Задачи:
Образовательные: Познакомить учащихся с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства Донецкой области.
Научить анализировать статистические данные, карту “Сельское хозяйство”, чертить схемы “Состав АПК”. “Отрасли сельского хозяйства”.
Закрепить знания о производствах, связанных с сельским хозяйством.
Сформировать представление об экстенсивном и интенсивном способах ведения сельского хозяйства.
Развивающие: Формировать умения и навыки работы в группе, участвовать в составлении выступления на тему, используя тематические карты атласа.
Закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника.
Воспитательные: воспитание интереса и любви к родному краю; подготовка к выбору будущей профессии, расширение знаний о потребностях в трудовых ресурсах своей республики; воспитание патриотических чувств.
Оборудование: презентация «АПК», распечатка электронного учебника «Экономическое краеведение 9 класс. Социальная и экономическая география Донецкого края»
Тип урока: урок изучение нового материала с использованием мультимедийных средств.
Методы: частично-поисковый, проблемное изложение, анализ таблиц презентации, мозговой штурм.
Формы: коллективная, групповая, индивидуальная.
III. Изучение нового материала.
Тема урока на доске
a) А что такое АПК?
– Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.
- Что является его основной задачей?
Главная задача АПК – обеспечить население страны продовольствием.
Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев.
Состав АПК:
Учащиеся в тетради выполняют схему состава АПК.
Б) Работа в группах.
Задание
Перед вами карточки, распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям
1 группа – 1 звено. 2 группа – 2 звено. 3 группа – 3 звено.
Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, производство минеральных удобрений, овцеводство, сахарная промышленность, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, скотоводство, продовольственное машиностроение, садоводство, мукомольно-крупяная, комбикормовая, , производство химических средств защиты растений, овощеводство.
1 звено – сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация, продовольственное машиностроение, производство минеральных удобрений, производство химических средств защиты растений.
2 звено – рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство, скотоводство, овощеводство.
3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность, мукомольно-крупяная, комбикормовая.
– Какое звено основное?
- От какого звена зависит уровень развития сельского хозяйства.
(Зависит от развития первого звена АПК, отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК).
- Факторы развития и особенности сельского хозяйства.
- Пути развития сельского хозяйства.
Существует два пути развития сельского хозяйства.
Экстенсивный интенсивный
Увеличение площадей под механизация,
под посевы, поголовья скота химизация, мелиорация
создание эффективных производств
Какой путь, на ваш взгляд, более прогрессивный? Почему?
Учитель: Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей – растениеводство и животноводство. Основная задача растениеводства – выращивание сельскохозяйственных растений для обеспечения населения продуктами питания, животноводство – кормами, а отрасли легкой и пищевой промышленности – сырьем.
Краеведческий компонент урока: Мы с вами проживаем в Новоазовском и Тельмановском районах – сельскохозяйственных районах юга Донецкого края. Это даёт нам возможность самостоятельно, своими глазами наблюдать, а иногда самим принимать участие в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции. -Что вам известно о предприятиях по производству и переработке с/х продукции своих районов?
В) Индивидуальное опережающее задание для обучающихся.
РАСТЕНИЕВОДСТВО Работа Леонтьевой Лизы
В Донецком крае выращивают озимые и яровые культуры. Озимые – это такие культуры, жизненный цикл которых требует перезимовки, в условиях пониженных температур их высевают осенью, а яровые – весной. Сеют, как правило, больше озимых культур, поскольку они более урожайны. Однако нередко неблагоприятные погодные условия приводят к повреждениям посевов озимых культур, и приходится пересевать их яровыми.
Под пшеницей занята площадь 437,4 тыс. га. Основными сортами озимой пшеницы, культивируемой в нашем крае, являются: Мироновская 808, Тарасовская 78, Дриада 1, Донецкая 48; яровой – Харьковская 23, Харьковская 27.
Ячмень и овес являются преимущественно фуражными, то есть кормовыми культурами, так же их используют для производства круп. Ячмень – самая скороспелая и морозоустойчивая зерновая культура.
Из ячменя варят пиво, а также используют как заменитель кофе.
С давних пор у славянских народов ценилась перловка – крупа, получаемая из ячменя, а окраской похожая на речной жемчуг. А жемчуг в старину называли перлом на французский манер.
Кукуруза – важное звено в зерновом хозяйстве. Это урожайная засухоустойчивая культура с высокими кормовыми качествами. Ее используют как крупяную, так и как фуражную культуру. Посевы кукурузы занимают 97,6 тыс. га.
Посевы таких культур, как гречка и просо – незначительны, но крупы из них (гречка, пшено) имеют большое значение в пищевом рационе человека.
Зернобобовые: горох, люпин, соя – очень ценные кормовые и пищевые культуры, кроме того, они полезны тем, что увеличивают содержание азота в почве.
Основными районами выращивания зерновых культур являются Великоновоселковский, Волновахский, Артемовский, Красноармейский, Марьинский, Старобешевский и конечно же Новоазовский и Тельмановский.
Важное место в растениеводстве занимают технические культуры, в основном используемые в виде сырья для отдельных отраслей промышленности. Главной культурой является подсолнечник(слайд), под ним занято 444,2 тыс. га, рапс – 6,5 тыс. га.
Из семян подсолнечника производится не менее 9/10 всего растительного масла, которое применяется в маргариновой, лакокрасочной, мыловаренной промышленности. Семена используются в кондитерской промышленности. Подсолнечник – важный медонос. Зеленая масса идет на производство силоса. Он требователен к теплу и почве, но засухоустойчив. Основные районы выращивания подсолнечника: Великоновоселковский, Волновахский, Старобешевкий, Тельмановский и Новоазовский.
Рапс – также масличное растение, его экономическое значение к концу ХХ века существенно возросло в связи с тем, что он начал использоваться для получения биотоплива.
Просмотр фильма «Новоазовский хлебозавод «Пампухи»
ЖИВОТНОВОДСТВО Работа Безрук Владимир
Животноводство – вторая отрасль сельского хозяйства, значение которой невозможно переоценить. Уровень развитие животноводства определяет степень насыщения рынка высококалорийными продуктами питания – мясом, молочными и другими продуктами.
С развитием животноводства непосредственно связано производство шерстяных тканей, кожевенно-обувных изделий и др. Животноводство развивается не изолированно от земледелия, а вместе с ним. Между ними существуют тесные двухсторонние связи. Земледелие (растениеводство), активно участвует в создании кормовой базы животноводства. В свою очередь животноводство является источником ценных экологически безвредных органических удобрений.
Важнейшими отраслями животноводства являются молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство. Размещение товарного животноводства зависит от двух основных факторов: размещение кормовой базы (сенокосов, кормов) и близости крупных потребителей (больших городов).
ЧАО "Новоазовская птицефабрика" Фабрика специализируется на производстве товарного куриного яйца. На территории птицефабрики находится 5 корпусов с проектной мощностью 183 тыс. птицемест. Предприятие имеет производственную базу для выращивания ремонтного молодняка из 2-х корпусов проектной мощностью 134,7 тыс. птицемест. На территории предприятия находятся корпуса: для содержания маточного стада курей-несушек на 16,7 тыс. птицемест; для содержания маточного стада индюков на 1 тыс. мест; для содержания гусей на 3 тыс. мест; для вывода суточного молодняка имеется инкубаторий на 5 инкубационных и 5 выводных инкубаторов (211 тыс. яиц одновременной закладки). Для производства комбикормов в хозяйстве действует комбикормовый завод мощностью 50 т в смену, а складские помещения могут принять 10 тыс.т зерна на хранение, имеется склад для хранения комбикормов на 500 т.
Просмотр фильма «Новоазовская птицефабрика»
Мозговой штурм
1. Что является отличительной особенностью сельского хозяйства?
Ответ:
Отличительные особенности сельского хозяйства:
1) Оно зависит от природных условий.
2) Производство сельскохозяйственной продукции сезонно.
3) Земля является одновременно средством труда и предметом труда.
4) Сельскохозяйственное предприятие, как правило, занимает большую площадь.
– Земельные ресурсы Донецкой области ограничены, а сельскохозяйственные
угодья
занимают еще меньшую площадь, и качество их ухудшается.
2. Как по вашему, почему они ухудшаются?
(Так как происходит заболачивание, засоление, подвержены эрозии).
IV. Закрепление.
Назовите 3 звена АПК.
– Какая связь существует между звеньями АПК?
– Назовите отрасли сельского хозяйства.
За последние годы в отраслях сельского хозяйства возникли предприятия новой формы организации – фермерские хозяйства, агрофирмы, коллективные сельские и подсобные хозяйства, они созданы на основе частной собственности, аренде земли и средств производства. Наибольшее распространение среди них получили фермерские хозяйства, доля которых составляет 73,3 %.
1. Какие сельскохозяйственные культуры выращиваются на вашем дачном участке?
2. Определите, связана ли специализация Вашего дачного участка с природными условиями вашей местности?
3. Какие неблагоприятные явления угрожают Вашему дачному участку? Как с ними справляется ваша семья?
4. Какие мероприятия необходимо выполнять, чтобы получать ежегодно высокий урожай?
5. Какое значение имеет животноводство в жизни людей?
6. Какие отрасли сельского хозяйства выгодно развивать вокруг крупных городов? Почему?
7. Докажите на примерах взаимозависимость животноводства и растениеводства.
Подведение итогов и выставление оценок. (обязательно)
Домашнее задание.
Выучить п. 22. Написать
минисочинение: «Если бы я был фермером».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.