Формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развитие личности школьника и учителя как основа перевода процесса в учебно-исследовательскую деятельность
Формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развитие личности школьника и учителя как основа перевода процесса в учебно-исследовательскую деятельность
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
химия
9 кл
12.11.2018
Весьма значимой для разрешения вопросов формирования мотивации школьников к учению выступает учебно-исследовательская деятельность (УИД), основной функцией которой должно являться инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. При построении учебно-исследовательского процесса важно: выбрать тему исследования, на самом деле интересную для ученика и совпадающую с кругом интересов учителя; обеспечить осознание учеником сути проблемыЭффективность реализации модели формирования творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий: создание поливариантной творческой среды в образовательном пространстве школы, актуализирующей творческие качества личности учащихся; формирование положительной мотивации учащихся к учебно-исследовательской деятельности на основе внутренних потребностей, интересов и творческих способностей старшеклассников;
статья.docx
Рыкова Н.В.,учитель химии
Формирование системы диагностики интересов, творческих
возможностей и развитие личности школьника и учителя как основа перевода
процесса в учебноисследовательскую деятельность
Тема моего выступления«Как формируются, диагностируются,
выявляются интересы и возможности школьников в процессе подготовки
МАНовских работ».
Весьма значимой для разрешения вопросов формирования мотивации
школьников к учению выступает учебноисследовательская деятельность
(УИД), основной функцией которой должно являться инициирование
учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Психологи и педагоги,
изучающие проблему УИД, определяют учебноисследовательскую
деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности
двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе
которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей,
результатом которой является формирование мировоззрения
Систематическое осуществление учебноисследовательской
деятельности способствует интенсивному развитию у субъектов
метапредметных компетенций. Педагог, в данном случае, выступает как
организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря
которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой
возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с
исследовательской, творческой позиции. Поэтому одной из наиболее
существенных задач становится разрешение вопроса о способах
формирования внутренней мотивации, то есть переведение внешней
необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность. Все усилия
по организации системы исследовательской деятельности учащихся должны
быть направлены именно на эту задачу, а не на абстрактную подготовку
ученика к взрослой жизни, к развитию у него тех или иных умений и навыков,
к получению определенных специальных знаний. Как отмечают Алексеев Н.Г,
Александрова Т.К., Леонтович А.В. большая социальная значимость ярче
проявляется в том случае, когда мотив проведения исследования является
внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает
субъективно интересна и значима для него
Именно поэтому весьма существенным становится вопрос выбора и
определения темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. В
постановке проблемы исследования разумно особое внимание уделять ее
актуальности для возраста учащихся. Важно, чтобы толчок к исследованию
шел "изнутри" ученика, иначе творческий процесс сведется к формальному проделыванию необходимых действий, но ни к чему большему, что не даст
необходимых педагогических результатов
Учитель не должен вести ученика "за руку" к ответу, а лишь как человек
более опытный в поиске ответов на вопросы, которые ставит жизнь, или
которые он ставит сам перед собой, совместно с учеником искать решение. В
самой "формуле" сотрудничества заложен принцип равноправия, который
достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает однозначно
"правильной" истины, хотя бы потому, что она не достижима.
Высокий уровень мотивации учебноисследовательской деятельности
необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации УИД в
общую успешность деятельности школьника можно, который можно
рассматривать наравне с развитием когнитивных способностей ученика.
Мотивация учебноисследовательской деятельности может выступить, к тому
же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также
показателем уровня его развития.
Таким образом, при построении учебноисследовательского процесса
важно: выбрать тему исследования, на самом деле интересную для ученика и
совпадающую с кругом интересов учителя; обеспечить осознание учеником
сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже
если он будет проведен учителем безукоризненно правильно; организовать
ход работы над раскрытием проблемы исследования во
взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед
другом; осуществлять взаимоинициирование через совместный поиск к
саморазвитию, самосовершенствованию (как ученика, так и учителя) в
различных сферах (интеллектуальной, коммуникативной, творческой);
формировать, прежде всего, личностные компетенции ученика, т.е. раскрытие
проблемы в первую очередь должно приносить чтото новое ученику, а уже
потом науке.
