Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.
Оценка 4.8

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
классное руководство
Все классы
03.01.2018
Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение.Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение.
Групповые формы работы на уроках в начальной школе.docx
Групповые формы работы на уроках в начальной школе. Объяснительная записка. Основной   формой   организации   процесса   обучения   является   урок.   В начальной   школе   эффективно   использовать   на   уроках   групповые   формы обучения,   которые   позволяют   добиться   лучшего   усвоения   материала, повысить уровень знаний учащихся, вызвать интерес учащихся к предмету, учитывать индивидуальные особенности учащихся и создавать условия для их развития. Работа в группах наиболее эффективна при повторении и закреплении  изученного материала. Групповые формы обучения можно использовать на уроках русского  языка, чтения, математики, окружающего мира. Групповые   формы   обучения   рационально   применять,   когда   материал доступен   для   групповой   работы,   учащиеся   подготовлены   к   этой   работе, имеются дидактические материалы для работы в группах. ЦЕЛЬ: повысить уровень знаний учащихся; добиться лучшего усвоения материала; вызвать интерес учащихся к предметам. 3 А Д А Ч И: научить детей проводить самоконтроль, взаимоконтроль; расширить круг знаний учащихся; воспитать чувство ответственности за работу, которую ты  выполняешь; научить детей работать вместе, дружно; подтянуть отстающих детей, привлечь их внимание к работе,  заинтересовать; добиться более прочного усвоения знаний; развивать устную и письменную речь учащихся; научить учащихся оформлять работу в тетради. При разработке этой технологии вкладываются следующие принципы: научности (знания должны быть научно­обоснованными.) доступности (учащимся должны быть доступны и понятны  задания, которые они получают; материал, который дает им учитель); прочности (учащиеся должны понимать изучаемое и прочно его  усваивать); сознательной активности. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ 1) у учащихся повысился интерес к предметам; 2) в активную работу вовлекается все больше и больше учащихся; 3)знания усваиваются более прочно, т.к. у ребят появляется заинтересованность в работе; 4)учащиеся оценивают свою работу и работу товарищей; 5)более грамотное оформление работы в тетради; 6)учащиеся получают удовлетворение от работы. Акцент в работе делается в основном на практике и контроле. Как распределить учащихся по группам? Величина групп может варьироваться от 3 до 6 человек. Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не   менее   половины   должны   составлять   ученики,   способные   успешно заниматься самостоятельной работой. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости   учащихся,   ­   это   позволит   им   взаимно   дополнять   и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу учащихся. Как организовать работу группы? Организовать   группы   и   раздать   им   задания   недостаточно   для   того, чтобы   была   организована   групповая   работа.   Если   у   учащихся   нет   опыта групповой   работы,   учитель   должен   чётко   сформулировать   задания   для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть   успех   всей   группы.   Для   каждой   группы   можно   отобрать   задания разного   уровня   сложности   или   предложить   одну   задачу   и   повысить мотивацию,   начинать   групповую   работу   лучше   с   опорой   на   те   умения   и знания, которые есть у учащихся. Какие задания можно предложить для групповой работы? Это   могут   быть   задачи   с  не   доопределённым   условием,  не   имеющие решения, имеющие несколько ответов, с лишними данными. Групповая форма работы может быть эффективной при проверке домашних заданий, хорошо оправдывают   себя   проблемные   задания.  Их   ценность   в  том,  часть   заданий предусматривает выполнение интересных, связанных с изучаемым материалом опытов, которые затем учащимся всего класса показывают сами. Поскольку групповые формы работы способствуют решению не только образовательных   задач,   но   и   воспитательных,   они   должны   обязательно применяться хотя бы время от времени, причём независимо от особенностей класса и навыков проведения таких уроков у учителя. Одной   из   форм   активной   творческой   работы   учащихся   являются конференции. В подготовке и проведении учебных занятий такого типа на всех   этапах   активно   действуют   ученики,   а   учитель   выполняет   роль организатора и консультанта. При этом сочетаются индивидуальная работа с работой всего класса, учащиеся получают новые знания и из литературных источников,   с   которыми   работают   при   подготовке   к   конференции,   и   из докладов, с которыми выступают другие ученики. Проведение конференций способствует развитию интереса к научным и техническим   знаниям,   формированию   умений   и   навыков   самостоятельной работы   с   научной   и   учебной   литературой,   с   приборами   и   наглядными пособиями.  Кроме  того,  очень велико  значение  конференций для развития устной   речи,   умения   грамотно   и   логично   излагать   отобранный   материал. Конференции целесообразно проводить преимущественно в 4 классах. Подготовка к конференции состоит из следующих этапов: тема и план занятия даются за две ­ три недели либо в начале изучения темы. класс разбивается на творческие группы по 4­5 человек каждая группа выбирает один из вопросов и прорабатывает его, т.е. подбирает литературу, знакомиться с материалом (каждый работает с одним источником, затем обменивается информацией с соучениками). распределяются   обязанности   в   группе:   кто   готовит   текст выступления,   кто   выступит   в   роли   докладчика,   кто   готовит   опыты, наглядные средства; за несколько дней до конференции с каждой группой проводиться консультация,   в   ходе   которой   учитель   обсуждает   содержание материала. Естественно, что на первых порах возникает немало проблем и   трудностей,   но   при   систематическом   проведении   конференций   у учащихся   накапливается   опыт,   формируются   умения   и   навыки, проблемы   постепенно   снимаются.   Подготовка   и   проведение конференции, конечно, большая нагрузка и для учителя, и для ребят, так   что   подобной   формой   работы   не   следует   злоупотреблять. Достаточно проводить конференции два ­ три раза в год. Важно   обозначить   правила   работы   в   группе   и   определить   систему оценок: Будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в   целом,   по   каким   показателям   будет   производиться   оценка....   