Формирование учебно-информационных умений посредством работы ученика 9 класса с картами исторического атласа.
Оценка 5

Формирование учебно-информационных умений посредством работы ученика 9 класса с картами исторического атласа.

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
история
9 кл
21.03.2018
Формирование учебно-информационных умений посредством работы ученика 9 класса с картами исторического атласа.
Практическое пособие для учителя истории Казахстана. В данной статье дается 9 практических работ по разным историческим периодам, когда ученик должен теоретические знания применить работая с картой атласа. Учитель истории найдет в данном материале практические работы по карте атласа 20 века начиная от темы "Национально-освободительное движение 1916 года" до темы "Приобретение независимости РК"Практические работы по карте атласа.
статья работа с картой.doc
Формирование учебно­информационных умений посредством работы ученика  9  класса с картами исторического атласа. Одна из главных задач исторического образования – формирование пространственного  представления учащимися исторических событий. Каждое событие, изучаемое на уроке должно,  быть представлено, не только во времени, но и в пространстве. Этому способствует организация  системы работы учащихся с исторической картой. Учащийся должен научиться читать легенду  карты, правильно заполнять контурную карту, анализировать историческое событие по  исторической карте, а для этого нужно с картой работать систематически, т.е. каждый урок. Приемы, формы работы с картой зависят от возраста учащихся. Учитель должен знать, что цели и  задачи, а значит и формы работы, по формированию пространственного исторического мышления  не могут быть одинаковыми для учащегося 5 класса и ученика 9 класса. Если в 5 классе ученик  должен познакомиться с видами исторических карт, научится находить информацию в легенде,  показывать границы, направления походов, географические объекты, то требования в старших  классах другие.  Что должен уметь ученик 9 класса?  Проводить поиск необходимой информации на основе одной­двух карт, анализировать и  систематизировать их данные. Применять при рассказе и характеристике исторических событий,  процессов (о социально­экономическом развитии стран, о внешней политике и т.д.), данные карты.  Сравнивать данные разных карт, выявляя сходство и различия, делать выводы. В своей работе я  предлагаю учащимся 9­х классов  задания, которые можно выполнить, используя атлас «История  Казахстана. Начало 20 века ­ настоящее время. Авторы: О.Ю.Пак, С.В.Кругликова. Эти задания  применимы во время уроков изучения нового материала, а также во время повторение, обобщения;  как контрольно­измерительный материал могут использоваться учителем. Тема: «Национально­освободительное движение 1916 года». По программе 9 класса, изучается  2 часа. Урок№2 «Национально­освободительное движение 1916 года» п.3, урок№3 «Лидеры  движения. Историческое значение движения» п.3,4. Задания по Атласу: 1. Рассмотри карту на стр.2­3 «Национально­освободительное движение 1916 года». Ознакомься с  содержанием легенды карты. 2. Ответь на вопросы:  А) какие районы Казахстана были охвачены национально­освободительным движением? Б)  почему охваченные национально­освободительным движением районы по­разному окрашены и  заштрихованы? С) как можно оценить временные рамки движения по данным карты? 3. Пользуясь картой, и знаниями темы составьте, рассказ о крупных центрах национально­ освободительного движения: 1) Семиреченской центр; 2) Тургайский центр. Какие дополнения к  материалам учебника, можно сделать по карте, составляя описание крупных очагов национально­ освободительного движения 1916 года? 4.Каковы результаты национально­освободительного движения 1916 года? Можно ли найти по  карте причины поражения? Какие? 5. Работа по контурной карте: А). Нанесите границы Российской империи, границы губерний и областей, границу  Республики  Казахстан. Б). Выделите районы восстания. Укажите, где были стачки и забастовки? С). Укажите направления движения карательных отрядов, населенные пункты, захваченные  повстанцами. Д) Укажите места крупных столкновений и боев повстанцев с карательными отрядами. Теме: «Казахстан в 1917­1918гг». Уроки: №4 «Казахстан между революциями 1917 года», (п5,6) №7 «Установление Советской власти», (п9) №9 «Национальные автономии в Казахстане». (п7­8) Задания по Атласу: 1. Рассмотри карту  стр.4­5 «Февральская революция. Установление Советской власти в  Казахстане. Автономия Алаш». Ознакомься с содержанием легенды карты. 2. Ответь на вопросы: А) Какие изменения произошли в Казахстане в период Февральской революции? Как эти изменения  встретила казахская национальная интеллигенция? Что ожидало население Казахстана от  результатов Февральской революции?  Б) Почему произошли новые революционные события в октябре 1917 года? Какие последствия этих событий мы видим на карте?  С) Разделите условно  территорию  Казахстана на север, юг, запад и восток. Сделайте вывод о  результатах установления Советской власти в разных районах Казахстана? По карте определите, в  каких городах Советы пришли к власти раньше, в каких позже? Почему? Д) Что такое «Алаш»? Когда и где принято решение о создании автономии «Алаш»? Соотнесите  границы автономии «Алаш» с территорией современного Казахстана? Вывод. 3.Пользуясь знаниями тем, и картой составьте рассказы: а) Февральская революция в Казахстане; б) Пути установления Советской власти в Казахстане; с) Решения второго Общеказахского съезда в  Оренбурге. 4. Работа по контурной карте: А) Нанесите границы Российской империи, границы губерний и областей, границу  Республики  Казахстан. Приблизительные границы проекта автономии Алаш. Б) Нанесите города с указанием даты установления Советской власти. С) Укажите, в каких городах существовали Казахские национальные комитеты? Д) Укажите места, где в период с 1917 по 1918гг., были демонстрации, митинги, волнения крестьян. Выделите города, где Советы поддержали местные гарнизоны. Тема: «Военные действия в Казахстане в период гражданской войны и иностранной  интервенции». Уроки№10,11 (п.10­11) Задания по Атласу: 1. Рассмотри карты  стр.6­7 «Казахстан в годы гражданской войны и иностранной интервенции  1918­1920гг.», стр. 8­9 «Ликвидация фронтов на территории Казахстана». Ознакомься с  содержанием легенды карт.  Ответь на вопросы: 1.Какая территория Казахстана и Средней Азии находилась под контролем советской власти?  Какую информацию дают карты по вопросу иностранной интервенции? 2. В каких районах видны активные действия партизан? Почему во время гражданской войны в  Казахстане сильным было партизанское движение? 3.Найдите на карте район, где действовала «Черкасская оборона»? В чем историческое значение  этого события? 4.Где на территории Казахстана особо сильным было контрреволюционное движение? Почему?  Какие казачьи атаманы действовали на территории Казахстана?  5.Кто такой А.Джангильдин, В.Чапаев, М.Фрунзе? 6. На какой территории Казахстана ситуация была особо сложной? На основе чего можно сделать  такие выводы? 7. Перечислите фронты военных действий в Казахстане и Средней Азии. Опишите действия  Красной армии  осенью 1919 года, в марте 1920 года, в июне 1920 года. Работа по контурной карте:  А) Нанесите границы Российской империи, границу Республики Казахстан.   Б) Укажите районы действия красных партизан. Места крупных сражений.  С) Выделите границы фронтов. Населенные пункты, за которые шли тяжелые бои.  Д) Укажите места формирования казахских национальных отрядов. Тема: «Образование Казахской советской государственности». Уроки №14,15 п.12 Задания по Атласу: 1. Рассмотри карту стр.10­11 «Киргизская (Казахская) автономия в составе РСФСР (1920­ 1925гг.)». Ознакомься с содержанием легенды карты.  2. Рассмотри карту стр. 12­13 «Национально­государственное размежевание. Воссоединение  казахских земель. (1920­1929гг.)». Ознакомься с содержанием легенды карты.  Ответь на вопросы: А) Что такое автономия? Как произошло образование Киргизской (Казахской) автономии? Б) Какие территории вошли в состав Киргизской (Казахской) автономии первоначально? Какие  территории вызывали серьезные споры? Как решился вопрос со спорными территориями? С) Из каких губерний состояла Киргизской (Казахской) автономии первоначально? Найди на карте, назови их, покажи на современной карте Казахстана. После разрешения спорных вопросов, какие  территории добавились с состав КАССР? Назови их, покажи на современной карте Казахстана. Д) Какие территории были выделены из КАССР в 1925,1929гг.? Назови их, покажи на современной  карте Казахстана.  Е) Найди на карте города­столицы Казахстана, назови годы существования их как столиц  республики. Работа по контурной карте: 1.Нанеси границы КАССР периода 1920­1925гг. Нанеси границы КАССР после территориальных  изменений. 2.Укажи столицы КАССР с 1920 по 1929гг. Нанеси города центры губерний и уездов. 3.Выдели цветом территории, которые были выделены из КАССР в 1925году, 1929году. 4. Отметь на карте продвижение «Красного каравана» А.Джангильдина. Выдели города, в которых  был «Красный караван». 5. Укажи государства, которые окружали территорию КАССР после 1929 года.  Тема: «Индустриализация в Казахстане». Уроки№17,18,19. п.14,15,16. «Коллективизация  сельского хозяйства в Казахстане». Уроки№19, 20,21,22. п.17­18. Задания по Атласу: 1. Рассмотри карту стр.14­15 «Индустриализация и коллективизация в Казахстане». Ознакомься с  содержанием легенды карты.  Ответь на вопросы: 1. Что такое индустриализация? Что такое коллективизация? Почему эти разные процессы  представлены на одной исторической карте атласа? 