Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.6

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русская литература
5 кл—7 кл
14.06.2019
Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
Обобщение опыта по организации групповой формы работы на уроках русского языка и литературы как средства активизации учебно-познавательной деятельности. Описана работа в группах при обобщении материала по теме урока, работа над орфографической зоркостью и применением приемов "Учебный мозговой штурм" и "Лекция со стопами".
Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности.doc
Бахматова Ольга Генннадьевна,  учитель русского языка и литературы,  высшая квалификационная категория.  МАОУ «Средняя школа», г. Когалым Групповая форма работы как средство организации учебно­познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы                    Групповая работа­ это форма организации учебно­познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Данная форма работы стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. В исследовательской разработке для учителя «Групповая работа в развивающем обучении» С. Танцоров размышляет о групповой работе как о групповом мыслительном взаимодействии.           Нельзя не согласиться с мнением С. Танцорова в том, что групповая работа не только способ «организации образовательного пространства, ежедневная среда развития школьника, но   и   место   его   комплексной   личностной   самореализации».   Именно   в   групповой   работе учащийся становится субъектом.                При организации групповой работы я стараюсь учитывать то, что в каждой группе должны быть представлены слабо­, средне­ и сильно успевающие ученики. При этом важно хорошо   знать   особенности   межличностных   отношений,   сложившиеся   в   классе,   чтобы   не включать  в  группу негативно  настроенных  друг  к другу  подростков,  в  противном  случае групповая работа не только не приведет к желаемому результату, но и может обернуться проблемой: для отдельного ребенка, которого не примет, не услышит, не подержит группа; для всей группы, которая проживет ситуацию травли одиночки или агрессивной конкуренции с   другой   группой;     для   всего   класса,   который   получит   травмирующий   опыт неконструктивного конфликта. Если   я   готовлю   разные   задания,   то   сначала   зачитываю   их,   кратко   разъясняю особенности работы в каждой группе и даю время, примерно 2­3 минуты, для выбора группы. После этого учащиеся создают группы и распределяют задания между собой.            При систематизации материала предлагаю для работы в группе следующие задания: написать сочинение на лингвистическую тему, конкурс трудных вопросов, составить словарь терминов, составить контрольные и  тестовые работы После изучения темы  «Словосочетание» для работы в группах предлагаю следующие задания:    написать   сочинение   на   лингвистическую   тему   «Знакомьтесь,   её   Величество­ Словосочетание !»; конкурс трудных вопросов; составить   словарь   терминов   по   теме   «Словосочетание»   (можно   составить презентацию); составить  контрольные (5 заданий)  и тестовые (10 заданий) работы. Каждая группа самостоятельно решает, какие задания будет готовить.   Критерии оценивания Оценивание сочинений проходит по критериям  № п/п 1. Полнота изложения материала. Баллы  Группа 1 Группа 2 5 2. 3. 4. 5. 6. 7. Доказательность. Отсутствие фактических ошибок. Наличие фактических ошибок. Смысловая цельность. Речевая связность и последовательность изложения. Точность и выразительность речи. Итого. 5 5 ­5 5 5 5 30 Из   составленных   вопросов   каждая   группа   выбирает   3   самых   трудных   или   интересных вопроса. Группы задают друг другу вопросы. Вопросы повторяться не должны. Выигрывает группа, которая задала самый сложный вопрос. Вопросы, которые чаще всего создают учащиеся в группах:  Является ли словосочетанием фразеологизм?  Что не является словосочетанием?  Можно ли считать словосочетанием  сочетание: глаза, полные слез?  Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании  вы знаете?  Определите вид связи слов в словосочетании  их книги?  