Христианские идеи и образы русской литературы ХIХ века в школьной программе
Оценка 4.6

Христианские идеи и образы русской литературы ХIХ века в школьной программе

Оценка 4.6
Разработки курсов +1
docx
русская литература
10 кл—11 кл
01.05.2017
Христианские идеи и образы русской литературы ХIХ века в школьной программе
Школьный курс литературы лишь поверхностно знакомит с нравственными эталонами, утверждаемыми в древнерусской агиографической литературе и библейских текстах. Тем не менее, при изучении русской классики на уроках, а также дополнительных факультативных курсах возможно продемонстрировать влияние христианских идей, нравственного смысла христианства на формирование русской литературы, проследить воплощение в ней христианских сюжетов и образов, отметив влияние, оказанное христианским мировоззрением на становление творчества русских писателей, на поиски ими нравственного идеала, смысла жизни. Предлагаемый материал дает возможность увидеть произведения, проводящие христианскую идею.Школьный курс литературы лишь поверхностно знакомит с нравственными эталонами, утверждаемыми в древнерусской агиографической литературе и библейских текстах. Тем не менее, при изучении русской классики на уроках, а также дополнительных факультативных курсах возможно продемонстрировать влияние христианских идей, нравственного смысла христианства на формирование русской литературы, проследить воплощение в ней христианских сюжетов и образов, отметив влияние, оказанное христианским мировоззрением на становление творчества русских писателей, на поиски ими нравственного идеала, смысла жизни. Предлагаемый материал дает возможность увидеть произведения, проводящие христианскую идею.
Трегубова_христианские идеи в школе.docx
Христианские идеи и образы русской литературы ХIХ века в школьной программе  Трегубова Ирина Геннадьевна, преподаватель русского языка и литературы  Академический колледж, г.Владивосток          Мировые процессы глобализации и информатизации, открытость  России мировому   сообществу   обуславливает   пристальное   внимание   ученых   к исследованию   вопросов   духовно­нравственного   воспитания   подрастающего поколения.   Безнравственность,   бездуховность   обедняет   жизнь   человека, природу   и   общество,   наносит   вред   физическому   и   психическому   здоровью школьников, снижает учебную мотивацию, успешность обучения, ограничивает возможности   гармонического   развития.   Возрождение   нравственности,   столь необходимое   нашему   обществу,   надо   начинать   с   возрождения   духовного воспитания школьника, чему в немалой степени могут способствовать предметы гуманитарного цикла школьной программы.      Курс литературы лишь поверхностно знакомит с нравственными эталонами, утверждаемыми   в   древнерусской   агиографической   литературе   и   библейских текстах.   Тем   не   менее,   при   изучении   русской   классики   на   уроках,   а   также дополнительных   факультативных   курсах   возможно   продемонстрировать влияние   христианских   идей,   нравственного   смысла   христианства   на формирование русской литературы, проследить воплощение в ней христианских сюжетов и образов, отметив влияние, оказанное христианским мировоззрением на   становление   творчества   русских   писателей,  на   поиски   ими   нравственного идеала, смысла жизни. Естественно, школьные педагоги при этом сами должны обладать устойчивыми знаниями в области христианской культуры и владеть определенной системой их введения в изучение произведений русской классики.       Поскольку достаточно велика роль христианских идей в развитии русской литературы  XIX  столетия,   нельзя   не   обратить   внимания   учащихся   на христианские   образы   в   творчестве   поэтов   допушкинской   поры.   Интересно выявить концепцию человеческого бытия с точки зрения христианской морали в стихотворении В.А.Жуковского «Человек», переосмыслить библейские темы в «Опытах   священной   поэзии»   Ф.Н.Глинки,   ветхозаветного   поэта­пророка   у В.К.Кюхельбекера («К Богу», «Пророчество»).     Обращаясь к христианским образам в творчестве А.С.Пушкина, прежде всего, стоит   отметить   библейскую   основу   стихотворений   «Пророк»,   «Отцы пустынники и жены непорочны…», образ Богоматери в стихотворении «Жил на свете   рыцарь   бедный…»,   а   при   изучении   пушкинской   прозы   –   христианские мотивы в «Пиковой даме» и «Станционном  смотрителе». Явен христианский подтекст таких программных произведений М.Ю.Лермонтова, как «Молитва», «Ангел», «Ветка Палестины», «Демон». Многогранна христианская образность и в   творчестве   Н.В.Гоголя.   Это   и   отражение   в   цикле   «Вечера   на   хуторе   близ Диканьки»   христианско­языческого   двоеверия,   и   мотив   дьявольского искушения   в   «Портрете»,   и   христианская   модель   мира   как   основа   замысла «Мертвых душ».     Литература критического реализма второй половины XIX  века, изучаемая в 10 классе общеобразовательной школы, дает возможность учащимся на более высоком уровне своего развития осмыслить духовно­нравственную концепцию авторов, прочувствовать в произведениях христианскую тематику, символику.         Тема   греха   и   покаяния,   а   также   двух   типов   отношения   к   Богу   ярко прослеживается   в   драме   А.Н.Островского   «Гроза».   Содержание   и   структура романа   Н.Г.Чернышевского   «Что   делать?»   включает   конструирование   образа Рахметова   по   модели   житийного   святого,   а   также   евангельскую   символику образа невесты­революции и снов Веры Павловны. Переплетение исторической и евангельской   реальности   просматривается   в   поэме   Н.А.Некрасова   «Кому   на Руси жить хорошо», в художественный мир которой планомерно вписываются странники   и   богомольцы.   Пронизан   христианской   символикой   роман Ф.М.Достоевского   «Преступление   и   наказание»,   где   большую   роль   играет исследование не только евангельского сюжета о воскресении Лазаря, но  и самой души Родиона Раскольникова как «поля битвы» Бога с дьяволом. Доминанта христианского и эстетического идеала Л.Н.Толстого – слияние «общей жизни» с «внутренним   человеком».   Впрочем,   вся   логика   развития   истории   в   романе­ эпопее «Война и мир» есть выражение христианских воззрений писателя, куда включен и аспект духовных исканий Пьера Безухова   Андрея Болконского, и отражение осознания мира Платоном Каратаевым.         Идеал   гармонии   человека   и   мира   сквозь   призму   христианской   системы ценностей   представлен   в   произведениях   А.П.Чехова.   И   здесь,   прежде   всего, стоит   обратиться   к   рассказу   «Студент»,   в   котором   молодой   человек, начинающий жить,  находит свой ответ на вопрос о смысле бытия и собственном предназначении: «Затем, что в мире есть правда и красота, и жизнь моя – часть той цепи событий, что объединены этой правдой и красотой».          Вот   так,   через   прикосновение   к   великому   и   величественному   –   к евангельскому началу – способно зарождение мысли о ценности человеческой жизни   и   взаимосвязи   всех   событий   в   жизни   человечества.   Вот   так,   через постижение нравственного   начала христианской морали, через приобщение к идеям   православной   культуры,   через   великое   слово   Библии,   которая,   по меткому   замечанию   Ф.М   Достоевского,   «принадлежит   всем,   атеистам   и верующим   равно»,   возможно   на   школьных   уроках   литературы   пробудить детскую творческую мысль, пробудить желание духовного восхождения.

Христианские идеи и образы русской литературы ХIХ века в школьной программе

Христианские идеи и образы русской литературы ХIХ века в школьной программе

Христианские идеи и образы русской литературы ХIХ века в школьной программе

Христианские идеи и образы русской литературы ХIХ века в школьной программе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017