ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)
Оценка 4.7

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
изобразительное искусство
3 кл—5 кл
06.01.2017
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО  (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)
Разработанный материал дает полную возможность в использовании его по программе Б.М.Неменского в 3 классах на тему "Платок моей мамы", "Платок моей бабушки", где наиболее полная возможность про¬ведения линии связи поколений, связи с местным краем. Подобные уроки дают эффективный материал - дети создают на примере образцов индивидуальные, неповторимые, понятные и себе, и взрослым ком¬позиции узоров платков-"паутинок". Выражение мыслей, воображения, чувств детей на бумаге (белой гуашью на цветной бумаге или по белой бумаге - цветом) можно практически претворить на деле - на уроках труда, кружковых занятиях. Можно по рисункам, замыслу композиции вывязать изделия как индивидуального характера, так и коллективного (кто вяжет середину, кто кайму, зубчики и т.д.). Выполненное готовое изделие с использованием всех правил и приемов будет подтверждением знаний и интересов к промыслу "Оренбургский пуховый платок".
Художественно-эстетическое воспитание на уроках ИЗО.Паутинка.doc
ХУДОЖЕСТВЕННО­ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО  (на примере темы «Оренбургский пуховый платок­«паутинка») Дьяконова Людмила Николаевна ­  учитель ИЗО и черчения  МОУ «СОШ № 56» им.Хан В.Д. г. Оренбурга Методические рекомендации для учителя ИЗО Собранный   и   разработанный   материал   по   теме   "Оренбургский   пуховый   платок",   можно рекомендовать учителям ИЗО как опорный материал о народных промыслах. Особое внимание следует уделить законам композиции, умению применить их в работе над сюжетными рисунками, лучшему усвоению правил, предметов, средств сочинения от простых до сложных элементов. Знание  вопросов  композиции  имеет  важное значение  для развития  творческого  воображения, образного мышления, поэтому методику проведения уроков и внеклассных занятий по данной теме   необходимо   строить   с   учетом   возрастных   особенностей   учащихся,   их   возможностей   в овладении навыками, не забывая при этом индивидуальных особенностей школьников. Разработанный   материал   дает   полную   возможность   в   использовании   его   по   программе Б.М.Неменского в 3 классах на тему "Платок моей мамы", "Платок моей бабушки", где наиболее полная   возможность   проведения   линии   связи   поколений,   связи   с   местным   краем.   Подобные уроки   дают   эффективный   материал   ­   дети   создают   на   примере   образцов   индивидуальные, неповторимые, понятные и себе, и взрослым композиции узоров платков­"паутинок". Выражение мыслей, воображения, чувств детей на бумаге (белой гуашью на цветной бумаге или по белой бумаге ­ цветом) можно практически претворить на деле ­ на уроках труда, кружковых занятиях. Можно по рисункам, замыслу композиции вывязать изделия как индивидуального характера, так и коллективного (кто вяжет середину, кто кайму, зубчики и т.д.). Выполненное готовое изделие с использованием всех правил и приемов будет подтверждением знаний и интересов к промыслу "Оренбургский пуховый платок". В связи с вышеизложенным можно предложить следующие рекомендации: 1.С оригиналов использованием отдельных   их   частей, седу о зарождении промысла и его значении в наши дни. вывязанных   фотографий   необходимо   провести   вводную   бе­ платков­"паутинок",               2.На уроках последующих   возможность декоративно­прикладного   технологии   исполнения   изделий, по данной   теме   провести   беседу   с   более   углубленным   рассказом   о   мате­ риале,   же задачи   –   выполне­ следует   дать нию   композиционного   рисунка   уголь, тушь, перо, бумага, использование компьютерной графики и т.д.). В 4­5  классах на уроках декоративного рисования (узор в полосе, квадрате) продолжить связь с народным промыслом Оренбургского края в сравнении с известнейшими промыслами: "Дымка", "Палех",   "Хохлома",   "Вологодское   кружево",   уделяя   при   этом   внимание   творческому воображению детей, их индивидуальности.   практическому   решению     композиции   рисунка.   для   изделия   (акварель, искусства   Здесь гуашь,         4. Возбужденный   уроке   следует   продолжить   на   кружковых   выявить   творчество   детей, лые руки", "Юные вязальщицы", "Сохраняем традиции прошлого" и т.д. на   где   полнее   можно   объединенных   в   кружки   под   названием   "Уме­ оренбургскому занятиях, учителем   промыслу интерес к       5. В   целях   сохранения   и   развития   промысла,   изделия   которого   предложить   приобщения   детей   к   можно   организовать   в   школе   "кооператив   по   ин­   проводимых   школами   яр­   на   радующему   их, труду, тересам", марках. 