Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром (из опыта работы кружка «ЭКОША»)
Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром (из опыта работы кружка «ЭКОША»)
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
окружающий мир
Детсад
28.02.2018
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность, в деятельности ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, на наш взгляд, является экспериментальная деятельность.
В нашем детском саду создана система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности. Частью системы является организация работы кружка дополнительного образования «ЭКОША», о котором я расскажу.Формирование познавательных интересов
у детей с ограниченными возможностями здоровья
через опытно-экспериментальную деятельность
при ознакомлении с окружающим миром
(из опыта работы кружка «ЭКОША»)
Формирование-познавательных-интересов.docx
Формирование познавательных интересов
у детей с ограниченными возможностями здоровья
через опытноэкспериментальную деятельность
при ознакомлении с окружающим миром
(из опыта работы кружка «ЭКОША»)
Совершенствование системы образования в соответствии с
Законом РФ «Об образовании» требует своевременного обеспечения
каждому ребенку адекватных условий для его развития. Особую
социальную и педагогическую значимость имеет оказание активной
дифференцированной
ограниченными
возможностями здоровья.
помощи детям с
Потребность в познании – источник развития личности.
Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является
познавательный интерес.
Целенаправленное стимулирование,
способствующее возникновению и развитию познавательного
интереса – главная задача работы по данной теме.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности.
Через деятельность, в деятельности ребенок осознает, уточняет
представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире.
Задача педагога предоставить условия для саморазвития и
самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких
побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей
условий, на наш взгляд, является экспериментальная деятельность.
В нашем детском саду создана система работы по организации
опытноэкспериментальной деятельности. Частью системы является
организация работы кружка дополнительного образования
«ЭКОША», о котором я расскажу.
Основная идея кружка «ЭКОША», да и всей системы в целом,
отражается в высказывании древнекитайского философа и
мыслителя Конфуция: ««Что я слышу – забываю. Что я вижу – я
помню. Что я делаю – я понимаю».
Ребёнок познаёт мир через практические действия с
предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными,
достоверными и прочными.
Организация работы кружка.
Кружок работает в вечернее время.
Его посещают 12 детей
Бесплатный для родителей.
Продолжительность – 2530 минут.
Периодичность: два раза в неделю.
Содержание занятий строится на основе перспективного плана.
Работа кружка предоставляет дополнительные возможности
для:
и
обогащения
получения
представлений,
для обследования предметов с разных сторон. Можно
подготовить такой опыт, который в другое время провести не
представляется возможным.
естественнонаучных
Основная цель работы кружка: развитие у детей
познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
расширять представления детей об окружающем мире
через знакомство с элементарными знаниями из различных
областей наук;
развивать у детей умение пользоваться приборами –
помощниками при проведении игр экспериментов;
развивать у детей мыслительные способности: анализ,
обобщение; формировать
классификацию,
способы познания путем сенсорного анализа;
сравнение,
развивать коммуникативность,
самостоятельность,
элементарный самоконтроль и
наблюдательность,
саморегуляцию своих действий.
Основные методы:
нагляднодейственный
практический
Принципы:
В своей работе я опираюсь на основные дидактические
систематичность и
доступность,
научность,
принципы:
последовательность, наглядность.
Обращаю внимание на: стимуляцию речевой и познавательной активности детей с
ограниченными возможностями здоровья
создание ситуации успеха деятельности каждого ребёнка
доверительное отношение между взрослым и ребёнком,
основанное на сотрудничестве
учёт особенностей детского экспериментирования
Необходимо правильно подобрать объекты для опыта в
соответствии с целями и задачами эксперимента. Объекты опыта и
выполняемые с ними действия должны быть безопасными для детей.
Форма проведения занятий кружка занимательные игры
занятия с элементами экспериментирования. Это могут быть
игрыпутешествия,
игрысоревнования. Занятия строятся на
стремлении вызвать интерес у детей, получить удивление и
удовлетворение от открытий, ответы на все «ПОЧЕМУ?»,
«ОТКУДА?» и «ЗАЧЕМ?».
Я использую специальные коррекционные и игровые
повтор инструкций,
хоровое проговаривание,
выполнение действий по указанию детей
дробление одной процедуры на несколько мелких
приёмы:
действий, поручаемых разным детям,
«намеренная ошибка»,
проговаривание хода предстоящих действий,
предоставление каждому ребёнку возможности задать
вопрос взрослому или другому ребёнку,
фиксирование детьми результатов наблюдений в
блокнотах в виде схематичных рисунков для последующего
повторения и закрепления,
моделирование проблемной ситуации от имени сказочного
героя куклы.
Формы работы:
индивидуальная,
работа в группах,
работа в парах,
фронтальная. В старшей группе наиболее эффективно используются
индивидуальная и фронтальная формы работы. В подготовительной
группе – парная и групповая.
Для успешной работы кружка необходимы специальные
Центр экспериментирования.
условия:
Шкафлаборатория. (Измерительные приборы, природный
материал, разные виды бумаги, ткани, других материалов, сосуды
и т.д.) В оборудовании лаборатории большое участие принимали
родители.
обеспечение:
Методическое
Картотека опытов и наблюдений.
Перспективное планирование опытноэкспериментальной
деятельности .
Записи музыкальных произведений (звуки природы, голоса
птиц и зверей, звуки транспорта и других механизмов).
Таблицы, картины, карточкисхемы.
Художественные произведения (сказки, загадки, пословицы и
поговорки).
Материал для взаимодействия с родителями (анкеты, буклеты,
оформление информационных уголков).
Методическая литература по организации опытно
экспериментальной деятельности.
Для анализа работы по данной теме мы проводили диагностики
в начале 1 года обучения и в конце второго года обучения.
Проведённые диагностики показали:
повысился уровень задаваемых детьми вопросов,
дети стали давать больше аргументированных ответов и
ответов познавательного характера,
у детей повысился интерес к содержанию деятельности,
повысился уровень восприятия.
Несколько ниже показатель аргументированных ответов. Это
послужило причиной для определения задачи изучения
мыслительной деятельности детей в процессе экспериментирования
в перспективе.
Результативность:
Повышение уровня восприятия.
1. 2.
3.
Повышения качества мыслительной деятельности.
Повышение интереса к содержанию деятельности.
Перспективы работы:
1. Дальнейшее развитие условий для опытноэкспериментальной
деятельности (развивающая среда):
Пополнение
центра
материалами, приборами;
экспериментирования новыми
Пополнение картотеки опытов.
2. Методическая, исследовательская работа:
Изучение развития мыслительной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья в процессе опытно
экспериментальной деятельности;
Общий вывод: «Я хочу знать», «я хочу уметь», «мне
интересно», такая познавательная потребность, проявлением
которой и являются познавательные интересы, во многом
определяет развитие личности.
экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет
возможность стимулировать эту потребность через близкие и
естественные для ребёнка практические действия. Кружок «Экоша»
расширяет и даёт ребёнку дополнительные возможности в познании
окружающего мира.
Ценность опытно
Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром (из опыта работы кружка «ЭКОША»)
Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром (из опыта работы кружка «ЭКОША»)
Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром (из опыта работы кружка «ЭКОША»)
Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром (из опыта работы кружка «ЭКОША»)
Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром (из опыта работы кружка «ЭКОША»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.