Назовите три типа значений зависимого слова.  Какими могут быть смысловые отношения между компонентами словосочетания?  Могут ли наречные словосочетания иметь парадигму?  Определите вид связи в словосочетании  портрет отца,  каково значение зависимого слова?и др.      Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый участник в отдельности  ощущали  заботу учителя,  его заинтересованность  в их успехе,  в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.      Нельзя относиться к групповой работе как к способу «запихнуть» содержание программы в   головы   учеников.   При   таком   подходе   учеников   групповая   работа   неизбежно   закиснет, любой материал покажется занудным, и даже новая тема – сто раз жеваной­ пережеванной. А   происходит   это   потому,   что   учитель   ждет   от   учеников   одного­единственного «правильного»   ответа.   Поэтому   в   глазах   учеников   групповая   работа   превращается   в примитивный контроль  «за усвоением знаний». Но в том то и суть работы по группам, что на один и тот же вопрос ответы должны быть разные и неожиданные. Тогда и у слушателей появляется непроизвольный интерес к сравнению своей версии с соседскими. Поэтому одна из изюминок   групповой   работы   –   в   особой   формулировке   задания.   Такой,   когда   у   каждой группы возникает своя версия ответа, отличная от других.  При   изучении   раздела   «Из  каких   единиц  строится   речь?»  в  5  классе   я даю   детям следующий текст, вначале проговорив его, демонстрируя бессмысленные паузы и интонацию. Палатка устроена в ней/ тепло и сухо фонарь/ «летучая мышь» висит на крючке вечером/ я зажигаю его и читаю/   в палатке шатры черных ив нависают над головой очевидно/ такие шатры в прежние времена назывались «сенью». Обнаружив абсурдность звучащей речи, учащиеся в группах пытаются разгадать ее, преобразовать   текст,   выявляя   его   содержание,   меняя   интонацию   и   паузу.И   тогда   группе, составившей свой ответ, будет интересно узнать: а что другие подготовили, чей ответ ближе к истине.                                Часто организую изучение учащимися программного материала в группах по учебникам.   Ученики   сначала   читают   текст   учебника,   затем   совместно   разбирают   его содержание,   отвечают   на   вопросы,   заранее   подготовленные   учителем.   В   процессе сотрудничества   учащиеся   усваивают   материал   учебника   лучше,   чем   при   индивидуальной работе.              Особенно часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения, решать примеры, задачи. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оптимальный выбор способов решения.                Групповую   форму   учебной   работы   использую   и   при   выявлении   знаний   и   умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяю   5­7   минут.   На   доске   заранее   записаны   вопросы,   отвечая   на   которые,   учащиеся отчитываются перед собой и группой в том, как усвоили материал. Слушая ответы товарища, они поправляют его, уточняют отдельные положения. Я в это время наблюдаю за их работой, выясняя   неточности   в   знаниях.   Разнообразные   виды   взаимной   проверки   знаний   в  группах позволяют эффективнее развивать у учащихся навыки самоконтроля в учебной деятельности. Взаимный контроль содействует улучшению оперативного контроля со стороны учителя за качеством усвоения школьниками знаний, умений и навыков, позволяет учителю получать вполне   достоверную   предварительную   информацию   об   уровне   их   обученности, организовывать ритмичную работу всех учеников, значительно повышать их успеваемость.       Групповая работ может иметь целью выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать ее, обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока. Для разграничении   омонимов   и   сходных   с   ним   языковых   явлений   предлагаю   следующую групповую работу.                Сопоставьте выделенные слова с точки зрения значения, произношения и написания, принадлежности к части речи. Свои  наблюдения оформите в виде  модели, обозначив в ней произношение ­ П,  написание –Н ,  часть речи – ЧР,    значение – З. 1 группа.   