3.Используя подобные рекомендации, преследуем главную цель ­ приобщение детей к  народному промыслу, его особенностям и законо­мерностям, радости творчества, богатству  чувств, воображению, так  необходимых нашим детям. История развития пуховязания в Оренбургском крае 1. Развитие пуховязального промысла. Возникновение пуховязания в Оренбургском крае связано с заселением юго­восточных степей Урала русскими в конце XVII в. Суровый климат здешних мест, постоянно дующий резкий ветер побудили переселенцев заинтересоваться предметами одежды кочующих скотоводов (калмыков, казахов, киргизов), которые под своей верхней одеждой носили теплые поддевки­телогрейки и шарфы, связанные из пуха диких коз. Известный русский ученый, автор трудов по географии, истории и экономике Оренбургского края П.И.Рычков ратовал за необходимость организации пуховязального промысла. 1  В   1770г.   Вольному   экономическому   обществу   была   представлена   пряжа,   впервые изготовленная из пуха ("подседа") местной породы коз супругой Рычкова ­ Аленой Денисовной. За   это   АД.Рычкова   была   награждена   обществом   золотой   медалью.   По   сведениям   краеведов, Рычковы во многом способствовали зарождению пуховязания в Оренбургском крае. Со второй половины XIX в. оренбургские шали получили широкую известность, экспонируясь на отечественных и всемирных выставках (Лондон ­ 1851г., Париж­ 1857г, 1900г, Вена ­ 1873г., Филадельфия   ­1867г,   Чикаго­   1893г.,   Санкт­Петербург­   1870г.,   Москва­   1882г.,   Нижний Новгород ­ 1896г. и др.). В   1886г.   на   Всемирной   выставке   в   Лондоне   была   присуждена   медаль   русской   казачке М.Н.Усковой "За шали из козьего пуха". Сопровождавшее шали описание гласило: "Изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае". К концу прошлого столетия вязание пуховых платков широко распространилось в качестве домашнего занятия по всей территории от Орска до Оренбурга. Переняв это рукоделие у кочующих калмыков, казачки довели его до большого совершенства в   начале   и   середине   прошлого   столетия   Рассказывают,   что   при   посещении   Императором Николаем   Павловичем   г.Оренбурга   казачки   поднесли   в   дар   для   государыни   Александры Федоровны большую пуховую шаль столь тонкой работы, что она уместилась в золотом орехе. Во время пребывания царевича Александра Александровича и царевны Марии Федоровны в Оренбурге   казачки   имели   счастье   поднести   царевне   большую   пуховую   шаль   замечательной работы, вложенную в золотое яичко. В 1909г. на пуховязальный промысел обратило внимание Главное управление землеустройства и земледелия России. По его заданию промысел обследовала С.А. Давыдова. Заметки известной последовательницы русского народного промысла вошли в ее "Очерки пуховя­зального промысла в России",  в которых  Давыдова  характеризует  его как "самобытный  и единственный  в своем роде". Особый интерес представляет краткое замечание о том, что "казацкое население заимствовало эту работу у кочующих калмыков", и дальше: "калмыки же носили вязаные платки из пуха своих коз". По   данным   1908г.   в   трех   отделениях   войска   насчитывалось   12470   казачек,   занимающихся вязанием. В 1910г. ­18586 пуховязальщиц. 1911 и 1912 годы ­ отмечены подъемом промысла. "Столь быстрый рост пуховязания служит ясным доказательством нужды населения Оренбург­ ского   края   в   подобном   промысле.   Если   же   принять   во   внимание,   что   край   этот   нередко подвергается   неурожаям,   побуждающим   сельское   население   на   хуторах   и   в   деревнях   искать заработки, а именно в пуховязальном промысле, так как иного в данной местности оно иметь не может   ­   то   вопрос   о   поддержании   этого   промысла,   а   равно   и   о   развитии   козоводства   для снабжения   более   дешевым   и   доброкачественным   материалом   пуховниц,   является   вопросом самым существенным, к разрешению которого было бы необходимо приступить в возможно ско­ ром времени". Корреспондент С.А.Давыдовой Н.М.Алексеев сообщает, что в эти годы "начали заниматься почти все женщины и девицы в Орском уезде и что, вероятно, через год или два не останется ни одного хутора по берегу реки Сакмары, в котором не занимались бы пуховязанием. О казачьих селениях нечего и говорить, от Орска и до Оренбурга во всех казачьих поселках женщины и девицы от семи лет в свободное от полевых работ время исключительно заняты пуховязанием, да и за Ор­ ском много поселков, в которых занимаются этим ремеслом. Исключение составляют деревни с башкирским населением, так как женщины­башкирки пуховых платков не вяжут". 