Данный материал поможет молодым специалистам выбрать удобную форму работы с родителями, способы взаимодействия с ними. Рекомендации о том, как вести себя, если возникла проблемная ситуация и вы встретились с родителями для неприятной беседы. Примерные правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями .
Доклад Формы работы с родителями.docx
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где
закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок
поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический
треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются
отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и
достижения в воспитании и развитии детей.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного
руководителя. В начальной школе классный руководитель выступает и в роли
советчика, и в роли консультанта.
Нам с вами повезло, так как родители в начальной школе, особенно в 1 классе,
хотят работать, помогать учителю, ждут многого от школы и только от нас
зависит, как будут работать они дальше. От согласованности действий школы
и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Основная задача сотрудничества школы и семьи должна заключатся не
в морализаторстве и насильственном исправлении «неудобных» родителей, а в
оказании им психологопедагогической помощи и поддержки в образовании и
воспитании детей;
создание благоприятных условий для обучения и развития детей;
повышение педагогической культуры родителей;
содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в
жизнедеятельность класса;
выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;
пропаганда успешного опыта семейного воспитания.
Выделяем следующие способы взаимодействия с родителями:
организация родительских конференций, собраний, индивидуальных
встреч родителей и учителей;
организация работы телефонной линии, по которой родители могут
связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего
задания и способов его выполнения;
использование средств телекоммуникации и регулярной почты; разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны
обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить
совместно с ними исследовательский проект;
создание родительского клуба или центра в школе;
проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей
( праздники и т.д.)
Формы работы с родителями:
* индивидуальные;
* групповые;
* коллективные;
*посещение на дому;
*приглашение в школу;
*индивидуальные консультации педагога;
*переписка;
*родительский лекторий;
*тематические консультации;
*классные детские мероприятия;
*родительские вечера
*классные родительские собрания;
*общешкольные родительские собрания;
*дни открытых дверей;
*концерты;
*выставки учебных работ;
*творческие отчеты.
Рассмотрим некоторые из них. Индивидуальные консультации и беседы педагога.
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с
семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть
беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они
способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Беседы проводятся по мере необходимости. В процессе бесед с
родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для
профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его
увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера;
мотивации учения и т.д.).
Как вести себя, если возникла проблемная ситуация и вы встретились с
родителями для неприятной беседы?
Любой разговор начинайте с положительных моментов.
∙ Ваша встреча не должна быть наказанием для школьников.
Всегда приглашайте родителей поговорить. И обязательно – заранее.
Приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в
результате? Если просто выговориться, осудить действия школьника или
методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти
конструктивное решение, ведь это облегчит, прежде всего, вашу работу.
∙ Во время обсуждения в присутствии школьника помните: как бы он ни был
виноват, родители всегда (по крайней мере, на людях) должны
быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно!
∙ Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах.
∙ Побольше конкретики! Старайтесь не употреблять неопределенных
выражений типа «плохо себя ведет», «не хочет учиться».
∙ Выражайтесь ясно: «Не выполнил задание по… (такомуто предмету)»,
«Отказался отвечать на уроке… (такомто)» и так далее. Тогда родителям
будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность
школьника. ∙ Совместно с родителями определите дальнейшие целенаправленные
пошаговые действия. Если родители поймут, что вы способны оказать им
реальную помощь, их доверие к вам как к специалисту возрастет. Они будут
чаще обращаться к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете
прекрасную возможность проследить за развитием школьника в семье.
∙ Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте
взрослых на насилие, когда закончится «разбор полетов», – этим вы лишь
настроите школьника против себя. Как результат: школьники приложат все
усилия, чтобы ваши дальнейшие встречи с их родителями не состоялись.
∙ Обсуждая неприятный поступок школьника, спросите себя: нет ли
здесь вашей вины как более мудрого и опытного человека? Школьники
многое делают по незнанию!
∙ Не обижайтесь, если родители при встрече будут излишне эмоциональны. В
конце концов, они доверяют вам самое дорогое, что у них есть, – своих
детей.
ожидания
∙ Заканчивая встречу,
участников от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как
посмотрит на вас школьник завтра?
спросите себя: оправдались ли
∙ И последний, самый главный, совет: улыбайтесь почаще! Это всегда както
располагает к диалогу.
Приглашение в школу.
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной
новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему
долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь
ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.
Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы
нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость.
Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
Переписка.
В работе с родителями переписка используется довольно широко.
Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.
Может быть с помощью SMS сообщений или по электронной почте.
Общение в телефонном режиме необходимо, если нужно узнать срочную
информацию о ребенке или донести информацию до родителей.