Простой трактора произошел по простой причине. Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно. 2 группа.     Соревнование переносится на другой день. ­ У боксера была перебита переносица.   Замечательный   плот   соорудили   ребята.   –   Плод   тыквы   был   огромных размеров. 3 группа.    В этот замок можно было попасть после того, как открыли тяжелый замок.     Маленькие   гвоздики   были   рассыпаны   по   полу.   –   мы   подарили   маме   красивые гвоздики. 4   группа.         Нужно   купить   тетрадь   в   косую   линейку.   Свою   линейку   я   отдал товарищу. В линейку запрягали двух вороных коней. В результате данной групповой работы были составлены модели. Омонимы              Омофоны            Омографы           Омоформы         Многозначные                                                                                                                            слова П=П                     П=П           Н#Н      Н=Н     ЧР=ЧР         ЧР= или~ЧР                 ЧР=ЧР                ЧР= или~ЧР        ЧР=ЧР               З#З                         З#З                     З#З                            З#З                   З#З    П=П                  П=П    Н=Н                  Н=Н     П#П     Н=Н Данные   модели   являются   опорным   материалом   для   выполнения   дальнейших упражнений по этой теме.           Эффективна групповая работа при проверке домашней работы. Дома учащиеся должны были подумать над вопросом: типы грамматической связи в предложении. Во время урока в группе   каждый   излагает   свою   версию.   Выбирают   лучшую   или   составляют   коллективный ответ. Вариант­версию  излагает каждая   группа, и, конечно, каждой  последующей группе хочется свой ответ сделать не хуже, чем у предыдущей команды. Поэтому при подготовке домашней работы многие заглядывают не только в справочники, но и в энциклопедии. Детям важно,   что   ответ   их   будет   оценивать   не   учитель,   а   другие   группы,   которые   придирчиво слушают и сравнивают, у кого что получилось. Больше всего внимания на уроках русского языка отводится отработке орфографии и пунктуации. Не секрет, что, даже зная все правила назубок и способы проверки, дети не могут безошибочно писать. Перед проведением проверочного или контрольного диктанта провожу уроки   повторения   ранее   изученного   материала.   К   сожалению,   школьники,   знающие формулировки правил  орфографии, зачастую не умеют опираться на них в процессе письма. Учащиеся   не   всегда   обнаруживают     в   тексте   места,   чреватые   ошибками.   Кроме   того, традиционные формы работы на уроке повторения не вызывают интереса и,  следовательно, не служат   повышению   качества   знаний,   грамотности.   Чтобы   вызвать   интерес   к   уроку     и инициировать  работу,  формирующую орфографические и пунктуационные навыки на уровне «врожденной грамотности»,  я снова обращаюсь к групповой работе.  В   начале   урока   пишем   тренировочный   диктант.   После   написания   диктанта   и самостоятельной     проверки   работы   (можно   пользоваться   орфографическим   словарем) учащиеся   объединяются   в   группы.   Каждый   член     группы     объясняет   написание   слов   и постановку   знаков   препинания   в   предложении.   В   каждом   слове   объясняется   написание каждой   морфемы.   В   ходе   проверки   все   слова   разбираются   по   составу,   орфограммы выделяются   графически.     Данный   вид   работы   нацелен   на   отработку   способов   проверки. Ученик  проговаривает  написание   слова,  остальные  внимательно   слушают:   например,  (до) ближайшей   (деревни)    ­   предлог  до  пишем   отдельно   от   слова  ближайшей,  так   как   он употребляется с существительным  (до деревни),  в корне –ближ­ орфограмма «Безударная проверяемая   гласная     в   корне   слова»,   проверочное   слово   ближний;   суффикс   ­айш   –   не требует проверки; окончание  прилагательного –ей­  проверяем вопросом (до деревни какой?) ближайшей. Во время  комментированной проверки  учащиеся  исправляют  ошибки, которые не заметили при самостоятельной проверке.   