2. Пуховязальные объединения и размещение их по Оренбургской области. С 1926г. производство платков организуется в артели. В 1930г. начинает работать первая в стране   пуховязальная   фабрика,   использующая   механический   способ   обработки   пуха   и изготовления платков. Пуховязальные места находятся во всех тридцати пяти районах области, причем далеко не равномерно ­ в одних густо, в других ­ меньше. Густота зависит от того, как и где исторически развивалось и окончательно развилось пуховязание. Промысел сильно передвинулся из исконных мест в города. Сейчас почти каждый рабочий поселок городского типа и город имеют среди прочих других организаций контору пуховязального производства. Самые обширные, многолюдные и разнообразные по составу населения Пуховязальные места ­ на деревянных окраинах областного центра Приехали сюда вязальщицы со своими семьями, а те, что постарше, ­ вслед за сыновьями, дочерьми, внуками. Они еще основательнее утвердили  в городе старинное ремесло, которое все ширится. Пуховязальных  производств в области ­ двадцать три. Им подчинены отделения ­ по пять­ десять отделений в производстве. Через них комбинат охватывает примерно полтораста поселков старинных и недавно появившихся ­ рабочих больших сел и малых деревень. Если посмотреть на карту области, на которой квадратиками помечены центры пуховязальных производств, то сразу заметишь, как густо эти квадратики разместились на некотором расстоянии восточнее   Оренбурга.   Это­   Саракташский   район.   В   нем   сосредоточены   четыре   крупных пуховязальных производства, тогда как в других районах ­ лишь по одному, а то и ни одного. Как все дороги ведут в Рим, так все пути в поисках давних пуховых "гнездовий" приведут сюда. Черный  Отрог, Саракташ,  Желтое,  Никитине  ­ все   эти  старые  села   и  есть  центры  нынешних пуховых "гнездовий". Они же ­ центры пуховязальных производств комбината. К югу от Саракташа располагаются другие старинные пуховязальные села ­ Воздвиженка,  Черкассы, Петровское, Красногор, Студеницы, Новокульчумово, Первая Федоровка, Аблязово и так далее. Мастерицы   Саракташского   района,   можно   сказать,   ­   главная   опора   комбината.   От   них комбинат получает шестьдесят процентов общего числа первоклассных платков ручной выделки, присылаемых   со   всей   области,   и   более   трети   всей   продукции.   Только   в   одном   из   четырех производств района ­ Саракташском ­ работает более тысячи человек, то есть восьмая часть комбинатских   вязальщиц.   Другое   производство   ­желтинское   ­   знаменито   тем,   что специализируется   исключительно   на   вязке   ажурных   "паутинок".   Сюда   входят   села:   Желтое, Дубиновка, Чул­пан, Гипс Рудник, Донская, Юлгутла, Мухамедьярово, Новогафарово. На запад от Саракташского района (то есть в сторону Оренбурга) располагаются также очень мощные   пуховязальные   производства   ­верхнечебеньковское,   каменноозерное,   пречистенское, оренбургское с центров в самом Оренбурге. Южнее находится беляевское. Пуховязальные места густо располагаются именно здесь потому, что исстари выращивается в этих местах  оренбургская  коза, чей пух является ценнейшим. Неподалеку от Саракташского района,   в   Губерлинских   горах,   находится   одно   из   самых   мощных   козоводческих   хозяйств области   ­   совхоз   "Губерлинский".   Местный   козий   пух   издавна   считался   ценным   по   всей обширной Оренбургской области и в прилегающих к ней местностях. На восток от Саракташского  района располагаются  кувандыкское, медногорское и орское производства. Западнее   Оренбурга   находятся   переволоцкое,   сорочинское   и   бузу­лукское   пуховязальные места. Севернее Оренбурга ­ татарокаргалинское (охватывает Сакмарский и Октябрьский районы). В   последнее   время   промысел   продвинулся   далеко   на   восток,   в   целинные   районы,   где образовалось ясненское производство, и на крайний юго­запад области, где возникло илекское. Появившийся   в   недавние   годы   поселок   Энергетик   (ириклинского   производства)   стал   внуши­ тельным   поставщиком   ажурных   платков.   Поселок   стоит   на   берегу   Ириклинского водохранилища,   возле   Ириклинской   ГРЭС.   Здесь   женщины   чуть   ли   не   все   вяжут   ­   рабочие, медики, служащие, учителя. Откуда же взялось здесь пуховязание? Во­первых, вслед за мужьями, сыновьями, родными приехали сюда вязальщицы из Желтого. Во­вторых,   число   их   быстро   увеличивается   за   счет   молодых,   которых   учат   работники комбината. В последнее время растет число ажурниц в городах Орске, Новотроицке, Гае. Пуховязанием охвачено как сельское, так и городское население ­русские, украинки, татарки. На промысле работают потомственные ди настии мастериц, передающие из поколения в поколение секреты своего мастерства. Так, в Желтинском производстве с первого дня образования артелей (1927г.) работает уже не одно поколение из семейств Н.