Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.
Оценка 4.6

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Оценка 4.6
docx
08.01.2020
Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.
Граттаж методичка Легостаева Л.П..docx


 

 

 

Л.А.Сычева. Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий. – Орловская область Покровский район село Дросково переулок Школьный дом 1 а, 2020год. – 18 с.

 

 

 

 

 

В     методических материалах обобщена теоретическая информация по одной из техник графики, граттажу. Кратко освещена история появления и развития техники. Выделены особенности исполнения, описан практический опыт работы с детьми 8-12 лет.

 

В         приложениях размещены определения ключевых терминов и понятий, а также примеры работ мировых художников в технике граттажа, и воспитанников кружка «Палитра». Материалы будут полезны в работе руководителям кружков, студий, школ изобразительного искусства,

 

учителям, методистам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

 Сычева Любовь Александровна-   руководитель кружка «Палитра»

 

 

 

 

 

2


Содержание

 

 

 

         Введение……………………………………………………………………4

 

         Из истории терминов………………………………………………………5

 

         Особенности чтения темы «граттаж» детям младшего школьного возраста……………………………………………………………………..8

 

         Граттаж как самостоятельный вид гравюры……………………………...9

 

         Технология практической деятельности…………………………………10

 

         Многоцветный граттаж……………………………………………………13

 

         Вариативность исполнения……………………………………………….13

 

         Приложения

 

Определения терминов………………………………………………15

 

Примеры работ воспитанников кружка «Палитра»………………...16

 

Примеры работ профессиональных художников…………………..17

 

     Литература…………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3


Введение

 

Значение занятий изобразительной деятельностью для детей дошкольного и школьного возраста очень велико. Мы знакомим детей с миром изобразительного искусства, имея целью воспитать всесторонне гармонично развитую личность.

 

В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей развиваются творческие способности, фантазия, формируются практические навыки, воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность начатое доводить до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности. В процессе создания коллективных работ у детей воспитывается умение объединяться,

 

договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

 

Для развития личности ребенка необходимо обогащать детское восприятие разнообразными впечатлениями, создавать предметную среду,

 

которая     будет     способствовать     развитию     интереса,     любознательности,

 

наблюдательности,   умению    видеть    характерные   особенности   предметов,

 

явлений, а затем – создавать художественные образы в процессе собственного творчества.

 

Поэтому важно при обучении детей какому-либо виду искусства, как можно более полно раскрыть все его стороны. Не ограничиваться одной техникой, одним подвидом, тогда у ребенка будет поле для выбора и он скорее найдет свою личную дорогу к совершенству.

 

Данное пособие посвящено граттажу – виду графики, в котором изображение получается путем процарапывания его на специально подготовленной поверхности. Граттаж довольно легко осваивается детьми младшего школьного возраста, им интересно работать с необычными материалами, а готовые работы выглядят очень эффектно и контрастно.

 

 

 

 

 

 

 

4


 

Из истории терминов

 

Графика (греч. γραφικος – письменный, от греч. γραφω – пишу) – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. В то же время,

 

графика – самый древний вид изобразительного искусства, существующий и по сей день. Он велик и многогранен – самобытное народное творчество,

 

искусство от великих древних культур до нашего времени.

 

«Графика» – это слово происходит от греческого «графо», которое примерно переводится, как «пишу». Так как любое письмо, в основном,

 

осуществляется при помощи кисти или пера, оставляющих на бумаге линию одного цвета, то графика – это, в первую очередь, линейное изображение,

 

исполненное одной краской. Такая линейность изображения является основным отличием графики от живописи. В живописи пользуются многокрасочной палитрой и разноцветным мазком, в основе графики всегда лежит рисунок из линий, штрихов, точек, но это не мешает графике использовать в качестве дополнения, к уже перечисленным средствам, цвет.

 

Цвет в графике не является главным, как в живописи, здесь он играет вспомогательную роль.