2. По представленной карте выбери, те объекты, которые относятся к индустриализации. Назови  их. 3. По представленной карте выбери, те объекты, которые относятся к коллективизации. Назови их. 4. Почему данная карта имеет информацию об уходе коренного населения за пределы Казахстана?  Назови территории, куда уходило коренное население в конце 20­х годов, почему? 5.На данной карте есть обозначения полезных ископаемых, таких как нефть, уголь, руды. Почему?  Как связано, начало индустриализации в Казахстане с полезными ископаемыми? 6. Районы крестьянских восстаний в Казахстане, какие территории охватили? Чем недовольны  были крестьяне? 7. По карте сделайте вывод о том, какие изменения произошли в промышленности Казахстана за  годы первых пятилеток? Оцените эти изменения. 8. По карте сделайте вывод о том, какие изменения произошли на селе к началу 30­х годов 20 века?  Оцените эти изменения. Работа по контурной карте: Заполняем 2 карты. 1. По индустриализации: Нанести на карту: Границы КАССР, месторождения нефти, руд, угля; первые предприятия тяжелой промышленности, электростанции, промышленные города, Турксиб, места добычи сырья для  химической промышленности. 2. По коллективизации: Нанести на карту: Районы крестьянских восстаний, районы массового голода, направления оттока  коренных жителей, территорию, охваченную колхозами к 1930 году. Тема: «Общественно­политические процессы в Казахстане в 20­30­е гг.20 века».  Уроки№23,24,33.п.19,20,21,30. Задания по Атласу: 1. Рассмотри карту стр.16­17 «СССР в 1928­1940гг. Депортация народов. Советские  «исправительно­трудовые» концентрационные лагеря». Ознакомься с содержанием легенды карты.  Ответь на вопросы: 1.Какая политическая система складывается в стране в период 20­30­х гг.? 2.Назови признаки этой системы? Выдели главные. 3.Что такое репрессии? Что такое депортация? Какую информацию об этих процессах дает нам  данная карта атласа? 4.Вспомни и назови временные рамки депортации народов в Казахстан. По карте перечисли народы, подвергшиеся депортации, укажи направления их перемещения. 5.Найди на карте центры исправительно­трудовых лагерей по территории СССР. Где такие лагеря  были в Казахстане? 6.Какой лагерь на территории Казахстана был самым крупным? Когда он был создан? 7. Что такое АЛЖИР? По карте назови место его расположения? 8.Что такое ГУЛАГ? Почему на карте нет данного обозначения? 9.Что такое реабилитация? Когда она проводилась в отношении политзаключенных? Работа по контурной карте: 1. Нанести на карту границы СССР. Нанести на карту границы КССР. 2. Отметить направления депортации народов. На территории Казахстана выделить районы  размещения депортированных народов. 3.Закрасить территорию КАРЛАГА.  4.Нанести обозначения основных исправительных лагерей на территории СССР. Указать, где на  территории Казахстана находились СТЕПЛАГ и АЛЖИР. Тема: «Казахстан в период Великой Отечественной войны». Уроки№29,30,31,32.п.26­30 Задания по Атласу: Рассмотри карту стр.18­19 «Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941­1945) ». Ознакомься с содержанием легенды карты.  Ответь на вопросы: 1.Назовите отрасли промышленности КССР перешедшие во время войны на выпуск продукции для  нужд фронта. 2.Что такое эвакуация? Найдите на карте города, куда были эвакуированы из центральных районов  страны промышленные предприятия и учреждения. 3.Какие месторождения КССР имели особое значение для нужд фронта? Где они находились? 4.Какие объекты были построены на территории Казахстана в период с 1941 по 1945гг? Найдите их на современной карте Казахстана. 5.Рассмотрите железнодорожные линии на территории республики? Какой вывод можно сделать из  содержания легенды карты? 6.Рассмотрите территорию западного Казахстана. Опишите ситуацию, сложившуюся в этом регионе Казахстана во время войны. Работа по контурной карте: А) Нанесите границу КССР. Укажите союзные республики и другие пограничные государства. Б) Нанесите на карту города Казахстана, где были эвакуированные предприятия, которые были во  время войны «арсеналом фронта». С) Нанесите железные дороги, построенные до 1941 года и после 1941 года.  Д) Отметьте, где высадился немецкий десант, территорию, подвергшуюся бомбардировки.  Тема: «Казахстан в 1946­1991гг.» Уроки№35­49. п.32­47  Задания по Атласу: Рассмотри карту стр.20­21 «Казахстан в 50­80­е годы». Ознакомься с  содержанием легенды карты.  Ответь на вопросы: 1. О каких событиях в советской истории Казахстана ты можешь сказать? 2.Найди примеры послевоенного развития КССР, по плану четвертой пятилетки. Покажи  предприятия, построенные в 50­е годы. 3. Чем в историю страны вошел 1954 год? Как это событие представлено на данной карте? 4. Чем в историю страны вошел 1965 год? Как это событие представлено на данной карте? 