Глагол как часть речи. Теория и практика
Оценка 4.6

Глагол как часть речи. Теория и практика

Оценка 4.6
Подготовка к тестированию +1
docx
русский язык
9 кл—11 кл
29.04.2017
Глагол как часть речи. Теория и практика
Материал по теме "Глагол" дан в форме таблиц. Также содержит упражнения. Цели: систематизировать и углубить знания учащихся по русскому языку. Предназначен для осознания учащимися сущности русской орфографии, исправлению типичных ошибок. Может быть использован на всех этапах урока, а также при подготовке к ГИАТеоретический, практический и занимательный материал по теме "Глагол"
Глагол как часть речи.docx
Садомова Антонина Петровна, МБОУ г. Абакана «СОШ №25» Глагол как часть речи Глагол – часть речи, обозначающая действие, отвечает на вопросы: что (с) делать? Начальной формой глагола считается инфинитив (НФ). Инфинитив – неизменяемая форма  глагола, поэтому в предложении может быть подлежащим (Читать – всегда полезно);   определением (умение трудиться);  дополнением (Я советовал ему обратиться  к  родителям); входит в состав глагольного сказуемого (Я решил продолжить учиться) и т. д. Показателем инфинитива являются суффиксы –ть, ­ти, ­чь (беречь), ­сть, ­сти (вести –  вед­у). В отличие от других частей речи у глагола выделяется не одна, а две основы: 1) основа инфинитива (прош. вр.) – слаша­ть; 2) основа настоящего времени – слыш­ат (3 л. мн.ч.). Вид глагола Вид глагола – грамматич. категория, которая выражает различия в протекании действия.  Несовершенный вид  ­ что делать? получать, покупать, носить совершенный вид  ­ что сделать? получить, купить, сносить Категория вида характеризует все глаголы русского языка, но по­разному. В этом  отношении глаголы распределяются на 3 группы: 1. Глаголы, имеющие видовую  пару: 2. Одновидовые глаголы: 3. Глаголы двувидовые (один и тот же глагол  может быть и НСВ, и СВ): НСВ –подписывать СВ ­ подписать только НСВ ­ рассаживать, видывать;  только СВ  ­ поплыть, наговаривать СВ ­  жениться (что сделать?) НСВ – жениться (что делать?) Видовая пара образуется разными способами: 1) приставочным: шить – сшить, писать – написать;  2) суффиксальным: погибать – погибнуть, застегивать – застегнуть;  3) чередованием суффиксов: решать – решить, умирать – умереть; 4) префиксально­суффиксальным: вешать ­ повесить, ронять – уронить; 5) меной ударения: разрезать  ­ разрезать, рассыпать – рассыпать; 6) меной ударения + чередования: выбегать – выбежать;  7) супплетивным: говорить – сказать, искать – найти, класть – положить, брать – взять. К одновидовым глаголам СВ относятся глаголы, обозначающие: 1) мгновенное и неожиданное действие ­ хлынуть, грянуть, споткнуться, очутиться; 2) начало действия ­ заплакать, закапать, побежать, заговорить; 3) ограниченное действие ­ полежать, посидеть, почитать; Садомова Антонина Петровна, МБОУ г. Абакана «СОШ №25» 4) однократное действие ­ прыгнуть, двинуть, стукнуть. К глаголам только несовершенного вида относятся: а) глаголы состояния ­ лежать, молчать, спать; б) глаголы движения, обозначающие одно направление и разнонаправленные действия ­  бегать,  ходить; в) глаголы сопровождающего действия ­ приговаривать, притопывать, подписывать; г) глаголы, выражающие прерывистое действие ­ покуривать, побаливать, покашливать. К двувидовым глаголам относятся глаголы с суффиксом: 1)  ­ова­(ть), ирова­(ть), ­изирова(ть), ­ифицирова(ть): организовать, телеграфировать,  телефонизировать, кодифицировать; 2) некоторые глаголы с суффиксом ­а(ть), ­и(ть), ­е(ть): обещать, венчать, женить, казнить,  молвить, ранить, велеть, родить, сочетать.   