Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой урочной деятельности
Оценка 4.7

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой урочной деятельности

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
чтение
4 кл
07.02.2017
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой урочной деятельности
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Что бы быть успешным современному школьнику нужно быть более коммуникативно-активным, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Данные качества и способности закладываются в начальной школе, а значимость их формирования актуализируется в свете требований ФГОС нового поколения.
формирование коммуникативной компетенции.doc
Кравченко   Г.В.,   учитель начальных классов МАОУ СОШ № 9    Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой урочной деятельности  Компетентность   и   грамотность   в   общении   сегодня являются   одним   из   факторов   успеха   в   любой   сфере жизнедеятельности.   Что   бы   быть   успешным   современному школьнику   нужно   быть   более   коммуникативно­активным, способным   эффективно   взаимодействовать     и   управлять   Данные   качества   и   способности процессами   общения.   закладываются   в   начальной   школе,   а   значимость   их формирования   актуализируется   в   свете   требований   ФГОС нового поколения.  Одним   их   эффективных   механизмов   развития коммуникативной компетенции младших школьников стало   их включение   в   процесс   совместной   творческой   деятельности   на уроках литературного чтения.  Если   к  началу   первого   класса   большинство   детей владеют   слоговым   чтением,   знают   наизусть   небольшие стихотворения,   могут   рассказывать   сюжеты   на   основе наглядности, то умения связно, последовательно и понятно для окружающих   описать   предмет,   событие,   передать   ход   своих мыслей,   объяснить,   то   или   иное   правило   представляют сложность для младших школьников.      Успешность коммуникативной компетентности   младших     школьников   на   уроках литературного   чтения   будет   эффективна   при   условии   формирования разработки,   реализации     специальной   системы   методик   и технологий,   направленных   на   формирование   готовности ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать   необходимую   информацию,   представлять   и цивилизованно   отстаивать   свою   точку   зрения   в   диалоге   и   в публичном   выступлении   на   основе   признания   разнообразия позиций   и   уважительного   отношения   к   ценностям   других людей.  Залогом   творческого   успеха   на   уроке   являются следующие условия: 1.   Свободная   атмосфера   в   школе   и   в   классе:   без авторитарности; возможность выбора вида деятельности – для учеников, методики – для учителя. 2.   Доверие   и   уважение   к   ученикам   со   стороны   учителя; постоянное   предоставление   ученикам   самостоятельности   в познавательной деятельности; помощь детям, по возможности, неявная, наводящая, а не подсказывающая. 3.   Высокий   уровень   познавательной   активности   учащихся, внимание   учителя   к   мотивации   учения,   игровые   методики, юмор,   решение   субъективно   –   творческих   задач   и   при изучении разных тем. 4. Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, (физическому, эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному и пр.), к его способностям.   высокая 5. нравственность   учащихся,   высокий   уровень   духовного развития и учителя, и учащих.   Атмосфера   общей   культуры   в   школе,   разностороннему   развитию   Для   организации     творческой   деятельности   на   уроке разработана   копилка   методических   приемов,   например «Сочинение сказок» (см. приложение № 1), ставшая основой системы   работы   учителя   по   развитию   коммуникативной компетенции в процессе творческой деятельности. жесты,   мимику;   пользоваться   В   результатом   проведенной   работы   у   обучающихся были сформированы базовые навыки пересказа и изложения текста, выразительного чтения, ведения диалога.  Кроме того, ребята   научились   использовать   невербальные   средства общения:   приемом интонирования; оформлять свою внешность в соответствии с коммуникативной   ситуацией.   У   учеников   развились   умения взаимооценки Активность, коммуникабельность,   общительность,   умение   вести   диалог, учатся   отстаивать   свою   точку   зрения   –   вот   что   отличает школьников, освоивших приемы творческой работы, ведь по словам   великого  А.   Энштейна:   «Образование   –   это   то,   что остаётся у человека, когда он забудет всё, чему его учили».  самооценки. и       Список литературы 1. Борзова,   В.А.   Развитие   творческих   способностей   у детей. [Текст] : учеб.­метод. пособие для учителей / В. А. Борзова. ­ Самарский дом печати, 1994.­15с. 2. Песняева,   Н.   А.   Эффективность   развития   речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге. [Текст] / Н. А .Песняева ж. «Начальная школа», №5, 2005. с.54 ­ 57. 3. Формирование   коммуникативной   компетенции учащихся начальной школы на уроках   литературного чтения.   [Электронный   ресурс]   //   URL:  http://sosh6­ bal.narod.ru/metod/pestova.doc. Приложение № 1 Известно,   что   дети   любят   слушать   сказки   и   любят сочинять   их   сами.   Знакомясь   с   их   сочинительством, убеждаешься, что сказка – поистине неувядающий жанр. Во 2 классе мы учимся подбирать «слова – находки» (гиперболы, метафоры) для точного описания героев, читаем много сказок, анализируем их с точки зрения языка, особенностей сюжета. Ученики   читают   сказки   народные,   русских,   советских   и зарубежных   авторов,   активно   обмениваются   книгами.   В   3 классе   мы   начинаем   поиск   сюжетов,   где   самый   обыденный предмет может превратиться в волшебный. При анализе сказок используются следующие вопросы: ­ Что удалось лучше всего? ­ Где завязка? Где развязка? ­ Интересен ли сюжет? ­ Получилась ли сказка? и т.д. Здесь   необходима   индивидуальная   работа   с   каждым учеником.   Учитель   подчѐркивает   достоинства   и   мягко указывает на недостатки. Позже мы делаем сборники сказок, выставки оформленных дома сочинений. Приведу   несколько   приѐмов,   которые   позволяют пробудить   фантазию   детей,   устранить   их   скованность   в общении. 1. Игра со словами. Ребята выбирают два любых слова (чем   дальше   эти   слова   по   смыслу   друг   от   друга,   тем интереснее). С помощью предлогов и союзов их соединяем и образуем словосочетание. Например: трамвай – мороженое – мороженое   на   трамвае,   трамвай   в   мороженом,   трамвай   и мороженое. Они становятся темами для фантазий. 2. «Метод Робинзона Крузо». Проводится тоже в форме игры. Выбираем любой предмет, например, шляпу. Чем ещѐ (кроме головного убора) может быть? В качестве чего может использоваться? Кто больше придумает? Шляпа, оказывается, может быть гнездом, кораблѐм, корзиной для бумаг, ситом и т. д. 3. Сказки на новый лад. Пробуем переделывать сказки, выбирая в качестве персонажей предметы и животных. 4. Написание рассказов, по заданному началу и концу. Такой приѐм требует предварительной подготовки, поэтому такое задание даю на неделю. Хочется   верить,   что   ребѐнок,   написавший   добрый фантастический   рассказ,   когда   ­   нибудь   действительно полетит   к   далѐким   планетам,   построит   необычный   город, излечит неизлечимую болезнь и уничтожит всѐ  зло, которое накопилось на нашей многострадальной земле.

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой урочной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой урочной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой урочной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой урочной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой урочной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой урочной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой урочной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой урочной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой урочной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой урочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017