 

Первые графические работы появились на самых ранних стадиях развития человеческого общества, когда древний человек выцарапывал изображения на камнях и стенах пещер, на костяных пластинах. Создав свои первые рисунки, первобытный человек положил начало искусству графики.

 

Эти рисунки фиксировали не только какие-либо события и окружающий мир, но и долгое время служили средством общения между людьми, ведь именно так, с помощью изображений, человек в те далекие времена излагал свою мысль. Немного позднее появляется орнамент, высеченный на предметах быта, орудиях труда и на оружии эпохи неолита и бронзового века,– все это можно отнести к первым шагам искусства графики.

 

 

5


Творчество первобытного человека было связано с изображением животных. Самые ранние изображения (ориньякское время) примитивны,

 

сделаны одним лишь контуром, без всякой проработки деталей, и по ним не всегда можно понять, какое именно животное изображено. Это следствие неумелости, неуверенности руки, пытающейся что-то изобразить. Это первые несовершенные опыты. В дальнейшем они совершенствуются (мадленское время), появляются, можно сказать, «классические» образцы первобытного реализма. Рис. 1, 2.

 

В конце палеолита, а также в неолитическую и бронзовую эпохи все чаще встречаются схематически рисунки, где упрощенность исходит уже не столько от неумения, сколько от известной нарочитости, намеренности. С

 

началом производства орудий труда, первых попыток изготовления посуды,

 

первобытный человек пытается украсить изделие; так появляется подобие орнамента. Рис. 3

 

Долгое время графика существовала лишь как средство украшения того или иного предмета утвари, оружия, орудия труда из керамики и металла.

 

Основной областью применения графики были также рукописные книги или свитки, в которых текст дополнялся, пояснялся и украшался рисунками.

 

Связь графики с письменностью, таким образом, сохранялась.

 

Развитие человечества заставляет и искусство двигаться вперед. Это неотъемлемая часть природы человека – стремление к прекрасному,

 

гармонии,    самовыражению.    Появляются    различные    техники     рисования,

 

вырабатываются различные виды графики, в том числе и граттаж.

 

Наследие графического искусства многообразно, Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер(1471– 1528); Франсиско Гойя (1746–1828); Гюстав Доре (1832–1883); японский художник, гравёр и рисовальщик Хокусай Кацусика (1760–1849), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца

 

XIX – начала XX вв.; М. В. Добужинский, и многих других. Рис. 4, 5, 6.

 

 

 

6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1                                                                                                Рис. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3                                                                                                  Рис. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5                                                                                   Рис. 6

 

 

 

7


Особенности чтения темы «граттаж»

 

детям младшего школьного возраста

 

Цели. Образовательные:

 

-    ознакомить    с     понятием     графического    искусства,    дать    понятия

 

"граттаж", "гратография";

 

- экскурс в историю возникновения искусства и, собственно, техники графики.

 

Развивающие:

 

-     развивать  фантазию,  внимание,  пространственные  представления,

 

исполнительские умения и творческие способности.

 

Воспитательные:

 

-                           воспитыватьэстетическийвкус,аккуратность,

 

дисциплинированность, внимание, бережное отношение и уважение к своему

 

труду и труду других людей.

 

Задачи:

 

   Рассказать о технике граттажа;

 

   Научить следовать технологии грунтовки листа под рисунок;

 

     Научить создавать оригинальные графические работы в освоенной технике на основе предварительного эскиза;

 

   Научить концентрировать внимание, следовать устным инструкциям,

 

использовать эскизы и наглядные пособия.

 

 

 

В процессе обучения дети, в качестве примеров, знакомятся с работами различных художников. Изучают различные жанры изобразительного искусства, техники. На практике детям предлагается выполнять тематические работы в различных жанрах и техниках, как для ознакомления, так и для понимания основных принципов работы в каждой из них.

