ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РУССКОЙ КЛАССИКИ
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русская литература +1
10 кл
24.06.2019
Ввиду развития новых общественных отношений неизбежно возникает проблема нравственного формирования личности, требующая осмыслить, каким же должен быть современный человек. Решение этой проблемы предполагает формирование в человеке чувства ответственности перед обществом, активного понимания своих социальных функций, отношения к окружающему миру, людям, осознания своих прав и обязанностей, этических норм, путей познания и преобразования мира.
моя статья.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ
РУССКОЙ КЛАССИКИ
Г.К. Ананина, учитель русского языка и литературы, ГБОУ Школа
№1251, Москва
Нравственное воспитание предусмотрено школьной программой как
одна из главных целей образовательного процесса. В аннотации к
каждой теме курса затрагиваются вопросы, связанные с постижением
обучающимися нравственного мира художественного произведения,
проблемы формирования характеров героев, особенностей их
поведения, взаимоотношений.
И всё же, несмотря на требования программы и серьёзную работу
учителя, обучающиеся не воспринимают в должной мере изображенные
писателем картины жизни, характеры героев, систему оценок автора,
развернутую в произведении. Даже в произведениях современной
литературы, достаточно близкой к школьникам по имеющемуся
жизненному опыту, они зачастую толкуют авторскую позицию
произвольно, ориентируясь не на идейно-нравственную концепцию
писателя, нашедшую художественное воплощение в произведении, а
лишь на собственное отношение к изображенному автором явлению
жизни. Все это свидетельствует о том, что проблема духовно-
нравственного воспитания обучающихся на уроках русского языка и
литературы требует особой подготовки учителя, поисков специфичных
приемов анализа, присущих этим предметам.
Литература обладает огромными возможностями для формирования
личности человека с широким концептуальным взглядом на мир.
Предавая свои знания об эпохе, обществе, утверждая нравственные
ценности, вызывая ответные переживания у читателей, писатель
обогащает читателя опытом взаимоотношений людей, пониманием
человеческих характеров.
Умение воспринимать произведение концептуально, осознавать, что за
ним стоит мировосприятие художника, система взглядов писателя на
изображаемую действительность, в которой отчетливо проявляется его
утверждение нравственного идеала (того, чему следует
сопротивляться в жизни, а чему активно содействовать), помогает
юному читателю понимать, что нравственные отношения зависят не
только от особенностей характеров литературных героев.
В ранних литературных источниках, например «Повести временных
лет», дом и семья всегда находились в поле зрения летописца. Работая
над анализом произведений в старших классах, мы говорим со
школьниками о том, что во все времена, где бы ни находился человек, источником тепла и света, доброты и энергии для него оставался дом, в
котором можно обрести покой.
Л.Н. Толстой в семейном романе «Анна Каренина» показывает нам, что
для него мир, добро, семья есть основа существования человечества.
Анализируя страницы романа, приходим к выводу, что в семье,
построенной на высоконравственных, выработанных обществом
законах, сосредоточены разум, свет, любовь, милость, оказывающие
благотворное влияние на социальное поведение каждого человека.
При ознакомлении с творчеством Ф.М. Достоевского школьники
обращали внимание на своеобразие христианского гуманизма автора в
романе «Преступление и наказание», на христианский идеал человека
в романе «Идиот», на поиски автором смысла человеческого бытия и
мировой гармонии в романе «Братья Карамазовы». Само отношение
писателя к этим вопросам и поиск ответов на них даёт обучающимся
нравственный урок. Так, в романе «Преступление и наказание» есть
эпизод, где Соня Мармеладова читает Раскольникову из Библии
«Воскрешение Лазаря». Сонечка была уверена, что заблудший
Раскольников всё поймёт и тоже уверует, а затем покается. И если в
Библии Лазарь воскрес из мёртвых, то Раскольников, покаявшись,
возрождается к новой жизни. Причиной возрождения стала любовь.
«Возлюби ближнего как самого себя» - именно так поступила Сонечка,
и великая сила любви сотворила чудо. Любовь и добрые дела –
возможность выхода из духовного кризиса. Это произведение будит
мысли и чувства обучающихся, заставляет их проводить параллели с
современной действительностью. Может быть, потому, что речь идёт о
душе человеческой? После изучения произведения дети делаю вывод:
Достоевский завещает нам любить свою семью, свою Родину, учит
трудиться над собой, думать о душе. Здесь можно предложить
школьникам порассуждать на тему «Десять заповедей Божьих – только
для верующих?». В результате размышлений они придут к выводу о
том, что каждый человек должен их знать и выполнять, хотя это очень
трудно, но тогда мир будет более добрее. Нужно надеяться, что добро
победит зло. Достоевский говорил именно об этом.
Стоит также отметить, что расширен круг вошедших в школьную
программу авторов, в творчестве которых существенную роль играют
христианские мотивы. Например, русский писатель Н.С. Лесков: его имя
у большинства школьников ассоциировалось в основном с рассказом
«Левша», однако теперь они задумываются и над другими его
произведениями, в частности над повестью «Очарованный странник»,
которая способствует постижению христианских заповедей. Можно
говорить о других писателях-классиках, чьё творчество изучается в
школьном курсе, в результате чего русская литература предстаёт перед школьниками в более полном объёме, давай богатую пищу их
умам и сердцам.
Развитию нравственного сознания обучающихся способствует их
знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями
выдающихся людей – художниками слова. Обо всём этом мы помним,
рассматривая этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, Н.А. Некрасова и других поэтов и писателей. В ходе
беседы о жизни и творчестве мастеров художественного слова мы
анализируем, оцениваем нравственные явления, соотносим их со
своими поступками, осуществляем выбор нравственных решений.
Таким образом мы переводим внимание детей с общих представлений о
нравственности и морали на действительность. В данном случае
разговор идёт о духовности, которая предполагает устремление
человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, желание
приблизить свою жизнь к идеалу и тем самым внутренне освободиться
от обыденности.
Приходит осознание того, что не только высококачественные знания,
умение пользоваться компьютером и способность разбираться в
рыночной экономике важны для наших детей, но и высокая духовная и
нравственная культура. Мы учим их противостоять нравственной и
духовной деградации, пока ещё их сердца открыты и души чисты. И
дети, наши ученики, надо полагать, приникнут к истокам тех родников,
к которым мы их приведём.
По окончании школы подростка ожидают нравственные испытания,
которые убеждают его, что его дальнейшая судьба во многом зависит
от того, что он сам приносит людям – добро или зло, - и притом во всех
сферах жизни. Он должен убедиться в том, что нуждается в душевном
очищении, в оживлении своего сердца, чувств, потому что заглохшее и
омертвевшее сердце бессильно и слепо. Принимая решения, он
опирается на свой внутренний мир, и ответственность за
формирование этого мира лежит на нас, учителях русского языка и
литературы: насколько сможем мы затронуть сокровенные струны
ребёнка.
Не просто воспитывать культуру, духовность, высокую нравственность
без опоры на христианские заповеди, которыми проникнуты
художественные произведения русских классиков. Христианские
мотивы – это мотивы красоты, веры, милосердия. К сожалению, Россия
пребывает в состоянии идейного кризиса. Не у многих осталась
истинная христианская вера, определяющая поведение человека.
Поэтому сегодня как никогда необходимо помнить на уроках
литературы о духовно-нравственном совершенствовании
подрастающего поколения.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РУССКОЙ КЛАССИКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РУССКОЙ КЛАССИКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РУССКОЙ КЛАССИКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.