Т. В. Мальцева
ФОРМЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ТЕОРЕТИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.
Аннотация: В статье представлены результаты работы после применяемых форм и методов на уроках физической культуры для улучшения знаний по технике безопасности на уроках.
Ключевые термины: При использовании предложенных методов и форм будут повышен уровень знаний у школьников по технике безопасности.
Каждый учитель заботится о комфорте в своей школе для учащихся. Комфортная деятельность на уроке физкультуры становится тогда, когда ученик не будет опасаться за своё здоровье, не получит ссадины, шишки, травмы или увечий. В настоящее время участились случаи травматизма с лёгкими и смертельными исходами на уроках физической культуры. Поэтому я, как педагог по физической культуре поставила перед собой цель, что бы уменьшить и полностью избавиться от таких страшных последствий на уроках, нужно: 1)улучшить знания учащихся по технике безопасности, ведь «спасение утопающего- дело рук самого утопающего». Если ученик будет знать, как себя обезопасить, что можно и чего нельзя делать на уроке и после него, тем самым избежать многих неприятных ситуаций и сохранить своё здоровье и здоровье окружающих.
Нами был проведён эксперимент.
В опыте принимали участие две группы детей из 7 «б» класса. В первой группе-14 человек (7девочек и 7мальчиков). Во второй группе 14 человек (5 девчонок, 9мальчишек). Группы детей прослушали лекцию по технике безопасности на уроке физической культуры. После этого перед ребятами поставили вопрос: « Что вы запомнили из услышанного?»
Варианты ответов: А)Всё, Б)Не много, В)Ничего.
Проверяли знания викториной.
Вопросы и варианты ответов для тестирования по технике безопасности на уроках физкультуры. В разделе гимнастика.
1.При неисправном гимнастическом снаряде учащемуся следует: А)не заниматься именно на этом снаряде, Б)выполнять упражнение на снаряде, соблюдая меры осторожности, В)выполнять все упражнения со страховкой. 2.Можно ли выполнять упражнения на гимнастических снарядах с влажными руками? А)можно, Б)можно, соблюдая меры осторожности, В)нельзя. 3.При выполнении физических упражнений один за другим ребёнку необходимо: А)выполнять упражнение когда пожелает, Б)выполнять упражнение как можно быстрее, В)соблюдать достаточные интервал и дистанцию, чтобы не было столкновений. 4.Как выполняется комплекс изученных физических упражнений на гимнастических снарядах? А)самостоятельно, Б)с несколькими страхующими, В)со страхующим. 5.При выполнении другими учащимися физических упражнений школьнику следует стоять: А)на достаточном расстоянии от снаряда, не создавая помехи, Б)стоять близко со снарядом, В)ходить рядом и вокруг снаряда. 6.Вход в спортивный зал разрешается: А)можно входить в спортивной форме, Б)разрешается только если в зале находится учитель, В)разрешается в присутствии физорга. 7.При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов ученик приземляется: А) на «жёсткие ноги», Б) стремясь выполнить кувырок или перекат, В) мягко на носки ступней, пружинисто приседая. 8. В местах соскоков со снаряда: А) должно быть чисто, Б) должен лежать гимнастический мат, В) должен сидеть страховщик. 9. При появлении во время занятий боли в руках, покраснения кожи или потёртостей на ладонях, а также при плохом самочувствии ученик должен: А) продолжить занятия со страховкой, Б) прекратить занятия и сообщить об этом учителю, В) уйти с занятия к врачу. 10. Как осуществляется порядок выполнения сложных физических упражнений на гимнастических снарядах? А) только с учителем, Б) самостоятельно, В) со страховщиком. 11.Следует ли ученику после длительной болезни приступать к разучиванию сложных гимнастических упражнений: А) нельзя, Б) можно, со страховкой, В) можно, соблюдая осторожность. 12. При выполнении физических упражнений нужно: А) громко разговаривать, смеяться, Б) быть внимательным и соблюдать тишину, В) мешать выполнять физические упражнения другим. 13. Могут ли учащиеся, освобожденные в данный момент от занятий физическими упражнениями, привлекаться в качестве страхующих: А) могут всегда, Б) категорически запрещено, В) могут по два человека. 14.Выход учащихся из спортивного зала возможен: А) по необходимости, Б) по желанию, В) по разрешению учителя. 15. Разрешается ли ученику установка и переноска снарядов в зале: А) запрещается, Б) разрешается по указанию дежурного, В) разрешается только по указанию учителя.
Мало кто из групп ребят мог правильно ответить на вопросы.
Из таблицы и по итогам викторины видим, что результаты знаний низкие.
Результаты опроса детей:
Вопрос: «Что вы запомнили из услышанного?»