 

Одной   из    техник    графики   является    гравюра.   Это    очень    сложная,

 

требующая профессиональных навыков техника. Правильно построенная композиция, четкость, выверенность линий, уравновешенность пятен,

 

8


выразительность, грамотно построенный тональный строй – вот неполный список требований к работе над гравюрой.

 

Рассматривая технику гравюры, дети узнают, какие виды гравюры бывают, их особенности, технические средства. Следует учитывать, что дети младшего школьного возраста в силу возрастных особенностей,

 

недостаточного уровня знаний и навыков не смогут выполнять настолько сложную работу. Для детей I (начального) уровня обучения в качестве практической работы мы можем предложить «упрощенный» вид гравюры –

 

граттаж (гратография).

 

Как и в гравюре, в технике граттажа (гратографии) сохраняется основной способ проявления изображения – процарапывание, вырезание слоя. Упрощенность состоит в том, что дети работают с привычной бумагой,

 

а не, например, с деревом или металлом, не используют опасные режущие инструменты, процесс процарапывания довольно легок, после завершения работы ее не нужно отпечатывать на станке, поскольку она является уже готовой.

 

 

Граттаж как самостоятельный вид гравюры

 

Что  такое  техника  граттажа?  Буквальный  перевод  этого  слова  –

 

«царапанье» (от французского глагола gratter царапать). Граттаж – это,

 

фактически, вид  гравюры.  Хотя  по  этому вопросу мнения  неоднозначны.

 

Если считать гравюрой всякое изображение, сделанное путем нанесения штрихов, без помощи красок, то граттаж – типичная гравюра. Как, впрочем,

 

и любой карандашный рисунок.

 

Если же считать гравюрой только то, что наносится на специальную твердую поверхность (дерево, металл и т. п.), то граттаж – это имитация гравюры на картоне или плотной бумаге. Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом (пером, специальным резцом, заостренной палочкой и т.д.) на предварительно подготовленной поверхности.

 

9


Технология практической деятельности

 

Прежде чем приступить к выполнению гравюры, на поверхность бумаги или картона наносится слой воска или парафина, а затем тушь или гуашь. Чтобы тушь не собиралась в капли на восковой поверхности, её смешивают с мылом (мыльным раствором). Также иногда вместо воска

 

(парафина) используется масляная пастель: бумагу (картон) натирают пастелью до полного закрашивания и покрывают темной краской, после чего процарапывают нужный рисунок.

 

Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечу. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши или гуаши. Нужно набраться терпения – краска с трудом пристает к жирной поверхности. Это процесс длительный. Иногда приходится наносить краску в несколько приемов – просушить первый слой, а затем нанести следующий. Стол и пол около стола советуем застелить, иначе все вокруг будет усеяно черной восковой крошкой.

 

Самый частый вид гравюры в технике граттаж – белый картон и черная тушь или гуашь. Но вариантов может быть сколько угодно: картон может быть цветным, радужным, предварительно раскрашенным, тушь или краска также может быть любого цвета. Существует также обратный вариант:

 

выполнение гравюры на картоне черного цвета, покрытого светлой краской.

 

Многие художники работают именно в такой «обратной технике».

 

После того, как основа покрыта  воском, тушью, и хорошо просушена,

 

начинается создание собственно гравюры – на картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы.

 

Рис. 7, 8.

 

Профессиональные    художники,    работающие     в     технике     граттажа,

 

используют наборы специальных резцов (резаков). Начинающие вполне могут обойтись гвоздиком, вязальной спицей, зубочисткой, палочкой от

 

 

10


зонтика для коктейля или другими подручными инструментами. В целом изображение получается не слишком четким, слегка таинственным.

 

В качестве краски можно использовать гуашь, тушь. Грунтовка тоже может быть различной: воск (свеча), цветные восковые мелки или восковая пастель, редко используют мел, белую глину и даже яичный желток.

