Формы работы с портфолио дошкольника
Оценка 4.7

Формы работы с портфолио дошкольника

Оценка 4.7
Документация
docx
родителям
Детсад
16.01.2017
Формы работы с портфолио дошкольника
Помочь ребенку раскрыть себя, найти то, что отличает его от других, способна технология "Портфолио". Этот необычный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить все интересное, что произошло в жизни малыша: положительные эмоции, творческие успехи, впечатления от прогулок, конкурсов, награды, забавные высказывания. Значимость данной технологии состоит в том, что она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта.Как создать "Портфолио"? Фомы работы с "Портфолио"Вы узнаете прочитав статью.Статья
статья.docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №418» г. Перми Статья по теме: «Формы работы с «Портфолио дошкольника» Автор: Олым Светлана Валерьевна ­ воспитатель 1 категории Пермь, 2017 год «Лучший способ сделать ребенка                                                             хорошим – это сделать его счастливым». Оскар Уайльд          Что   значит   счастливым?   Счастливым   =   это   значит,   что   тебя   любят, понимают и принимают тебя таким, какой ты есть со своими индивидуальными особенностями и возможностями.      Поэтому одним из приоритетов современного подхода к воспитанию детей в   детском   саду   является   особое   внимание   к   личности   дошкольника,   его индивидуальным   способностям   и   особенностям   развития.   Подтверждение тому, ФГОС дошкольного образования, одной из задач которого является «… 4)   создание   благоприятных   условий   развития   детей   в   соответствии   с   их возрастными   и   индивидуальными   особенностями,   и   склонностями,   развитие способностей   и   творческого   потенциала   каждого   ребенка…»   (пункт   1.6.). Вследствие   чего   предъявляются   определённые   требования   к   условиям реализации Программы: «…  обеспечение эмоционального  благополучия …» (пункт 3.2.5.) и «… возможность самовыражения детей…» (пункт 3.3.4.) – а это одно из требований к реализации принципа насыщенности развивающей предметно – пространственной среды.          Помочь ребенку раскрыть себя, найти то, что отличает его от других, способна   технология   "Портфолио".     Этот   необычный   способ   фиксации индивидуальных   достижений   позволяет   отразить   все   интересное,   что произошло   в   жизни   малыша:   положительные   эмоции,   творческие   успехи, впечатления   от   прогулок,   конкурсов,   награды,   забавные   высказывания. Значимость   данной   технологии   состоит   в   том,   что   она   направлена   на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта.           Нормативным   документом,   регламентирующим   внедрение  технологии «Портфолио» является   приказ департамента образования Пермской области №   81   от   06.06.2006г.,   согласно   которому   с   1   января   2007   года   во   всех образовательных   учреждениях   Пермского   края   должно   быть   введено портфолио ребенка, как средство оценивания образовательной деятельности ­ «В Пермском крае портфолио  вводится  для каждого ребенка дошкольного возраста,   а   также   для   учащихся   общеобразовательных   школ   с1­го   по   11­й 2 класс…».Портфолио дошкольника   «рассматривается в качестве «копилки» личных   достижений   дошкольника   в   разнообразных   видах   деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. НО…, практика показывает что:                                                                            ­ во ­ первых, во многих ДОУ отсутствуют детские портфолио;                            ­ во ­ вторых, отмечается чисто формальный характер ведения Портфолио;       ­ в ­ третьих, однообразие страничек в Портфолио;                                                 ­ в – четвёртых, пассивное участие родителей в заполнении Портфолио  (странички появляются по инициативе педагогов);                                                  ­ в – пятых, недоступность Портфолио для детей (хранятся в педшкафах,  высоко на полках…);                                                                                                   ­ и в – шестых, наблюдается недостаточное использование Портфолио  педагогом в работе с детьми. Значимость данной технологии трудно переоценить, ведь она: ­ во ­ первых, направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. А это одно из условий создания социальной ситуации развития детей в   Стандарте   «…5)   взаимодействие   с   родителями   по   вопросам   образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность…» (пункт 3.2.5.).  