Родительские лектории знакомят родителей с системой коррекционно
воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по
воспитанию ребенка в семье и т.д. На практике применяются редко, обычно
включаются в родительские собрания.
Родительское собрание – это основная форма совместной работы учителя и
родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее
важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания
учащихся в школе и дома:
Психологическое просвещение родителей. Психологическое
консультирование родителей чаще всего проводится как помощь в
организации эффективного детскородительского общения. Но бывают и
ситуации, когда консультирование родителей является поводом для
получения дополнительной диагностической информации от родителей о
влиянии семейной ситуации на благополучие ребенка в школе. В любом
случае, итогом консультирования родителей бывает договор о совместных
действиях родителей и психолога в решении задач сопровождения ребенка
в период его обучения в школе.
Тренинги для родителей с определенной тематикой. Так в начале 1го
класса проводится тренинг “Наши общие цели и задачи”, позволяющий
познакомить родителей друг с другом, выработать мнение, что развитие и
воспитание ребенка – это общая задача семьи и школы, что только
сотрудничество школы и семьи даст положительные результаты.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учащихся класса и
руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько
слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский
комитет, зависит атмосфера в коллективе, взаимоотношения родителей
друг с другом (организация праздников, походов, участие в классных и
школьных мероприятиях), общение взрослых и детей. Без помощи родительского комитета классному руководителю трудно организовать
посещение театров, музеев и т.д. польза огромна это интересно не только
детям, но и родителям увидеть своего ребенка в непривычной обстановке,
проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто
пообщаться со своим ребенком и другими детьми.
Анкетирование – анкета должна быть ёмкая, полная, информативная,
но не большая на несколько листов. В ней мы выясняем кроме общих
данных особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, его
отношение к учебе и многое другое. Анкету можно составить самим или
скачать в интернете.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать
лекции педагогов на родительских собраниях, но и изучать литературу по
проблеме и участвовать в ее обсуждении. В ходе собрания учитель может
дать рекомендации родителям.
Этапы проведения чтений следующие:
на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и
психологии;
учитель собирает и анализирует информацию;
определяет список литературы по данному вопросу;
изучение литературы родителями;
изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая
волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые
переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько
конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех
людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:
1. Талантливый ребенок в семье.
2. К чему может привести тревожность детей.
3. Как помочь ребенку учиться.
4. Как развить познавательную сферу. Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива.
Проводятся дватри раза в год без присутствия детей. Темы родительских
вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и
слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерная тематика:
1.Первый год ребенка, каким он был.
2.Каким я вижу будущее своего ребенка.
3.Друзья моего ребенка.
4. Праздники нашей семьи.
Посещение семьи на дому – самая крайняя мера.
Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания.
Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку,
об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяет индивидуально
работать с семьей, а также более точно определить направления и средства
коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия
жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к
членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой
поддержки.
Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в
семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в
деле воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения
родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и
несправедливое отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное
конфликтное отношение к учителю и потерю интереса к учению.
Родители заранее предупреждаются о приходе.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:
проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с
похвалы и комплиментов;
исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать
пути их решения; беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных
случаях требовать конфиденциальной встречи;
не предъявлять претензий к родителям;
всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой
воспитанника;
советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих
требований и возможности семьи;
договариваться о конкретных совместных делах;
не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в
сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
Различные формы работы с семьёй, их разнообразие в школе помогает
родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами
школы, который для них наиболее приемлем. Эти формы работы должны быть
наиболее эффективными.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с
родителями могут примерно быть такими:
Родителям нужна поддержка, помощь совет. Если вы ими располагаете,
создайте необходимые условия для общения с вами!
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете
временем – договоритесь на другое время о встрече.
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, старайтесь не
поучать, не назидать, а только рекомендовать, иначе это вызовет
раздражение и негативную реакцию
Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от них
услышали!
То о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других!
Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой
родитель хочет услышать не только плохое, но, в первую очередь
хорошее, дающее шанс на будущее.
Если в какойто ситуации педагог затрудняется дать ответ, лучше
предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их
усилия должны быть отмечены классным руководителем и
администрацией школы.
Умейте терпеливо слушать родителей,
высказаться по всем наболевшим проблемам.
давайте возможность Очень важно, чтобы родители обращали внимание не только, на
учебную работу детей, но и проявляли заботу об их физическом,
нравственном и. эстетическом воспитании.
Любой успех ребенка зависит от родителей и учителя в равной степени.
Формы работы с родителями
Формы работы с родителями
Формы работы с родителями
Формы работы с родителями
Формы работы с родителями
Формы работы с родителями
Формы работы с родителями
Формы работы с родителями
Формы работы с родителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.