Минкиной, Л.Муртазиной, ГАбдулиной. Девочки с 7­летнего возраста приобретают навыки пуховниц от своих родителей и к 13­15 годам уже в совершенстве владеют мастерством вязки пухового платка. Технология изготовления платка "паутинки" 1. Последовательность работы. Для   изготовления   платка   используется   местный   пух:   "губерлинский",   "еленовский"; привозной: "волгоградский", "саратовский", "придонский". Цвет   пуха   естественный   ­   серый   и   белый.   В   феврале­марте   пух­сырец   ("джабажный") вычесывают с коз: 100­ЗООг с одной козы. На белую ажурную "паутинку" размером 150X150 см требуется 95г пуха. Готовая "паутинка" весит 50­60г. Цикл изготовления одного платка длительный ­ от семи до 22 дней. На вывязывание платка из приготовленной пряжи уходит 195­257 часов. "Джабажный" пух разрыхляют на маленькие комочки, удаляют волос, различные посторонние примеси,   обеспыливают.   Затем   производят   тройной   прочес   на   двухрядном   гребне,   чтобы волокнистый   пух   отделился   от   короткого   (охлопьев).   Между   первым   и   третьим   прочесами производят мойку и просушку пуховой мякоти. Перепущенный пух представляет собой параллельно уложенные волокна, которые свертывают в  кудельки  и   прядут   на  руках   при  помощи  маленьких  "веретешек".  После   этого  производят трощение   ­   соединение   двух   нитей   пуховой   пряжи   с   одной   нитью   натурального   шелка   или хлопчатобумажной. Трощеную пряжу скручивают на сучильном веретене. Серую   пряжу   подкрашивают   для   выравнивания   цвета.   Многие   мастерицы   не   пользуются трощеной пряжей, а сохраняют более старинный способ вязания платка из "незапрядного" пуха, когда берутся нити в отдельности из 3­х клубков. В начале века платки вязались из 3 пуховых нитей   без   добавления   шелка,   только   в   толстых   платках,   поступающих   в   продажу   в   Сибирь, использовалась бумажная пряжа. Платки   вяжут   на   двух   небольших   металлических   спицах.   Белые   ажурные   платки   чистят (стирают) в мыльном растворе и натягивают на раму соответствующего размера. Цвет платка зависит от натурального белого или серого пуха различных оттенков. Существовали ажурные многоцветные "паутинки", когда использовалось от 17 до 47 клубков одновременно, т.е. на   каждый   рисунок   требовался   свой   клубочек.   Многоцветную   "паутинку"   создала   в   1959г. потомственная   мастерица   промысла   Ольга   Александровна   Федорова.   В   последние   годы   в   с. Желтом работают над воссозданием серых и двухцветных "паутинок". Техника вязания "паутинок" счетная, поэтому правильное расположение рисунка зависит от строгого расчета петель. Петли набираются по горизонтали, таким образом в рядах по вертикали намечается будущий узор. От количества петель зависит и размер платка. Например: 400 петель соответствует  размеру 150х150 см, 300 петель – 120х120 см. Иногда петли рассчитывают  по количеству   зубцов,   обрамляющих   платок:   45   зубцов   ­   400   петель,   33­34   зубца   ­   300   петель. Отсюда и название "паутинок": "трехсотка", "четырехсотка" и т.д. В 1920­1930 гг. в артели вязали "восьмисотки", так называемые "бисерные" платки. В начале 1930г. в с. Желтом была вывязана "паутинка" в 1000 петель и, на удивление всем, автором ее был мужчина ­ Е.С.Федоров, работавший в артели с 1929 по 1932 год. В то время в артели "паутинки" вязались в основном большого размера, в 600­700 петель, но без зубцов. Как вспоминают мастерицы, вязали одну "паутинку" по 2­3 месяца. Видимо, старые мастера более тонко обрабатывали пряжу, т.к. только очень тонкая пряжа (не толще "паутинки") дает   возможность   вывязывать   мелкие   петли   с   маленькими   накидами.   Чем   толще   пряжа,   тем грубее петли, больше накиды, крупнее узор. В настоящее время "бисерные" платки на промысле не вяжут. 2. Основы художественного оформления платка. Основа   художественного   оформления   платка   ­   строгий   геометрический   рисунок­орнамент. Его элементы просты, но варианты разнообразны. Мотивы ромба, треугольника, шестиугольника и восьмиугольника, простые точки, змейки, ломаные линии образуют богатейшую декоративную обработку пухового полотнища. Рисунки мастерицам не задаются. Платок вяжется по памяти, без предварительного образца. Каждый новый вариант, созданная орнаментальная композиция ­ это плод творческой фантазии мастерицы, ее художественного вкуса, мастерства вязания. Характерными   особенностями   геометрического   орнамента   оренбургских   платков   являются обилие вариаций, неисчерпаемые возможности орнаментальной интерпретации, благодаря чему создается   впечатление   богатства   узоров,   многообразие   их   мотивов.   