Формирование универсальных учебных действий через умения и навыки работы с текстом на уроках по ФГОС
Оценка 4.6

Формирование универсальных учебных действий через умения и навыки работы с текстом на уроках по ФГОС

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
4 кл
22.02.2019
Формирование универсальных учебных действий через умения и навыки работы с текстом на уроках по ФГОС
Содержание статьи говорит о том, что каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов направления учащихся к их самостоятельной учебной деятельности формирует УУД. Началом всего является навык работы с текстом, приводящий их к умению самостоятельно учиться, что и есть саморазвитие и самосовершенствование.
статья.doc.docx
Статья «Формирование универсальных учебных действий через умения и навыки работы с текстом на уроках по ФГОС» Специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами.  Каждые  десять  лет  объем  информации  в  мире  удваивается.  Поэтому  знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня   все   более   востребованными.   Исходя   из   этого,   Федеральный   государственный образовательный стандарт (ФГОС) определил в качестве главных результатов не только предметные, но и личностные. метапредметные,  универсальные учебные действия (УУД). Поэтому красной нитью в ФГОС проходит формирование УУД  у учащихся. Исходя из   вышеизложенного   с   введением   ФГОС   в   нашей   школе   главный   акцент   делаем   на формирование   УУД.   Всю   учебную     деятельность   строим   на   основе   деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии способностей уметь учиться, реализация которого возможна только при  компетентности к данной учебной деятельности.   Главной формой реализации является урок. Для того чтобы учащиеся эффективно работали   на   уроках   в   течение   всего   периода   обучения,   безболезненно   справились   с диагностикой уровня освоения планируемых результатов освоения ООП НОО по учебным предметам, при организации учебного процесса с первых дней особое внимание уделяю работе над текстом, что является основой навыка чтения и письма.   Как научить младших школьников самостоятельно работать над текстом в условиях малокомплектной школы, так   как   в   новых   учебниках   много   информации,   богатый   языковой   материал,   увеличен объем теоретического материала, научность. Чтобы дети на уроках просто так не сидели, и в первую очередь, я ставлю перед собой задачу – научить детей самостоятельности через осознание   и осмысление содержание текста. Раскрытие содержания текста вызывает у детей интерес к самостоятельному чтению, что приводит к формированию навыка чтения и грамотного письма.  В   школу   поступают   дети  разного   уровня   готовности   к   школе   и   с   разными индивидуальными   особенностями,   к   тому   еще   дети   с   ограниченными   возможностями здоровья.   Эта   проблема   требует   индивидуально­дифференцированного   подхода   к   их обучению.     Навык   чтения   и   письма,     для   многих   из   них,   формируется   на   основе многократного повторения с соблюдением принципов обучения осознания содержания. В   качестве   руководящего   положения   выступает   принцип   единства   обучения русскому и башкирскому языкам.  С ним связаны принципы: коммуникативность обучения, опережающее развитие устной речи, опора на родной язык, учет системного характера языка,   принцип   прохождения   материала   более   быстрым   темпом,   принцип   работы   над развитием всех учащихся ­ и сильных, и слабых.  Уже   в   добуквенный   период   ставлю       главную   цель   ­   научить   первоклассников самостоятельному высказыванию. Высказывания учащихся должны представлять из себя связную   речь,   которая   строится   ими   самостоятельно.   Особенно   удачными   приемами являются научение слышать, подключая их внутренний мир,   что возможно при анализе смыслового   содержания   рассказа.     Затем   ключевыми   словами   составляются   устные предложения. Завершающим этапом служит   их стремление передать содержание текста. При пересказе необходимо следить за связью предложений, за правильным их соединением и в случае необходимости оказывать детям помощь. Постепенно дети учатся раскрывать свою мысль  по тексту и  доказывать её по своему осмыслению. Раскрыть мысль ­ значит рассказать подробнее, о чем в ней сообщается; доказать мысль ­ значит сказать, почему мы так говорим. Доказать мысль помогут вопросы типа: «Почему ты любишь…», «Почему так говорим…», «Почему ты так думаешь…» и т.