Формы работы с родителями
Оценка 4.6

Формы работы с родителями

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
Взрослым
11.08.2019
Формы работы с родителями
Данный материал поможет молодым специалистам выбрать удобную форму работы с родителями, способы взаимодействия с ними. Рекомендации о том, как вести себя, если возникла проблемная ситуация и вы встретились с родителями для неприятной беседы. Примерные правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями .
Доклад Формы работы с родителями.docx
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где  закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок  поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический  треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются  отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и  достижения в воспитании и развитии детей.       Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного  руководителя. В начальной школе классный руководитель  выступает и в роли советчика, и в роли  консультанта. Нам с вами повезло, так как родители в начальной школе, особенно в 1 классе, хотят работать, помогать учителю, ждут многого от школы и только от нас  зависит, как будут работать они дальше. От согласованности действий школы  и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Основная задача сотрудничества школы и семьи должна заключатся не  в морализаторстве и насильственном исправлении «неудобных» родителей, а в оказании им психолого­педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей; ­ создание благоприятных условий для обучения и развития детей; ­ повышение педагогической культуры родителей; ­ содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в  жизнедеятельность класса; ­выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей; ­ пропаганда успешного опыта семейного воспитания. Выделяем  следующие способы взаимодействия с родителями:  организация родительских конференций, собраний, индивидуальных  встреч родителей и учителей;  организация работы телефонной линии, по которой родители могут  связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего  задания и способов его выполнения;  использование средств телекоммуникации и регулярной почты;  разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить  совместно с ними исследовательский проект;  создание родительского клуба или центра в школе;  проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей  ( праздники и т.д.) Формы работы с родителями: * индивидуальные; * групповые; * коллективные; *посещение на дому; *приглашение в школу;  *индивидуальные консультации педагога; *переписка; *родительский лекторий; *тематические консультации; *классные детские мероприятия; *родительские вечера *классные родительские собрания; *общешкольные родительские собрания; *дни открытых дверей; *концерты; *выставки учебных работ; *творческие отчеты. Рассмотрим некоторые из них. Индивидуальные консультации и беседы педагога.        Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с  семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть  беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они  способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.       Беседы проводятся по мере необходимости. В процессе бесед с  родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для  профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его  увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера;  мотивации учения и т.д.). Как вести себя, если возникла проблемная ситуация и вы встретились с родителями для неприятной беседы? Любой разговор начинайте с положительных моментов. ∙   Ваша   встреча   не   должна   быть   наказанием   для   школьников. Всегда приглашайте родителей   поговорить.   И   обязательно   –   заранее.  Приглашая   родителей   в   школу,   спросите   себя: что   я   хочу   получить   в результате? Если   просто   выговориться,   осудить   действия   школьника   или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит, прежде всего, вашу работу. ∙ Во время обсуждения в присутствии школьника помните: как бы он ни был виноват,   родители   всегда   (по   крайней   мере,   на   людях)   должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно! ∙ Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах. ∙ Побольше конкретики! Старайтесь   не   употреблять   неопределенных выражений типа «плохо себя ведет», «не хочет учиться». ∙ Выражайтесь   ясно:   «Не   выполнил   задание   по…   (такому­то   предмету)», «Отказался отвечать на уроке… (таком­то)» и так далее. Тогда родителям будет   легче   проконтролировать   дальнейшую   учебную   деятельность школьника. ∙ Совместно   с   родителями   определите   дальнейшие  целенаправленные пошаговые действия. Если родители  поймут,  что вы  способны  оказать им реальную помощь, их доверие к вам как к специалисту возрастет. Они будут чаще   обращаться   к   вам   за   советом,   а   вы,   в   свою   очередь,   получаете прекрасную возможность проследить за развитием школьника в семье. ∙ Предлагая   возможные   способы   решения   проблемы,   не   провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится «разбор полетов», – этим вы лишь настроите школьника против себя. Как результат: школьники приложат все усилия, чтобы ваши дальнейшие встречи с их родителями не состоялись. ∙ Обсуждая   неприятный   поступок   школьника,   спросите   себя:   нет   ли здесь вашей   вины как   более   мудрого   и   опытного   человека?   Школьники многое делают по незнанию! ∙ Не обижайтесь, если родители при встрече будут излишне эмоциональны.  В  конце   концов,   они   доверяют   вам  самое  дорогое, что у них есть, – своих детей.  ожидания ∙ Заканчивая   встречу, участников от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на вас школьник  завтра?   спросите   себя:   оправдались   ли ∙ И последний, самый главный, совет: улыбайтесь почаще! Это всегда как­то располагает к диалогу. Приглашение в школу.       Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной  новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.        Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы  нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость.  Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе. Переписка.       В работе с родителями переписка используется довольно широко.  Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.  Может быть с помощью SMS сообщений или по электронной почте. Общение в телефонном режиме необходимо, если нужно узнать срочную  информацию о ребенке или донести информацию до родителей. Родительские лектории знакомят родителей с системой коррекционно­ воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д. На практике применяются редко,  обычно  включаются в родительские собрания. Родительское собрание – это основная форма совместной работы учителя и  родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее  важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания  учащихся в школе и дома:  Психологическое   просвещение   родителей.  