Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ технологий в начальной школе
Оценка 5

Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ технологий в начальной школе

Оценка 5
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
11.01.2017
Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ технологий в начальной школе
Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, я часто спрашиваю себя - как правильно организовать работу на уроке, чтобы знания стали ученику необходимы в жизни? Спрашиваю себя, а на что направлена организованная мною деятельность обучающегося? Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников.Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, я часто спрашиваю себя - как правильно организовать работу на уроке, чтобы знания стали ученику необходимы в жизни? Спрашиваю себя, а на что направлена организованная мною деятельность обучающегося? Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников.
Формирование_ключевых_компетенций_у_учащихся__в начальной школе.doc

Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ технологий в начальной школе

Фогель О.В.-

учитель начальных классов

 

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить».

Роджер Левин

     Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся получает задание, но прочитав его, не может понять в чём его суть. Или, например, не может применить определённый набор знаний на практике, теряется в нестандартной ситуации, а при выполнении коллективного задания не может согласовать свои действия с действиями других ребят.

     В «Концепции модернизации российского образования на период  2010 года зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». 

      Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование  общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, я часто спрашиваю себя - как правильно организовать работу на уроке, чтобы знания  стали ученику необходимы в жизни? Спрашиваю себя, а на что направлена организованная мною деятельность обучающегося? Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и  развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников. Для этого я осваиваю и применяю современные образовательные  технологии.

     Стандарт устанавливает определённые требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу:

1. Предметные (умение решать предметные задачи, учебно-познавательные компетенции).

2. Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию,  социальные компетенции).                                 

3.  Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).

     

      Как показывает практика,  на формирование этих компетентностей у учащихся в наибольшей степени нацелены следующие современные образовательные технологии:

1. Проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребенка.

2. Внедрение ИКТ как мощного средства добычи и переработки информации.

3. Нестандартные, в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества, креативности мышления и социализации личности (социоигровые технологии).

 4. Разноуровневое обучение как формирование умения и желания учиться, развитие инициативности, интереса к учению.

5. Проблемное обучение как созданиие условий для развития у учащихся видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.

6. Технология обучения в сотрудничестве как выработка навыков групповой учебно-поисковой деятельности.

7. Технология учебно-поисковой деятельности как развитие исследовательских навыков в процессе обучения с последующей презентацией результатов.

8.Здоровьесберегающие технологии как создание и укрепление психического здоровья детей.

9. Тестовая технология как повышение эффективности контроля знаний, умений, навыков, объективность контроля.

· 

     Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникативных технологий. Осознавая то, что ИКТ не могут применятся опосредованно, не интегрируясь с другими технологиями, я пришла к выводу о тесной связи информационно-коммуникативных технологий с социоигровыми технологиями.

     Педагогическую технологию, объединяющую возможности ИКТ И социоигровых технологий, можно представить в следующей схеме:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Социоигровые технологии лежат в основе ряда приемов ИКТ (электронные учебники, построенные по принципу «виртуального урока» с «виртуальным учителем» и «виртуальными учениками», тренажёры, мультимедийные презентации и т.д.).

Анализируя опыт использования информационных  и социоигровых технологий на уроках,  можно с уверенностью сказать, что данная концепция позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

- повысить объём выполняемой работы на уроке;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

      Интерактивная доска является одним из новейших инструментов, позволяющих внедрять в практику учителей информационные технологии с целью формирования информационных компетенций учащихся. Работая с ИД обучающиеся воспринимают информацию быстрее и качественнее. Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе. Дети совместно со мной участвуют в создании единой базы  методических и демонстрационных материалов для обучения.

     Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Они  гораздо более эффективны, чем обычные бумажные или электронные документы, поскольку в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. На кружке «Юный исследователь» учащиеся с удовольствием учились работать в программе PowerPoint. Теперь они  создают презентации сами, а так же используют  Интернет.

     Исходя из опыта, я могу сказать  что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в следующем: учащиеся не умеют работать с информацией (они привыкли получать её в готовом виде), очень большой объём информации, некоторые темы очень трудные, а наглядности не хватает. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. 
     Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить социоигровую и учебную деятельность.
      
Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка.

      В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Ребята с увлечением решают такие задачи, а анимация и демонстрация этих заданий на экране помогает им в этом. Использование компьютера повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей.

     На уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно начинают писать новую букву. Информационно-коммуникативные технологии и тут приходят нам на помощь. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать рассеивания внимания первоклассников.

     На русском языке я  уделяю большое внимание фонетике. В связи с этим применяю социоигровые технологии, с помощью которых закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. ИКТ технологии незаменины при написании изложений и сочинений, где можно продемонстрировать большое количество картин великих художников и произведения композиторов для эмоционального настроя. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

      В учебниках по литературному чтению практически нет информации о писателях. ИКТ помогают мне в создании и подготовке дидактического и наглядно-демонстрационного материала по этому предмету.  Составляю презентации к урокам, иногда вставляя в них документальные фильмы или аудиозапись с голосом писателя. А рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг. Так же на уроках литературного чтения я использую такие современные технологии,  как ТРКМ (дети с удовольствием составляют синквейны о героях), шесть шляп мышления, чтение с остановками и др. технологии.

     Компьютер является  мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.  Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

      Благодаря  систематической работе, у учеников начальной школы формируется социальная компетентность. Инновационные уроки с применением современных технологий,  учащиеся воспринимают с большим интересом. Свое отношение к ним они выражают в рефлексии, которая является обязательным этапом такого урока:

«…гораздо понятнее материал урока, когда схемы, таблицы и графики высвечиваются на слайдах»;

«…сегодняшний урок я запомню на всю жизнь»;

«…побольше бы таких необычных уроков».

     Я считаю, что не только урок занимает важнейшее место в организации познавательной деятельности учащихся, в  формировании и развитии предметных и ключевых компетенций. Применять современные образовательные технологии, создавать «ситуацию успеха», обеспечивать сохранение здоровья, то есть осуществлять развитие компетентности личности младших школьников можно и во внеурочной деятельности. Проектная и исследовательская деятельность во внеурочное время мощное средство всестороннего развития ребенка.

     Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы,  осуществляется  развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе.

“Дитя требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью,

а ее однообразием”.

К.Д. Ушинский.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

 2) Каймин В.А. Основы компьютерной технологии. – М.: Финансы и  

     статистика, 1992. – 8 с.

3) Лапчик М.П. методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с.

4) Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 28 с.

5) Первин Ю.А. Курс «Основы информатики» для начальной школы. / Информатика и образование, 2002. – 12 с.

6) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 © 957/13-13./ Информатика и образование, 2002.

7) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I.

8) www.eti-deti.ru/child/105.html.


Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение

Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение

Как показывает практика, на формирование этих компетентностей у учащихся в наибольшей степени нацелены следующие современные образовательные технологии: 1

Как показывает практика, на формирование этих компетентностей у учащихся в наибольшей степени нацелены следующие современные образовательные технологии: 1

Социоигровые технологии лежат в основе ряда приемов

Социоигровые технологии лежат в основе ряда приемов

Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную

Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную

Свое отношение к ним они выражают в рефлексии, которая является обязательным этапом такого урока: «…гораздо понятнее материал урока, когда схемы, таблицы и графики высвечиваются на…

Свое отношение к ним они выражают в рефлексии, которая является обязательным этапом такого урока: «…гораздо понятнее материал урока, когда схемы, таблицы и графики высвечиваются на…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017