Мастерицы   постоянно импровизируют, ни один платок не похож на другой. Сегодня сложившийся тип оренбургского платка имеет два варианта: белая ажурная "паутинка" и серый   теплый   платок.   Характерные   особенности   их   орнаментального   декора   ­   строгий, геометризм и симметрия, четкий ритмический  повтор, композиционная ясность. Узор платков организуется по своеобразному канону трехчастной композиции: наложенных друг на друга трех квадратов, образующих центр ­ "середину", и два концентрических ряда ­ "решетку" и "кайму", кайма обрамляется зубцами. В   "однокруговой"   "паутинке"   главным   является   разработка   мотива   ромба   ­   "круга", многократное его повторение в различных элементах. Внутри самого ромба радужное повторение его силуэта иногда доходит до восьмикратного. В   "пятикруговой"   "паутинке"   центральное   место   занимает   крестообразная   фигура   из   пяти ромбов   ­   "кругов".   Симметричные   двух­,   трех­,   четырехкратно   повторенные   зубчатые   ромбы образуют ступенчатый  ритм зигзагообразных  линий, постепенно сменяющих одна другую; они организуют всю композицию, много раз дробясь и повторяясь в силуэтах ажурных треугольников фона середины, решетки, каймы. Завершает композицию зубчатая линия края. В "сплошной" "паутинке" середина заполнена ажуром из "глухотинок". Последние образуют ромбики из простой вязки, в центре которых ­ розетки шестиугольников из "сот". Ромбики как бы нанизаны на невидимую вертикальную ось своеобразными гирляндами, составляющими в то же время упорядоченные горизонтально ряды сплошного узора. 3. Применяемые узоры. Композиционный   строй   узора,   ассоциативные   названия   традиционных   рисунков   передают, своего рода, реальную картину мира. В условно­отвлеченных орнаментальных формах мастерицы отражают окружающую природу, особенности своего быта. Уже  один   перечень   названий  традиционных  оренбургских  рисунков  обладает  своеобразным колоритом:   "ягодка",   "змейка",   "пшенка",   "горох",   "мушки",   "соты",   "рыбы",   "пилки", "косорядки", "глухотинки", "корольки", "мышиный след", "кошачья лапка", "деревце"; из этих элементов  в свою очередь  образуются: "цепочки", "дорожки из мышиного  следа",  "кубики" и "выворотные шашечки из ягодки", "угольники", "встречные пилки", "червонки". Из этого условного второго по сложности орнаментального ряда образуются более сложные варианты: "сосенки", "самоварчик", "снежинка" и т.д. Для того чтобы составить узор при вывязывании "паутинки", нужно знать следующие основные элементы:   "горох",   "рыбка",   "косорядка",   "косорядка   через   одну",   "гармошка",   "корольки", "глухотинки", "крупные глухотинки", "змейка", "кошачьи лапки", "мышиные следы", "соты". Система интегрированных уроков по теме: «Оренбургский платок – «паутинка» Конспекты уроков Урок 1­2.   Тема урока: Узоры пухового платка­«паутинка» Вид работы: Декоративное рисование (индивидуальная работа). Техника: Граттаж. Цели и задачи урока:    1.Формирование нравственно­эстетической отзывчивости на проявления эстетического в жизни и искусстве, образного восприятия окружающего мира. 2.Активизация   художественно­творческих   способностей   школьников   –   использование средств в художественной выразительности, жизненных наблюдений и творческой фантазии.  3.  Формирование теоретических знаний по данной теме, умений и навыков работы в данной технике. Оборудование. Для учителя: демонстрационные образцы узоров пухового платка. Для учащихся:  заготовка ½ альбомного листа: покрытого воском и черной гуашью; пустой стержень (перо или гвоздик). Технико­технологические сведения: ­знакомство с правилами работы в данной технике; ­разметка мест нанесения узоров; ­освоение правил нанесения узоров на лист. Используемая литература: 1. Основы декоративного искусства в школе.­ М.: Просвещение, 1998.­С 77­79. План урока: 1. Организационный момент (2­3 мин.) 2. Изложение нового материала (5­7 мин.) 2.1 История развития и возникновения промысла «Оренбургский пуховый платок­  «паутинка».           2.2  Объяснение выполнения узоров пухового платка 3.    Практическая работа (15­20 мин.) 3.1  Инструктаж по технике безопасной работы 3.2  Самостоятельная работа учащихся 4.   Подведение итога урока (3 мин.) Содержание урока : 1.   