Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Оценка 5

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
08.05.2017
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
конспект урока
Публикация является частью публикации:
Литературное чтение.doc
Литературное чтение                                                                                    Тема: Г.Х.Андерсен «Русалочка» Цели:   расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена;  отрабатывать навыки чтения;  читать и анализировать 1и2 части сказки «Русалочка»;  учить находить ответы на вопросы по тексту;  развивать умения выполнять творческую работу – составлять синквейн  развивать память, речь, мышление Ход урока. I. Мотивация учащихся.  Қайырлы күн ! Добрый день! Good afternoon! Сегодня на уроке литературного чтения  мы должны  особенно постараться и показать все наши знания.  II. Актуализация опорных знаний ... Сказками увенчан, как цветами.   Строк его вкушаем благодать.   Наши папы, бабушки и мамы   Брали сказки в детскую кровать.  Открываю том его прекрасный  В поле, в доме, в школе и в лесу...  Сказок его радужные краски  Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!                                                                  А. Трофимов  ­О ком написал свои строки поэт? (Об Андерсене) Но кто это ­ Г.Х.Андерсен, что он за человек, когда родился и где жил?  III.Ознакомление с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена ­ Мы сейчас поближе познакомимся с жизнью и творчеством великого сказочника.  Перед вами выступят с небольшими сообщениями учащиеся, которые расскажут нам  биографию сказочника. Эти сообщения они приготовили дома. А вы будете не просто  слушать, а выполнять задания.  Попробуйте составить вопросы по услышанному материалу (в ходе выступлений  учащихся) для викторины, которую проведём на следующем уроке. Итак, в добрый путь! (Сообщения учащихся о жизни Г.Х.Андерсена ) 1ученик. Ганс Христиан Андерсен родился в старом датском городе Оденсе 2 апреля 1805 года. Отец его был сапожником, но мечтал о двух радостях – учиться и путешествовать. А  так как ему ни то ни другое не удалось, он без конца читал и перечитывал сыну сказки  под названием «Тысяча и одна ночь». Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была  необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и  несколько ваз на окнах: в них цвели тюльпаны. 2ученик. Тихий мальчик Ганс рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу  решался рассказывать их взрослым. В доме у Андерсенов у мальчика был только один  благородный слушатель – старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный  недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик  не сердился на старого кота.  В Оденсе был свой театр. Отец Ганса сделал ещё одно великое дело – он успел сходить  с сыном в театр.  Вот тут­то  всё и началось! Ганс решил стать актёром, петь на сцене, танцевать и  декламировать стихи. 3ученик. Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Но мальчик шил только пёстрые платья для своих театральных кукол. (у него  дома был собственный домашний театр). Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Ганс  отпросился у матери и на жалкие сбережения уехал из Оденсе в столицу Копенгаген –  завоевывать счастье, хотя сам ещё толком не знал, в чём оно заключается. В первые  годы в Копенгагене было много, слишком много огорчений и обид. Он был беден.  Андерсен страдал, но он не покорялся. Он гордился соей кровной близостью к  беднякам. 4ученик. На 23 году жизни вышла первая книга «Прогулка на остров Амагер». На скудный гонорар от своих книг Андерсен отправился в путешествие по Европе.  Путешествуя он знакомился со своими любимыми писателями и художниками,  поэтами и музыкантами. Он писал всюду, где его заставляла жажда писать.  В 1872 году он тяжело заболел. Умер 4 августа 1875 года. Его сказки много раз  переводились и издавались на русском языке. – Что вы узнали из биографии Г.Х.Андерсена? ­­ Почему его считают великим сказочником? 170 сказок написал этот поистине  великий сказочник.     Молодцы!  