И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Оценка 4.6

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Оценка 4.6
Научные работы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
28.04.2017
И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
В статье рассматривается проблема формирования ценностных ориентаций воспитанников детского дома. Показано, что передача социального опыта, общественных ценностей, норм поведения и морали происходит в процессе социализации личности. Проанализированы основные аспекты социализации в условиях полной семьи и учреждения социального типа. В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций на уровне индивидуальных приоритетов подростков из детского дома и их сверстников, воспитывающихся в полной семье. Проведён сравнительный анализ результатов исследования.
Статья РБ.docx
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И.А. Сельцова Республиканский институт высшей школы г. Минск В   статье   рассматривается   проблема   формирования   ценностных ориентаций воспитанников детского дома. Показано, что передача социального опыта,   общественных   ценностей,   норм   поведения   и   морали   происходит   в процессе   социализации   личности.   Проанализированы   основные   аспекты социализации в условиях полной семьи и учреждения социального типа. В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций на   уровне   индивидуальных   приоритетов   подростков   из   детского   дома   и   их сверстников, воспитывающихся в полной семье. Проведён сравнительный анализ результатов исследования. The article deals with the problem of value formation of adolescent children's home.   Value   orientations   are   formed   in   the   process   of   socialization.   We   have analyzed the conditions of socialization of orphans. The article compares the value orientation of orphans and children from families. Ключевые   слова:   ценностные   ориентации   личности,   социализация, социальный опыт, «семейный капитал». Начиная с 90­х годов ХХ столетия, в постсоветском обществе происходят кардинальные   социальные,   экономические   и   политические   перемены. Привычный устой жизни изменился, ушли в небытиё прежние, такие привычные и понятные всем, идеалы и ценности. Поколение тех лет столкнулась с серьёзной проблемой, а именно, с трансформацией старых и поиском новых ценностных 1 ориентиров.   Формирование   новых   ценностей   происходило   в   изменившихся социальных условиях, и именно эти условия влияли на саму систему ценностей.  В настоящее время уже можно говорить о новом социальном опыте, новых нормах поведения и нормах морали сложившихся за последнее двадцатилетие. Именно   этот   опыт   нынешнее   подрастающее   поколение   преобразует   в собственные   ценности   и   ориентации,   избирательно   вводя   в   свою   систему поведения   те   нормы   и   шаблоны   поведения,   которые   приняты   в   обществе   в настоящий момент.  Формирование ценностных ориентиров личности происходит постепенно в процессе   её   социализации.   С   младенчества   и   до   подросткового   периода общественные   ценности   усваиваются   некритически   (стадия   первичной социализации или стадия адаптации) [5]. В   подростковом   возрасте   главным   новообразованием,   по   мнению практически всех отечественных авторов, начиная с Л. С. Выготского, является чувство взрослости, которое проявляется ориентацией на взрослые ценности [8]. Как   отмечает   И.   С.   Кон,   такая   ориентация,   отличается   противоречивым характером.   С   одной   стороны,   для   подростков   исключительную   значимость приобретают ценности, принятые в группе сверстников. С другой стороны, в этот   период   впервые   появляется   возможность   формирования   собственной связной и непротиворечивой ценностной системы, определяющаяся развитием способности к критической переоценке принципов внешней, «взрослой» морали (стадия индивидуализации) [4].  Предпосылки   для   начала   реального   выполнения   системой   ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складывается лишь в юношеском возрасте (стадия интеграции) [5]. Однако динамическая система ценностных ориентаций не останавливается на этом в своем развитии. Период взрослости характеризуется осуществлением намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировкой при 2 затруднениях   в   достижении,   передачей   социального   опыта,   общественных ценностей и установок новому поколению (трудовая и послетрудовая стадии социализации).   