Организационный момент (2­3 мин.) ­ ­ Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с таким видом декоративно­ прикладного искусства как «Оренбургский пуховый платок­«паутинка».           2.   Изложение нового материала (7­10 мин.) 1.   История   развития   и   возникновения   промысла   «Оренбургский   пуховый   платок   –   « паутинка». ­   Ребята,   наверное   кто­то   из   вас   уже   знаком   с   этим   прекрасным   видом   декоративно­ прикладного искусства, но я хочу вас познакомить с ним поближе. ­ «Этот пуховязальный   промысел возник во второй половине XVIII в.» так считают первые  исследователи промысла. К сожалению, то далекое время не оставило нам   каких­либо конкретных  фактов и имен. Известно лишь, что первыми освоили искусство вязания из козьего пуха кочевые  племена калмыков населявшие юго­восточные степи Урала. ­   Ребята,   а   первым   исследователем   зарождающегося   промысла   принято считать Петра Ивановича Рычкова. Вяжут   пуховые   платки   из   козьего   пуха,   который   вычесывают   весной   в   период   линьки животных.   Этот   пух   очищают   от   волоса   и   различных   примесей,   рыхлят,   прочесывают   на специальных гребнях   для      параллельного расположения волокон. Волокна моют, прокрашивают и просушивают. В наши дни в Оренбургской области производству пуховых изделий заняты два предприятия: комбинат и фабрика пуховых платков в Оренбурге. ­   Ребята,   эту   нелегкую   работу   выполняют   оренбургские   мастерицы. Узоры для пуховых платков они придумывают сами. И вот сегодня на уроке мы познакомимся с этими прекрасными узорами наших оренбургских мастериц. 2. Объяснение выполнения узоров. 3.  Практическая работа (15­20 мин.) 4.  Подведение итога урока (показ лучших работ) ( 3 мин.) Ребята,   с   каким   же   видом   декоративно­прикладного   искусства   мы   с   вами   сегодня познакомились? Урок 3­4 Тема урока: Оренбургский пуховый платок в народном костюме. Вид работы: Декоративное рисование (индивидуальная работа). Цели и задачи уроков: 1. Формирование нравственно­эстетической отзывчивости  на художественную сторону прошлому ценностного отношения к         окружающего своего народа, его обычаям и традициям. мира;   2. Активизация творческих способностей учащихся, развитие художественно­образного Б.М.Неменский . ­ М.: Просвещение, 1991. ­ 192 с. План урока: I. П. III. IV. V. VI. Содержание урока Организационный момент (2­3 мин.) Беседа (8­10 мин.) Объяснение выполнения задания (5­7 мин.) Практическая работа учащихся (15­20 мин.) Итог урока (5­7 мин.) Задание на дом ( 2­3 мин.) и ассоциативного мышления. Формирование 3.   теоретических   знаний   по   данной   теме. Оборудование. Оборудование урока: Для учителя: демонстрационные образцы рисунка, шаблоны женской фигуры. Для учащихся: альбомный лист, гуашь, кисть, простой карандаш, ластик, баночка для воды. Используемая литература: 1.   Изобразительное   искусство   и   художественный   труд   (1­4):   Кн.   Для   учителя   / Организационный момент I. ­   Ребята,   сегодня   на   уроке   мы   с   вами   научимся   украшать   народный   костюм   пуховым платком. II. ­ Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с вами с народным промыслом Оренбургской Беседа области «Пуховый платок­«паутинка». ­ Сегодня на уроке мы попробуем с вами украсить народный костюм пуховым платком. В старину  все девушки  и женщины  любили  так наряжаться.  Пуховый  платок­«паутинка» украшал   еще   больше   народный   костюм.  Но  пуховый   платок   не  только   украшал,   но  и   согревал женщин. ­ Скажите, а у кого мамы и бабушки и сейчас одевают пуховые платки на плечи? ­ Вот видите,  этот поистине красивый  и теплый  Оренбургский  пуховый  платок и сейчас согревает души наших мам и бабушек. Объяснение выполнения задания. III. Ученикам раздаются шаблоны женской фигуры. Задание: совместить шаблон с альбомным листом бумаги и обвести простым карандашом. Продумать и тонкой линией разметить основные элементы изображения. Работа с гуашью: смешивать не больше двух цветов. Продумать цветовое решение костюма. Изображение элементов платка: сначала покрываем голубым (сиреневым) цветом (белила с синим, красным). Затем наносим традиционный узор Оренбургского пухового платка на народный костюм. Самостоятельная работа учащихся IV. Во время самостоятельной работы учителю необходимо обойти весь класс и посмотреть, как дети справляются с заданием, при необходимости дать устную консультацию. Подведение итога уроков V. В   конце   урока   готовое   изделие   обсуждаются   всем   классом.   Самые   интересные   детские работы показывают классу. Урок 5. Компьютерная графика.  Интегрированный урок информатики и изобразительного искусства.    «Искусство   обучения   есть   искусство   будить   в   юных   душах   любознательность   и   затем удовлетворять   её,   ­   писал   А.Франс.   Побуждению   учащихся   к   творчеству,   поиску   способствует наличие своего вычислительного центра. Использование РС ­ подобной вычислительной техники в школах дает возможность широко внедрять интеграцию информатики со всеми предметами без исключения. На   уроках   информатики   ученики   овладевают   компьютерной   грамотностью   и   учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер, с помощью которого можно решать уравнения, строить графики, чертить чертежи, готовить тексты, рисовать, сочинять мелодии, обучать и развлекать.   Графические редакторы – одни из самых популярных прикладных программ. Их существует огромное множество с разными возможностями, но все они включают в себя необходимый минимум, освобождающий  от рутинной работы и способствующий  самостоятельному творчеству. Ученики младших   классов   получают   возможность   выполнять   рисунки   точками,   отрезками,   кругами, прямоугольниками и т.д. Они могут увеличить размер любой части рисунка, чтобы проработать её детально. Компонуя рисунок в целом, изменяют размер того или иного фрагмента, перемещают изображение в другую часть экрана. Дети имеют возможность зеркально отобразить графическую композицию по горизонтали и вертикали, стереть часть рисунка, закрасить её выбранным цветом, добавить   текстовую   информацию.   Творческую   работу   школьника   можно   сохранить   на   жестком диске или вывести на принтер, то есть напечатать. Ребенок пользуется цветовыми оттенками: 256 на цветном мониторе и  16  на монохромном. На   уроках   информатики   младшие   школьники   уже   через   2­3   занятия   овладевают необходимыми навыками работы с графическим редактором, выполняют несложные собственные рисунки по теме, предложенной учителем. Зажечь в детях творческую искорку, увлечь их и заставить забыть, что они работают на сложнейшей технике при помощи клавиатуры, а не на привычной бумаге карандашом, направить их, помочь реализовать свою идею – призван преподаватель ИЗО. Пытаясь выполнить свой замысел, дети будут стремиться найти и изучить новые возможности графического редактора, а это в свою очередь подтолкнет их к новым творческим задумкам. Таким образом, трудно разделить функции и обязанности учителя информатики, учителя ИЗО и учеников. Единство цели порождает единство действий, в конечном результате одинаково заинтересованы  все.          Сценарий урока компьютерной графики в 5 классе. « Компьютерная графика как вид изобразительного искусства»  /выполнение узора для Оренбургского платка – «паутинка»/. Урок   начинается   с   вступительного   слова   учителя:   «Мы   с   вами   знакомы   с   таким   видом изобразительного искусства, как графика. Графика – это вид искусства, в котором изображение создается при помощи линейного рисунок, строго основанного на сочетании белого и черного. В наше время под графикой принято понимать довольно широкий  круг явлений  изобразительного искусства. Мы видим их не только на выставках, но и повседневно сталкиваемся с ними в жизни. С какими   видами   графических   изображений   вы   знакомы?   Какие   материалы   и   приемы   использует художник­график в своей работе?» Ученики рассказывают, что одним из самых распространенных видов графического искусства является книжная иллюстрация, а еще, так называемая печатная графика­это плакаты, театральные афиши,   почтовые   марки   и   открытки,   этикетки   на   спичечных   коробках.   Ученики   перечисляют графические   материалы   и   приемы   работы,   с   которыми   они   уже   встречались   на   уроках изобразительного искусства: цветные мелки, пастель, фломастеры, цветные карандаши и чаще всего, черная тушь и перо. «Ребята,   я   вам   говорила,   что   «графика»   ­   это   широкий   круг   явлений   изобразительного искусства.   Компьютерная   графика   –   это   еще   один   вид   графики,   с   которым   мы   встречаемся ежедневно.   Вспомните   оригинальные   заставки   к   телепрограммам,   выполненные   в   технике трехмерной компьютерной графики; все чаще встречается компьютерная мультипликация. А кто из вас не играл  в  компьютерные  игры?  На компьютере  выполняются  различные  чертежи,  шрифты, можно печатать текст. Но на компьютере можно еще и создавать произведения изобразительного искусства, творить. Компьютерные рисунки могут быть плоскими и трехмерными, монохромными и выполненными в цвете».  