 

Детям обычно очень нравится такое рисование. Граттаж – техника занимательная и необычная, ребенка захватывает процесс

 

«проявления» гравюры на картоне.

 

На начальном уровне обучения работы могут быть простыми, но все равно необходимо напомнить детям об основах композиции: выбрать формат листа – горизонтальный или вертикальный; о том, что начинать работу нужно с изображения главного, только потом переходить к деталям,

 

сравнивать тональность элементов для выделения главного.  Рис. 9, 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7 Рис. 8 Примеры детских работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9                                                                                        Рис. 10

 

11


При обучении детей граттажу необходимо помнить о технике безопасности! Младшим детям в качестве инструмента следует давать не слишком острые предметы, лучше деревянные или пластмассовые.

 

«Резцы» можно делать даже из подручных материалов. Простор для фантазии тут просто огромен – например, можно рисовать гравюру на картоне пластиковой вилкой: целой – волны на море, а отломав «лишние» зубцы – дорогу, рельсы (получаются параллельные линии) и т.д. Можно придумать применение и черенку вилки, и одноразовому пластиковому ножу,

 

и даже ложке!

 

Для работы вам потребуются материалы:

 

1.  Плотная бумага (картон).

 

2.  Тушь и мыло, или черная гуашь.

 

3.  Масляная пастель, восковые мелки, или акварель и свеча.

 

4.  Широкая кисть.

 

5.       Инструменты для процарапывания (списанная ручка, острая палочка, зубочистка, спица и т.д.)

 

Ход работы

 

Этап первый.

 

Лист плотной бумаги (картона) полностью натираем свечой, стараясь сделать ровный слой без пропусков. Для задуманного лучше приготовить эскиз. Можно использовать цветную бумагу светлых тонов - тогда рисунок будет хорошо виден, и не будет стандартно белым.

 

Этап второй.

 

Добавляем в черную тушь жидкого мыла или шампунь (примерно одна капля на столовую ложку краски – помогает легче и быстрее нанести слой краски на воск), и этой смесью широкой кистью или губкой покрываем только что закрашенный лист, даем высохнуть. Как вариант можно использовать черную гуашь. Кому-то такой способ наверняка понравится

 

 

 

12


больше - гуашь создает матовую поверхность. Черный слой должен хорошо просохнуть.

 

Этап третий.

 

Теперь самое интересное – берем зубочистку (перо, отточенную палочку, скребок, нож, вязальную спицу, пластиковую вилку), и

 

процарапываем рисунок по туши. Образуется рисунок из тонких белых или цветных штрихов на черном фоне.

 

 

Многоцветный граттаж

 

Технология изготовления многоцветного граттажа отличается от вышеописанной только подготовкой основы: бумага сначала покрывается акварелью, либо разрисовывается цветными восковыми мелками – нужно просто нанести цветовые пятна. Если дети работали с акварелью, то основу нужно просушить и покрыть воском, прежде чем приступать к следующему этапу. В случае использования мелков, необходимость в нанесении воскового слоя (с помощью свечи) отпадает – мелки и так используются восковые. Затем бумага покрывается тушью или гуашью, опять высыхает и можно приступать к гравировке.

 

Создание      многоцветного      фона       возможно      2-мя       способами     

 

произвольным, когда цвета накладываются абстрактно, с переходами, просто по зову сердца; и тщательно продуманным, когда концепция итогового рисунка обдумывается заранее и, в соответствии с ней, цвета четко распределяются по основе в нужных местах. Каким путем идти – не так уж важно, главное – постараться очень хорошо затереть бумагу восковыми мелками или воском, жирным слоем и без пробелов. Рис. 11, 12, 16, 18.

 

 

Вариативность исполнения

 

Показывая детям младшего школьного возраста примеры выполненных работ, мы объясняем, что в этой технике можно добиваться поразительных эффектов. Конечно же, при наличии практического опыта. Дети видят, что в

 

13


рисунках старших детей усложняется композиция, проработка деталей. Мы им рассказываем, как изменяются инструменты, методы работы с ними и т. д.

