Формирование у учащихся представления о целостности мира средствами интегрированного подхода при изучении предметов естественно-математического цикла
Формирование у учащихся
представления о
целостности мира
средствами
интегрированного подхода
при изучении предметов
естественно-
математического цикла
Формирование у учащихся представления о целостности мира средствами интегрированного подхода при изучении предметов естественно-математического цикла
Науки разделены не
естественным путём, а лишь
из соображений удобства.
Природа не заинтересована в
подобном разделении
и многие интересные явления
лежат
именно на стыке разных
областей науки.
Р. Фейнман.
Ричард Филлипс
Фейнман - американский
ученый, физик
Формирование у учащихся представления о целостности мира средствами интегрированного подхода при изучении предметов естественно-математического цикла
Интеграция – одна из актуальных проблем в
обучении
1
Проблемы методики естественных дисциплин:
• интеграция разветвлённой системы
естественнонаучных знаний;
• обновление методов, средств и форм
организации обучения.
Проблемы в процессе образования,
решаемые
с помощью интегрированного обучения :
разобщённость
в учебных
планах школ
сокращается
время на
изучение
некоторых
классических
школьных
предметов
разработка и
внедрение в
учебный
процесс новых
педагогически
х технологий.
этапов
формирования у
учащихся общих
понятий физики,
математики,
информатики;
выработки у них
обобщённых умений
и навыков
Формирование у учащихся представления о целостности мира средствами интегрированного подхода при изучении предметов естественно-математического цикла
Историческая справка.
3 этапа интеграции в
просвещении ХХ в.
• рубеж веков – 20-е годы проблемно-комплексное
обучение на межпредметной основе (трудовая
школа);
Дж. Дьюи (США) , С.Т. Шацкий, М.М.Рубинштейн и
др. (Россия).
1
• 50 – 70-е годы межпредметные связи;
закон 1958 г. «Об укреплении связи школы с
жизнью и дальнейшем развитии системы
народного образования
в СССР» (укрепление отношений между
предметными и профессионально-техническими
знаниями);
Межпредметные связи стали принципом
советской педагогики.
• 80 – 90 годы – собственно интеграция;
Формирование у учащихся представления о целостности мира средствами интегрированного подхода при изучении предметов естественно-математического цикла
Определение понятия интеграции
1
Интеграция (лат. integrare – восстанавливать,
восполнять) – объединение в целое каких-либо
частей.
В.С. Безруков: «Интеграция в педагогике –
определение высшей формы взаимосвязи. Она
выражает единство всех составляющих системы
образования, определяя ее содержание».
О.Г. Гилязов : «Интеграция в педагогике – это
целостная система органически связанных
между собой дисциплин. Выстроена она по
аналогии с миром, который окружает ребенка».
И.С. Сердюкова: «Интеграция – это в педагогике
не что иное, как процесс связи и сближения
наук, которые представляют собой высшую
форму перехода к более качественной
Формирование у учащихся представления о целостности мира средствами интегрированного подхода при изучении предметов естественно-математического цикла
Цель интеграции:
1не просто показать
области
соприкосновения
нескольких
учебных
дисциплин, а через их
органическую реальную
ученикам
связь дать
желаемое
представление
о
единстве окружающего
Формирование у учащихся представления о целостности мира средствами интегрированного подхода при изучении предметов естественно-математического цикла
Формы интеграции:
внутрипредмет
ная
спиральная структура:
процесс проходит от
частного к общему
вертикальная
структура:
межпредметная
(внутрисистемная)
горизонтальная и
Горизонтальная структура
устанавливает
межпредметные связи,
которые основаны на
одинаковых научных знаниях.
Вертикальная структура –
межпредметные связи служат
для формирования общих
типов мышления.
Формирование у учащихся представления о целостности мира средствами интегрированного подхода при изучении предметов естественно-математического цикла
Структура интегрированного урока:
• вступление
1
Постановка цели, задач урока, актуализация
опорных знаний;
• основная часть
Раскрывается содержание учебного
материала с помощью образовательных
технологий.
Конструкция учебной деятельности на уроке
действия учителей – предметников
действия учащихся
блок рефлексии;
• заключение
– подведение итогов, оценивание работы
учащихся, определение домашнего задания.
Формирование у учащихся представления о целостности мира средствами интегрированного подхода при изучении предметов естественно-математического цикла
Условия проведения интегрированного
урока:
1. определение темы урока, объекта изучения,
отбор содержания урока, его интегративного
ресурса;
2. включение самообразования учащихся при
1
3. использование различных образовательных
подготовке урока;
технологий:
4. продуманное сочетание индивидуальных и
групповых форм работы;
5. обязательный учет возрастных
психологических особенностей обучающихся.
Формирование у учащихся представления о целостности мира средствами интегрированного подхода при изучении предметов естественно-математического цикла
Интеграция предметов естественно-
математического цикла
Интегрированные занятия по физике и
математике:
1
1.Интегрированный урок «Графики функций и
механическое движение»;
2.Практическая работа «Исследование
зависимости периода механических колебаний
от различных физических величин»;
3.Внеклассные мероприятия: экскурсии.
Формирование у учащихся представления о целостности мира средствами интегрированного подхода при изучении предметов естественно-математического цикла
Интеграция предметов естественно-
математического цикла
Интегрированный урок по математике и
информатике «Полёт в космос»:
Цель урока: смоделировать полёт космического
1
корабля и
от скорости.
построить график его движения в зависимости
Формирование у учащихся представления о целостности мира средствами интегрированного подхода при изучении предметов естественно-математического цикла
Интеграция предметов естественно-
математического цикла
• по алгебре и химии
«Решение задач на
растворы, смеси, сплавы»
1
• по алгебре и информатике
«Графический способ
решения систем
уравнений»
Формирование у учащихся представления о целостности мира средствами интегрированного подхода при изучении предметов естественно-математического цикла
Интеграция предметов естественно-
математического цикла
Программа элективного
по математике
«Задачи на смеси,
курса
1
растворы
и сплавы»
Материал размещён на
сайте ВИПКРО wiki-vladimir.i-
edu.ru (сообщество
учителей математики)
Формирование у учащихся представления о целостности мира средствами интегрированного подхода при изучении предметов естественно-математического цикла
Интеграция предметов естественно-
математического цикла
Внеклассное мероприятие
по математике и физической
культуре «Математическая
1
спартакиада»
Материал размещён на сайте
festival.1sebtember.ru
(Издательский дом «Первое
сентября», Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»)
Формирование у учащихся представления о целостности мира средствами интегрированного подхода при изучении предметов естественно-математического цикла
Интеграция предметов естественно-
математического цикла
• Заседание ШМО учителей естественно-
математического цикла
1
• Урок-диспут (биология) «Вредные привычки:
за и против»
Формирование у учащихся представления о целостности мира средствами интегрированного подхода при изучении предметов естественно-математического цикла
Благодарю за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.