Если   во время проверки в группе возникают разногласия, то после проверки учащиеся обращаются за помощью к другим группам. После коллективной   проверки   выписываются     слова,     в   которых     были   допущены   ошибки. Составляется  перечень орфограмм,   на которые  необходимо обратить внимание.   Группы обмениваются листочками с перечнем орфограмм. К следующему уроку готовят словарные диктанты с пропуском орфограмм друг для друга. Данная   работа   развивает   орфографическую   зоркость,     дает   возможность   высказать свою   точку   зрения,   привести   свои   аргументы   в   случае   несогласия   с   одноклассниками. Происходит   попутное   повторение,   причем   более   успешное,   чем   при   традиционном повторении орфограмм. Я, как учитель,  вижу, какие орфографические правила трудны для учеников: именно на эти правила мною будут составлены объяснительные диктанты. В дальнейшем я планирую повторение   орфографии   так,   чтобы   в   поле   внимания   учеников   постоянно   находились орфограммы, вызывающие у них  затруднения. Ещё для отработки орфографической и пунктуационной зоркости в начале урока я ученикам предлагаю недеформированный   (то есть без пропуска букв и знаков препинания) текст.   Ученики подчеркивают     в тексте самые «ошибкоопасные» (по их мнению) места. Сначала эту работу делают индивидуально, а затем обсуждают   ее результаты в группе и приходят   к общему мнению.   Эта работа необходима, чтобы не подчеркивались слишком простые орфограммы и не пропускались трудные. Постановку знаков препинания объясняют графически.   Чаще всего учащиеся при работе с текстом подчеркивают   те орфограммы, которые   самостоятельно   объяснить   не   могут.     На   помощь   приходят   более   грамотные   и хорошо знающие правила ученики.  Если в группе никто не может объяснить написание слова или пунктуационный знак, то обращаются за помощью к   словарям   или к другой группе. Учитель может оказать помощь, если никто в классе не сможет  дать правильного ответа. При работе с текстом К. Паустовского были выбраны следующие слова для объяснения.  Октябрь   был   на   редкость   холодный,  ненастный.   Тесовые   крыши   почернели. Спутанная трава в саду полегла  ,  и все доцветал и  никак не мог доцвести и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.          Над лугами тащились из­за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.          Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же:  комнаты, где застоялся горький запах нетопленых печей, пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть,  в комнатах было слишком сумрачно, или, может быть, картины потускнели от времен , но на них ничего нельзя было разобрать.  Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом. Он был  известным художником.        В старости художник вернулся из Петербурга в свое родное село, жил на покое  и занимался садом.  Тесовые   –   тес   (   орфограмма   «Безударная   гласная   в   корне   слова,   проверяемая ударением». Смогли определить орфограмму только после того, как обратились за помощью к толковому словарю.)   Спутанная (трава) – страдательное причастие прошедшего времени в полной форме (трава, которую спутали), образовано от глагола спутать   суффиксальным способом. Есть приставка  с­. Нетопленых   печей   –   отглагольное   прилагательное,   образовано   от   глагола     топить Приставка не­  на написание суффикса –ен­ не влияет. Давно не чищенный самовар­ причастие в полной форме (самовар, который давно не чистили), давно не чищенный – причастный оборот, поэтому причастие с частицей не пишется раздельно, суффикс –енн­. Видеть все то же ­  то­ указательное местоимение, же­ частица. Занимался – заняться ( чередование в корне слова – им­// ­я­). После обсуждения орфограмм, которые вызвали затруднение при объяснении, делаем вывод: повторить правило «Правописание –н­ и –нн­ в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных». После   работы   над   орфографией   и   пунктуацией,   каждый   ученик   аккуратно   пишет деформированный   (с   пропуском   букв   и   знаков   препинания)   текст   .   