Формирования универсальных учебных действий у обучающихся на занятиях в детских объединениях художественной направленности Дворца пионеров и школьников города Курска
Формирования универсальных учебных действий у обучающихся на занятиях в детских объединениях художественной направленности Дворца пионеров и школьников города Курска
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
искусство +1
Взрослым
30.03.2017
В процессе совершенствования образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей отводится важная роль развивающим технологиям. Развивающее обучение – активный деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума;
опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности;
расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности;
направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка
Формирования универсальных учебных действий у обучающихся на
занятиях в детских объединениях художественной
направленности Дворца пионеров и школьников города Курска
Балахнина О.И., методист в.к.
г. Курск,
МБУ ДО «Дворец пионеров
и школьников г. Курска»
Система художественной направленности обучения детей в дополнительном
образовании способна формировать универсальные учебные действия,
обеспечивающие обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия,
сформированные на конкретном материале какоголибо предмета, могут быть
использованы при изучении других предметов. Система личностных результатов и
универсальных учебных действий (УУД) в рамках нового стандарта включает в
себя: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные: умение
выбирать основание для классификации, умение создавать и преобразовывать
модели изучаемых объектов и процессов, умение решать проблемы творческого и
поискового характера.
В качестве главных результатов выступают личностные и метапредметные
универсальные учебные действия. Всё это достигается путём сознательного,
активного присвоения обучающимися социального опыта. При этом знания,
умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов
целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в
тесной связи с активными действиями самих обучающихся. Формирование
универсальных учебных действий во Дворце пионеров и школьников
осуществляется в результате реализации принципов системнодеятельностного
подхода к организации образовательного процесса.
личностному развитию обучающегося,
Занятия изобразительным и декоративноприкладным искусством
способствуют
обеспечивая
сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни
человека, его роли в духовнонравственном развитии человека, сформированность
основ культуры, понимание красоты как ценности, потребности в художественном
творчестве и в общении с искусством. Кроме этого, искусство дает человеку иной,
кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие
коммуникативных универсальных учебных действий.
Изобразительное искусство вносит особый вклад в формирование
направлено на развитие
универсальных учебных действий. Обучение эмоциональнообразного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её
духовной сферы и художественной культуры, формирования толерантности,
предполагающей уважение к культурному наследию и искусству народов
многонациональной России и других стран мира. Занятия по декоративно
прикладному искусству
имеют чёткую практикоориентированную
направленность, что способствует формированию у обучающихся регулятивных
универсальных учебных действий,
приобретения навыков
самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки
материалов; усвоения правил техники безопасности. В то же время усвоение
первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно
преобразующей деятельности человека обеспечивает развитие познавательных
универсальных учебных действий. Формируя представления о созидательном и
нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и
важности правильного выбора профессии, занятия по декоративноприкладному
искусству обеспечивают личностное развитие обучающихся.
путём
Приобретение знаний и расширение представлений обучающихся о видах и
жанрах изобразительного, декоративноприкладного искусства осуществляется в
результате решения проблемных ситуаций. Знание не дается в готовом виде, а
открывается детьми самостоятельно или при помощи педагога в двух
направлениях: в процессе эстетического восприятия природы и произведений
искусства, в результате продуктивной творческой деятельности.
Расширение познавательной сферы обучающихся в области
искусства
происходит постепенно, в процессе решения эвристических заданий, нацеленных
на самостоятельный поиск и решение художественнотворческих задач. Например,
понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров
мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея,
Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях Курского региона и других
стран мира; умение различать основные виды и жанры пластических искусств и
др. При этом, осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез,
сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые
представляются в словесной, схематичной или условнообразной форме (знак, код,
символ).
Личностные результаты проявляются в авторском стиле юного художника, в
умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию,
ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в
способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с
использованием средств изобразительного языка). Уникальным достижением
обучающегося является его творческая папка, в которой он собирает и хранит
продукты своей творческой деятельности.
Формирование
регулятивных универсальных учебных действий
осуществляется в результате продуктивных видов художественнотворческой деятельности. На каждом занятии обучающийся создаёт уникальный рисунок или
изделие (материализованный в той или иной форме творческий продукт,
самостоятельное «произведение»),
используя выразительные свойства
художественных материалов. При этом, он самостоятельно ставит цель
предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый
художественный материал (живописный, графический, скульптурный или др.),
выполняет работу в материале, придумывает название рисунку (изделию), выражая
в словесной или письменной форме образный смысл или замысел произведения,
оценивает результат своего труда, и по необходимости и осуществляет
необходимую коррекцию, например, уточняет название своего рисунка или
поделки.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на
занятиях изобразительного и декоративноприкладного искусства во Дворце
пионеров и школьников обеспечивается в результате диалога всех субъектов
образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в условиях
организации игровых ситуаций, деловых и ролевых игр, предполагающих
многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.
Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений обучающегося о
художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и
человека; в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно
творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных
творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной
литературы.
Таким образом, формирование универсальных учебных действий на занятиях
в детских объединениях художественноэстетической направленности Дворца
пионеров и школьников города Курска выполняет ориентацию процессов
обучения, воспитания и социализации личности на её
самоопределение
жизненное, ценностносмысловое как основу духовнонравственного, социального,
национального, религиозного, профессионального, семейного и т.д. воспитания,
осуществляемое человеком на протяжении всего его жизненного пути, а в момент
окончания учебного заведения, выступающее «ядром» жизненной ситуации
выпускника»
1.
2.
Литература
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.
— М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России (Образовательная система «Школа 2100»).
Проек
Формирования универсальных учебных действий у обучающихся на занятиях в детских объединениях художественной направленности Дворца пионеров и школьников города Курска
Формирования универсальных учебных действий у обучающихся на занятиях в детских объединениях художественной направленности Дворца пионеров и школьников города Курска
Формирования универсальных учебных действий у обучающихся на занятиях в детских объединениях художественной направленности Дворца пионеров и школьников города Курска
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.