ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Larissa Podeykina Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Формы и методы обучения
Просмотр файла:

Проектная деятельность в начальной школе.docx


Все файлы публикации > Формы и методы обучения.ppt
«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Понятие методов,
Понятие методов,
приемов обучения.
приемов обучения.
Функции обучения,
Функции обучения,
требования к ним.
требования к ним.
Проблема
Проблема
Характеристика
Характеристика
900igr.net
основных словесных,
основных словесных,
классификации методов
классификации методов
обучения в современной
обучения в современной
педагогике
педагогике

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Понятие методов обучения
Понятие методов обучения

Поиск различных форм учебного материала начинается с осознания
цели, задачи урока.
Метод – это форма теоретического и практического усвоения
Метод
учебного материала, способ достижения цели, определенным
образом упорядоченная деятельность.
Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функции
обучения зависит от выбора метода. Усвоить материал можно
только в определенных формах познавательной теоретической и
практической деятельности.
Методы обучения – это способы обучающей работы учителя и
Методы обучения
организации
учащихся,
направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач
и овладением изучаемым материалом.
учебно­познавательной деятельности

М.О. отражают:
1.
Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы
учащихся в их взаимосвязи.
Специфику их работы по достижению различных целей обучения.
2.

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Понятие приемов обучения
Понятие приемов обучения
Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона
Прием обучения
метода, т.е. частное понятие по отношению к общему
понятию «метод».
Приемы – это отдельные операции, умственные или
Приемы
практические действия учителя или учащихся, которые
дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным
методом.
Приемы обучения подразделяются на:
1.
Приемы формирования и активизации отдельных операций
мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых
ситуаций в мыслительной деятельности школьников.
Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся,
связанные с изучением учебного материала;
Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
Приемы управления в учебном процессе коллективными и
личными взаимоотношениями учащихся.


2.
3.
4.
5.
Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы
обучения.

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Словесные методы (методы
изложения)
Изложение учебного материала может быть в виде объяснения или
Изложение учебного материала может быть в виде объяснения или
описания.
описания.
Объяснение – форма овладения теоретическим учебным материалом.
Объяснение
Используется:
Когда учитель сообщает о тех фактах, о которых ученики ничего не
знают;
Для повторение уже изученного материала (учитель подводит итоги или
помогает закрепить материал).
Особенности:
• Постановка познавательной задачи;
• Ясно осознаваемое теоретическое положение;
• Строгий, тщательный подбор фактического материала;
• Определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения
и анализ выводов, индукцию и дедукцию;
• Иллюстративный материал: картины, рисунки, схемы и т.д.
• Формулировку выводов;
• Дополнительные разъясняющие моменты.

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»


Рассказ – форма изложения учебного материала который
Рассказ
носит преимущественно описательный характер. Рассказ – это
словесное описание событий, процессов, явлений в природе,
обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.
..

Виды рассказа: рассказ­вступление, рассказ­повествование, рассказ­
заключение
Требования к рассказу:
1.
Определенность темы и содержания;
Эмоциональность;
Наличие плана;
Соблюдение структуры;
Сочетание с другими методами обучения.
2.
3.
4.
5.
Рассказ может занимать самостоятельное место а может быть
включен в процесс объяснения на разных его стадиях.
Продолжительность рассказа не более 10­15 мин. в начальных
классах, 30­40 мин.­ для старших.

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Требования к беседе:
1.
система
2. Умение
Строгая
продуманных
предполагаемых ответов учащихся;
выделить
конкретное
содержание и сосредоточить на нем внимание
школьников.
вопросов
и
мысленно

Беседа – представляет собой вопросо­ответную
Беседа
форму овладения учебным материалом.
3. Беседа – это всегда система вопросов, не простой
набор элементов.
Вопрос должен быть четким и ясным по форме.
4.
5. Избегать однообразия, монотонной манеры беседы.
Беседа, как метод обучения удобна для получения
обратной связи. Учитель легко может определить
степень усвоения материала. Беседа – неэкономный и
сложный метод обучения.