Ученики   меняются листочками   и   восстанавливают   текст.     Пользоваться   орфографическим   словарем   нельзя. Работы проверяет учитель. Для   активизации   работы   внутри   группы   я   использую   различные   приемы.   В   начале урока   часто   использую     прием  “Учебный   мозговой   штурм”.   Основная   цель   "учебного мозгового штурма" – развитие творческого типа мышления. После знакомства  с рассказом В.Астафьева   «Белогрудка»   в   6   классе   предлагаю   каждой   группе   определите   проблемы, поставленные автором, зафиксировать их, обсудить, оформить и выступить перед классом. (Выступления учащихся (доработанные дома и отредактированные после проверки учителя) 1группа.  Одна   из   проблем   текста   ­   бережное   отношение   к   природе,   заботливое отношение  ко  всему   живому.   Это  очень  хорошо  просматривается  на  примере   вереинских мальчишек, которые ради забавы  крадут у белогрудки котят. Мальчик достоин осуждения, потому что, когда мальчишки решили взять кунят, он не остановил их,  и потом сам погубил кунят.  Мальчишки были жестокие: они переворачивали кунят кверху брюшками и щелкали их по носу. Когда хозяин попросил их не мучить зверушек и отнести кунят  назад, они его не послушали.  «Потом  был тот страшный день», когда белогрудка  увидела, как ее мертвого котенка  бросили    собаке.     «Эх, подох  один»,  ­ сказал   мальчишка.  В этих  словах  нет ни жалости,   ни   раскаяния.   Из­за   него   страдала   куница­мать,   которую   подкараулил   и   сшиб дробью с тополя возле старой церкви охотник. Но тогда Белогрудка не погибла. Лишь две дробинки попали ей под кожу, и она на несколько дней затаилась. Видимо, зализывала свои ранки. А потом она вновь пришла к дому, где погибли ее детки, и охотник убил ее.  Мы считаем, что каждый человек должен бережно относиться  к природе, воспитывать в себе  заботливое отношение к животному миру, птицам, природе.  2 группа.   Мы согласны с мнением этой группы, но также нам кажется, что в этом тексте   есть   еще   одна   проблема,   это   проблема   материнской   любви.       Два   или   три   года белогрудка прожила в одиночестве и очень боялась людей. На третье  или  четвертое лето она родила кунят и стала счастливой   матерью, «грела их своим телом, облизывала каждого до блеска…. вдосталь  снабжала котят едой». А когда  уходила на охоту, «лизнула каждого из детенышей  в мордочку». Вот, поймав простофилю сойку, она помчалась к своему гнезду. А котят   нет!   «Если   бы   Белогрудка   умела   кричать   ­   закричала   бы   от   горя».   Этот   рассказ написан о горе матери, у которой украли и убили детей, и неважно, что мать — куница, но она как и любая мать бесконечно любит и бесконечно страдает, а потом мстит убийцам. Автор настолько понимает и чувствует её горю, что в рассказе есть места, где как будто слышится голос самой Белогрудки: «Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом...» или «Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы». А иногда автор будто её глазами видит окружающее: «Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры».  Авторское умение понять её переживания, почувствовать каким­то общим чутьём   делает   рассказ такими пронзительно искренними   и   честными.   Рассказ   «Белогрудка»   напомнил   нам   стихотворение   С.   Есенина «Песнь о собаке». У собаки хозяин отнял щенков: сложил в мешок и утопил их.  Собака не мстила  людям,   хотя  любила  своих   щенят  не  меньше  белогрудки.  Животные   способны  на сильные   чувства,   они   любят   и   страдают   не   меньше   людей.   Следовательно,   проблема материнской любви тоже присутствует в произведении. 3 группа. Нам кажется, что главная проблема в этом рассказе ­ проблема милосердия. Автор произведения на примере судьбы белогрудки показывает своему читателю, что нужно гуманно   относиться   ко   всему   живому.   Нельзя   вмешиваться   в   жизнь   животных,   нельзя отбирать детенышей, потому что это может закончиться трагедией. Если бы  мальчишка не был таким «беззаботным»,  если бы он не выбросил кунят в овражке возле леса, где их нашла и прикончила лиса, а вернул бы их в гнездо,  куница была бы самой счастливой матерью на свете.     