«Формирование у младших школьников с недостатками слуха рефлексии собственной деятельности, как источника положительной мотивации, познавательных интересов и умения учиться»
«Формирование у младших школьников с недостатками слуха рефлексии собственной деятельности, как источника положительной мотивации, познавательных интересов и умения учиться»
Оценка 5
Педсоветы
docx
дефектология
4 кл
26.09.2017
Одной из задач начальной школы для детей с недостатками слуха является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к дальнейшему обучению и саморазвитию.
Основной задачей в классе является развитие рефлексивных способностей обучающихся в процессе обучения и воспитания и разработка учебно-методического обеспечения, направленного на развитие рефлексивных умений в учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Для формирования деятельностной компетенции в своем классе я строю изучение учебного материала таким образом, чтобы в ходе его усвоения учащиеся смогли «пережить» все этапы деятельности: постановка цели деятельности, планирование своих действий по реализации поставленной цели, сама деятельность и рефлексия по поводу полученного результата.
Рефлексия.docx
ТОГБОУ «Школаинтернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ДОКЛАД
«Формирование у младших школьников с недостатками слуха рефлексии
собственной деятельности, как источника положительной мотивации,
познавательных интересов и умения учиться»
Подготовила: Пудовкина О.М.
учительдефектолог Тамбов
2015г.
Одной из задач начальной школы для детей с недостатками слуха
является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю
своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных
интересов и готовности к дальнейшему обучению и саморазвитию.
Необходимость изучения рефлексивных умений младших школьников,
в итоге обусловлена противоречиями, имеющими место в реальном
образовательном процессе:
между социальными ожиданиями общества, которое стремится
воспитать личность, способную самостоятельно принимать решения
и отвечать за их реализацию, и отставанием методической практики,
способной удовлетворить данное ожидание;
между психическими новообразованиями в личностном развитии
младшего школьника и недостаточным учетом этих изменений в
современном процессе обучения;
между богатым потенциалом развития рефлексивных умений
младших школьников и недостаточной разработанностью конкретных
педагогических рекомендаций, помогающих реализовать эти
возможности.
Основной задачей в классе является развитие рефлексивных
способностей обучающихся в процессе обучения и воспитания и разработка
учебнометодического обеспечения, направленного на развитие рефлексивных
умений в учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин говорили как о
благоприятном для формирования способности к рефлексии периоде о
возрасте с 7 до 11 лет, когда доминирующей является учебная деятельность.
В процессе учебы ребенок изменяет самого себя. Поэтому ему необходимо
постоянное осознание и отслеживание своего внутреннего состояния,
связанного с учебой – рефлексия.(7)
В толковом словаре С.И. Ожегова рефлексия трактуется как размышление о
своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.
В философском словаре :
РЕФЛЕКСИЯ
1) размышление, самонаблюдение;(2)
Формирование рефлексии в учебной деятельности проходит 3 стадии:
стадия становления коллективной рефлексии, стадия становления
групповой рефлексии, стадия становления индивидуальной рефлексии. Стадия становления коллективной рефлексии совпадает с началом
школьного возраста.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая.
Стадия становления индивидуальной рефлексии. Становление рефлексии
как индивидуальной способности учащегося, становление позиции «Я
учащийся».
При организации обучения в своем классе и формирования рефлексии я
использую следующие методы обучения:
методы стимулирования и
мотивации учения, проблемнопоисковый, метод моделирования, логические
методы, метод решения учебных задач, метод контроля. На уроке всегда
стараюсь создавать проблемные ситуации, ставить проблемные вопросы,
которые требуют обоснованных решений и обсуждений.
Для формирования деятельностной компетенции в своем классе я
строю изучение учебного материала таким образом, чтобы в ходе его
усвоения учащиеся смогли «пережить» все этапы деятельности: постановка
цели деятельности, планирование своих действий по реализации поставленной
цели, сама деятельность и рефлексия по поводу полученного результата.
Весь учебный материал делится на блоки – темы. Первые уроки в теме
посвящены постановке учебной задачи и изучению нового способа действия.
Здесь учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы учащиеся
самостоятельно или совместно с учителем (в зависимости от сложности
изучаемого материала) отделили известное от неизвестного, выявили
проблему, поставили перед собой учебную задачу, зафиксировали её,
«открыли» новый способ действия. Далее на последующих уроках
закрепления я произвожу уточнение полученных знаний и применяю их в ходе
решения различных практических задач.
Третьим и последним звеном в теме являются уроки контроля, оценки и
индивидуальной работы. К этим урокам необходимо относится особенно
серьёзно, поскольку именно здесь индивидуально выявляются и решаются
проблемы каждого ученика.
На мой взгляд,
рефлексивные способности очень важны для
формирования учебной деятельности, поскольку только после рефлексии
собственных действий у детей с недостатками слуха появляется возможность
выделения собственных дефицитов, что является основой для построения
программы действий по их ликвидации. Умение проводить собственную
рефлексию (содержательную самооценку) формируется достаточно
длительное время.
Формирование
рефлексивных
в
подготовительном классе в период обучения грамоте. Основной целью своей
деятельности ставлю разведение эмоциональной и содержательной оценок
своей работы. На данном этапе работы используются «волшебные
линеечки», напоминающие ребёнку измерительный прибор (инструмент
способностей начинаю самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном), на которых
ребёнок сам оценивает свою работу.
Позже начинаю применять более сложные приемы рефлексии:
«Плюсминусинтересно»
«Комплимент»
Экран достижений по чтению.
Для положительного определения детей к урокам важно, чтобы
самооценка их собственной деятельности на уроке была со знаком «+».
Поэтому в ходе урока полезно предложить фиксировать успешно
пройденные этапы деятельности знаками «+». Тогда в конце урока
можно спросить :
Что на уроке у вас хорошо получилось?
В чем вы испытывали затруднения?
Подводя итоги, детям предлагается подарить аплодисменты
комулибо из одноклассников, выразить свои впечатления
словесно.
В работе используется прием парной рефлексии под названием
«Солнышко» (разбившись на пары, дети прикрепляют к окружности, в
которой начертано слово, лучики с записанными на них словами
ассоциациями или синонимами к данному слову).
процесса позволяет
Такая организация учебновоспитательного
уделять достаточно внимания сильному ученику, помочь слабому
получать возможность испытывать учебный успех.
Таким образом, мои ученики постоянно вынуждены рефлексировать по
поводу своей деятельности. Систематическая и целенаправленная
работа в этом направлении дает свои ощутимые результаты.
Ключевые слова: нарушение слуха, обучающиеся с недостатками слуха,
рефлексия,
стимулирования и мотивации учения.
познавательный интерес,
рефлексивные умения,
метод
«Формирование у младших школьников с недостатками слуха рефлексии собственной деятельности, как источника положительной мотивации, познавательных интересов и умения учиться»
«Формирование у младших школьников с недостатками слуха рефлексии собственной деятельности, как источника положительной мотивации, познавательных интересов и умения учиться»
«Формирование у младших школьников с недостатками слуха рефлексии собственной деятельности, как источника положительной мотивации, познавательных интересов и умения учиться»
«Формирование у младших школьников с недостатками слуха рефлексии собственной деятельности, как источника положительной мотивации, познавательных интересов и умения учиться»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.