнейшем я планирую создать банк типовых задач по формированию УУД на уроках русского языка. Формирование у учащихся регулятивных УУД.   Регулятивные действия обеспечивают организацию их учебной деятельности.  Материал в учебнике, презентациях, на уроках подается так, чтобы ученики оказались в обстановке творческого поиска, умственного напряжения: даются различные проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов.       Так,   для   формирования   такого   учебного   действия,   как   целеполагание,   предлагаю учащимся ответить на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?», при планировании ­ «Как   это   делать?»,   «Что   и   как   нужно   было   сделать,   чтобы   получился   правильный результат?», прогнозировании ­ «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь,   достаточно   знать…   для   выполнения   задания?»,   «Какие   трудности   могут возникнуть и почему?» и т.д. (слайд 2)         На   уроке   русского   языка   в   5   классе   при   изучении   темы   «Употребление   имен существительных   в   речи»   в   начале   урока   прошу   детей   прочитать   текст   и   ответить   на вопрос   о   том,   какие   части   речи   в   нем   преобладают.   Они   отвечают,   что   это существительное,   вспоминают,   что   оно   обозначает.   Далее   проводим   небольшой лингвистический   эксперимент   и   убираем   все     существительные   из   текста.   Дети высказывают предположения, для чего нужны существительные и , таким образом, выходят на тему и цель урока – научиться употреблять имена существительные в речи. В   процессе   работы   я   наблюдаю   следующие   виды   регулятивных   УУД   и   фиксирую   в диагностической карте (Приложение 1), а затем в таблице и диаграмме: (слайд 3­ 4) 5. определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть  проблему, задачу, выразить  словесно)  на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях; 6. составлять план действий по решению проблемы (задачи) на уроках, внеурочной  деятельности, жизненных ситуациях; 7. соотносить результат своей деятельности с целью или с образцом, предложенным  учителем; 8. самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели,  сверяясь с результатом; 9. оценка результатов своей  работы. Формирование у учащихся познавательных УУД Познавательные универсальные действия включают три группы умений: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. При изучении темы «Стили речи» в 7 классе я предлагаю вспомнить   детям то, что они знают   о   стилях   речи   и   заполнить   таблицу   со   следующими   подзаголовками   (где применяется, задача стиля речи, какие средства языка используются, в какой обстановке и т.д.), далее задание об одном и том же предмете составить рассказ в разных стилях. (слайд 5)      (слайд 6)  Также использую задания на заполнении таблицы по тексту. В 6 классе при изучении   темы   «Правописание   приставок   –ПРИ   –ПРЕ»   ребятам   необходимо   подумать, почему нужно писать букву е или и в приставка пре / при и сделать вывод. Когда же мы пишем пре и при (слайд 7­8) прочитать текст и выполнить различные задания к нему:        ­Докажите, что перед вами текст. ­ Определите стиль, тип  ­ Озаглавьте его. Какова тема текста? Основная мысль? ­Заполните   3­ю   графу   таблицы   «Правописание  приставок  при­   и  пре ­   примерами   из текста   ­Работа в парах с последующей взаимопроверкой На уроках я отслеживаю такие универсальные учебные действия, как: (слайд 9­ 10) 6. самостоятельно   предполагать   информацию,   которая   нужна   для   обучения,   отбирать источники информации среди предложенных; 7. добывать новые знания из различных источников различными способами; 8. перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную форму.   Представлять   информацию   в   виде   текста,   таблицы,   схемы,   в   том   числе   с помощью ИКТ; 9. перерабатывать   информацию   для   получения   нового   результата.   Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; 10. уметь   передавать   содержание   в   сжатом,   выборочном   или   развернутом   виде, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Результат также фиксируется: Формирование у учащихся коммуникативных УУД.      Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение правильному и умелому   использованию   речи   в   различных   жизненных   ситуациях,   при   передаче   другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими учащимися и учителем. На   уроках   русского   языка   использую   типовые   задачи,   нацеленные   на   развитие коммуникативных учебных действий. Например: (Примыкают…   наречия,   деепричастия, В 8 классе  при изучении темы  «Типы речи. Способы и средства  связи  предложений  в тексте» в качестве разминки я предлагаю детям такое задание: собрать части предложений так,   чтобы   получилось   правильное   суждение   (что   такое   описание,   повествование   и рассуждение), после этого прошу записать одно из предложений, прокомментировать знаки препинания, и спрашивая, какой тип речи им в этом поможет.   А для того, чтобы при изучении темы «Виды связи в словосочетании», лучше запомнить, чем   могут   быть   выражены   зависимые   слова   в   словосочетании,   я   использую   задание «Закончи   предложение»     инфинитив; согласовываются…   причастия,   прилагательные,   местоимения,   числительные;   управляют …. Существительным или местоимением в косвенном падеже)     С   целью   формирования  у  учащихся   коммуникативных   УУД,   используются     задания, направленные   развитие   у   учащихся   самостоятельности   мышления,   умения   работать   с литературой, выбирать главное, выступать на публике, отвечать на поставленные вопросы. Коммуникативные   действия   обеспечивают   социальную   компетентность   и   учет   позиции других  людей,  партнеров  по общению или  деятельности;  умение  слушать  и  вступать  в диалог;   участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем;   интегрироваться   в   группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми: (слайд 11­12) 5. доносить свою позицию с  до других с помощью  монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций; 6. 7. 8. читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками  смыслового чтения; понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные  мнения и уметь обосновывать собственное; договариваться с людьми,  согласуя с ними свои интересы и взгляды. Формирование у учащихся личностных УУД На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в   учебниках,   в   презентациях,   на   заранее   подготовленных   карточках,   при   написании сочинений   и   изложений   и   т.д.   Эти   тексты   могут   быть   нравственного,   морального, патриотического,   этического   и   другого   содержания.   Благодаря   этим   текстам   ученики приходят к пониманию необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры, а также работать над развитием своей собственной речи.          На уроках русского языка мною используются различные задания для формирования и развития личностных универсальных учебных действий. Так, в  разделе «Морфология» в 5 классе при изучении темы «Части речи»  я использую тексты, направленные на понимание необходимости беречь свой родной язык, ценить его, беречь и защищать, и предлагаю такие задания: озаглавить текст, определить основную идею, составить тезисный план, но,  самое главное,   это   сформулировать   ответ   на   вопрос   ­   «Что   является   показателем   культуры человека?». Таким же образом происходит и на уроках в 8 классе. Тема урока «Односоставные предложения», на котором ставится задача не только научиться выделять главную мысль текста, но и прийти к пониманию необходимости знать историю своей страны. Дети получают распечатанный текст на карточках с заданиями: ­ В каком предложении выражена основная мысль текста? ­ Как человек должен относиться к своей истории? ­ Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите,  какие они – двусоставные или односоставные. Можно использовать изложение на морально­этическую тему (слайд 13) Для отслеживания успешности сформированности УУД на уроках русского языка я применяю   диагностическую   карту   (Приложение   1)   и   фиксирую   результат   в   таблице   и диаграмме : (слайд 14­15) 3. самооценка. Оценивать ситуации и  поступки (ценностные установки) ; 4. Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия,  способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учѐбе) ;  3.Самоопределяться в  жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с  ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция,  российская и гражданская  идентичность)   Таким образом, данные типовые задачи направлены на развитие и формирование у детей различных типов УУД  на уроках русского языка, а последовательная работа в данном направлении   ведет   к   повышению   эффективности   образования   и     к   более   гибкому   и прочному усвоению знаний учащимися Слайд   фрагмент диагностической карты

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при использовании типовых задач на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий  при использовании типовых задач на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017