Из­за   человеческого   равнодушия   страдают   «братья   наши   меньшие».   В   Астафьев внушает читателям, что   люди должны любить животных, так как они являются созданием природы, как и человек. Поэтому проблема милосердия, поднятая в рассказе, является очень актуальной   в   наше   время.   Этот   рассказ   произвел   на   нас   сильное   впечатление,   заставил задуматься о гуманном отношении ко всему живому. 4группа.  Мы   не  можем  не  согласиться     с  мнением  предыдущих  групп,  но,  на  наш взгляд, кажется, что   в рассказе присутствует еще одна проблема­   проблема воспитания. Если бы родители с малых лет воспитывали в детях любовь к животным, то они никогда бы не наносили вред природе. В рассказе  мы увидели единственный метод воспитания, до того как произошла трагедия с белогрудкой,­ мальчишку, который выбросил кунят в овраг, выпороли ремнем.  Мы считаем, что в большей степени виноваты сами взрослые, а не дети. Родителям следует   больше   внимания   уделять   детям:     рассказывать   им   о   жизни   зверей,   знакомить   с повадками зверей и птиц , прививать любовь к природе, учить беречь все живое.  Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности использования приема “лекция со стопами” заключается в том, что она читается дозировано. После   каждой   смысловой   части   обязательно   делается   остановка.   Во   время   “стопа”   идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы,   или   дается   какое­то   задание,   которое   выполняется   в   группах.   При   изучении   темы «Виды   фразеологизмов»   лекция   учителя   сопровождается   демонстрацией   презентации.   Во время лекции учащиеся составляют опорный конспект. Задания выполняют в группах.  При необходимости работают с фразеологическими словарями.         (Фрагмент урока русского языка по теме «Виды фразеологизмов».             Учитель. Вы уже знаете, что устойчивость фразеологических единиц проявляются прежде всего в том, что они представляют собой известное смысловое единство. При этом значение фразеологизма в целом и составляющих его компонентов может быть различным. Впервые заметил это Виктор Владимирович Виноградов, выдающийся русский филолог,     семантическая   классификация   фразеологизмов   которого   сейчас   является общепринятой. Согласно этой классификации, все фразеологические единицы делятся на 3   вида:   фразеологические   сращения,   фразеологические   единства,   фразеологические сочетания. Задание №1 для работы в группах.  Определите значения фразеологизмов водить за нос, дело в шляпе, съесть собаку, бить баклуши, ни зги не видно вначале самостоятельно, а затем посмотрите, как эти фразеологизмы трактуются в фразеологических словарях.       ( Выражение «водить за нос» значит: обманывать, обещать и не исполнять. Выражение   «дело   в   шляпе»   значит:   все   в   порядке,   все   отлично   идет   или   удачно закончилось.         Выражение «бить баклуши» значит: ничего  не делать, бездельничать, праздно проводить время.         Выражение « ни зги не видно» значит: очень темно).          Учитель. Можно ли определить значение  данных фразеологизмов, не обращаясь к фразеологическим словарям?  Почему?                  Давайте обратимся к истории возникновения этих фразеологизмов (работа со словарями)         Фразеологизм бить баклуши означает «бездельничать». А что такое баклуши?           Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей «били баклуши», т. е. кололи чурбачки из липового дерева в качестве заготовок для мастера­ ложкаря.         Работа эта считалась пустячной, её выполняли обычно подмастерья. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья. Работа эта казалась лёгкой лишь в сравнении с каторжным крестьянским трудом. Сейчас далеко не у каждого получится хорошо бить баклуши.        Дело в шляпе (прост., часто шутл.) – Кончено, решено, улажено, всё в порядке, всё удачно закончилось.   1.   Оборот   восходит   к   старинному   обычаю   решать   всякие   спорные   дела жеребьёвкой:   в   шляпу   бросали   монеты,   кусочки   свинца   или   другие   мелкие   предметы,   из которых один был с меткой. Кому посчастливится, у того "дело в шляпе", т.