Например, учитель (или наблюдатель от класса) могут отслеживать и оценивать то, как участники   слушают   друг   друга,   помогают   друг   другу,   вместе   решают возникшую   проблему.   Можно   включить   некоторый   элемент   соревнования между группами. Каковы признаки групповой работы? Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса   можно   назвать   групповой   формой   организации   работы.   Это происходит, если выполняются следующие условия:         на   данном   уроке   класс   делится   на   группы   для   решения конкретных учебных задач, в идеале ­ учащиеся сами распределяются по   группам   в  зависимости   от   своих   симпатий   и   поставленной   перед ними задачи; состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы   с   максимальной   эффективностью   для   коллектива   могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы; каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы; учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы. Каковы "плюсы" групповой формы работы? Безусловно,   такая   форма   активизации   потенциала   класса   имеет   ряд достоинств.   Во­   первых,   повышается   учебная   и   познавательная   мотивация учеников.   Во­вторых,   снижается   уровень   тревожности,   страха   оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких­то задач. В­третьих, в группе выше   обучаемость,   эффективность   усвоения   и   актуализации   знаний.   При совместном   выполнении   задания   происходит   взаимообучение,   поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать   о   том,   что   задача   школы   не   сводится   только   к   развитию мыслительных   навыков,   расширению   кругозора,   обучению   основам теоретических   знаний.   Школа   также   должна   содействовать   личностному росту   каждого   ученика,   развитию   его   коммуникативных   навыков,   которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа   способствует   улучшению   психологического   климата,   а   классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Каковы "минусы" и трудности организации групповой работы на уроке? Часто учащихся объединяют в группы по принципу "сильный ­ слабый". При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед   ним   задачу.   Поэтому   объединение   партнёров   с   разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации ­ надо так организовать совместную деятельность таких   партнеров,   чтобы   она   вынуждала   работать   всех.   Например,   это произойдёт,   если   результат   оценивается   по   тому,   насколько   активны   все ученики.   Либо   задание   для   группы   даётся   таким   образом,   что   каждый получает   свой   "участок   работы"   и   достичь   результата   можно   только   при условии,   что   каждый   выполнит   свой   фрагмент   общего   задания.   Ещё   один способ   максимально   активизировать   всех   учеников   в   группе:   вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное   решение   (не   вынося   критических   оценок)   и   в   конце выработать одно решение от группы. Всегда ли применима групповая форма работы на уроке? Безусловно,   нет.   Прежде   всего,   для   такой   работы   необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только   усвоение   заданного   содержания,   но   и   рассмотрение   его   в   разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников. Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что   позволит   ученику   справиться   с   поставленной   задачей.   Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес   к   окружающему   миру,   потребность   в   открытии   нового,   в интеллектуальном   напряжении.   И,   наконец,   немаловажным   является социометрический   статус   ученика   (его   авторитет   среди   одноклассников), поэтому   желательно,   чтобы   в   каждой   рабочей   группе   были   ученики   с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы. Также   необходимо   оговорить,   что   процесс   выполнения   задания   в   группе должен осуществляться на основе обмена мнениями, оценками. Или другой вариант: каждый ученик получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. И здесь важно, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач,   с   которыми   не   справились   другие,   а   оказывали   лишь   частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента. Как подвести итоги? В конце занятия, выработанные каждой группой,  решения обсуждаются всем   классом.   Обязательно   должен   быть   заключительный   этап   работы   с подведением   итогов,   когда   учитель   (или   класс,   или   группа   наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом,   оценивается   не   только   результат   решения   задачи,   но   и   работа группы.   Оценка   работы   группы   не   должна   приводить   к   конфликтам   и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь  применять эту форму работы как можно чаще. Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в  процесс усвоения учебного материала. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в  группах высказываются чаще, чем обычно, в 10­15 раз, они не боятся говорить и  спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся,  объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить  общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают  чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те  стараются показать себя в группе с лучшей стороны. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить ребят учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями,  обдумывали, решали проблемы  сообща. Я пришла к выводу, что групповая работа имеет ряд преимуществ: 1. Объем усваиваемого материала возрастает. 2. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность. 3. Характер взаимоотношений между детьми меняется. 4. Класс становится сплоченней. 5. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к  обучающимся. 6. Ребята получают удовольствие от работы. В процессе подготовки детей к групповой работе рекомендуется использовать: ­ постановку познавательной задачи (проблемной ситуации); ­ инструктаж о последовательности работы; ­ дидактический материал по группам. На втором этапе, т.