 

Например, виды техник граттажа с использованием разных инструментов:

 

-   надрезы, выполненные с помощью резака-зубила;

 

-         использование резака в виде ножа (это, вероятно, наиболее многогранный из всех инструментов).

 

Обычно используется наконечник любого резака типа скальпеля – для нанесения тончайших контуров, манипулировать им следует крайне осторожно. Можно добиваться чрезвычайно тонких эффектов. Слегка поворачивая край инструмента, создают более широкие линии. С

 

приобретением практики появляется возможность варьировать ширину линии в пределах одного движения, постепенно уменьшая угол наклона резака по отношению к поверхности.

 

Создание линии с постепенным утолщением: если уменьшать угол наклона к плоскости доски в процессе выполнения надреза, образуется линия с постепенным утолщением.

 

Конечно, дети начального уровня обучения не выполняют такую сложную работу. Но на примерах работ не только начального практического уровня, но и более сложных, мы учим детей понимать характер линии, как работает пятно, контур, как с помощью тональности выделяется главное,

 

обращаем внимание на чувство меры и т. д.  Рис. 19-22.

 

Граттаж – одна из простейших графических техник, дети обычно легко ее осваивают. А если достаточно часто к ней обращаться, закреплять наработанные приемы, усложнять задачи, можно добиться фантастических результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14


Приложения

 

Определения терминов

 

Графика (греч. γραφικος – письменный, от греч. γραφω – пишу) – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

 

Гравюра (от франц. gravure),

 

1)  печатный  оттиск  на  бумаге  (или  на  сходном  материале)  с

 

пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики, включающий многообразные способы

 

ручной обработки досок и печатания с них оттисков. В зависимости от того,

 

какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углублённая гравюра.

 

Граттаж (от фр. gratter – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники – воскография.

 

Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.

 

Граттография   (grattographie).    В    России     граттаж    под    названием

 

граттографии впервые использован М. В. Добужинским в работах 1920-х гг.

 

БСЭ-3. Изобретение напоминает по своему принципу гравюру: на загрунтованный картон наносят рисунок, части которого заливают густой тушью, потом все белые линии процарапываются иглой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1


Примеры работ воспитанников кружка«Палитра»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11                                                                                             Рис. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 13                                                                                             Рис. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 15                                                                                             Рис. 16

 

 

 

 

 

 

 

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 17                                                                                             Рис. 18

 

Примеры работ профессиональных художников:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 19                                                                                             Рис. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 21                                                                                             Рис. 22

 

 

 

 

17


Литература

 

 

 

      Сокольникова, Н. М. Энциклопедия прикладного творчества / Н.М. Сокольникова – М.: Владос, 1996.

 

      Всеобщая история искусства, т.1. – М.: Искусство, 1961.

 

      Ячменева, В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет / В.В. Ячменева – М.: Владос, 2006.

 

      Энциклопедия для детей. Искусство, ч. 1-2. – М.: Аванта+, 1999.

 

      Патлах, В. В. Энциклопедия Технологий и Методик [электронный ресурс] // http://patlah.ru/index.htm. - 2018-2019.

 

      Граттаж: нетрадиционная техника рисования [электронный ресурс] // http://topgorod.com/stil-zhizni/khobbi-i-uvlecheniya/3795-grattazh-netraditsionnaya-tekhnika-risovaniya.html. - 2018-2019.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18


 

 

 

 

 

 

 

Изобразительный кружок «Палитра»

 

МБОУ «Дросковской СОШ Покровского района

 

Орловской области

 

303180,Орлоская область, Покровский район,

 

село Дросково, ул. Садовая, д.1

 

Т.8(486-64)-2-62-72

 

e-mail:[email protected]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.

Граттаж. Методические материалы для руководителей изостудий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2020