Варианты ответов: А)Всё, Б)Не много, В)Ничего.
Ответов «А» одной группы - 1(7,14%) и ответов «А» другой группы - 1(7,14%). Ответов «Б» первой группы- 4(28,57%), а ответов «Б» второй группы - 5(35,71%). Ответов «В» одной группы - 9(64,29%), а ответов «В» другой группы - 8(57,14%).
Ещё помимо лекций, мы стали применять и дидактический материал – памятки для укрепления и улучшения качества знаний по технике безопасности на уроках физической культуры.
Материал памятки: 1.Инструкции в шуточной форме, 2.Правила техники безопасности на уроках в разделе гимнастика, 3.Правила поведения в спортивном зале и на спортплощадке, 4.Техника безопасности на занятиях и мероприятиях спортивными и подвижными играми.
Мы познакомили одну из групп с памятками, а другую не ознакомили, а начитывали знакомый материал по уже знакомой теме.
После того как мы изучили памятки, мы сделали результативность знаний по средствам опроса и проведением викторины в обеих группах.
Вопрос: «Что вы запомнили из услышанного?»
Варианты ответов: а)Всё, б)Не много, в)Ничего.
Ответов «А» первой группы ребят - 8(57,14%) и ответов «А» второй группы учеников - 2(14,29%). Ответов «Б» первой группы - 6(42,86%), и ответов «Б» второй группы - 6(42,86%). Ответов «В» одной группы - 0(0 %), а ответов «В» другой группы - 6(42,86%).
Делая акцент на % правильных ответом и уверенность детей в правильности даваемых ответов, мы смело можем утверждать, что в первой группе прослеживается рост знаний. Результаты викторины таковы: в одной из групп из 100% участвующих в эксперименте правильно ответили 59%, а в другой группе: из 100% принимающих участие в эксперименте - 20% ответили правильно.
Слева на диаграмме процентное отношение правильных ответов. Во второй группе (20%), а справа (59%)- в первой группе.
После добавили к материалу и презентации по теме безопасности для улучшения теоретических знаний, и опять в 1-ой группе, а во 2-ой – ознакомили повторно с лекцией по правилам безопасности на уроках физической культуры.
Вопрос: «Что вы запомнили из услышанного?»
Варианты ответов: А) всё, Б) не много, В) ничего.
Ответов «А» первой группы – 14 (100%), а ответов «А» второй группы – 5 (35,71%). Ответов «Б» первой группы – 0 (0%), а ответов «Б» второй группы – 6 (42,86%). Ответов «В» первой группы – 0 (0 %), а ответов «В» второй группы – 3 (21,43%). По показаниям викторины и опросов, ответов на вопросы, мы можем сделать выводы, что у школьников из первой группы более точные, стабильные - правильные ответы по технике безопасности. После того как провели викторину из первой группы учащиеся правильно отвечали на вопросы со своими пояснениями, а ребята с другой группы были очень медлительны в ответах, пассивны, отвечали на вопросы неправильно.
На диаграмме слева % правильных ответов первой группы и справа % правильных ответов во второй группе из 100% только 35%.
Мы провели ещё один опрос: «Урок-лекция понравилась вам?»
1 группа |
2 группа |
Да - 0 |
Да - 5 |
Нет - 13 |
Нет - 5 |
Не знаю - 1 |
Не знаю - 4 |
В конце эксперимента провели ещё один опрос: « Нравится ли вам презентации, викторины по изученной теме безопасности? »
Давали ответы ребята группы, где были применены различные формы и методы: Да - 14, Нет - 0, Не знаю – 0.
После эксперимента, полагаясь на ответы учащихся, мы можем сделать выводы: 1)Использование различных форм применяемых на уроке для улучшения и укрепления знаний по технике безопасности, действительно делают их стабильнее и лучше. 2)Уроки с различными формами и методами повышают интерес к технике безопасности на уроках физикультурой. 3)В результате использования различных форм у детей появляется заинтересованность к предмету, в частности к своему здоровью, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Использование различных форм на уроках физкультуры повышает качество познавательной активности детей, обеспечивает комфортные условия для всестороннего развития. Памятки, презентации, викторины, опросники очень легко и просто можно применять на уроках, развивают внимание, интерес и даже любовь к уроку физкультуры, стирают психологическую дистанцию между учителем и учеником.
Список литературы:
Муравьев В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках физической культуры. - М., 2001. Ступницкая М. А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. – 2001. - №4. Статья Чуприны Анастасии ученицы МБОУ лицей и руководителя: Мальцевой Т.В. «Средства, с помощью которых можно уменьшить травматизм на уроках физической культуры», опубликованной в социальной сети работников образования nsportal.ru. Web адрес публикации: htt://nsportal.ru/node/736564
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.