ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
русский язык
1 кл
17.12.2017
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аңдатпа Мақалада педагогтың кәсіби деңгейінің даму қажеттілігі, білім мазмұнын жаңарту бағдарламасы ұсынылған жаңа тәсілдерге негізделген оқу және оқыту тәжірибесіндегі өзгерістері туралы сөз қозғалады. Аннотация В статье говорится об изменениях в практике преподавания и обучения, основанных на новых подходах, предложенных Программой обновления содержания образования, о необходимости профессионального развития педагога. Abstract The article refers to the changes in the practice of teaching and learning, based on the new approach proposed by the program of updated curricular course, the need for professional development of teachers.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.docx
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Ташимова Марина Петровна Қазақстан Республикасы, ШҚО,   Ұлан ауданы, Украинка ауылы«ҰЛАН АУДАНЫНЫҢ БІЛІМ БӨЛІМІ» ММ «УКРАИНКА ОРТА МЕКТЕП – БАЛАБАҚША КЕШЕНІ» КММ  КГУ «КОМПЛЕКС УКРАИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА­ДЕТСКИЙ САД»ГУ«ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ УЛАНСКОГО РАЙОНА»  Республика Казахстан, Восточно­Казахстанская область, Уланский район, село Украинка   Мақалада   педагогтың   кәсіби   деңгейінің   даму   қажеттілігі,   білім   мазмұнын   жаңарту бағдарламасы   ұсынылған жаңа тәсілдерге негізделген оқу және оқыту тәжірибесіндегі өзгерістері туралы сөз қозғалады.  Аңдатпа В статье говорится об изменениях в практике преподавания и обучения, основанных на новых подходах,   предложенных   Программой   обновления   содержания   образования,   о   необходимости профессионального развития педагога.  Аннотация   Abstract The article refers to the changes in the practice of teaching and learning, based on the new approach proposed by the program of updated curricular course, the need for professional development of teachers. Начальная   школа   ­   это   фундамент   образования,  от   того   каким   будет   этот фундамент   зависит   дальнейшая   успешность   ученика,   а   затем   и   выпускника   в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном   обществе.   Он   должен   уметь   самостоятельно,   активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.   Реализовать   эти   задачи   помогает   обновленная   программа   образования Республики Казахстан. Наше   общество   на   современном   этапе   нуждается   в   воспитании самостоятельного,   ответственного,   думающего   человека.   Чтобы   это   сделать необходимо:   уважение   к   личности   ребенка;   учет   образовательных   интересов каждого ученика; соответствие образовательного процесса возрасту; обеспечение полноценного психического и физического развития; охрана здоровья детей. Меня постоянно мучает вопрос: Как этого добиться?  Ведь реальная ситуация в школах неутешительна: ­ состояние здоровья детей физического и эмоционального  далеки от идеала; ­ доверчивое отношение, с которым приходит к нам  дошкольник в школе не развивается, а разрушается; ­ исчезает детская инициативность любопытство и творческий потенциал;  ­ отсутствует ориентация, направленность на развитие ребенка; Совершенно по­другому увидеть процесс  обучения и преподавания я смогла после знакомства с  идеями обновленной программы.   После курсовой переподготовки, я нахожусь, в процессе постоянного анализа своей   педагогической   деятельности.   Размышляю   о   том,   что   имею,   и   как   буду действовать.   Готовясь   к   новому   учебному   году,   составила   среднесрочное планирование, которое помогло организованно и эффективно провести адаптацию учащихся в школе, выявить проблемы, провести коррекцию. буду их учить, а самое главное  как буду их учить? По­новому   организовать   учебный   процесс   помогает   мне   умение рефлексивного анализа урока. Анализируя проведенный урок, большое внимание уделяю обоснованности выбора формы работы учащихся, учитываю эмоциональное состояние, проблемы, удачи детей. Прежде всего, я стараюсь не давать на уроке готовые знания и не требую заученных ответов, а учу искать правильный ответ   и доказывать, почему именно так, а не по­другому, есть ли другой способ решения.  На   уроке   математики,   учитывая   особенности   мышления   детей   данного возраста, при решении задач предлагаю детям макеты предметов, что позволяет им смоделировать ситуацию, описанную в задаче, и, работая в группе решить ее. Когда   же,   с   какого   урока   нужно   начинать   обучение,   используя   групповую форму работы? С самого первого и постоянно! Как только ребенок пришел в школу и стал учеником, как только изменилась его социальная позиция, он должен попасть в новую учебную ситуацию. Ребенок приходит в школу с личным опытом. И вот он школьник. Теперь ему приходится не просто отвечать на вопросы, а доказывать, почему он так думает. Конечно,   первоклассник   этого   еще   не   умеет,   но   если   просить     объяснять каждое   высказанное   положение,   давать   возможность   думать,   размышлять, высказывать свое мнение, у него все получится.  