Значение вида выявляется в контексте. Ср.: Студенты систематически организуют кружки самодеятельности (НСВ). Студенты завтра организуют экскурсию в музей (СВ).   Глаголы НСВ образуются от глаголов СВ с помощью суффиксов: 1)  ­ива­,  ­ыва­: рассмотреть — рассматривать, расписаться  —  расписываться; 2) ­ва: открыть — открывать,  дать — давать; 3)  ­а­(­я): спасти — спасать,  подрасти  — подрастать. Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего — форм времени): у гл. НСВ в изъявительном наклонении есть формы всех трёх времён (причём в будущем  времени они имеют сложную форму) и все временные формы причастий; у глаголов СВ нет  форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и  причастий настоящего времени. Спряжение глаголов                 Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам. Тип спряжения определяется двумя способами: по ударному личному окончанию глагола и по  суффиксу инфинитива при безударном личном окончании.     Для того чтобы определить спряжение глагола, нужно: 1 поставить глагол в н. ф., то есть задать вопрос что (с)делать? 2 посмотреть, какая буква стоит перед  ­ТЬ; 3 Спряжение глагола можно определить и по 3 л. мн. числа: скоро гром грянет – грянут – I спр.. если глагол  оканчивается на ­ить, то относится ко II спряжению. I СПРЯЖЕНИЕ Все остальные глаголы (на ­еть, ­ать, ­оть,  ­уть, ­ть, ­чь, ­ти) Исключения: брить, стелить, зиждиться*,  зыбиться II СПРЯЖЕНИЕ Все глаголы в инфинитиве на ­ИТЬ + Садомова Антонина Петровна, МБОУ г. Абакана «СОШ №25» Запомни глаголы на­ ЯТЬ: сеять, веять и лелеять, таять, лаять, каяться,  реять, блеять и затеять, чуять, чаять, кланяться, баять, хаять, маяться, надеяться. 11 глаголов­исключений: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть. ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ I спряжение  писАть II спряжение строИть Я пиш­у (­ю) Ты пиш­ешь                    ­ Е Он пиш­ет Единственное число Я стро­ю (­у) Ты стро­ишь              ­ И              Он стро­ит Мы пиш­ем Вы пиш­ете Они пиш­ут (­ют)           ­ У/Ю Мы стро­им Вы стро­ите Они стро­ят (­ат)         ­А/Я Множественное число * Зиждиться  (созидать, создавать, строить, сооружать, основывать) Чтить (3 л. мн. ч. – чтут/чтят)  Глаголы – исключения из 1 спряжения: Гнать, держать, смотреть и видеть,  Дышать, слышать, ненавидеть. И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, их на е писать нельзя: Это исключение из первого спряжения. ПОТРЕНИРУЙСЯ 1. Вставьте Е или И в окончания глаголов.  Ты убежда…шься,  куст кол…тся, пчела жал…тся, он хлопоч…т, хлеб крош…тся, дом  стро…тся, он задерж…тся, ты не зна…шь,  брат бре…тся,  она стел…т скатерть, ты горю…шь,  мы реж…м, залива…м бак, вид…м дорогу, беле…т парус, ду…т ветер, чт…т героя, буд...шь  петь, забрезж…т рассвет, дыш…шь ртом, хоч…шь мороженого,  сине…т море. 2. Вставьте А/Я, У/Ю. Садомова Антонина Петровна, МБОУ г. Абакана «СОШ №25» Кусты кол…тся, пчёлы жал…тся, они хлопоч…т, они крош…т хлеб, малыши хохоч…т,  кузнечики стрекоч…т, они задерж…тся, сильные ощущения щекоч…т нервы. Хотеть, бежать Я   хоч­у              мы хот­им                 я   бег­у               мы беж­им Ты хоч­ешь         вы хот­ите                ты беж­ишь         вы беж­ите Он хоч­ет            они хот­ят                 он беж­ит            они бег­ут Особо спрягаются глаголы есть, дать: я    е­м          мы ед­им       я   да­м          мы дад­им                                                                                ты  е­шь       вы  ед­ите     ты да­шь       вы дад­ите                                                                                он  е­ст         они ед­ят       он да­ст         они дад­ут                                     У глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить нет формы 1 лица ед. числа.  