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Беседы бывают:
По назначению:
 Вводные или организующие;
 Сообщения новых знаний (катехизические,
эвристические, сократические,
герменические);
 Синтезирующие или закрепляющие;
 Контрольно­коррекционные.

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»


Работа учащихся с учебником, книгой – является одной из
Работа учащихся с учебником, книгой
форм овладения учебным материалом.
Требования:
1. Каждый ученик должен иметь книгу, быстро находить
то место, которое изучается, иметь тетрадь для записи
и др.;
2. Учитель дает точный и краткий инструктаж о задании,
о том, что должен изучать ученик, какую тему, вопрос,
правило. Нельзя называть только страницу и параграф;
3. Учащиеся должны ясно представлять характер работы –
какова
какой материал
последовательность учебных операций и т.д.;
нужно
воспроизвести,
4. Учащиеся должны находить главное в процессе работы с
книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все
подряд;
5. Учитель учит школьников составлять планы, тезисы,
краткие конспекты изученного материла.

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Самостоятельная работа – это такая познавательная учебная
Самостоятельная работа
деятельность, когда последовательность мышления ученика,
его умственных и практических операций и действий зависит и
определяется самим учеником.

2.
3.
4.
5.
План самостоятельной работы:
1.
Осознание учащимся учебной задачи, которая решается с
помощью данной самостоятельной работы;
Инструкция для учащихся о том, как её выполнить;
Руководство
работы,
преимущественно
соблюдали инструктивное указание;
Самоанализ, самоконтроль;
Проверка работ учащихся, выделение типичных преимуществ и
ошибок, их разбор с учениками.
которая
в том, чтобы школьники
выполнения
процессом
состоит
Самостоятельная
волю,
работоспособность, внимание, дисциплину и т.д.
работа тренирует
воспитывает
Самостоятельная работа проводится в виде подготовительных
упражнений для усвоения нового, упражнений при изучении
нового материала, упражнений в процессе закрепления и
повторения, упражнений проверочных и контрольных работ, а
также для самоконтроля.

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»


Демонстрация объектов – демонстрация приборов, наглядных
Демонстрация объектов
пособий, инструментов, постоянно сопровождает практическую
учебную деятельность.
Требования к демонстрации:
1.
Объект должен быть хорошо виден всем;
В момент объяснения следует показывать необходимое пособие
и после объяснения его убирать, нельзя допускать
предварительного осмотра экспозиции.
2.

Методы программированного обучения – учебный материал
Методы программированного обучения
подразделяется на отдельные порции, каждая из которых
может быть усвоена предлагаемыми приемами, действиями,
операциями, причем каждая последующая порция может быть
усвоена только в том случает, если ученик овладел предыдущей.

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

 Репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично –
поисковые и исследовательские методы.
Репродуктивные методы – форма овладения учениками учебным материалом
Репродуктивные методы
преимущественно основывается на воспроизводящей функции памяти. Эти
методы обычно используются при закреплении, повторении, обобщении,
систематизации, конкретизации ранее изученного материала.
Объяснительно – иллюстративные методы – находят применения в различных
Объяснительно – иллюстративные методы
формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание,
доказательства и т.д.).
Проблемные формы овладения учебным материалом – в сознании ученика
Проблемные формы овладения учебным материалом
формируется проблемная ситуация или задача, напоминающая научный поиск.
Ученик пытается сам найти ответ на вопрос, разрешить проблемное задание.
Частично­поисковые методы – форма овладения учебным материалом, которая
Частично­поисковые методы
включает постановку отдельных проблемных
высказывание
учениками своих предложений, самостоятельность рассуждений, расчленение
общей задачи на ряд частных, эвристическую беседу и т.д.
вопросов,
Исследовательские методы – учащиеся под руководством учителя выполняют
Исследовательские методы
отдельные исследовательские задания и работы. Можно дать задания для
самостоятельных наблюдений, их записей и анализа результатов.