е. никто уже не может   у   него   отнять   полученного   волею   судьбы.     2.Фразеологизм   связан   со   старинным способом доставки почты, когда сообщение доставлялось специальными курьерами ­ гонцами. Очень важные бумаги, "дела", как их тогда называли, зашивались под подкладку шапки или шляпы, чтобы не привлекать внимания грабителей/              Выражение «съесть собаку» на чем­то означает опытного в каком­то деле человека, знатока, мастера. А.Потебня считает, что оно сложилось из устоев крестьянской жизни, в которой одним из самых тяжелых занятий считалась косьба: «Косить умеют лишь немногие; тот, кто этому научился, справляется со своей работой сравнительно быстро. Неопытный же человек на этой работе ощущает такой голод, что, кажется, мог бы съесть собаку».               В русском народном фольклоре есть такая стародавняя байка. Молодой косарь в сопровождении верного пса отправился спозаранку в поле, и от встречного крестьянина с повозкой   весело   потребовал,   чтоб   поскорее   поворотил   телегу,   а   то   он,   мол,   через   нее перескочит.        И был при этом молодце мешок объемистый. На вопрос, что за ноша, ответил, что пироги там.   На   другой:   «А   куды   ж   так   много?»   сказал,   что   ежели   останутся,   собаке   скормит. Вечером   повстречались   они   снова,   и   косарь   жалобно   попросил   убрать   с   дороги   веревку, потому как не было у него сил переступить через нее.  ­ Где ж пироги? ­ спросил любопытный крестьянин. ­ Съел. ­ А собака где? ­ И собаку съел, такой голод одолел... Зато всё поле выкосил, теперь учёный.       А ведь она, собака­то, с началом христианской эры стала считаться нечистым животным, так что не только в пищу употреблять, но и в дом пускать ее не полагалось, разве уж самая страшная буря на дворе разыграется... Кстати, именно это и имеется в виду в поговорке «в такую погоду хозяин собаку из дому не выгонит.     самостоятельность в разной степени.        Значение выражений водить за нос, дело в шляпе, съесть собаку , бить баклуши , ни зги не видно никак не связано со значением входящих в них слов. Слова в этих выражениях   Учитель.  Слова,   входящие   в   состав   фразеологизмов   ,   утрачивают   свою как бы срослись друг с другом, полностью утратив свою лексическую самостоятельность. Такие выражения называются фразеологическими сращениями Как отличить фразеологические сращения от других видов фразеологизмов? 1.В  состав  фразеологических  сращений  часто  входят   : устаревшие  слова,  лексическое значение   которых   в   настоящее   время   непонятно   и   которые   вне   этих   сращений   не употребляются ( зга, баклуши), или устаревшие грамматические формы слов (спустя рукава,   средь  бела  дня).   Это   свидетельствует   о   древнем   происхождении   этих фразеологизмов. 2.   Так   как   смысл   сращений   никак   не   связан   со   значением   входящих   в   них   слов,   эти фразеологизмы не могут быть дословно переведены. Там им соответствуют близкие по смыслу, но совсем иные по составу слов выражения.  Он на этом собаку съел.  Он в этом деле большой мастер (в немецком языке).   В этом его сила (в английском языке).                Определите значения фразеологизмов держать камень за пазухой, смотать удочки, белая   ворона    вначале   самостоятельно,   а   затем   посмотрите,   как   эти   фразеологизмы трактуются в фразеологических словарях.     готовым сделать пакость, гадость кому­то.      откуда­либо.      среди окружающих его людей, отличающегося чем­либо.   Выражение   «сматывать   удочки»   значит:   поспешно,   торопливо   уходить,   убираться    Выражение «держать камень за пазухой» значит: таить злобу против кого­то, быть Задание №2  для работы в группах.      Выражение «белая ворона»: так называют человека, резко выделяющегося чем­либо Учитель.  Можно ли определить значение   данных фразеологизмов, не обращаясь к фразеологическим словарям?  Чтобы понять значение этих фразеологизмом,  обязательно ли знать историю их возникновения?            