Дети, педагоги и родители благодаря технологии «Портфолио» совместно участвуют в создании единого творческого продукта.  ­ во – вторых, для родителей портфолио – это способ проследить развитие своего   малыша,   выявить   его   интересы   и   предпочтения   в   детском   саду   и соответствующим   образом   развить.   Важно   научить   родителей   наблюдать   за своим ребёнком, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его   желания,   интересы   Поэтому   создание   портфолио   способствует налаживанию   более  теплых  взаимоотношений   в  семье,  родители  становятся партнерами для ребенка. ­ во ­ третьих, это один из способов самовыражения ребёнком своих интересов, потребностей и желаний.  (пункт Стандарта 3.3.4.); это возможность  создать для   каждого   воспитанника   ситуацию   успеха;   повысить   самооценку   и уверенность   в   собственных   возможностях;   максимально   раскрыть индивидуальные   способности   каждого   ребенка;   научить   анализировать собственные   интересы,   склонности,   потребности   и   соотносить   их   с 3 имеющимися   возможностями   («я   реальный»,   «я   идеальный»)   и   заложить предпосылки и возможности для его успешной социализации. ­   в   –   четвёртых,   ведение   портфолио   в   практику   детского   сада   позволяет педагогам   увидеть   индивидуальные   особенности   ребенка,   его   интересы   и возможности,   его   достижения,   фиксировать   индивидуальные   неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда неравномерностью, скачкообразностью,   индивидуальным   темпом   созревания   психических функций и накопления субъективного опыта. Портфолио можно использовать как   дополнительный   материал   при   изучении   семьи   —   уклада   ее   жизни, интересов, традиций.  характеризуется ребенка     развитие     ­   и   в   –   пятых,   Портфолио   можно   использовать   для   решения   задач   всех образовательных областей.      Технологию «Портфолио» в практике своей работы я реализую уже 4 года. Как всё начиналось? Алгоритм работы:  ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ (КПК, изучение интернет – ресурсов, методической литературы…)   ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (консультация - презентация, буклеты…) (индивидуальное консультирование по запросам, реклама и презентация «Портфолио» в группе…) ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО РАЗРАБОТКА ВАРИАНТОВ РАБОТЫ С ПОРТФОЛИО (НОД, ОДрм, СД и ВсР) 4 (комментарии к алгоритму) 1)   Посетила   курсы   «Портфолио   дошкольника»   и   меня   очень   это заинтересовала и я решила попробовать внедрить его в своей группе. Изучила материал по данной теме.  2) Важной задачей для меня было заинтересовать родителей. Я провела для них   консультацию   –   презентацию   «Портфолио   дошкольника»   (рассказала   о том, что такое портфолио, его назначение, разделы и странички), изготовила буклеты по оформлению портфолио. Важно было донести до родителей:  для чего необходимо создавать портфолио.  3) Предложила создать портфолио: сначала это была папка для детских работ. Родители   не   остались   равнодушными   принесли   папки,   куда   мы   стали складывать все детские работы, а родители совместно с детьми в конце месяца выбирали самые лучшие работы и оставляли их в папке.  Через месяц я оформила свою страничку, чтобы родители поближе узнали обо мне,   а   родители   в   свою   очередь   оформили   первые   странички   про   своих малышей, чтобы я могла поближе с ними познакомиться. Первые Портфолио мы рассматривали и обсуждали все вместе. Это послужило дополнительной мотивацией для родителей. Внедряя   портфолио,   я   предложила   родителям   варианты   разделов,   вместе продумали возможное их содержание. Раздел 1. «Давайте познакомимся» (фото ребёнка, фамилия и имя ребенка,  имя предпочитаемое ребёнком, антропометрические данные…)                            Странички: «Это я!», «Моя семья»», «Мой знак Зодиака», «Как я расту!»,  «Моё здоровье» … Раздел   2. Странички: «Вот я какой!», «Моя любимая игрушка» …   «Про   меня!»   (увлечения   и   интересы   ребёнка…) Выбор страничек зависит от:                                                                                   1) от тематики недели («Столица нашей родины – Москва», «Я гражданин  5 России», «Я путешествую …!» …);                                                                            2) от событийности («Самый волшебный праздник», «Мой папа»…);                    3) от сезона («Как я провёл лето», «Зимние забавы», «Уж небо осенью  дышало», «Пришла весна»…);                                                                                    4) от интересов детей «Мои увлечения»;                                                                   5) учёт гендерной специфики («Мальчишечьи секреты», «Девичьи секреты»);    6) учёт регионального компонента («Мой город – Пермь»). Раздел 3. «Мои достижения!»                                                                                     Хотя это и не является общей практикой, но некоторые дети получают свои  первые дипломы и медали уже в дошкольном возрасте. Кто­то побеждает в  конкурсе рисунков на асфальте, кто­то становится победителем творческого  конкурса. Данный раздел ­ копилка всевозможных наград, полученных.  (грамоты, дипломы, сертификаты…). Раздел 4. «Я умею!» (образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы…).      Все эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Даже за один год ведения такой папки почти у всех детей накапливается достаточно большой материал, касающийся их жизни в детском саду.  4)   Разработка   вариантов   использования   Портфолио   в   работе   с   детьми   в течение дня: Совместная деятельность НОД ОДРМ Самостоятельна я деятельность Взаимодействие с родителями Те же варианты  работы, что и в  НОД только  индивидуально  или с подгруппой  детей. Для  рассматривания,  рассказывания,  для  хвастовства… 1.Для закрепления  знаний и  представлений по  теме (вместе  рассматривать и  рассказывать,  например прошла  тема «Лето», мы  рассматриваем и  обсуждаем  !. Совместное  обсуждение  странички, её  содержания   2. Выбор  странички по  желанию  родителя. 3. Совместная  6 презентация  странички с  ребёнком. страничку «Летние  каникулы». 2.Для мотивации      (один ребёнок втайне от других детей  вместе с родителями  заполняет страничку  и в начале НОД  педагог привлекает к рассматриванию и  обсуждению других  детей) страничка  «Моё путешествие» 3.Для НОД по  образовательной  области «речевое  развитие»  (составление  описательного  рассказа по  алгоритму, по одной  из страниц  портфолио). 4.НОД в виде  детских презентации (рассказ о  собственных  достижениях,  повышение  социального статуса  в группе).       Оформление портфолио должно быть различно, так как оно составляется добровольно и по желанию. Страницы оформлены так, что ребенку, который не   умеет   читать,   было   понятно.   Этому   способствуют   рисунки,   символы, эмблемы.   Портфолио   состоит   из   папки   с   файлами,   это   позволяет   легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. НЕ стоит забывать и о 7 хранении Портфолио: Портфолио должно быть расположено в доступном для детей месте. Главное правило для детей – «Чужое Портфолио брать нельзя. Если хочется посмотреть, спроси разрешения».       И в завершении…     Портфолио ­ это собственность ребёнка. Его любимая книга,   которую   воспитанник   сам   создавал   вместе   с   родителями, воспитателями. В ней он выразил, свои интересы, желания, мечты. Портфолио дошкольника   может   стать   не   только   предметом   его   гордости,   но   и инструментом   самопознания,   важнейшей   точкой   соприкосновения   во взаимодействии "ребенок ­ родители". Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.      Это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка, а кроме того, портфолио способно   объединить   в   творческом   процессе   усилия   родителей,   детей   и педагогов детском саду.  Следует помнить, что работа над портфолио ­ не разовая акция.   «Нужно приучить ребенка к постоянной работе по сбору папки личных достижений, поскольку это технология всматривания в себя, которая потребуется ему на протяжении всей последующей жизни». А. Прутченков 8

Формы работы с портфолио дошкольника

Формы работы с портфолио дошкольника

Формы работы с портфолио дошкольника

Формы работы с портфолио дошкольника

Формы работы с портфолио дошкольника

Формы работы с портфолио дошкольника

Формы работы с портфолио дошкольника

Формы работы с портфолио дошкольника

Формы работы с портфолио дошкольника

Формы работы с портфолио дошкольника

Формы работы с портфолио дошкольника

Формы работы с портфолио дошкольника

Формы работы с портфолио дошкольника

Формы работы с портфолио дошкольника

Формы работы с портфолио дошкольника

Формы работы с портфолио дошкольника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017