5. Что такое Байконур? Какая связь между Байконуром и событиями 1957 года, 1961 года?  Покажи Байконур на современной карте Казахстана. 6.Что на карте отмечено цифрами 1 и 2? Что ты можешь рассказать о данных объектах? 7.По легенде карты определи, какие направления в экономике Казахстана получили развитие в 50­ 80­е гг.? Почему? Как это сказалось в целом на состоянии республики? Задание: А) Рассмотри карту атласа на стр.28 «Экологические проблемы в Казахстане». Б) Изучи легенду этой карты, составь рассказ о состоянии экологии КССР. Назови территории в  Казахстане, которые на карте отмечены, как «Опасный» и «Чрезвычайно опасный». С) Найди связь между материалом 2­х карт атласа стр.20­21 «Казахстан в 50­80­е годы» и   стр.28 «Экологические проблемы в Казахстане».  Д) Сделай вывод как развитие добывающей промышленности, военно­промышленного комплекса,  освоение целины, развитие сельского хозяйства Средней Азии, освоение космоса повлияли на  экологическое состояние КССР? Работа по контурной карте: 1. Нанеси границы КССР. Укажи пограничные территории. 2. Отметь крупные месторождения послевоенного времени, крупные предприятия тяжелой  промышленности. 3. Нанеси месторасположения полигонов и Байконура. 4.Выдели районы целины. 5. Отметь новые города Казахстана, появившиеся в 60­80­е гг. Тема: «Становление и укрепление государственной независимости Казахстана». Уроки№53­ 60. п.48­59. Задания по Атласу: Рассмотри карты стр.22­23 №1«Политико­административная карта  Казахстана». Ознакомься с содержанием легенды карты. Стр.24­25 №2«Политическая карта  содружества независимых государств». Ознакомься с содержанием легенды карты Ответь на вопросы: 1.Что такое командно­административная система? Приведи примеры ее проявления. На каких  картах атласа ты можешь найти подтверждение названым событиям или фактам? 2.По карте «Политико­административная карта Казахстана», что можно сказать о КССР в 60­80гг.? Кто был руководителем республики? Какими были государственные символы КССР? На какие  территориальные единицы делилась республика?  3.Пользуясь картой «Политическая карта содружества независимых государств» охарактеризуй  изменения в СССР в начале 90­х годов? В чем причины распада СССР? 4.Рассмотри государства, вошедшие в состав СНГ. Их  символику, дату ратификации Устава СНГ.  О чем эти данные говорят? Задание: Нанеси на контурную карту границы Республики Казахстан, государства граничащие с РК. Задание: Рассмотри карту  стр. 26­27 «Провозглашение независимого Казахстана».  Ответь на вопросы: 1.Какое значение для РК имеет дата 16 декабря 1991 года? 2. Когда были приняты государственные символы РК? Опиши флаг, герб Казахстана. 3.Когда столицей страны стала Астана? Какие памятники, интересные объекты города ты можешь  назвать? 4. Что такое национально­культурные центры? Ассамблея Народа Казахстана? Ее роль жизни  государства? Задание: На контурной карте нанести: 1. Границы современного Казахстана. 2. Территориально­административное деление. 3. Столицу, города областные центры. 4. Соседние государства. Литература, использованная при составлении работы: 1. М.К.Козыбаев, К.Н.Нурпеис, К.М. Жукешев. «История Казахстана (с начала 20 века по  настоящее время)». Алматы «Мектеп» 2013 2.О.Ю.Пак, С.В.Кругликова История Казахстана (начало 20 века – настоящее время): Атлас.  Учебное пособие для 9 класса общеобразовательной школы. Алматы,2014

Формирование учебно-информационных умений посредством работы ученика 9 класса с картами исторического атласа.

Формирование учебно-информационных умений посредством работы ученика 9 класса с картами исторического атласа.

Формирование учебно-информационных умений посредством работы ученика 9 класса с картами исторического атласа.

Формирование учебно-информационных умений посредством работы ученика 9 класса с картами исторического атласа.

Формирование учебно-информационных умений посредством работы ученика 9 класса с картами исторического атласа.

Формирование учебно-информационных умений посредством работы ученика 9 класса с картами исторического атласа.

Формирование учебно-информационных умений посредством работы ученика 9 класса с картами исторического атласа.

Формирование учебно-информационных умений посредством работы ученика 9 класса с картами исторического атласа.

Формирование учебно-информационных умений посредством работы ученика 9 класса с картами исторического атласа.

Формирование учебно-информационных умений посредством работы ученика 9 класса с картами исторического атласа.

Формирование учебно-информационных умений посредством работы ученика 9 класса с картами исторического атласа.

Формирование учебно-информационных умений посредством работы ученика 9 класса с картами исторического атласа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2018