Следовательно,   система   ценностных   ориентаций   личности изменяется на протяжении всей жизни человека, включая и зрелый возраст. Система   жизненных   ценностей   не   является   чем­то   абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности и мира, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций [8]. Как   показано   выше,   формирование   ценностных   ориентаций   личности неразрывно   связано   с   процессом   социализации.   Поэтому   условия,  в   которых социализируется   личность,   будут   существенным   образом   влиять   на   её ценностные ориентиры. Если говорить о социализации в условиях полной семьи и детского дома, то разница очевидна.  Как отмечает И.Ф. Дементьева, условия жизни ребенка, имеющего   дом,   не   адекватны   жизненным   условиям   ребенка   из   сиротского учреждения. Здесь вступает в действие закон дивергенции социальной среды, который   в   значительной   мере   сокращает   шансы   ребенка­сироты   достигнуть адаптации в обществе на уровне домашних детей [2]. Анализируя   работы   зарубежных   и   отечественных   психологов,   Н.В. Романовский,   выделяет   следующие   недостатки   сиротских   учреждений: отсутствие   постоянного,   заботящегося   о   ребенке   взрослого   человека; неправильная организация общения взрослых с детьми; отсутствие программ, направленных на компенсацию развития, вызванного проживанием вне семьи [6]. По мнению Н.Г. Тихонцевой, изолируя ребенка в стенах детского дома, общество тем самым отстраняет его от культурных ценностей и норм, крайне затрудняя передачу ребенку социокультурного опыта, дефицит которого он, как правило, не может восполнить и в своей взрослой жизни [7]. 3 Подросток,   так   и   не   научившийся   создавать   нормативы   собственной деятельности вследствие того, что весь уклад жизни в детском доме приучает ребенка   к   тому,   что   его   обеспечивают   всем   необходимым   и   обслуживают, выходя во «взрослую» жизнь, начинает самоутверждаться, нарушая моральные нормы, игнорируя правила, установленные взрослыми. Другой, не менее важный фактор, препятствующий нормальной социализации ребенка, состоит в том, что вся его деятельность в стенах детского дома направлена либо на себя, либо на группу своих сверстников, но практически никогда – на социум, находящийся за пределами учреждения. До окончания школы (9 или 11 классов) дети­сироты находятся в одном пространстве ­ детском учреждении, разной степени открытости/закрытости и представляют   собой   определенную   группу   детей,   подростков,   связанных территориальным единством. Дети каждой группы (детского учреждения) живут в одинаковых условиях, получают одинаковое воспитание и образование, имеют один социальный статус ­ воспитанники. На взгляд Н.В. Романовского сироты, по   крайней   мере,   одного   учебного   заведения,   тяготеют   друг   к   другу   и   при окончании школы. Каузальная причина того, что дети объединены в группировку «воспитанники детского дома» заключается в опеке государства и в отсутствии родительской заботы [6]. В работе Э.Р. Алексеевой показано, что родители выступают главными агентами   первичной   социализации   ребенка,   в   ходе   которой   в   результате непосредственного общения происходит усвоение ребенком социальных ролей, качеств,   свойств,   знаний,   характерных   для   данной   социальной   группы  [1]. Ребенок   осваивает   социальные   роли,   ему   приписывается   определенный социальный статус. При этом семья снабжает ребенка «семейным капиталом» в виде   определенных   ресурсов   (экономических,   социальных,   культурных, ценностных   и   т.д.),   которые   помогают   ему   успешно   адаптироваться   и интегрироваться в обществе. Передача ресурсов происходит в виде трансляции 4 социального   опыта   через   взаимодействие   ребенка   с   родителями.   Недостаток «семейного   капитала»   снижает   возможности   успешной   социализации   и интеграции ребенка в обществе.  В   условиях   детского   дома,   искажается   либо   полностью   отсутствует передача социального опыта от родителей к детям, что оказывает негативное влияние на процесс интеграции детей в общество. Все эти факторы, по мнению автора,   способствуют   формированию   особой   группы   детей,   лишенных родительской опеки, социальное положение и условия социализации  которых отличаются   от   положения   детей,   воспитывающихся   в   семье   в   нормальных условиях [1]. Социальная ситуация развития ребенка в детском доме при отсутствии нормальных для него контактов (семья, друзья, соседи и т. д.) приводит к тому, что система ценностей создаётся на основе противоречивой информации, получаемой ребенком-сиротой из различных источников. Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации, социальной активности, социальной компетентности, сформированности социальных ценностей воспитанников детских домов. Цель данной статьи – проанализировать и сравнить реально действующие ценности,   индивидуальные   приоритеты   подростков   из   детского   дома   и   их сверстников  из  полной семьи. Для  реализации  поставленной цели  в  качестве психологического   инструментария   использовалась   методика   ценностей   Ш. Шварца (вторая часть «Профиль личности»). В исследовании принимали участие 30   воспитанников   детского   дома   г.   Гродно   (17   девочек   и   13   мальчиков), оставшихся   без   попечения   родителей   и   30   учащихся   общеобразовательной школы   г.   Гродно   (16   девочек   и   14   мальчиков),   воспитывающиеся   в   полных семьях. Возраст испытуемых в обеих группах 14 – 16 лет.  5 При   первичной   обработке   данных   вычислялся   средний   балл   для выбранных   испытуемым   ответов   в   соответствии   с   ключом.   Обработка проводилась   отдельно   для   каждого   из   10   типов   ценностных   ориентаций. Величина среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости   данного   типа   ценностей   для   испытуемого.   Затем   определялось средние значение каждой ценности по группе и устанавливалось их ранговое соотношение.  Результаты   ранжирования   ценностных   приоритетов   воспитанников детского дома представлены в таблице 1: Таблица   1.   –   Ранжирование   типов   ценностей   на   уровне индивидуальных приоритетов подростков из детского дома Ценности Доброта  Гедонизм Безопасность Конформность Стимуляция  Достижения Самостоятельность  Универсализм Традиции Власть  Средний балл 2,5 2,4 2,4 2,3 2,2 2,0 1,9 1,9 1,7 1,1 Групповой ранг 1 2,5 2,5 4 5 6 7,5 7,5 9 10 Как   видно   из   данных,   представленных   в   таблице   1,   на   уровне индивидуальных   приоритетов   наибольшей   значимостью   для   воспитанников детского дома обладают такие типы ценностей, как «Доброта» (средний балл – 2,5), «Гедонизм» (средний балл – 2,4), «Безопасность» (средний балл – 2,4). То есть,   наиболее   часто   в   социальном   поведении   подростков   из   детского   дома проявляется   стремление   нравиться   другим,   устанавливать,   поддерживать   и 6 сохранять положительные эмоциональные отношения с другими людьми. Они слоны получать удовольствие от жизни наслаждаться ей. При этом не менее важно для данной категории подростков, чувствовать себя в безопасности.  Далее нами были проанализированы ценностные приоритеты подростков, воспитывающихся в полных семьях. Результаты представлены в таблице 2: Таблица   2.   –   Ранжирование   типов   ценностей   на   уровне индивидуальных приоритетов подростков из полных семей Ценности Гедонизм  Стимуляция Самостоятельность  Доброта Безопасность Универсализм  Достижения Конформность Традиции Власть  Средний балл 3,1 2,9 2,7 2,6 2,3 2,3 2,2 2,1 1,7 0,9 Групповой ранг 1 2 3 4 5,5 5,5 7 8 9 10 Согласно,   приведённым   в   таблице   2   данным,   на   уровне   конкретных поступков   для   подростков   из   полной   семьи   наиболее   важными   являются следующие типы ценностей: «Гедонизм» (средний балл – 3,1), «Стимуляция» (средний   балл   –   2,9)   и   «Самостоятельность»   (средний   балл   –   2,7). Следовательно, в повседневной жизни подростки, воспитывающиеся в полных   предпочитают   ориентироваться   на   получение   удовольствия, семьях, наслаждение жизнью, стремятся к новизне и глубоким переживаниям, отдают 7 предпочтение самостоятельности мышления и выбора способов деятельности, ценят творчество и исследовательскую активность. Математический   анализ   данных   по   критерию   Манна­Уитни,   выявил статистически   значимые   (на   уровне  p≤0,05)   различия   между   группами   по следующим показателям «Гедонизм» (U=137;  p≤0,05), «Стимуляция» (U=151; p≤0,05) и «Самостоятельность» (U=140;  p≤0,05). То есть, семейные подростки чаще выбирают данные ценности на уровне индивидуальных приоритетов, чем воспитанники детского дома. Согласно теории динамических отношений между ценностными типами, разработанной Ш. Шварцем,  действия, совершаемые в соответствии с каждым типом   ценностей,   имеют   психологические,   практические  и   социальные последствия,   которые   могут   вступать   в   конфликт   или,   наоборот,   быть совместимыми с другими типами ценностей. Например, ценности достижения могут  вступать   в   конфликт   с   ценностями   доброты:   стремление  к   личному успеху   может   противоречить   действиям,   направленным   на   повышение благополучия других (рисунок 1).  