Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.8

Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
9 кл
07.02.2019
Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Какие проблемы актуальны сейчас в обучении и воспитании? Этот вопрос задают и педагоги , и родители, и психологи. Особу тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию; • резко выросла информированность детей: сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной; • современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение; тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию; • резко выросла информированность детей: сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной; Роль учителя в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам важна.
uud.docx
Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС Какие проблемы  актуальны сейчас в обучении и воспитании? Этот вопрос задают и педагоги , и родители, и психологи. Особу тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно­нравственному воспитанию и личностному развитию; •   резко   выросла   информированность   детей:   сегодня   СМИ,   Интернет   оказываются существенным  фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной; •   современные   дети   мало   читают,   особенно   классическую   и   художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение; тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно­нравственному воспитанию и личностному развитию; •   резко   выросла   информированность   детей:   сегодня   СМИ,   Интернет   оказываются существенным  фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;   Роль учителя в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам важна. Образовательный   стандарт   нового   поколения   ставит   перед   учителем   новые   цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений.  Во­первых,   это  универсальные   учебные   действия,   составляющие   основу   умения учиться. Во­вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.  Ученик   на   уровне   возможностей   своего   возраста   должен   освоить   способы познавательной,   овладеть   коммуникативными   и информационными   умениями,   быть   готовым   к   продолжению   образования.   Учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно­ нравственных, социальных, семейных и других ценностей. УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию  посредством  сознательного и активного приобретения нового социального опыта.   творческой   деятельности, Функции универсальных учебных действий: • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы  их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; Ученик   на   уровне   возможностей   своего   возраста   должен   освоить   способы познавательной,   овладеть   коммуникативными   и информационными   умениями,   быть   готовым   к   продолжению   образования.   Учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно­ нравственных, социальных, семейных и других ценностей.   творческой   деятельности, Учитель   обращает   внимание   на   развивающую   ценность   любого   задания,   используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов. Учитель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами. Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала. Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти   и   исправить   ошибку,   дети   по   предложенному   алгоритму   учатся   оценивать результаты   выполнения   задания,   учитель   показывает   и   объясняет,   за   что   была поставлена   та   или   иная   отметка,   учит   детей   оценивать   работу   по   критериям   и самостоятельно выбирать критерии для оценки. направлении целей – “чтобы чего­то добиться, цель должен знать каждый участник урока”. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу,   учит   пользоваться   разными   источниками, используемыми для поиска информации. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности. Учитель находит способ увлечь детей знаниями. Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия. Учитель   включает   детей   в   конструктивную   деятельность,  коллективные   творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей. показывает, что ошибка – это нормально. Главное –уметь учиться на ошибках. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Учитель строит урок в деятельностной парадигме. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.   составлению   плана, Планируемые результаты по формированию УУД  Развитие личности. Ребенок понимает смысл понятия «семья». Понимает смысл понятий «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Умеет оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с  точки зрении общечеловеческих норм. Освоил роль ученика. Сформирован интерес (мотивация) к учению. Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Умеет ориентироваться на моральные нормы и их выполнение. Коммуникативные: Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Имеет первоначальные навыки работы в группе. Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия. Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы  поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре). Проявляет широкую любознательность. Умеет задавать учебные вопросы. Умеет   ставить   вопросы   для   инициативного   сотрудничества   в   поиске   и   сборе информации. Способен договариваться, учитывать интересы других. Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою. Познавательные: Общеучебные Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя и самостоятельно. Осуществляет   поиск   и   выделяет   конкретную   информацию   с   помощью   учителя   и самостоятельно. Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирует знания. Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя; Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает  тексты. Регулятивные Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской  деятельности. Принимает и сохраняет учебную задачу. Умеет ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё неизвестно. Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила. Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале. Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Умеет составлять план и определять последовательность действий. по формированию и развитию универсальных учебных действий Памятка для учителя Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НЕОБХОДИМО: Создать атмосферу успеха. Помогать ребёнку учиться легко. Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях. Не скупиться на поощрения и похвалу. Стань творцом, и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности  станет открытием мира души ребёнка. Формирование УУД в основной школе Исходя   из   того   что   в   подростковом   возрасте   ведущей   становится   деятельность межличностного   общения,   приоритетное   значение   в   развитии   УУД   в   этот   период приобретают коммуникативные учебные действия.      