Когда мои первоклашки пришли в класс, сели за парты,  я точно знала, чему На   первом   уроке   математики   поставила   перед   детьми   проблему:   Зачем изучать   математику?   Может   быть   лучше   сдать   учебники   в   библиотеку,   вместо математики заняться музыкой или физической культурой?   Дети с удовольствием согласились это сделать, но Вася Е., не захотел сдавать учебник.   Свой отказ он обосновал тем, что если он не будет изучать математику, то не сможет посчитать деньги, построить дом.  Я попросила  Васю пояснить, зачем математика  строителю. Выслушав   его  ответ,  часть  детей  решила   вернуть  свои  учебники,   объяснив  свое решение необходимостью изучения математики. Но просто так, я  учебники детям не возвращала, просила их приводить свои аргументы нужности этого предмета. На все последующие уроки математики мои ученики ходят с удовольствием. В   целях   развития   учебной   мотивации   я   стремлюсь   создавать   учащимся условия,   при   которых   их   учебная   деятельность   будет   опираться   на   следующие потребности:  быть   принятым,   признанным;   самореализацию   своего   «Я»; принадлежность к коллективу; самостоятельно достигать успеха; видеть в учителе друга и помощника. Поэтому с  первого учебного дня учу детей работать в паре, в группе.   Наилучшими   помощниками   на   первоначальном   этапе     являются упражнения­ледоколы.  Моим ученикам это очень нравится. Идеи активных форм обучения  способствуют развитию устойчивой учебной мотивации,   так   как   применяются   в   комплексе   активные     методы   деятельности учащихся:   Поощрение  (очень легко управлять эмоциональным состоянием учащегося, надо   просто   вовремя   похвалить   ребёнка   в   момент   успеха   и   эмоционального подъёма).   Создание   ситуаций   успеха,  в   которой   ребёнок   добивается   хороших результатов,   вследствие   чего   у   него   возникает   уверенность   в   себе;  Ерасылу   К трудно   работать   не   выходя   за   верхнюю   и   нижнюю   линию   рабочей   строки.   При написании строчной    о  ему удалось справиться с заданием. Я попросила Ерасыла подойти   и   посоветовать   некоторым   детям,   какие   правила   нужно   помнить   при написании этой буквы. Сейчас у него нет проблем. Создание проблемных ситуаций (на этапе целеполагания сталкиваю ребят с проблемой,   вызывая   у   них   познавательный   интерес,   мотивацию   на   приобретение недостающих знаний). Использую побуждающий диалог в проблемной ситуации с удивлением или затруднением, побуждаю осознать противоречие: Что вас удивило? Что интересного заметили? В чём затруднение? Почему не получается? Все эти вопросы вызывают побуждение к формулировке учебной проблемы, задавая при этом вопросы: Какова будет тема урока? Сформулируйте проблему? Какой возникает вопрос? Основой учебной деятельности является здоровая самооценка: уверенность в себе и самокритичность. Когда человек говорит: «Я это могу», он говорит сразу о двух   вещах.   Он   сообщает   о   вере   в   собственные   возможности   и   считает   себя компетентным взяться именно за это дело. Подтверждение своим размышлениям нашла в трудах Г.А. Цукерман: «Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды  критикующего, или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий». [1, с.76] Оценивание   в   классе   не   является   лишь   техническим   приемом.   За   любой используемой   формой   значатся   не   только   объективные   или   недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ребенка.   А   также   ценности,   касающиеся   таких   категорий,   как   самооценка, способности и усилия (Александер, 2001) [3, с.172] Значение   отметки   для   учащихся   велико.   Я   не   хочу,   чтобы   мои   ученики страдали  от бездушного оценивания. Познакомившись с системой оценивания для обучения, применяю ее в практике. Вводя формативное оценивание, «перестройку» начинаю с себя. Не скуплюсь   на похвалу (речь идет не только о словах; часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой). Хвалю  исполнителя, критикую только   исполнение.   Вместо   "Ты   сделал   ошибки   в   этом   предложении"   говорю: "Давай с тобой найдем в этом предложении ошибки", или «Посмотри на образец, сравни,   определи   все   ли   у   тебя   правильно?».   Ставлю   перед   ребенком   только конкретные   цели.   Вместо:   «Постарайся   быть   внимательным,   не   путай   знаки действий»     эффективная     установка:   «В   прошлой     работе   ты   допустил   четыре ошибки, сегодня – не больше трех». Надо помнить, что «Опять ты НЕ...» – верный способ выращивания НЕудачника. Данная   система   оценивания   не   причиняет   вреда   эмоциональному   здоровью ребенка и, более эффективно формирует знания  и навыки. Во время рефлексии использую   карточки­помощники,   позволяющие   ребенку   оценить   самому   как   он понял тему: ! – я понял все ?! – не совсем усвоил, сомневаюсь ? – не понял Эта работа помогает педагогу учитывать особенности детей, находить более интересные формы работы. Детям без страха приходить на урок, обращаться за помощью.  