«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
Оценка 4.8

«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
дефектология
Детсад
16.06.2019
«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
статья .docx
«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки» Шарова Ирина Юрьевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №65»   В педагогической практике мы часто сталкиваемся  с тем, что дети недостаточно хорошо владеют   устной   речью,   не   могут   использовать   речь   для   выражения   своих   мыслей,   чувств   и желаний, построить речевое высказывание в общении со сверстниками и взрослыми, испытывают затруднения при составлении текстов сказочного содержания. При том, что п.2.6 ФГОС ДО своим содержанием определяет задачи образовательной области «Речевое развитие».  Изучив   актуальные   нормативно   –   правовые   документы,   научную   литературу,   а   также интернет – ресурсы, с целью построения системы педагогической деятельности по активизации и совершенствованию   речи   детей   возникла   необходимость   создания   наглядных   игровых многофункциональных дидактических пособий. В связи с чем, было разработано и создано такое пособие   под   названием   «В   гостях   у   сказки»,   который   включил   в   себя   «Карпетограф», «Мнемотаблицы», «Копилку дидактических игр», «Сказочный бизиборд», «Пальчиковый театр», «би – ба – бо», «Театр на палочке». Данное пособие рассчитано на детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. При разработке данного пособия, основной упор делался  на исследования известнейших  педагогов, психологов, лингвистов. Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В.  Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К. Д.  Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Ф. А. Сохин, Л. А. Пеньевская, А. М. Леушина, О. И.  Соловьева, М. М. Конина создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач  речевого развития дошкольников. В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного  образования и семейного воспитания, выделяются три основных направления разработки  психолого ­ педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования  содержания и методов обучения родному языку:  • Структурное (формирование разных уровней системы языка: фонетического,  лексического, грамматического); • Функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной  функции: развитие связной речи, речевого общения); • Когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию  явлений языка и речи).  Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений  включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи  дошкольников  Принципы построения содержания работы по развитию речи:  • • • • • • принцип коммуникативно ­ деятельностного подхода к развитию речи принцип обеспечения активной языковой практики принцип обогащения мотивации речевой деятельности принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития принцип  развития языкового чутья принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи   Таким образом, целью   работы является формирование связной речи детей с помощью сказок посредством нетрадиционных дидактических пособий.   При   разработке   пособия   учитывались   принципы   развивающей   предметно­ пространственной   среды,   которые   отражены   в   ФГОС   ДО,   а   именно:   трансформируемость, вариативность,   полифункциональность,   доступность,   безопасность;   кроме   того   использование данного пособия обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Помимо этого в основе заложена и возможность усложнения методов и приемов согласно возрастных особенностей детей.  Хотелось бы чуть подробнее остановиться на самом дидактическом пособии «В гостях у сказки»  Принцип работы «Сказочного бизиборда» такой же как и у обычного бизиборда. Другими словами, есть набор предметов, который открывается ­ закрывается, прилепляется, двигается, который можно зашнуровать, подержать, поднять и т.д., т.е. выполнить определенное действие. При этом ребенок в это время (в отличие от обычного бизиборда) будет рассказывать сказку. Сюжетное   содержание   данной   стороны   «Сказочного   бизиборда»   отражает   сказки   «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко». Кроме того, данный бизиборд можно использовать и по сказке   «Колобок»   например.   При   этом,   пособие   создано   таким   образом,   что   позволяет использовать   дыхательные   упражнения   в   работе   с   детьми,   содержит   материал   нацеленный   на познавательное   развитие   (элементарные   математические   представления   –   количество   и   счет, величина,   геометрическая   форма,   сенсорные   эталоны,   перцептивные   действия,   элементарные экологические   представления),   отражает   возможности   отработки   лексических   тем,   а   также звуковой и грамматической стороны речи. «Карпетограф» представляет собой своеобразный чемоданчик с выдвижным ящичком. На внутренней   поверхности   имеется   шероховатое   покрытие,   ящичек   используется   для   хранения прикладов к пособию. Все используемые детали имеют эстетический вид, безопасны для детей, имеют   мягкую   тактильную   структуру,   легко   прикрепляются   к   внутренней   поверхности   и держатся необходимое время. На представленном слайде развернут сюжет сказки «Лисичка ­ сестричка и серый волк». Данное пособие позволяет разворачивать сюжет любой сказки (и не только).  Чтобы   облегчить   детям   момент   рассказывания   и   запоминания   сюжета   сказки, используется   технология   составления   мнемотаблиц   и   мнемодорожек,   в   которых   вся   сказка разбивается   на   части   (эпизоды)   с   отражением   главных   событий   в   ней.   И   теперь,   когда   все инструменты   для   рассказывания   у   детей   есть,   они   с   огромным   удовольствием   рассказывают сказку, используя «Сказочный бизиборд» или «Карпетограф». При этом сказка сама рождается из их уст, как только они начинают перемещать фигурки персонажей и декораций по полю. Очень нравится детям разворачивать игры­сказки в своей самостоятельной деятельности. Когда сюжет готовой сказки детьми изучен очень хорошо, они начинают придумывать дополнения к сюжету, видоизменять, вводить новых персонажей. И тогда получается удивительная сказка на новый лад. Некоторые ребята переносят обыгрывание готовой сказки в театрализованную деятельность, где сами уже воплощаются в персонажей сказки и разыгрывают ее по ролям. Эмоциональный восторг вызывают   персонажи   уже   знакомых   им   сказок,   которые   они   недавно   сами   разворачивали   на бизиборде или карпетографе, появившиеся на празднике или развлечении.  И если в младшей группе данные пособия имеют ценность как возможность играть в движении, детей больше интересовал «Сказочный бизиборд», где все открывается, прячется, сами манипулятивные действия, то в старшем возрасте наблюдается   большая заинтересованность в Карпетографе и перспективы для развития режиссерской игры.

«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»

«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»

«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»

«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»

«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»

«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»

«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»

«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»

«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»

«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
Скачать файл