Отсутствие формы выражается описательно: могу очутиться, сумею убедить. У глаголов столпиться, сгруппироваться, разбрестись нет формы ед. числа. У глаголов жеребиться, кристаллизоваться – формы 1 и 2 лица. Это интересно: формы наст. вр. разноспрягаемых глаголов в древности принадлежали разным  глаголам, различающимся спряжением. Древнерусские глаголы  бѣжати (II спр.)  и бѣчи  (I спр.) по лицам изменялись так: ед. ч.    1­е л.       бѣ гу                бѣ гу              2­е л.       бѣжиши         бѣжеши              3­е л.       бѣжить         бѣжеть      мн. ч.   1­л.         бѣжимъ         бѣжемъ              2­е л.       бѣжите         бѣжемъ              3­е л.       бѣжать         бѣгуть Современный глагол бежать объединил формы глаголов разных спряжений, отсюда  термин разноспрягаемый глагол. Глагол хотеть в настоящее время объединил формы глаголов хотѣти  (II) и хоти  (I спряжения).  Глаголы стлать и стелить имеют единую систему спряжения: стелешь, стелет и т. д. Брезжить (устар. брезг ­ рассвет). Брюзжать (брюзга – ворчливый человек). Борозжу (бороздить). Садомова Антонина Петровна, МБОУ г. Абакана «СОШ №25» Правописание гласных перед суффиксами ­л,  ­в, ­вши Перед  суффиксами –Л­ в глаголах,  ­ВШ­ в причастиях;  ­В­, ­ВШИ­ в деепричастиях пишется та  же гласная, что и в инфинитиве перед ­ТЬ: выдерж­â­ть выдерж­â­л выдерж­â­в выдерж­â­вш­ий обид­ê­ть обид­ê­л обид­ê­вши обид­ê­вш­ий ПОТРЕНИРУЙСЯ 1. Спишите,  объясните орфограмму. Засе…л поле, завис…л от обстоятельств, зате…л спор, услыш…л шорох, увид…л  террасу, закле…л конверт; слыш…вший шорох, прав…вший конями, обид…вший ребёнка,  раста…вший снег, увид…вший паука, постро…вший дом, ужал…вший малыша, ла…вшей  собаки, об отта…вшей земле, завис…вший от обстоятельств, ненавид…вший врагов. Наклонение глагола Изъявительное наклонение Вы пиш­ете аккуратно ( I спр., ­ете  ­  окончание). Когда вы его посмотр­ите? (II спр., ­ите  ­  окончание) Повелительное наклонение  (суффикс и  независимо от спряжения глагола) Пиш­и­те аккуратнее (­те – окончание). Посмотр­и­те новый фильм. 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в окончаниях будущего времени и повелительного  наклонения глаголов. 1. Вышл...те нужные мне книги заказной бандеролью. Если вышл...те в ближайшие дни, я получу  их своевременно. 2. Вытр...те пыль с письменного стола. Когда вытр...те, возьм...те лист  почтовой бумаги и напиш...те ответное письмо. 3. Наполн...те свою авторучку чернилами. После  того как наполн...те, не забудьте закрыть пузырек пробкой. 4. Выйд...те все на несколько минут  из комнаты. После того как вы выйд...те, помещение будет проветрено. 5. Если дверь будет  заперта, стукн...те в неё или окликн...те кого­нибудь из нас. Как только вы стукн...те или  окликн...те, вам откроют. 6. Прыгн...те ещё раз? Пожалуйста, прыгн...те, у вас это хорошо  получается. 7. Умолкн...те хоть на минуту! Пока не умолкн...те, я рассказывать не стану. 8.  Выруч...те меня и на этот раз. Если выруч...те, я буду вам премного обязан. Садомова Антонина Петровна, МБОУ г. Абакана «СОШ №25» Чтобы определить окончание в  глаголе с  приставкой вы­ , нужно её отбросить: выспимся – спим, цветы выгорят – горят  (окончание становится ударным). Переходные и  непереходные глаголы Переходные глаголы обозначают действие, которое направлено на объект, выраженный  В. п. без предлога  ­ прямое дополнение: отдам книгу. Дополнение при перех. гл. может стоять и в Р. п. без предлога: 1)  если есть отрицательная частица не: не понял задачи;  2)  если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю) —  выпил воды (часть). К перех. принадлежат гл., образованные от прилаг. с суффиксом ­и­: чернить, озеленить. Непереходные гл. обозначают действие, которое направлено на самого себя: ср.: препятствовать движению (Д. п..) – неперех.,  тормозить движение ( В. п.. – перех.). К неперех.  относятся гл.:    с возвратным постфиксом ­ся (­сь)  ­ нуждаться; отыменные  с суф. ­е­, ­нича­ (­ича­): обессилеть, жадничать; обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное  состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать.        Дополнение при неперех. гл. может быть выражено любым косвенным падежом с предлогом  и без (кроме В. п. без предлога). Такое дополнение называется косвенным. 3.  Определить переходность/ непереходность глаголов. Люблю берёзку русскую, ходить на лыжах, написал письмо, не съел суп, выучил урок,  купаться в море, верить другу, не сделал уроки, выпил воды, верится с трудом, нуждаться в  отдыхе, выпил молока, отличиться в учёбе, платить за книги. Тест Укажите переходный глагол. а) разрушить мост б) освещать солнцем в) радоваться удаче 2 а) дать другу б) отведал хлеба в) освещается луной 3.   а) поклониться матери       б) гордиться другом       в) вывести пятно  4.   а) пить молоко       б) умыться водой       в) встретиться с товарищем Садомова Антонина Петровна, МБОУ г. Абакана «СОШ №25» 5.   а) учиться в школе       б) говорю правду       в) любоваться пейзажем 6.   а) строить дом       б) ходить по траве       в) наслаждаться музыкой 7.   а) сжечь мусор       б) стоять на пристани       в) писать чернилами 8.   а) рубить топором       б) не написал письма       в) здороваться с товарищем От переходности глагола зависит правописание е / и  в суффиксах  ряда глаголов и  причастий, от них образованных: побелеть от страха (неперех.) – побелить  стену (перех.). Правописание е – и в суффиксах глаголов Е – И  В СУФФИКСАХ ГЛАГОЛОВ ­е­  ­и­ Склоны оврагов давно уже обезлесели  (неперех.)                       САМИ На улице мороз. Улицы обезлюдели.              Лесорубы обезлесили большой район (перех.)                      КТО­ТО                     ЧТО­ТО Мороз обезлюдил улицы. ­енеть­ Леденеть от холода (неперех.)                      САМ ­енить­ Леденить душу (перех.)                      ЧТО­ТО                      КОГО­ТО 4. Вставьте суффикс  ­е­ или ­и­. Обессил…ть от страха, обессил…ть врага, участок успел обезвод…ть, обезвод…ть  котлован, деревня обезлюд…ла, фашисты обезлюд…ли деревню, ослаб…ть физически, ослаб… ть надзор, выздоров…ть, оздоров…ть, обескров…ть от ран, обескров…ть армию. Изъявительное Глагол изменяется по  Повелительное выражает побуждение к  Условное (сослагательное) обозначает действие,  НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА Садомова Антонина Петровна, МБОУ г. Абакана «СОШ №25» временам прошедшее ­ работал настоящее ­   работаю будущее ­      поработаю                        (буду работать) действию в форме просьбы или  приказа пиш­и­(cid:127),  пиш­и­те  (­и­ – суффикс, ­те – окончание) читай ­Ø­(cid:127),  отмерь­те пусть, пускай, да (частицы)  пусть идет, да здравствует возможное при определенных  условиях Если бы  (б) не бы, во рту  росли грибы. Изъявит. наклонение может употребляться в значении условного: взял да и ушел = взял  бы и ушел бы; или в значении повелительного: ну, пошли = ну, пойдемте. Повелит. наклонение может употребляться в значении изъявительного: А он возьми да и  скажи... = А он взял и сказал...;  или в значении условного: Приди он вовремя, ничего бы не  случилось. = Если бы он пришел вовремя, ничего бы не случилось. Условное наклонение может употребляться в значении изъявительного: Я хотел бы вам  сказать... = Я хочу вам сказать...; или в значении повелит.: Сходил бы ты за хлебом. = Сходи  за хлебом. Формы времени могут иметь переносное употребление. Настоящее время может  употребляться 1) в значении будущего:     а) действие воспринимается как обязательное и реальное: Завтра еду на дачу;     б) настоящее воображаемого действия: Вообрази: ты встречаешь его на улице, а он тебя не   замечает; 2) в значении прошедшего (для образной актуализации событий): Иду я вчера по улице и вижу... Прошедшее время может употребляться  1) в значении будущего предрешенного: Ну, я пошел; 2) в значении настоящего при отрицании: Всегда он так: ничего не видел, ничего не слышал. Будущее время может переносно употребляться в значении настоящего: Что­то я  газету никак не найду. ЗАПОМНИ : Одеть  ­ антоним раздеть (сочетается с  одуш. сущ.)  одеть можно кого­нибудь во что­нибудь,  одеться (самому)  Перен. ­ "покрыть, окутать, облицевать" ­  с  неодуш. сущ.:  Надеть – антоним  снять (сочетается с   неодуш. сущ.) что­либо: НАдевать что­то НА что­то или кого­то Ложить –  без  приставки, постфикса ­ся,  ­сь не употребляется:  положить, ложиться, возлагать, ложись Листья жёлтые нам под ноги ложатся. Есть – в остальных случаях:  Я ем… одеть куклу (кукла – одуш. сущ.), ребенка, одеться в лучшее платье ветки деревьев одеты листьями, одеть  плотину бетон надеть калоши, надеть лучшее платье надеть шляпу на голову Класть, клади, поклажа, накладывать, укладывать,  раскладывать Кушать – употребляется  как  1. вежливое приглашение гостей, когда их  сажают за стол: кушать подано; 2. в повел.  накл. — кушайте,  пожалуйста; 3. при обращении к детям, женщинам. Садомова Антонина Петровна, МБОУ г. Абакана «СОШ №25» ЛЯГ – ЛЯГТЕ, ЕЗЖАЙТЕ  (не едь), РАЗОЖЖЁТ (не разожгёт) Вот первое стихотворение: Любезный друг, не надо забывать, Что одевать не значит надевать; Не надо путать эти выраженья, У каждого из них своё значенье.  Запомнить это можно без труда: Глагол «одеть» мы говорим, когда На что­нибудь одежду надеваем, Иль что­нибудь одеждой покрываем, Иль иначе в одежду одеваем. Себя нарядней хочешь ты одеть, Так должно платье новое надеть, И руку ты перчаткой одеваешь, Коли на руку ты перчатку надеваешь. Дитя оденешь в платьице его, Когда наденешь платье на него. Кому родной язык и мил и дорог, Ошибки тот не стерпит и следа, И потому, дружок мой, никогда Не делай ты подобных оговорок.   ( В. Крылов)  «Одень», «надень»… Два слова Мы путаем так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. А шуба, стало быть, надета. «Одень», «надень»… Давай глядеть: Когда одеть и что надеть. Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето. Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет!                                       Новелла Матвеева

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика

Глагол как часть речи. Теория и практика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017