Характеристика речи учащихся 1-го класса из группы риска по письму и чтению (ОНР, ЗПР, фонетико-фонематическое недоразвитие)
Оценка 4.6
Работа с родителями +1
doc
дефектология
1 кл
10.03.2017
Показатели речевого развития
шестилетних детей в норме
К моменту поступления в школу дошкольники достигают определенного уровня речевого развития:
- звукопроизношение полностью соответствует норме;
- сформировано звукоразличение как далеких, так и близких пар фонем;
- ребенок овладел нормами словоизменения различных частей речи, адекватно использует предлоги;
- практически не осталось ошибок в словообразовании — так называемых неологизмов, то есть слов, в которых нарушена морфемная сочетаемость;
- словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей рёчи;
Характеристика речи учащихся.doc
Характеристика речи учащихся 1го класса
из группы риска по письму и чтению
(ОНР, ЗПР, фонетикофонематическое недоразвитие)
Показатели речевого развития
шестилетних детей в норме
К моменту поступления в школу дошкольники достигают определенного уровня
речевого развития:
звукопроизношение полностью соответствует норме;
сформировано звукоразличение как далеких, так и близких пар фонем;
ребенок овладел нормами словоизменения различных частей речи,
адекватно
использует предлоги;
практически не осталось ошибок в словообразовании — так называемых
неологизмов, то есть слов, в которых нарушена морфемная сочетаемость;
словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных
частей рёчи;
ребенок располагает определенным запасом представлений и понятий об
окружающем мире, его осведомленность о явлениях природы, о животных
и растениях, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание,
поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном;
ребенок умеет осуществлять элементарные логические обобщения в пределах
родовидовых отношений;
у ребенка сформировано отношение к речи как к объективной действительности:
он умеет выделять слова из предложения, проводит несложные формы звукового анализа;
активности,
готовность к
первоклассники обладают достаточным уровнем познавательной
у них проявляется готовность к решению познавательных
интеллектуальному усилию.
задач,
Общая психологическая характеристика
учащихся 1го класса с дисграфией
У первоклассников, испытывающих затруднения в формировании письма,
наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для
успешного обучения, в том числе и речевых. К речевым навыкам относят умение четко, в
соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из
слова; наличие достаточного словарного запаса и пол ной сформированности
грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию
ребенка. У семилетних детей из группы риска по письму оказываются нарушенными все
компоненты речевой системы, правда, каждая не в одинаковой степени.
Звукопроизношение и фонематическое восприятие
Сохранней всего бывает звукопроизношение: не все дети имеют нарушения в
произношении звуков; количество детей с нарушениями звукопроизношения примерно
такое же, как в популяции. Чаще всего встречается искажение сонорных звуков (более
двух третей от всех звуковых нарушений). Встречаются сигматизмы, чаще межзубное
произнесение С, 3, Ц. У части детей могут сохраняться проявления инфантильной речи по типу легко
физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении
более сложных по звукослоговой структуре слов. Типична нестойкость этих
расстройств, их тесная зависимость от утомления.
Постановка звуков у детей группы риска по дисграфии не вызывает особых
трудностей, в то время как автоматизации и дифференциация требуют длительной и
систематической работы. Это связано с недостаточностью в развитии фонематических
процессов. У большинства детей рассматриваемой группы процесс становления
фонематических представлений не закончился к моменту поступления в школу.
Вследствие этого детям трудно выполнить задание по воспроизведению слоговых рядов
после однократного прослушивания, даже если этот ряд включает только два слога.
Плохо ориентируются дети и при различении словпаронимов, то есть слов,
отличающихся одним звуком.
Звуковой анализ слова
В связи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей
запаздывает становление навыков звукового анализа. Им доступен, как правило, лишь
самый легкий вид: выделение звука из слова в том случае, если звук стоит в сильной
позиции. Наиболее доступно выделение гласного звука из начала слова под ударением:
аист, окунь, утка. Нередко нужно прибегать к утрированному произнесению слова е
усилением голоса на выделяемом звуке, чтобы добиться ответа. Встречаются ошибки при
определении гласного в середине слова, даже если слово состоит из одного слога (мак,
кот, суп, сыр и т. д.).
Наибольшие трудности вызывает выделение безударного гласного из конца слова:
вместо гласного звука обычно выделяется целый слог (сумка). Трудно детям «оторвать»
согласный от гласного в начале слова, если этот согласный взрывной (к, г). В данном
случае тоже выделяют слог (коты). Таким образом, одной из характерных ошибок
первоклассников, испытывающих трудности формирования письма, при проведении
звукового анализа является подмена его слоговым анализом.