IV. Викторина по произведениям. ­ Вспомним, какие произведения писателя читали, знаете? Назовите их. («Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Гадкий  утёнок») ­ Что вы можете сказать о произведении «Гадкий  утёнок»? Какая пословица подходит к этим  произведениям? (КТО  КРЕПКО  ДЕРЖИТСЯ, ТОТ  ПОБЕЖДАЕТ. КТО ДУХОМ  УПАЛ,  ТОТ  ПРОПАЛ.) V. Физкультминутка. VI. Вводная беседа. (Дети рассматривают изображение памятника «Русалочка») ­ Может ли кто­нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник? ­ Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким  же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где  родился один из самых знаменитых сказочников мира.  ­ А что вы знаете о русалках? Вспомните, в каких сказках вы встречали русалок? ­ Русалка ­ в народных поверьях и сказках существо в образе обнажённой женщины с  длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.  ­ Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря  верной любви человека. ­ Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини. ­ Прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об  отношении автора к героине сказки. (относится с нежностью, с любовью, с  уважением, с заботой) ­ Над этим произведением мы будем работать в течении нескольких уроков,  содержание сказки будем разбирать по частям, но вы должны быть очень  внимательными, слушать, отвечать на вопросы, выполнять добросовестно  все задания,  чтобы на последнем уроке подойти к финалу сказки и ответить на вопрос, почему из  всех героев сказок Андерсена памятник установлен именно Русалочке. VII.Словарная работа. ­ Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся  в нём слов.  (на карточках записаны слова и их значение) Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки. Коралл – красивый известковый скелет морских организмов. Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части. Янтарь – окаменевшая смола древних растений. Устрицы – морской моллюск. Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой). Вдовец – мужчина, у которого умерла жена. Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник. Снасти и реи – детали корабля. Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов. Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза. Валторна – духовой музыкальный инструмент. Мельничное колесо – колесо водяной мельницы, на которое вода льётся с плотины. Пучина – морская глубина. Владычить – хозяйничать. Ил – вязкий осадок на дне водоёма. Снадобья – волшебные средства. Муслин – лёгкая и тонкая ткань. Штиль – полное безветрие на море. Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину моря и добывает жемчуг. Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна. Хорошо! VIII.Работа над сказкой. Стадия Осмысление ­ Читаем первую часть сказки (читает подготовленный ученик) (до слов «Когда вам  исполнится пятнадцать лет…» ). ­  Кто главный герой сказки? Русалочка ­  Как можно разделить жизнь Русалочки?  подводный мир                 земной мир ­  С  кем  живёт  Русалочка в подводном мире? Жила с отцом, бабушкой, сёстрами,                                                                                 принцессами ­  Какой она была  из  сестёр? Самая младшая , милее всех ­ Что происходило дальше, мы узнаем из второй части. (Читает подготовленный  ученик) (до слов «Надвигалась буря…» ) ­  Что  особенного  было  у  русалочки,  впрочем как и у остальных? Вместо  ног  хвост, как  у  рыб. ­  О  чём  мечтала  Русалочка,  о  чём  думала?  Тянуло  на поверхность ­  Когда  она  впервые  поднялась  на  поверхность? Поднялась  на  поверхность  в  15 лет  ­  Что  и  кого  она  увидела, когда  подняла  голову  над  водой? ­ Найдите в этой части сказки описание корабля, который увидела русалочка, и  прочитайте этот отрывок.  ­ Какой праздник отмечали на корабле?    День рождения принца. ­ Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему?     Да, потому­что на корабле было красиво и ей понравился принц. ­ Удастся ли русалочке познакомиться с принцем? Как может произойти знакомство? ­  Что  произошло  во время  бури?   Во время  бури  спасла  молодого принца ­   Изменилась  ли  Русалочка  после  этого события?                                                 Стала  ещё  тише,  ещё  задумчивее, чем прежде.                                                Приплывала ко дворцу каждый  вечер или каждую  ночь ­  Зачем? Всё сильнее тянуло  к  людям                  Полюбила  принца  больше , чем отца и мать. ­   Каким  ещё  прекрасным качеством обладала Русалочка? Пела  лучше  всех ­  Что  говорит о  силе,  о глубине  чувства  Русалочки к  принцу? ­  Как   она  сама   об   этом  говорит? Пошла бы на всё – только бы быть с  принцем. ­ Итак,  на  что  пошла  Русалочка?  