ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РУССКОЙ КЛАССИКИ
Оценка 4.7

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РУССКОЙ КЛАССИКИ

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русская литература +1
10 кл
24.06.2019
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РУССКОЙ КЛАССИКИ
Ввиду развития новых общественных отношений неизбежно возникает проблема нравственного формирования личности, требующая осмыслить, каким же должен быть современный человек. Решение этой проблемы предполагает формирование в человеке чувства ответственности перед обществом, активного понимания своих социальных функций, отношения к окружающему миру, людям, осознания своих прав и обязанностей, этических норм, путей познания и преобразования мира.
моя статья.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РУССКОЙ КЛАССИКИ Г.К. Ананина, учитель русского языка и литературы, ГБОУ Школа №1251, Москва Нравственное воспитание предусмотрено школьной программой как одна из главных целей образовательного процесса. В аннотации к каждой теме курса затрагиваются вопросы, связанные с постижением обучающимися нравственного мира художественного произведения, проблемы формирования характеров героев, особенностей их поведения, взаимоотношений. И всё же, несмотря на требования программы и серьёзную работу учителя, обучающиеся не воспринимают в должной мере изображенные писателем картины жизни, характеры героев, систему оценок автора, развернутую в произведении. Даже в произведениях современной литературы, достаточно близкой к школьникам по имеющемуся жизненному опыту, они зачастую толкуют авторскую позицию произвольно, ориентируясь не на идейно-нравственную концепцию писателя, нашедшую художественное воплощение в произведении, а лишь на собственное отношение к изображенному автором явлению жизни. Все это свидетельствует о том, что проблема духовно- нравственного воспитания обучающихся на уроках русского языка и литературы требует особой подготовки учителя, поисков специфичных приемов анализа, присущих этим предметам. Литература обладает огромными возможностями для формирования личности человека с широким концептуальным взглядом на мир. Предавая свои знания об эпохе, обществе, утверждая нравственные ценности, вызывая ответные переживания у читателей, писатель обогащает читателя опытом взаимоотношений людей, пониманием человеческих характеров. Умение воспринимать произведение концептуально, осознавать, что за ним стоит мировосприятие художника, система взглядов писателя на изображаемую действительность, в которой отчетливо проявляется его утверждение нравственного идеала (того, чему следует сопротивляться в жизни, а чему активно содействовать), помогает юному читателю понимать, что нравственные отношения зависят не только от особенностей характеров литературных героев. В ранних литературных источниках, например «Повести временных лет», дом и семья всегда находились в поле зрения летописца. Работая над анализом произведений в старших классах, мы говорим со школьниками о том, что во все времена, где бы ни находился человек, источником тепла и света, доброты и энергии для него оставался дом, в котором можно обрести покой. Л.Н. Толстой в семейном романе «Анна Каренина» показывает нам, что для него мир, добро, семья есть основа существования человечества. Анализируя страницы романа, приходим к выводу, что в семье, построенной на высоконравственных, выработанных обществом законах, сосредоточены разум, свет, любовь, милость, оказывающие благотворное влияние на социальное поведение каждого человека. При ознакомлении с творчеством Ф.М. Достоевского школьники обращали внимание на своеобразие христианского гуманизма автора в романе «Преступление и наказание», на христианский идеал человека в романе «Идиот», на поиски автором смысла человеческого бытия и мировой гармонии в романе «Братья Карамазовы». Само отношение писателя к этим вопросам и поиск ответов на них даёт обучающимся нравственный урок. Так, в романе «Преступление и наказание» есть эпизод, где Соня Мармеладова читает Раскольникову из Библии «Воскрешение Лазаря». Сонечка была уверена, что заблудший Раскольников всё поймёт и тоже уверует, а затем покается. И если в Библии Лазарь воскрес из мёртвых, то Раскольников, покаявшись, возрождается к новой жизни. Причиной возрождения стала любовь. «Возлюби ближнего как самого себя» - именно так поступила Сонечка, и великая сила любви сотворила чудо. Любовь и добрые дела – возможность выхода из духовного кризиса. Это произведение будит мысли и чувства обучающихся, заставляет их проводить параллели с современной действительностью. Может быть, потому, что речь идёт о душе человеческой? После изучения произведения дети делаю вывод: Достоевский завещает нам любить свою семью, свою Родину, учит трудиться над собой, думать о душе. Здесь можно предложить школьникам порассуждать на тему «Десять заповедей Божьих – только для верующих?». В результате размышлений они придут к выводу о том, что каждый человек должен их знать и выполнять, хотя это очень трудно, но тогда мир будет более добрее. Нужно надеяться, что добро победит зло. Достоевский говорил именно об этом. Стоит также отметить, что расширен круг вошедших в школьную программу авторов, в творчестве которых существенную роль играют христианские мотивы. Например, русский писатель Н.С. Лесков: его имя у большинства школьников ассоциировалось в основном с рассказом «Левша», однако теперь они задумываются и над другими его произведениями, в частности над повестью «Очарованный странник», которая способствует постижению христианских заповедей. Можно говорить о других писателях-классиках, чьё творчество изучается в школьном курсе, в результате чего русская литература предстаёт перед школьниками в более полном объёме, давай богатую пищу их умам и сердцам. Развитию нравственного сознания обучающихся способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей – художниками слова. Обо всём этом мы помним, рассматривая этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и других поэтов и писателей. В ходе беседы о жизни и творчестве мастеров художественного слова мы анализируем, оцениваем нравственные явления, соотносим их со своими поступками, осуществляем выбор нравственных решений. Таким образом мы переводим внимание детей с общих представлений о нравственности и морали на действительность. В данном случае разговор идёт о духовности, которая предполагает устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, желание приблизить свою жизнь к идеалу и тем самым внутренне освободиться от обыденности. Приходит осознание того, что не только высококачественные знания, умение пользоваться компьютером и способность разбираться в рыночной экономике важны для наших детей, но и высокая духовная и нравственная культура. Мы учим их противостоять нравственной и духовной деградации, пока ещё их сердца открыты и души чисты. И дети, наши ученики, надо полагать, приникнут к истокам тех родников, к которым мы их приведём. По окончании школы подростка ожидают нравственные испытания, которые убеждают его, что его дальнейшая судьба во многом зависит от того, что он сам приносит людям – добро или зло, - и притом во всех сферах жизни. Он должен убедиться в том, что нуждается в душевном очищении, в оживлении своего сердца, чувств, потому что заглохшее и омертвевшее сердце бессильно и слепо. Принимая решения, он опирается на свой внутренний мир, и ответственность за формирование этого мира лежит на нас, учителях русского языка и литературы: насколько сможем мы затронуть сокровенные струны ребёнка. Не просто воспитывать культуру, духовность, высокую нравственность без опоры на христианские заповеди, которыми проникнуты художественные произведения русских классиков. Христианские мотивы – это мотивы красоты, веры, милосердия. К сожалению, Россия пребывает в состоянии идейного кризиса. Не у многих осталась истинная христианская вера, определяющая поведение человека. Поэтому сегодня как никогда необходимо помнить на уроках литературы о духовно-нравственном совершенствовании подрастающего поколения.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РУССКОЙ КЛАССИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РУССКОЙ КЛАССИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РУССКОЙ КЛАССИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РУССКОЙ КЛАССИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РУССКОЙ КЛАССИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РУССКОЙ КЛАССИКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2019