Всем известное выражение "держать камень за пазухой", но не все знают как оно возникло.В пушкинской "Истории Петра" речь идет, например, о стрелецком мятеже. Царевна Софья поставила во главе стрельцов князя Хованского. И вот в тексте: "Стрельцы входят с налоем и свечами и с каменьями за пазухой, подают царям челобитную… Настает шум, летят каменья…" Камни действительно носили за пазухой, когда замышляли что­то недоброе.    Известный этнограф Максимов, автор книги "Крылатые слова", связывает выражение "держать камень за пазухой" с другим случаем. Ссылаясь на польского летописца Мациевича, он связывает возникновение этого выражения с пребыванием поляков в Москве в 1610 году. Хотя "поляки" и пировали с "москалями", но остерегались и понимали своё положение – и держали за пазухой камни. На всякий случай.             Можно найти еще немало подобных случаев в истории.  Вспоминают, например, о так называемом   "каменном   налоге",   который   был   введен   Петром   1.   Чтобы   замостить   улицы Москвы, каждый въезжающий в неё должен был дать камень в виде пошлины.           Смысл  фразеологизмов держать камень за пазухой, смотать удочки, белая ворона хотя и связан со значением входящих в их состав слов,  но не объясняется ими полностью. Эти   образные, единствами. Фразеологические единства, как и фразеологические сращения,  неделимы, но в них целостное значение зависит от значения составляющих их слов. Слова, входящие в их состав, могут иметь и прямое значение, например: держать камень за пазухой, сматывать удочки. Части их могут   отделяться   другими   словами.   Сравните:   первый   блин   комом   –   первый   блин   у   неё комом.   метафорические   выражения   называются  фразеологическими Как отличить фразеологические единства от других видов фразеологизмов?               1.   В   большинстве   случаев   фразеологические   единства   имеют   омонимичные   свободные словосочетания,   которые   лишены   образности   .   Сравните,   например,   смысл   выражения смотать удочки в предложениях Говорят, немцы прорвали фронт, вот и сматываем удочки, пока не поздно (С. Сабуров. Всегда солдат).  и  Рыбалка закончилась , и  мы не спеша смотали удочки. 2. Фразеологические единства допускают перестановку слов или вставку между ними других слов. С одинаковым успехом можно сказать Сматывай удочки и Сматывай свои удочки.                      Есть еще и такие устойчивые словосочетания, каждое слово в которых имеет самостоятельное, понятное всем значение. Но одно из слов в данном значении употребляется только в этом словосочетании.  Например,     слово  сгорать  имеет   значение   «испытывать   сильное   чувство»   в   словосочетаниях    сгорать   от   стыда,   сгорать   от   зависти,   сгорать   от   любопытства, сгорать от злобы.  В этом своем значении оно как бы   намертво связано с несколькими существительными   ,   обозначающими   чувства   человека.   Такие   устойчивые   обороты называются  фразеологическими сочетаниями.   Фразеологические  сочетания­   это самый распространенный и часто употребляемый вид фразеологизмов.         В заключении рассмотрения вопроса организации совместной деятельности учащихся на уроках  русского языка и  литературы,  следует  отметить, что групповая  форма работы  не только   повышает   интерес   учащихся   к  предмету,   но  и   формирует   универсальные   учебные действия.   Работая   в   группе,   учащиеся   учатся   строить   позитивные   взаимоотношения, уважительно общаться; развивают коммуникацию; участвуют в совместной оценке. Групповая форма работы дает каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в   микроспорах,   где   нет   ни   подавляющего   авторитета   учителя,   ни   подавляющего   влияния класса. Именно   это   и   должно   быть   одним   из   конечных   результатов   обучения   – выпускник   школы,   который   имеет   способности   самостоятельно   учить   самого   себя, совершенствоваться,   саморазвиваться,   имеющий   цель   в   жизни   и     «инструмент»   для достижения этой цели.

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Групповая форма работы как средство организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2019