Учитель   демонстрирует   ученические   работы   и   образцы   рисунков   самого   учителя,   чтобы показать возможности использования программы «Графический редактор». «Сегодня нашей мастерской будет компьютерный зал, а рабочей плоскостью – экран дисплея. На   уроках   информатики   вы   усвоили   приемы   работы   на   клавиатуре   компьютера,   научились пользоваться многими режимами графического редактора. Преимущество работы на компьютере – это, во ­ первых: скорость, во ­ вторых: возможность варьировать изображение ­ перемещать его по рабочей плоскости, в третьих: увеличивать или уменьшать, стирать, если компоновка рисунка вас не устраивает. Вы можете что­то добавить в свою работу и снова убрать, чтобы добиться гармоничного заполнения элементами изображения своей творческой работы. Неоднократно мы с вами говорили, что графика – это, прежде всего рисунок, линейный и четкий,   основанный   на   сочетании   белого   и   черного.   У   нас   рабочая   плоскость   –   это   экран компьютера с монохромным изображением. Будем работать на сочетаниях черного, белого». Учитель демонстрирует возможности графического редактора и рассказывает о технических особенностях,   которые   надо   будет   учитывать   при   работе:   об   ошибках   при   выборе   фактурной заливки, о соблюдении резкой контрастности на экране дисплея, о специфике принтера. Показывает возможные   варианты,   обращает   внимание   на   ошибки   и   удачные   творческие   находки   автора рисунков. Сегодня мы на основе сочетания точек, линий попробуем составить: а/. Узор для каймы «паутинки», б/. Узор для середины «паутинки» или палантина. Начинаем   работу,   используя   принципы   графического   искусства,   правила   составления орнаментов,   используем   элементы   узоров   для   «паутинки»,   которые   мы   с   вами   изучили   на предыдущих уроках, композицию составляете, соблюдая последовательность. Линией набрасываете свою   будущую   композицию.   Рисунок   нужно   вести   к   окончательному   решению   постепенно,   не выпуская из виду понятие «пятно» ( зрительный центр ), сочетание элементов ( белых и черных ) не должны нарушать плоскость, рисунок должен быть целостным, «не разваливаться» на отдельные части.   Нужно   соблюдать   последовательность   загрузки   рабочей   плоскости   изобразительными элементами. Придется внимательно следить за тем, чтобы отдельные части изображения составляли узор. Учащиеся   выполняют   работу,   а   учителя   ИЗО   и   информатики   оказывают   помощь, консультируют,   дают  рекомендации.   Урок  подошел   к   концу.   Производится   просмотр  рисунков. Дети   совместно   с   преподавателями   обсуждают   и   анализируют   работы.   Выявляются   ошибки, отмечаются творческие находки. На сегодня урок компьютерной графики завершился. Что   же   дают   детям   подобные   уроки   интеграции   двух   предметов   –   изобразительного искусства и информатики? Учащиеся   проявляют   свои   возможности   выполнять   графические   композиции самостоятельного   назначения.   Изучение   несложных   геометрических   фигур   постепенно   подводит учащихся к пониманию конструктивной закономерности построения рисунка, к многообразию его вариантов, умению использовать площадь листа     (дисплея ).  Сюжет, как правило, возникает по ходу   работы,   изменяясь   и   обогащаясь.   При   этом   развивается   фантазия,   формируется художественный вкус. Дети хотят узнать как можно больше о том времени, в котором они живут, их притягивает   новая   информация,   современная   техника.   Рисуя   на   компьютере,   создавая   свое «произведение искусства», видя его напечатанным на принтере, они испытывают удовлетворение, ощущают свою значимость. Дать импульс к новому виду творчества, вызвать интерес к искусству сегодняшнего дня, потребность не только заниматься им, но и понимать его, осознавать эстетические законы – вот главная цель учителя на подобных занятиях. Поиск новых путей развития творчества детей, поиск альтернативы уже сложившимся жанрам изобразительного искусства оказывается плодотворным и эффективным, ведь, «впечатления от детства во многом определяют будущее каждого человека».

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО  (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО  (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО  (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО  (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО  (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО  (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО  (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО  (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО  (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО  (на примере темы «Оренбургский пуховый платок-«паутинка»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017