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Характеристика методов обучения
Характеристика методов обучения
 Словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы ­ если ученики получают основную учебную
Словесные методы
информацию
и
в
доказательств учителя или текстов учебных книг (беседа,
рассказ, описание, разъяснение и др.).
рассуждений
словесных
процессе
Словесные методы преподавания вызывают соответствующие
словесные формы усвоение материала.
в
Словесные методы используются преимущественно при изучении
нового материала и дают хороший эффект в обучении, если
сочетаются с другими формами овладения знаниями.
Наглядные методы – формы усвоения учебного материала,
Наглядные методы
которые
от
находятся
применяемых в процессе обучения наглядных пособий и
технических средств.
существенной
зависимости
Наглядные пособия помогают систематизации и обобщению
знаний, а также активизации мыслительной деятельности
учащихся.
Практические методы – формы овладения учебным материалом
Практические методы
заданий,
самостоятельных
на
практических и лабораторных работ.
упражнений,
основе

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Требования к методам
Требования к методам
обучения
обучения
 Направленность метода
выполнения задач воспитания школьников.
обучения
на
 Научность методов.
 Доступность метода
психолого­педагогическим
развития школьников.
его
соответствие
возможностям
 Результативность метода обучения, его
овладение
прочное
направленность
учебным материалом.
на
 Необходимость
систематически изучать,
использовать в своей работе инновационные
методы.

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Всякая классификация имеет определенное основание.
Проблема классификации методов
Проблема классификации методов
Методы обучения подразделяются на группы по
определенному признаку.
обучения
обучения
Классификации бывают:
 По преимущественному источнику получения знаний
(словесные, наглядные, практические);
 По формам
учителя
преподавания) и учащихся (методы учения);
деятельности
(методы

По характеру мыслительной деятельности и
активности
познавательной
(репродуктивные,
объяснительно­иллюстративные,
проблемно­
поисковые, исследовательские).

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Проблема выбора методов
Проблема выбора методов
обучения
обучения
М.О. зависят:
 От общих и конкретных целей обучения.
 От психологических,
возрастных
особенностей
школьника.
 От анатомо­физических особенностей организма
учащихся,
утомляемости,
особенности нервной, сосудистой и т.д. систем
организма.
работоспособности,
 От материально­технической оснащенности школы.
 От сложившихся традиций в педагогике, в школе, в
опыте учителей.

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Классификация методов обучения
Классификация методов обучения
И. Лернера и М.Н.Скаткина
И. Лернера и М.Н.Скаткина
По признаку активности детей.
Пассивные методы обучения:
 Объяснительно­иллюстративные м.о. (рассказ, лекция, беседа и
т.д.). Учитель рассказывает – дети слушают (восприятие +
память).
 Репродуктивные (упражнения) (память + восприятие).
 Методы проблемного изложения материалов (проблемная лекция)
(память + восприятие + мышление).
Активные методы обучения:
 Частично поисковый метод (семинары, проблемные семинары)
(логическое мышление).
 Исследовательский метод
(рефераты, доклады, курсовые,
дипломные) (логическое и творческие мышление).

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Классификация методов обучения
Классификация методов обучения
Махмутова М.И.
Махмутова М.И.
1. Методы преподавания

1. Методы преподавания
 Информационно­ сообщающий;
 Объяснительный;
 Инструктивно­практический;
 Объяснительно­побуждающий;
 Побуждающий.
2. 2. Методы учения

Методы учения
 Исполнительный;
Репродуктивный;

 Продуктивно­практический;
 Частично­поисковый;
 Поисковый.

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Активные методы обучения
Активные методы обучения
 АМО – методы обучения, при которых деятельность ученика
носит продуктивный характер, творческий характер.
Селевко Г.К.
 АМО
– методы
познавательную
деятельность ученика и строящееся на диалогах решение
проблем.
стимулирующие
Демьяненко­Кононерский.
 АМО – это способ практического осуществления процесса
передачи знаний, умений, навыков по средствам деятельности
самого ученика.
Активные методы обучения возникли раньше, чем пассивные.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл