Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода
Оценка 4.7

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода

Оценка 4.7
Научные работы
docx
русский язык
Взрослым
29.01.2017
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.
УУД на уроках русского языка.docx
Тема:  «Формирование   УУД   на   уроках   русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода». Орудием   и  посредником   воспитания  должна   быть   любовь,  а  целью  ­ человечность. (В. Белинский) Современный   урок  Чтобы   быть   хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. (В. Ключевский) Новые   социальные   запросы,   отраженные   в тексте   ФГОС,   определяют   цели   образования   как общекультурное,   личностное   и   познавательное   развитие   обучающихся, обеспечивающие   такую   ключевую   компетенцию   образования,   как   «научить учиться». Важнейшей   задачей   современной   системы   образования   является формирование   совокупности   универсальных   учебных   действий, обеспечивающих   компетенцию   «научить   учиться»,   а   не   только   освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Ситуация   современного   урока   ­   это   ситуация   расставания   с   уроком строгим,   характеризующимся   порядком,   проверенной   регламентацией, дисциплиной,   исполнительностью   учеников,   подчиняющихся   учителю,   и встреча   с   уроком   свободным,   характеристики   которого   рождаются   по велению   культуры,   но   не   сами   по   себе,   а   благодаря   усилиям   педагога, выстраивающего свободный урок. Три постулата заложены в основание новой технологии урока: 1.«Урок есть открытие истины, поиск  истины и осмысление истины в совместной  деятельности детей и учителя». Урок дает  ребенку опыт групповой интеллектуальной  деятельности. 2. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».  Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть  открытым ко всем проявлениям жизни. 3. «ЧЕЛОВЕК В КАЧЕСТВЕ СУБЪЕКТА ОСМЫСЛЕНИЯ  ИСТИНЫ И СУБЪЕКТА ЖИЗНИ НА УРОКЕ ОСТАЕТСЯ ВСЕГДА  НАИВЫСШЕЙ ЦЕННОСТЬЮ, ВЫСТУПАЯ В РОЛИ ЦЕЛЬ И  НИКОГДА НЕ ВЫСТУПАЯ В РОЛИ СРЕДСТВА».  Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее  отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности. Приоритетным   направлением   новых   образовательных   стандартов становится   реализация   развивающего   потенциала   общего   среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных   учебных   действий   как   собственно   психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.                Системно ­ деятельностный подход. Цель обучения ребенка   состоит   в   том,   чтобы   сделать   его   способным оо Р нальд Х ббард ао развиваться   дальше   без   помощи   учителя.   (Лафайет   американский писатель­фантаст) «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному   обучению,   к   переосмыслению   и   пополнению   знаний,   к освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней   школе. Вот   почему   вновь,   теперь   в   обновлённых   стандартах   общего   образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об   оптимизации   обучения,   в   том   числе   и   в   начальных   классах   –   о   более полном,   системном   переходе   от   былого   «знаниевого»   подхода   к деятельностному. Что же он означает? Деятельностный   подход   к   обучению предполагает: •   наличие   у   детей   познавательного   мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);  •   выполнение   учениками   определённых   действий   для   приобретения недостающих знаний; •   выявление   и   освоение   учащимися   способа   действия,   позволяющего осознанно применять приобретённые знания; • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; •   включение   содержания   обучения   в   контекст   решения   значимых жизненных задач. При   деятельностном   подходе   к   обучению   основные   усилия   учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил,   а   в   освоении   общего   для   многих   случаев   способа   действия. Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи,   не   просто   о   правильности   результата,   а   о   правильном   выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату. Формирование   универсальных   учебных   действий младших школьников на уроках русского языка. Посредственный   учитель   излагает.   Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (У. Уорд) В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и   самосовершенствование   путем   сознательного   и   активного   присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные   действия»   –   это   совокупность   действий   обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность,  способность   к   самостоятельному   усвоению   новых   знаний   и умений, включая организацию этого процесса. Учебный   предмет   «Русский   язык»   обеспечивает   формирование личностных,   познавательных,   коммуникативных   и   регулятивных   действий. Работа   с   текстом   открывает   возможности   для   формирования   логических действий   анализа,   сравнения,   установления   причинно­следственных   связей. Ориентация   в   морфологической   и   синтаксической   структуре   языка   и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает   развитие   знаково­символических   действий   —   замещения (например,   звука   буквой),   моделирования   (например,   состава   слова   путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). УУД  на уроках русского языка в начальной школе являются: ­ умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; ­   умение   ориентироваться   в   целях,   задачах,   средствах   и   условиях общения; ­умение   выбирать   адекватные   языковые   средства   для   успешного   устные   монологические решения   коммуникативных   задач   (диалог, высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; ­стремление   к   более   точному   выражению   собственного   мнения   и позиции; умение задавать вопросы. В   начальном   обучении   предмет   «Русский   язык»   занимает   ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты   обучения   школьника   по   другим   школьным   предметам,  а  также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе. Формирование личностных УУД: Ученик   научится   или   получит   возможность   научиться   проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Система   заданий,   ориентирующая   младшего   школьника   на   оказание помощи героям учебника и соседу по парте. Формирование регулятивных УУД: Ученик   научится   или   получит   возможность научиться   контролировать   свою   деятельность   по ходу или результатам выполнения задания. Система   заданий,   ориентирующая   младшего   школьника   на   проверку правильности   выполнения   задания   по   правилу,   алгоритму,   с   помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка гармония 3 класс и т.д. Формирование коммуникативных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе. Формирование познавательных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться: ­   формулировать   правило   на   основе   выделения   существенных признаков; ­ выполнять задания с использованием материальных объектов, схем; ­ проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения   или правильный ответ; ­ строить объяснение в устной форме по предложенному плану; ­ строить логическую цепь рассуждений  Результаты освоения программы по русскому языку выпускниками начальной школы  А теперь рассмотрим на примерах  Личностные результаты: осознание языка  как основного средства человеческого общения;  положительное отношение к изучению русского  языка, понимание его богатства, признание себя  носителем этого языка; принятие мысли о том, что  правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры  человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение  элементов сознательного отношения к своей речи. Метапредметные результаты Включают в  себя 3 группы УДД рассмотрим каждую группу  в примерах Регулятивные   УУД (обеспечивают   способность   регулировать   свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную   задачу;   действовать   по   плану   и планировать   действия; свои   учебные   контролировать   процесс   и   результаты деятельности,   вносить   коррективы;   адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные УУД: искать,   получать   и   использовать информацию:   осознавать   познавательную   задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными   способами;   понимать   информацию,   представленную   в   разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять   логические   действия   с   языковым   материалом:   проводить анализ,   синтез,   сравнение,   классификацию,   обобщение;   подводить   под понятие, доказывать, делать выводы и т.д. Коммуникативные   УУД:   осознавать   речь   (говорение,   слушание,   письмо, чтение)   как   способ   устного   и   письменного   общения   людей;   участвовать   в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться   строить   свои   диалогические   и   монологические   высказывания, выбирая   для   них   средства   языка   с   учётом   этой ситуации и конкретных речевых задач. Предметные результаты освоения курса  русского языка: овладение начальными  представлениями о средствах языка и  возможностях их использования в речи; освоение основных понятий и правил  из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии,  культуры речи, теории текста (в объёме изученного); умение находить,  сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка  (звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной  точки зрения (например, слово: с точки зрения звуко­буквенного состава,  строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении);  способность конструировать единицы более высокого уровня (слова,  словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные  высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие  тексты определённых жанров (в объёме изученного); умение в процессе  письма пунктуационно правильно ( в освоенных пределах) оформлять мысли,  а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать  орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях  освоенным способом (с помощью «окошка») «уходить» от орфографической  ошибки; проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить  коррективы.  Таким образом,  нам, учителям, предстоит научиться организовывать  учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая  развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать  знания.

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017