В   этом   смысле   задача   начальной   школы  «учить   ученика   учиться»  должна   быть трансформирована в новую задачу для основной школы —  «учить ученика учиться в общении». Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно­деятельностный   подход.   В   соответствии   с   ним   именно   активность обучающегося   признаётся   основой   достижения   развивающих   целей   образования   — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной   деятельности.   Отмечается   переход   от   обучения   как   презентации системы   знаний   к   активной   работе   обучающихся   над   заданиями,   непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.  Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно­деятельностный   подход.   В   соответствии   с   ним   именно   активность обучающегося   признаётся   основой   достижения   развивающих   целей   образования   — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной   деятельности.   Отмечается   переход   от   обучения   как   презентации системы   знаний   к   активной   работе   обучающихся   над   заданиями,   непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.  научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ  учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки  результатов экспериментальной деятельности; •   средства   телекоммуникации,   формирующего   умения   и   навыки   получения необходимой информации из разнообразных источников; • эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают  учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как: ситуация­проблема  —  прототип   реальной   проблемы,  которая   требует   оперативного решения (можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); • ситуация­иллюстрация — визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ,   вырабатывает   умение   визуализировать   информацию   для   нахождения   более простого способа её решения; •   ситуация­оценка  —   прототип   реальной   ситуации   с   готовым   предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение; • ситуация­тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (описание ситуации и ее решение). Одним   из   путей   повышения   мотивации   и   эффективности   учебной   деятельности   в основной   школе   является   включение   обучающихся   в  учебно­исследовательскую   и проектную   деятельность.  Итогами   этой   деятельности   следует   считать   не   столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост   их   компетентности   в   выбранной   для   исследования   или   проекта   сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности   творческой   исследовательской   и   проектной   работы,   которая рассматривается   как   показатель   успешности   (неуспешности)   исследовательской деятельности. Формы   организации  учебно­исследовательской   деятельности  на   урочных   занятиях могут быть следующими: •   урок­исследование,   урок­лаборатория,   урок   —   творческий   отчёт,   урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок­экспертиза, урок открытых мыслей; •  учебный   эксперимент,  который  позволяет   организовать   освоение   таких  элементов исследовательской   деятельности,   как   планирование   и   проведение   эксперимента, обработка и анализ его результатов; •   домашнее   задание   исследовательского   характера   может   сочетать   в   себе разнообразные   виды,   причём   позволяет   провести   учебное   исследование,   достаточно протяжённое во времени. Формы организации  учебно­исследовательской деятельности  на внеурочных занятиях могут быть следующими: • исследовательская практика обучающихся; • образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными   целями,   программой   деятельности,   продуманными   формами контроля; • факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета; ученическое научно­исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая   сочетает   в   себе   работу   над   учебными   исследованиями,   коллективное обсуждение   промежуточных   и   итоговых   результатов   этой   работы,   организацию круглых   столов,   дискуссий,   дебатов,   интеллектуальных   игр,   публичных   защит, конференций и др; •  участие  обучающихся   в  олимпиадах,  конкурсах,  конференциях,  интеллектуальных марафонах и т.д. На   ступени   основного   общего   образования   дети   активно   включаются   в  совместные занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг неё (например, на переменах, в групповых играх, спортивных   соревнованиях   и   т.   д.)   нередко   возникает   настоящее   сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль  и т. д.  В   условиях   специально   организуемого   учебного   сотрудничества   формирование коммуникативных   действий   происходит   более   интенсивно,   с   более   высокими показателями и в более широком спектре. Средняя ступень школьного образования является   исключительно   благоприятным   периодом   для   развития   коммуникативных способностей и сотрудничества, кооперации между детьми, а также для вхождения в проектную (продуктивную) деятельность. Формирования УУД во внеурочной  учебной деятельности Воспитание в школе должно идти только через  совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание)   детьми   ценностей.   При   этом   воспитание   принципиально   не   может   быть локализовано или сведено к какому­то одному виду образовательной деятельности, оно должно   охватывать   и   пронизывать   собой   все   виды   учебной   (в   границах   разных образовательных дисциплин) и внеурочной  деятельности.  Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном  стандарте   общего   образования,   где   внеурочной   деятельности   школьников   уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе. Виды и направления внеучебной деятельности школьников тесно связаны между собой.   Например,   ряд   направлений   совпадает   с     видами   деятельности   (спортивно­ оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно­ патриотическое   направление   и   проектная   деятельность   могут   быть   реализованы   в любом из видов внеучебной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебных занятий. Общественно­полезная деятельность может   быть   опредмечена   в   таких   видах   внеучебной   деятельности,   как   социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.   Следовательно, все направления внеучебной деятельности необходимо рассматривать  как содержательный ориентир. Заключение Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования   является   обеспечение   преемственности   в   освоении   учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом. Формирование   универсальных   учебных   действий   –   неотъемлемая   часть   учебного процесса и внеучебной деятельности.  Главное   в   работе   учителя  –   это   найти   такие   методы   работы,   которые   позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.

Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2019