Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода
Оценка 4.7
Научные работы
docx
русский язык
Взрослым
29.01.2017
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.
УУД на уроках русского языка.docx
Тема: «Формирование УУД на уроках русского
языка в начальной школе через реализацию системно –
деятельностного подхода».
Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью
человечность. (В. Белинский)
Современный урок Чтобы быть хорошим
преподавателем, нужно любить то, что преподаешь,
и тех, кому преподаешь. (В. Ключевский)
Новые социальные запросы, отраженные в
тексте ФГОС, определяют цели образования как
общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся,
обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить
учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности универсальных учебных действий,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение
обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных
дисциплин.
Ситуация современного урока это ситуация расставания с уроком
строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией,
дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и
встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по
велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога,
выстраивающего свободный урок.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока: 1.«Урок есть открытие истины, поиск
истины и осмысление истины в совместной
деятельности детей и учителя». Урок дает
ребенку опыт групповой интеллектуальной
деятельности.
2.
«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни
должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть
открытым ко всем проявлениям жизни.
3.
«ЧЕЛОВЕК В КАЧЕСТВЕ СУБЪЕКТА ОСМЫСЛЕНИЯ
ИСТИНЫ И СУБЪЕКТА ЖИЗНИ НА УРОКЕ ОСТАЕТСЯ ВСЕГДА
НАИВЫСШЕЙ ЦЕННОСТЬЮ, ВЫСТУПАЯ В РОЛИ ЦЕЛЬ И
НИКОГДА НЕ ВЫСТУПАЯ В РОЛИ СРЕДСТВА».
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее
отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов
становится реализация развивающего потенциала общего среднего
образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития
универсальных учебных действий как собственно психологической
составляющей фундаментального ядра содержания образования.
Системно деятельностный подход. Цель обучения
ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
оо
Р нальд Х ббард
ао
развиваться дальше без помощи учителя. (Лафайет
американский писательфантаст)
«Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом
учебной деятельности». Общество не удовлетворено постановкой обучения,
так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к
освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник
начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе.
Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования,
которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос
об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более
полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к
деятельностному.
Что же он означает?
Деятельностный подход к обучению
предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива
(желания узнать, открыть, научиться) и конкретной
учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего
осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия –
как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых
жизненных задач.
При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя
должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений,
правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.
Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной
задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному
результату.
Формирование универсальных учебных действий
младших школьников на уроках русского языка.
Посредственный учитель излагает. Хороший
учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет. (У. Уорд)
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие
и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные
учебные действия» – это совокупность действий обучающегося,
обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений, включая организацию этого процесса.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование
личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических
действий анализа, сравнения, установления причинноследственных связей.
Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и
усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв
обеспечивает развитие знаковосимволических действий — замещения
(например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем
составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
УУД на уроках русского языка в начальной школе
являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для решения учебных задач;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного
устные монологические
решения коммуникативных задач (диалог,
высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи
и ситуаций общения;
стремление к более точному выражению собственного мнения и
позиции; умение задавать вопросы.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее
место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют
результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также
обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.
Формирование личностных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться проявлять
познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание
помощи героям учебника и соседу по парте.
Формирование регулятивных УУД:
Ученик научится или получит возможность
научиться контролировать свою деятельность по
ходу или результатам выполнения задания.
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку
правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью
таблицы, рисунков на уроке русского языка гармония 3 класс и т.д.
Формирование коммуникативных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с
соседом по парте, с товарищем в группе.
Формирование познавательных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться:
формулировать правило на основе выделения существенных
признаков;
выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный
способ решения или правильный ответ;
строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
строить логическую цепь рассуждений
Результаты освоения программы по русскому языку выпускниками
начальной школы А теперь рассмотрим на примерах
Личностные результаты: осознание языка
как основного средства человеческого общения;
положительное отношение к изучению русского
языка, понимание его богатства, признание себя
носителем этого языка; принятие мысли о том, что
правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры
человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение
элементов сознательного отношения к своей речи. Метапредметные результаты Включают в
себя 3 группы УДД рассмотрим каждую группу
в примерах
Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою
деятельность): понимать, принимать и сохранять
учебную задачу; действовать по плану и
планировать
действия;
свои учебные
контролировать процесс и результаты
деятельности, вносить коррективы; адекватно
оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться
искать способы их преодоления.
Познавательные УУД:
искать,
получать
и использовать
информацию: осознавать познавательную задачу;
читать и слушать, извлекая нужную информацию,
соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию
разными способами; понимать информацию, представленную в разных
формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными
словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные
сведения;
выполнять логические действия с языковым материалом: проводить
анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под
понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
Коммуникативные УУД: осознавать речь (говорение, слушание, письмо,
чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в
диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения,
культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения,
стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой
ситуации и конкретных речевых задач.
Предметные результаты освоения курса
русского языка: овладение начальными
представлениями о средствах языка и
возможностях их использования в речи; освоение основных понятий и правил
из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии,
культуры речи, теории текста (в объёме изученного); умение находить,
сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка
(звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной
точки зрения (например, слово: с точки зрения звукобуквенного состава,
строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении);
способность конструировать единицы более высокого уровня (слова,
словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные
высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие
тексты определённых жанров (в объёме изученного); умение в процессе
письма пунктуационно правильно ( в освоенных пределах) оформлять мысли,
а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать
орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях
освоенным способом (с помощью «окошка») «уходить» от орфографической
ошибки; проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить
коррективы.
Таким образом, нам, учителям, предстоит научиться организовывать
учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий
происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая
развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать
знания.
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.