Слоговой анализ слова
Но и при выполнении слогового анализа слова у детей тоже встречается много
ошибок. Им, в первую очередь, трудно различить понятия «слог» и «звук», так как оба
они обозначаются как «часть слова». Следующая трудность при расчленении слова на
слоги состоит в том, что некоторые сонорные звуки (л’, н’, м’, р’, й) воспринимаются ими
как слогообразующие, так как могут произноситься с призвуком гласного звука. В таком
случае слово: руль будет делиться на два слога: руль, так же как и конь, чай я т. д.
Много ошибок допускают первоклассники при делении слов на слоги, если в слове
оказывается два гласных звука рядом: например, в слове «аист» они не выделяют два
слога.
Словарный запас
Поступающие в первый класс дети рассматриваемой группы обладают бедным и
малодифференцированным словарным запасом. При назывании картинок, подобранных
по определенным темам (цветы, деревья, посуда, одежда и т. д.), смешивают названия
сходных предметов называя блюдце тарелкой, чашку кружкой, майку рубашкой и т. д. Первоклассники неуверенно пользуются словамиобобщениями, смешивают их (овощи
фрукты, одежда обувь, ягоды фрукты). Им трудно выполнить и задание на
перечисление объектов, входящих в понятие более широкого объема: назвать, какие
цветы, фрукты и т. д. В основном, дети называют не более одногодвух предметов.
Выполняя задание назвать детенышей животных, затрудняются в тех случаях, когда
слова являются не однокоренными (собака щенок, лошадь жеребенок, свинья
поросенок, корова теленок, овца ягненок).
Они обнаруживают недифференцированность и глагольного словаря: часто
называют одним словом различные действия, совершаемые разными субъектам: человек
ходит, черепаха ходит, конь ходит, белка ходит. Крайне мало в речи первоклассников
прилагательных. Даже прилагательные, обозначающие цвет, представлены несколькими
словами: белый, черный, красный, зеленый, синий. Нет четких названий при обозначении
оттенков цветов: «Это не красный, а чуть красный (розовый)». Из оценочных
прилагательных чаще всего встречаются слова «хороший», «плохой», а пространственные
ограничиваются парой «большой маленький».
Еще одна категория слов, плохо усвоенная детьми с дисграфией слованазвания
деталей предметов одежды, частей тела животных: кузов, кабина, руль у машины; рукав,
манжеты, воротник у платья; панцирь, хобот, клюв.
Приведенные факты свидетельствуют о бедности словарного запаса, о
неспособности актуализировать достаточное количество слов по определенной тематике.
Грамматический строй и связная речь
В устной речи первоклассников с дисграфией нет такого количества
аграмматизмов, как у детей с общим недоразвитием речи. Они в основном правильно
изменяют имена существительные по падежам, согласовывают прилагательные и глаголы
с существительными в роде и числе Но это кажущееся отсутствие ошибок связано, в
первую очередь с тем, что в речи детей мало прилагательных, безударные окончания
произносятся неотчетливо, а самое главное, речь ограничивается бытовой тематикой,
знакомой ребенку. При попытках же пересказа текста, составления рассказа по картинке
количество ошибок в грамматическом оформлении фразы резко возрастает. Появляются
ошибки не только в управлении, то есть использовании падежных форм; но и в
согласовании. Характерной ошибкой является опускание предлогов, особенно предлога
в: «Живу Москве». Наблюдается смешение предлогов в и на в винительном и
предложном падежах, предлогов с и из в родительном падеже, над и под в творительном
падеже, под и изпод («под столом— изпод стола» воспроизводится как «Под столом
— под стола»). Наибольшее количество ошибок в употреблении падежных форм дают
именительный и родительный падежи множественного числа, объективно трудные для
различения всех вариантов окончаний и детям с нормальным речевым развитием.
Связная речь не развита в силу недостаточности словарного запаса, низкого уровня
познавательной активности, удовлетворенности уровнем бытового общения. Ребенок и не
осознает необходимости развивать эту сторону речи, обходясь диалогической формой. В
какойто мере такой низкий уровень развития связной речи обусловлен пробелами в
воспитании и обучении в дошкольном детстве, а также социальной запущенностью.
Известно, что связная речь развивается только при обучении.
Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с дисграфией
свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по
исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них могут возникнуть трудности в
уче6е.
Для предупреждения этих трудностей и для ликвидации отставания в развитии
речи данной категории детей создана настоящая логопедическая программа.
Характеристика речи учащихся 1-го класса из группы риска по письму и чтению (ОНР, ЗПР, фонетико-фонематическое недоразвитие)
Характеристика речи учащихся 1-го класса из группы риска по письму и чтению (ОНР, ЗПР, фонетико-фонематическое недоразвитие)
Характеристика речи учащихся 1-го класса из группы риска по письму и чтению (ОНР, ЗПР, фонетико-фонематическое недоразвитие)
Характеристика речи учащихся 1-го класса из группы риска по письму и чтению (ОНР, ЗПР, фонетико-фонематическое недоразвитие)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.