Отдала свой чудный голос, стала немая. ­ Как  это  произошло? Что чувствовала Русалочка по дороге к ведьме? Почему не  вернулась назад?     Покинула  отцовский дом навсегда. (простилась со своей подводной жизнью) ­ Что испытала  Русалочка, когда покидала свой родной дом?  Терпеливо переносила  боль. ­  Кем стала Русалочка  во дворце принца?   Стала первой красавицей при дворе. ­  Любил ли принц Русалочку? Он любил  её как милое,  доброе дитя. Ему было  хорошо с ней,  он привязывался к    Русалочке всё больше и больше ­ Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему? (Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь) _ Как поступила Русалочка, когда принц сообщил о своей женитьбе? ­ Кто и как пытался её спасти? ­ Могла ли свою жизнь спасти Русалочка? ­Что для этого она должна сделать? ­Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило? Не смогла убить принца. ­ Что же стало с Русалочкой? Тело расплылось пеной.                                            Стала дочерью воздуха, вознеслась к розовым облакам. IX. Работа в группах 1. Художественные особенности пейзажа в сказке Г.­Х. Андерсена «Русалочка». 1 группа.  «Цветные» слова: вода ­ синяя­синяя, прозрачная­ прозрачная; песок – белый;  жемчужины – сияющие; цветы –невиданные;  окна – чистый янтарь;         (Молодцы!) 2 группа. Эпитеты:               деревья ­ невиданные окна  ­ высокие стрельчатые стебли – гибкие; дно – голое; солнце  ­ ясное 3 группа. Сравнения:                  вода, как лепестки самых красивых васильков; как самое чистое стекло; рыбы, как птицы в воздухе  у нас наверху; 2.Сделайте вывод, восполнив предложения: Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, _______________,  _________________. Он помогает читателю __________________________,  перенестись мысленно в ___________________________________________  Пейзаж с его красотой, ________________________, ___________________  соответствует ____________________, _____________________ настроению, царящему в доме морского царя. (пейзаж не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям.   Один   из   самых   ярких   моментов   сказки   –   это   описание   дороги   к   ведьме. Давайте прочитаем этот отрывок и сопоставим его с предыдущим. ) 3. Заполните таблицу примерами. Найдите конкретные предметы, описание  которых противопоставлено. Подводное царство Только не подумайте, что  дно голое, один только  белый песок. Нет, там  растут невиданные деревья  и цветы… ? В самом глубоком месте  стоит дворец морского  царя – стены его из  кораллов… Морское дно Жилище ведьмы ? сад дом Вместо деревьев и кустов в  нем росли полипы –  полуживотные­полурастения, похожие на стоглавых змей… ? X. Закрепление. 1.Общие выводы по сказке. ­Понравился ли конец сказки? Почему не  понравился?  (Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем) ­ Как бы вам хотелось закончить сказку? ­ А отношение автора к случившемуся вы почувствовали?  (Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки) ­  Виноват ли кто­нибудь в том, что  мечты Русалочки не сбылись? (Нет, принц хороший, но полюбил другую) XI. Рефлексия:    Экспресс­опрос.  1) Дворец морского царя стоит в самом глубоком море. 2) Русалочку воспитывали отец и мать. 3) Русалочка была самой старшей сестрой.         4 )  Впервые Русалочка всплыла на поверхность в 18 лет.         5)   Она была в восторге от людей.         6)   Русалочка рисковала жизнью, спасая принца.      Проверка по ключу в парах.   1) +      2)  ­     3)  ­     4)  ­  5)  +    6)  + «5» ­ 6 баллов   «4» ­ 5 баллов    «3» ­ 4 балла XII. Задание на дом.  (Задаётся по выбору) (Записано на листочках со словарными словами) 1) Прочитать сказку. 2) Составить и записать в тетрадь по чтению несколько вопросов по содержанию  прочитанного. 3) Поделить эту часть на части и озаглавить их.Пересказать эту часть.   IX. Итог урока. ­ В завершении сегодняшнего урока составим синквейн. ­ Что такое синквейн? (пять строк, нерифмованное стихотворение) ­ Какие существительные можно выбрать для составления синквейна из прочитанного?  (старуха, русалочка, море, принц) Русалочка Прехорошенькая, милая, смелая, добрая Приходилось ждать, поплыла, спасла, стала ждать Спасение жизни жертвуя собой. Героиня. Сабақ аяқталды,  сау болыңыздар.  Урок окончен, до свидание.   The lesson is over goodbye.

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017