Следовательно, максимальный учет истинных, тщательно выявленных
интересов школьников, является важнейшим фактором, делающим
приобщение учащихся к основам УИД наиболее эффективным.
Учебноисследовательская деятельность учащихся
– это самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание
качественно новых ценностей, важных для развития личности и
ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально
личностных успехов Учебные исследовательские работы становятся прототипами работ,
которые выпускникам предстоит выполнять в реальной самостоятельной
жизни
Эффективность метода возможна при выполнении условий:
1.Ученик должен хотеть проводить исследование
2.Ученик должен суметь это сделать.
3.Он должен получить удовлетворение от своей работы.
На примере работы,которую выполнила Лосева Елена Учащаяся 8А
класса МБОУ Старокрымский УВК №1 “Школагимназия” «Напиток
жизни молоко»,видно как интересы совпали с возможностями ученицы.
«Шоколад: глазами химика» Работу выполнила Постникова Полина
Учащаяся 8Б класса МБОУ Старокрымский УВК №1 “Школагимназия”
удачный пример хорошей работы, где она исследовала шоколада,
рассмотрела показатели качества шоколада; изучила классификацию и
ассортимент шоколада; определила органолептические и физикохимические
свойства,оОпределила наличие белков, жиров, углеродов.
«Ошибка Конан Дойля и не только» работа Сейтоплаева Сулеймана.
Приведем отрывок: «Огромная пасть собаки все еще светилась голубоватым
пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я
дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы
тоже засветились в темноте. Фосфор, сказал я.» Но (на воздухе белый
фосфор, действительно, светится. Но уже при слабом нагревании, для чего
достаточно простого трения, фосфор воспламеняется и сгорает. Значит, если
бы он покрывал шерсть собаки, то она получила бы ожоги). Сейтоплаеву С
удалось показать важность знаний по химии не только для медиков и
фармацевтов, но и для каждого человека,ведь любой бразованный человек
должен уметь оперировать химическими понятиями и уж если и употреблять
термины, то не искажать их значение.
Не все получается как задумано. Работы С. Бурковцевой
«Выращивание кристаллов», Д. Сухиненко « Улыбка на 32» ,В. Стеценко
«Алгоритмы решения задач по химии» не принесли ожидаемого результата и
удовлетворения.
Достижения моих учеников мои достижения.
Успехи в любом исследовании сопровождаются положительными
эмоциями – не заменимыми спутниками энергичной творческой жизни
человека. Реализация исследовательского метода на практике ведет к изменению
позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора
познавательной, исследовательской деятельности своих учеников
Важнейший результат исследовательской деятельности, заключается в
осознании учащимся значимости своих собственных знаний, способностей и
умений.
Таким образом, можно сделать следущие выводы эффективность
реализации модели формирования творческих умений старшеклассников в
учебноисследовательской деятельности обеспечивается совокупностью
следующих педагогических условий: создание поливариантной творческой
среды в образовательном пространстве школы, актуализирующей творческие
качества личности учащихся; формирование положительной мотивации
учащихся к учебноисследовательской деятельности на основе внутренних
потребностей, интересов и творческих способностей старшеклассников; учет
индивидуальнопсихологических и возрастных особенностей учащихся
применительно как к процессу формирования творческих умений, так и к
организации межличностного взаимодействия в общении и совместной
учебноисследовательской деятельности; внедрение педагогической
технологии формирования творческих умений учащихся в условиях учебно
исследовательской деятельности, обеспечивающей сопровождение их
индивидуального творческого саморазвития на основе педагогического
мониторинга; высокий уровень профессиональной готовности педагога к
формированию творческих умений учащихся посредством учебно
исследовательской деятельности.
Формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развитие личности школьника и учителя как основа перевода процесса в учебно-исследовательскую деятельность
Формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развитие личности школьника и учителя как основа перевода процесса в учебно-исследовательскую деятельность
Формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развитие личности школьника и учителя как основа перевода процесса в учебно-исследовательскую деятельность
Формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развитие личности школьника и учителя как основа перевода процесса в учебно-исследовательскую деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.