е. в процессе групповой работы учащиеся ­ знакомятся с материалом, планируют работу в группе; ­распределяют задания внутри группы; ­ выполняют индивидуальные задания; ­обсуждают индивидуальные результаты работы в группе; ­обсуждают общее задание группы (замечания, дополнения, уточнения,  обобщения); ­подводят итоги группового задания. В конце работы: ­сообщают о результатах работы в группах; ­анализируют выполнение задач, проводят рефлексию; ­ делают общий вывод о групповой работе. Получают комментированную оценку работы группы от учителя. Применять групповую работу целесообразно со 2 класса. Первым этапом  является сплочение группы. На первом этапе можно проводить работу в парах. Вначале могут быть простые  задания – научиться тренироваться в парах (выполнение заданий  с  взаимопроверкой, проверять друг у друга таблицу сложения, умножения и т.д.).  Затем осуществляется обсуждение  в парах. Важно,  чтобы ученик говорил по  теме, умел ставить и отвечать на вопросы. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать  от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса,  отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена  сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна  слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по  принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае  сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов  здесь может быть множество. При изучении на уроках природоведения, чтения объёмных, насыщенных  фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение.  Суммирование в парах”. Суть приёма заключается в следующем: 1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет,  что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара  работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу,  выслушивает отчёты о работе всех других пар. 2. Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части.  Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть  (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы,  подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2  частью. 3. На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит  презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план,  опорный конспект, таблица. Пара, которая работала с таким же отрывком,  предлагает свою версию презентации. 4. Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт  работа над всем текстом. Второй этап – это групповая работа. Прежде чем перейти к ней, рекомендуется  установить с ребятами правила работы в группе: 1. Смотреть на собеседника при разговоре. 2. Говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам. 3. Говорить только по делу. 4. Внимательно слушать ответ. 5. Обращаться друг к другу по имени. Так как обучающиеся не работали в группах, вместе с 2­мя детьми можно  провести весь ход работы, обращая большое внимание на взаимодействия.  Главное разбирать не ошибку задания, а ход взаимодействия. Типичные ошибки: ­  «Неверное» общение ­ это типичный детский спор: «Я прав!», «Нет, я!». ­ Отношения ученика, который ничего сам не делает и рад, когда за него  выполняют другие. В ходе разбора данных задач, дети сами придут к выходу из таких ситуаций. Чтобы им легче было научиться работать в группе, первые две недели  желательно детей не пересаживать. Разделение класса на группы – это важный  момент в организации работы. Способов разделения существует множество:  По желанию  Случайным образом  По определенному признаку  По выбору «лидера».  По выбору педагога. 1. По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на  формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух  вариантах:  Разделитесь на группы по … человек.  Разделитесь на … равные группы. 2. Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней  могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети,  которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже  враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность  приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым  партнерам. Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем  стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться  в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные  отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной  компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто  сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью  импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет  номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент  педагог) и т.п. 3. По определенному признаку. Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно  разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо­ голубые, зеленые) и так далее. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить  детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще  испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает  некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть  нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу  для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от  других (по сути дела – конкуренции). Можно использовать и такие способы распределения обучающихся по группам: «Имена» Пишутся имена учеников на листочках. Берутся листочки с именами половины  класса и прошу оставшуюся половину учеников вытащить листочки наугад.  Ученики объединяются для работы в парах с тем, чье имя они вытаскивают. «Волшебные карандаши» Берутся карандаши или фломастеры разных цветов и раздаются их ученикам. Те, кто достали карандаши одного цвета, работают в паре вместе. «Решение примеров» На половине карточек написать математический пример, а на другой – ответ на  него или способ его преобразования. Например, на одной карточке написано 7х6, а на другой 42. Необходимо отметить эффективность групповой работы на разных этапах  урока:   систематизации знаний, а также рефлексии.   актуализации знаний, открытия нового знания, формирования и  Приведу   некоторые примеры групповой работы,   используемых мною на уроках.   «Классная перестрелка». Ребята обмениваются тетрадками и проверяют  письменное домашнее задание. Изученный ранее материал рассказывают друг  другу. «Блиц опрос». Группы задают вопросы друг другу по изученной теме. «Часики». Ученик по очереди по часовой стрелке высказывают свое мнение по  изученной теме. Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль.  Это позволит быстро и качественно выполнить задание. Возможны следующие ролевые функции: 1. Писарь – записывает решение; 2. Докладчик – рассказывает у доски решение группы; 3. Контролер – распределяет роли, следит за временем, действиями всех  членов группы. Кроме этого, группа может выполнять общее задание, но каждый член  делает  часть общей работы независимо друг от друга. Такую работу рекомендуется  использовать на уроках технологии, так как она экономит время.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2018