п. В этом учебном году я работаю с 1 и 3 классами. Приведу пример работы с 1 классом над текстом «Незабудки» (по Соколову­Микитову) . После первого мною  чтения текста  ­ дети   правильно передали  о чем идет речь в данном рассказе. Они угадали. Что рассказывается   о   растении­назабудка,   которая   растет   в   болоте,   сумели   сравнить   её голубизну с голубым небом. Эти сравнения они не выдумали, а извлекли из текста. Но запомнили лишь некоторые словосочетания, которые их заинтересовало. Воспроизводство текста не было порядковым, опустили серединную часть рассказа, не произнесли многие ключевые   слова,   передающий   смысл   текста.   Прочитав   второй   раз,       ключевые   слова увеличились в из рассказе, это очень радует детей, с интересом к своему успеху просят прочитать   последний   рассказ.   Третье   прочтение   приводит   умению   рассказывать   почти полный текст, отвечать   на поставленные вопросы, усвоению   новых слов, сравнению.   В конце   урока нарисовали   рисунок по содержанию рассказа (голубые облака, цветущее болото, как ковер,  синие мелкие цветы, речка, порхающие бабочки). При работе над текстом «Дедушкин сад», после первого чтения запомнили о том, кому принадлежит сад, признаки сада, что каким бывает сад осенью. После второго чтения увеличились ключевые слова: передали вид весеннего, летнего, осеннего сада. Рассказали, как они помогают ухаживать за садом весной, летом, осенью. После третьего чтения мною текста дети запомнили весь текст, составили устный план из четырех пунктов, работали над языковым материалом, обратили внимание на конец рассказа, составили  аналогичный рассказ о своем саде. Благодаря   тому,   что   в   первые   два   года   целенаправленно   ведется   работа   над текстом,   к   третьему   классу   у   младших   школьников   формируются   способности   к углубленному   самостоятельному   анализу   текста.   Третьеклассники   хорошо   знают,   что текст дает информацию о каком­либо предмете, явлении,  об окружающем мире, событии и является   источником   получения   знания.   С   ними   можно   анализировать   идейно­ тематическое   содержание   текстов.   После   усвоения   содержания   текста,   опираясь   на чувства, впечатления, ученики  обмениваются своими  мнениями. Они свободно и открыто высказывают       свои   впечатления.   При   одобрении   их   успешности   у   них   снимается скованность. Направляю их внимание на наблюдение стиля текста,    воспитание   в них чуткости     к каждому слову писателя: какие слова использованы для раскрытия темы, находят главные предложения в рассказе, раскрывающие идейный замысел произведений. Учителю самому приходится искать свои ключевые слова для направления мыслительной деятельности   детей     в   нужном   русле.   Это   и   есть   воспитание   успешного  воспитать успешного ребенка, важно правильно организовать познавательную деятельность учащихся. Нам, учителям, необходимо постоянно   изучать и внедрять новые   методы и технологии обучения, которые наиболее оптимально отвечают на проблемы  формирования  УУД.   Хочется     отметить,   что   УМК   образовательной   области   «Филология»   для башкирских   школ   под   руководством   Ф.Ш.Сынбулатовой   («Башкирский   язык», «Башкирская   литература»),   Харисовой   («Русский   язык»,   «Литературное   чтение») включает в себя различные   виды работы с текстом в начальной школе (чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос, нахождение предложения или отрывка,   отражающего   главную   мысль   текста,   нахождение   и   чтение   образных   слов   и описаний и т.п.), которые направлены на обеспечение системно­деятельностного  подхода, положенного в основу Стандарта. Разнообразие заданий способствует развитию у младших школьников   навыка   работы   не   только   над   учебным   материалом,   но   и   формированию грамотного письма,     обучению навыкам   смыслового чтения, обеспечивают нас учебным материалами, отвечающих требованиям ФГОС. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов направления учащихся к их самостоятельной учебной деятельности формирует  УУД.  Началом всего является навык работы с текстом, приводящий их к  умению самостоятельно  учиться, что и есть  саморазвитие и самосовершенствование.

Формирование универсальных учебных действий через умения и навыки работы с текстом на уроках по ФГОС

Формирование универсальных учебных действий через умения и навыки работы с текстом на уроках по ФГОС

Формирование универсальных учебных действий через умения и навыки работы с текстом на уроках по ФГОС

Формирование универсальных учебных действий через умения и навыки работы с текстом на уроках по ФГОС

Формирование универсальных учебных действий через умения и навыки работы с текстом на уроках по ФГОС

Формирование универсальных учебных действий через умения и навыки работы с текстом на уроках по ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2019