Вводя данную инновацию, для выявления разницы   (не только детям, но и самой)   между   привычным   (суммативным)   и   новым   (формативным)   оцениванием провела проверочную работу на уроке математики во 2 классе следующим образом. Проверяя   работу,   я   не   сделала   исправлений   в   тетрадях   учащихся,   но   для   себя отметила   ошибки   каждого   ребенка.   Разработала   работу   подобную   Пр­1 (практическая работа ­1), которую дети решали в парах. Эта работа мне напомнила традиционную «работу над ошибками», но  это не так. I часть урока ­ парная работа учащихся, с текстом ПР – 2. Их задача – соотнести к различным вариантам решения задач,   подобных   задачам   ПР   –   1,   и   выбрать   правильный.   II   часть   урока   – коллективное   обсуждение   результатов   второй   работы.   Выясняются   основания правильного выбора, выслушиваются аргументы против других вариантов решения. III   часть   урока   –   возвращение   учеников   к   работе   над   ПР­1,   выполнение самопроверки,   поиск   возможных   ошибок.   Так   проводился   вторичный   контроль. После   этого   учащиеся   сдали   обе   работы.   На   этом   этапе   заполнялись   листы самопроверки,  давалась  самооценка. Только  после  вторичной  проверки  я внесла исправления. Если и после вторичной проверки у ученика остались ошибки, это говорило о том, что у него они носят устойчивый характер и требуют серьезной отработки и коррекции. Данная работа  дала возможность учащимся сравнить свою оценку с взаимооценкой, учительской оценкой. Перед введением  самооценки и взаимооценки были опасения, что дети будут хитрить или обманывать при оценивании. Но этого не произошло. Ничто так не воспитывает чувство ответственности за свои поступки как доверие и понимание. Тем более, что за ошибку, я не наказывала, а давала возможность осознанно её исправить. А с другой стороны, ребята стали внимательнее и терпимее относиться друг к другу, поэтому случаев обмана, хитрости по отношению к оцениванию не было. Новшества   в   оценивании   учащихся   привели   к   непониманию   со   стороны родителей.   С   родителями,   проводила   разъяснительную   работу.   Начала   с анкетирования. Тех, кто не понимал, как можно так доверять детям, приглашала  на уроки, где они работали вместе со своим ребенком. Это позволило изменить мнение родителей.   Подтверждение ­ результаты анкетирования Некоторые вопросы анкет Как  Вы относитесь к способам оценивания? положительно нейтрально отрицательно С желанием ли ходит в школу Ваш ребёнок? всегда иногда никогда не могу ответить Ответы родителей учащихся  (в %) 4 неделя 1  неделя 54 32 14 73 19 ­ 8 78 19 3 90 10 ­ ­ Формативное оценивание  позволяет мне  четко выделять, что должен знать и уметь ученик после конкретного урока; подбирать приемы, с помощью которых можно   выполнить   знания,   а   также   задания,   формирующие   конкретный   навык; создавать алгоритм действий, решать в каких ситуациях будет применен данный алгоритм. Совместно с детьми вырабатывать критерии оценивания, подводить итог деятельности на уроке; помогать ученику строить план дальнейшей деятельности. Ученики в свою очередь учатся определять план своей деятельности на уроке; осваивать алгоритм действия и проговаривать шаги своей деятельности; совместно с учителем определять критерии оценивания; оценивать свою работу; вырабатывать план   своей   дальнейшей   деятельности.   Используя   в   своей   работе   педагогические приемы   формирования   действий   контроля   и   оценки   у   младших   школьников, формирую учебную мотивацию, учу детей учиться. Осознанное  применение описанных выше инноваций является частью учебного процесса,   способного   оказывать   существенное   влияние   на   качество   учебных достижений, мотивацию и образовательную активность школьника.  Для  выявления  изменений   в  практике   обучения   и  преподавания  проведены диагностические исследования: замер уровня развития мышления в классе на входе ­ 7,05, что соответствует   среднему уровню развития данной возрастной группы. После повторного исследования  этот показатель  возрос на 0,95 балла и составил 8б.,  высокий   уровень.  По  результатам  исследований    наблюдается   рост  по  всем параметрам: объем памяти увеличился на 2%, объем внимания на 4%.  Я вижу на уроке горящие глаза детей, ученики с удовольствием бегут в школу и не хотят уходить домой   после уроков. Это и есть результат и доказательство необходимости применения  инновации  в своей практике.  В   профессиональном   плане   ощущаю   постоянную   потребность   в педагогическом   общении,   занимаюсь     самообразованием.     Основное   качество, необходимое современному учителю, умение думать и анализировать в процессе обучения и  преподавания.  Думающий  учитель – потребность и  необходимость в современной школе. Использованная литература 1. Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка – М.: АПК и ПРО, 204. – 76. с. 2. А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина В.В. – Давыдова М., 2004. – 98 с.

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2017