Формирование информационной компетентности младших школьников средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Оценка 4.7

Формирование информационной компетентности младших школьников средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
4 кл
12.06.2019
Формирование информационной компетентности младших школьников средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо
В данной статье представлен опыт работы по формированию информационной компетентности младших школьников приёмами технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках окружающего мира. Составляющие информационной деятельности: поиск, получение и фиксация информации; преобразование, интерпретация, применение информации; оценка достоверности информации.
Формирование информационной компетентности младших школьников приёмами ТКМ.docx
Формирование информационной компетентности младших школьников средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо В   современном   обществе   каждому   человеку   приходится   постоянно   иметь   дело   с огромным   потоком   информации.   Чтобы   не   теряться   в   этом   потоке,   необходимо   иметь элементарные навыки работы с информацией в максимально рациональной форме. Научить этому должна школа, причём уже на первом уровне, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в   дальнейшем.   Информационная   компетентность   наиболее   эффективно   формируется   в рамках   современной   педагогической   технологии   развития   критического   мышления   через чтение   и   письмо   (РКМЧП),   цель   которой   помочь   ученику   сориентироваться   в   обилии поступающей информации. Данная технология представлена множеством приёмов и методов. Остановимся на некоторых из них. Предлагаем вашему вниманию практическую работу по тексту   учебника   «Окружающий   мир»   (4­й   класс)   с   использованием   приёмов   «Кластеры», «Инсерт»,   «Фишбоун».   Мне   хотелось   показать   особенности   каждого   приёма,   их метапредметный характер и потенциал в формировании читательских умений. «Кластеры» ­ выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». В качестве примера предлагаем вашему вниманию работу с текстом «По равнинам и горам» (учебник «Окружающий мир», 4­й класс).  Первая практическая работа. Кластер по тексту «По равнинам и горам».  «Звезда»: формы земной поверхности (тема урока): «планеты»: горы и равнины (крупные смысловые блоки); «спутники»: виды гор и равнин и географические названия (малые смысловые едини­ цы). После прочтения текста появилась систематизированная «зримая» информация о тексте.  Другой приём РКМЧП «Инсерт», маркировка текста значками по мере его чтения. Во время чтения учащиеся делают на полях пометки, а после этого заполняют таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. Затем в таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Вторая практическая работа. Таблица по тексту «По равнинам и горам». «V» ­ Я это знал «+» ­ новое «­» ­ думал иначе «?» ­ не понял поставьте   «V»   на полях, если то, что вы читаете, соответствует   тому, что   вы   знаете   или думали, что знаете поставьте «+» на  полях, если то, что  вы читаете,  является для вас  новым поставьте   «­»   на полях, если то, что вы читаете,   протиоречит тому,   что   вы   уже знали или думали, что знаете высокие места  возвышенности,  низкие места ­  низменности горы бывают оди­ ночные и горные  хребты, плоскогорье равнины имеют и  низменности,  возвышенности и бывают холмистыми поставьте   «?»   на   полях, если то, что вы читаете, непонятно   или   же   вы хотели   бы   получить более подробные сведения   по   данному вопросу овраг ? Фишбоун  –   в   переводе   «рыбий   скелет»  ­   чаще   всего   используется   на   стадии содержания при работе с текстом проблемного характера.  Третья практическая работа. Схема «Фишбоун» текста «По равнинам и горам» В «голове» скелета обозначена проблема – «формы земной поверхности». На верхних косточках   ­   составляющие   форм   земной   поверхности:   равнины   и   горы;   на   нижних   ­ географические   названия.   В   хвосте   рыбы   оформляем   вывод:   формы   земной   поверхности разнообразны. В  сводной таблице обобщены сведения о преимуществах каждого приёма. Кластеры Фишбоун Инсерт   при ­   охватывает   большее количество   информации, чем   обычной письменной работе; ­   наиболее   уместен   на стадии вызова;  ­   после   прочтения   текста стадии рефлексии вносятся изменения, делаются дополнения,   исправляются ошибки   ­ приём работает на стадии осмысления; ­   обеспечивает   вдумчивое, внимательное чтение; ­   делает   зримым   процесс накопления информации; ­   важный   этап   работы   ­ обсуждение записей, внесённых в таблицу       иные ­ уместно использовать  на уроках,   где   содержатся   те или учебные проблемы   и   неясны   все  её аспекты; ­   лучше   всего,   если проблема   рассматривается с разных сторон, а решение опирается   на   достаточно ясную фактичекскую базу; ­   тексты   могут   быть разными по объёму Таким   образом,   данные   приёмы   помогают   учащимся   эффективно   работать   с информацией и зримо демонстрируют процессы продвижения от незнания к знанию, делают процесс   чтения   более   осмысленным,   помогают   выделять   основные   аспекты     в   изучаемой информации,   формируют   умение   графически   представлять   результаты   работы   с   текстом, становятся не только ведущими приёмами на любой стадии урока , но и  стратегией урока в целом. Литература 1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О.А. Карабанова и др.], ­ М.: Просвещение, 2011 – 215с. 2. Учим   успешному   чтению.   Рекомендации   учителю:   пособие   для   учителей общеобразовательных­ учреждений/ [Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И.Гринёва и др.] ­ М.: Просвещение, 2011 – 88с. 3. Заир­Бек С. И., Муштавинская И.В.. Развитие критического мышления на уроке. ­М.: Просвешение, 2015.­     223с.

Формирование информационной компетентности младших школьников средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Формирование информационной компетентности младших школьников средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Формирование информационной компетентности младших школьников средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Формирование информационной компетентности младших школьников средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2019