Формирование информационной компетентности младших школьников средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
4 кл
12.06.2019
В данной статье представлен опыт работы по формированию информационной компетентности младших школьников приёмами технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках окружающего мира. Составляющие информационной деятельности: поиск, получение и фиксация информации; преобразование, интерпретация, применение информации; оценка достоверности информации.
Формирование информационной компетентности младших школьников приёмами ТКМ.docx
Формирование информационной компетентности младших школьников
средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с
огромным потоком информации. Чтобы не теряться в этом потоке, необходимо иметь
элементарные навыки работы с информацией в максимально рациональной форме. Научить
этому должна школа, причём уже на первом уровне, потому что первичный опыт работы с
информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения
в дальнейшем. Информационная компетентность наиболее эффективно формируется в
рамках современной педагогической технологии развития критического мышления через
чтение и письмо (РКМЧП), цель которой помочь ученику сориентироваться в обилии
поступающей информации. Данная технология представлена множеством приёмов и методов.
Остановимся на некоторых из них. Предлагаем вашему вниманию практическую работу по
тексту учебника «Окружающий мир» (4й класс) с использованием приёмов «Кластеры»,
«Инсерт», «Фишбоун». Мне хотелось показать особенности каждого приёма, их
метапредметный характер и потенциал в формировании читательских умений.
«Кластеры» выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в
определённом порядке в виде «грозди». В качестве примера предлагаем вашему вниманию
работу с текстом «По равнинам и горам» (учебник «Окружающий мир», 4й класс).
Первая практическая работа. Кластер по тексту «По равнинам и горам». «Звезда»:
формы земной поверхности (тема урока): «планеты»: горы и равнины (крупные смысловые
блоки); «спутники»: виды гор и равнин и географические названия (малые смысловые едини
цы). После прочтения текста появилась систематизированная «зримая» информация о тексте.
Другой приём РКМЧП «Инсерт», маркировка текста значками по мере его чтения. Во
время чтения учащиеся делают на полях пометки, а после этого заполняют таблицу, в которой
значки будут заголовками её граф. Затем в таблицу тезисно заносятся сведения из текста.
Вторая практическая работа. Таблица по тексту «По равнинам и горам».
«V» Я это знал
«+» новое
«» думал иначе
«?» не понял
поставьте «V» на
полях, если то, что вы
читаете,
соответствует тому,
что вы знаете или
думали, что знаете
поставьте «+» на
полях, если то, что
вы читаете,
является для вас
новым
поставьте «» на
полях, если то, что вы
читаете, протиоречит
тому, что вы уже
знали или думали, что
знаете
высокие места
возвышенности,
низкие места
низменности
горы бывают оди
ночные и горные
хребты, плоскогорье
равнины имеют и
низменности,
возвышенности и
бывают холмистыми
поставьте «?» на полях,
если то, что вы читаете,
непонятно или же вы
хотели бы получить
более
подробные
сведения по данному
вопросу
овраг ? Фишбоун – в переводе «рыбий скелет» чаще всего используется на стадии
содержания при работе с текстом проблемного характера.
Третья практическая работа. Схема «Фишбоун» текста «По равнинам и горам»
В «голове» скелета обозначена проблема – «формы земной поверхности». На верхних
косточках составляющие форм земной поверхности: равнины и горы; на нижних
географические названия. В хвосте рыбы оформляем вывод: формы земной поверхности
разнообразны.
В сводной таблице обобщены сведения о преимуществах каждого приёма.
Кластеры
Фишбоун
Инсерт
при
охватывает большее
количество информации,
чем
обычной
письменной работе;
наиболее уместен на
стадии вызова;
после прочтения текста
стадии рефлексии вносятся
изменения,
делаются
дополнения, исправляются
ошибки
приём работает на стадии
осмысления;
обеспечивает вдумчивое,
внимательное чтение;
делает зримым процесс
накопления информации;
важный этап работы
обсуждение
записей,
внесённых в таблицу
иные
уместно использовать на
уроках, где содержатся те
или
учебные
проблемы и неясны все её
аспекты;
лучше всего,
если
проблема рассматривается
с разных сторон, а решение
опирается на достаточно
ясную фактичекскую базу;
тексты могут быть
разными по объёму
Таким образом, данные приёмы помогают учащимся эффективно работать с
информацией и зримо демонстрируют процессы продвижения от незнания к знанию, делают
процесс чтения более осмысленным, помогают выделять основные аспекты в изучаемой
информации, формируют умение графически представлять результаты работы с текстом,
становятся не только ведущими приёмами на любой стадии урока , но и стратегией урока в
целом.
Литература
1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий/
[М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О.А. Карабанова и др.], М.: Просвещение, 2011 – 215с.
2. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений/ [Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И.Гринёва и др.]
М.: Просвещение, 2011 – 88с.
3. ЗаирБек С. И., Муштавинская И.В.. Развитие критического мышления на уроке.
М.: Просвешение, 2015. 223с.
Формирование информационной компетентности младших школьников средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Формирование информационной компетентности младших школьников средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.