Психологическое ­ консультирование   родителей   чаще   всего   проводится   как   помощь   в организации эффективного детско­родительского общения. Но бывают и ситуации,   когда   консультирование   родителей   является   поводом   для получения дополнительной диагностической информации от родителей о влиянии семейной ситуации на благополучие ребенка в школе. В любом случае, итогом консультирования родителей бывает договор о совместных действиях родителей и психолога в решении задач сопровождения ребенка в период его обучения в школе. ­ Тренинги для родителей с определенной тематикой. Так в начале 1­го класса   проводится   тренинг   “Наши   общие   цели   и   задачи”,  позволяющий познакомить родителей друг с другом, выработать мнение, что развитие и воспитание   ребенка   –   это   общая   задача   семьи   и   школы,   что   только сотрудничество школы и семьи даст положительные результаты.  Огромную   роль   в   сотрудничестве   родителей   учащихся   класса   и руководителя играет  родительский комитет  класса. От того, насколько слаженно   и   ответственно   подходит   к   своей   деятельности   родительский комитет,   зависит   атмосфера   в   коллективе,   взаимоотношения   родителей друг с другом (организация праздников, походов, участие в классных и школьных   мероприятиях),   общение   взрослых   и   детей.   Без   помощи родительского   комитета   классному   руководителю   трудно   организовать посещение театров, музеев и т.д. польза огромна ­ это интересно не только детям, но и родителям ­ увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать   его   поведение,   отношение   к   происходящему,   просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми. ­ Анкетирование – анкета должна быть ёмкая, полная, информативная, но   не   большая   на   несколько   листов.   В   ней   мы   выясняем   кроме   общих данных   особенности   здоровья   ребенка,   его   увлечения,   интересы,   его отношение к учебе и многое другое. Анкету можно составить самим или скачать в интернете. ­  Родительские чтения  дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов на родительских собраниях, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее  обсуждении. В ходе собрания учитель может дать рекомендации родителям.  Этапы проведения чтений следующие:  ­на   первом   собрании   родители   определяют   вопросы   педагогики   и психологии; ­учитель собирает и анализирует информацию; ­определяет список литературы по данному вопросу; ­изучение литературы родителями; ­изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях. Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует   родителей.   В   каждом   классе   есть   учащиеся   и   семьи,   которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы: 1. Талантливый ребенок в семье.      2. К чему может привести тревожность детей.      3. Как помочь ребенку учиться.      4. Как развить познавательную сферу. Родительские вечера  направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два­три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика:  1.Первый год ребенка, каким он был. 2.Каким я вижу будущее своего ребенка. 3.Друзья моего ребенка. 4. Праздники нашей семьи. Посещение семьи на дому – самая крайняя мера.        Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания.  Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку,  об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяет индивидуально  работать с семьей, а также более точно определить направления и средства  коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия  жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к  членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой  поддержки.       Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в  семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в  деле воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения  родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и  несправедливое отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное  конфликтное отношение к учителю и потерю интереса к учению. Родители заранее предупреждаются о приходе. При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:   проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с  похвалы и комплиментов;  исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать  пути их решения;  беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных  случаях требовать конфиденциальной встречи;  не предъявлять претензий к родителям;  всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой  воспитанника;  советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих  требований и возможности семьи;  договариваться о конкретных совместных делах;  не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в  сложных случаях, выражать осторожный оптимизм. Различные   формы   работы   с   семьёй,   их   разнообразие   в   школе   помогает родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем. Эти формы работы должны быть наиболее эффективными. Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями могут примерно быть такими:  Родителям нужна поддержка, помощь совет. Если вы ими располагаете,­ создайте необходимые условия для общения с вами!  Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем – договоритесь на другое время о встрече.  Разговаривайте     с   родителями   спокойным   тоном,     старайтесь     не поучать,   не   назидать,   а   только   рекомендовать,   иначе   это   вызовет раздражение и негативную реакцию  Не   спешите   с   выводами!   Обдумайте   хорошо   то,   что   вы   от   них услышали!  То о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других!  Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель   хочет   услышать   не   только   плохое,   но,   в   первую   очередь хорошее, дающее шанс на будущее.  Если   в   какой­то   ситуации   педагог   затрудняется   дать   ответ,   лучше предложить им обратиться за консультацией к специалистам.  Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия   должны   быть   отмечены   классным   руководителем   и администрацией школы.  Умейте   терпеливо   слушать   родителей, высказаться по всем наболевшим проблемам.   давайте   возможность Очень  важно, чтобы родители обращали внимание не только, на учебную   работу   детей,   но   и   проявляли   заботу   об   их   физическом, нравственном и. эстетическом воспитании.  Любой успех ребенка зависит от родителей и учителя в равной степени.

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2019