Рисунок   1.   –   Теоретическая   модель   отношений   между   десятью мотивационными типами ценностей (по Ш. Шварцу) 8 Результаты исследования выявили конфликтность мотивационных типов ценностей у воспитанников детского дома. Так ценности доброты вступают в конфликт с ценностями гедонизма, которые, в свою очередь, конфликтуют с ценностями   безопасности.   У   семейных   подростков   напротив,   наблюдается совместимость и взаимная дополняемость мотивационных типов ценностей. Они демонстрируют явную открытость изменениям.  Таким   образом,   проведённый   теоретический   анализ   и   эмпирическое исследование проблемы ценностных ориентаций воспитанников детского дома и подростков   из   полных   семей   (на   уровне   индивидуальных   приоритетов), позволили сформулировать следующие выводы: ­  формирование ценностных ориентаций личности неразрывно связано с процессом   социализации.   Поэтому   условия,   в   которых   социализируется личность, будут существенным образом влиять на её ценностные ориентиры; ­  процесс социализации воспитанников детского дома протекает в течение всего периода пребывания их в государственном учреждении и далее всю жизнь. В  условиях детского дома, искажается либо полностью отсутствует передача социального опыта   от   родителей   к   детям,   что   оказывает   негативное   влияние   на   процесс интеграции детей в общество; ­  социальная ситуация развития ребенка в детском доме при отсутствии нормальных для него контактов (семья, друзья, соседи и т. д.) приводит к тому, что система ценностей создаётся на основе противоречивой информации, получаемой ребенком-сиротой из различных источников: от воспитателей (порой часто меняющихся), учителей, от других взрослых (например, во время пребывания в семьях за границей), от сверстников (в основном таких же воспитанников детского дома). Дети наблюдают различные социальные связи, 9 отношения, роли, но именно, только наблюдают, не постигая всей глубины социальных явлений; ­ в результате исследования выявлено, что  наиболее часто в социальном поведении   подростков   из   детского   дома   проявляется   стремление   нравиться   устанавливать,   поддерживать   и   сохранять   положительные другим, эмоциональные   отношения   с   другими   людьми.   Они   слоны   получать удовольствие от жизни наслаждаться ей. При этом не менее важно для данной категории подростков, чувствовать себя в безопасности; ­ в повседневной жизни подростки, воспитывающиеся в полных семьях, также предпочитают ориентироваться на получение удовольствия, наслаждение жизнью,  однако   они   стремятся   к   новизне   и   глубоким   переживаниям,  отдают предпочтение самостоятельности мышления и выбора способов деятельности, ценят   творчество   и   исследовательскую   активность.   Статистический   анализ данных показал, что семейные подростки чаще выбирают данные ценности на уровне индивидуальных приоритетов, чем воспитанники детского дома. ­ результаты исследования выявили конфликтность мотивационных типов ценностей у воспитанников детского дома. Так ценности доброты вступают в конфликт с ценностями гедонизма, которые, в свою очередь, конфликтуют с ценностями   безопасности.   У   семейных   подростков   напротив,   наблюдается совместимость и взаимная дополняемость мотивационных типов ценностей. Они демонстрируют явную открытость изменениям.  По   нашему   мнению,   самое   главное   отличие   ценностных   ориентаций воспитанников детского дома от системы ценностных предпочтение подростков из полной семьи, состоит не столько в том, какие ценности являются для них первостепенными, а именно в отсутствии  самой системы ценностей.  Так  как система   вообще,   также   как   и   система   ценностных   ориентаций   личности   в частности – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. У подростков 10 из   детского   дома   это   единство   отсутствует. несформированность системы ценностных ориентаций.   Что   указывает   на СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Алексеева, Э.Р. Патронатная семья как институт социализации детей­ сирот: автореф. дисс. …канд. социол. наук / Э.Р. Алексеева. – Екатеринбург, 2008. – 21 с. 2.   Дементьева,   И.Ф.   Социальная   адаптация   детей­сирот:   проблемы   и перспективы   в   условиях   рынка   /   И.Ф.   Дементьева   //   Социологические исследования. – 1992. ­ №10. – С. 62 – 70. 3. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с. 4.   Кон,   И.С.   Психология   ранней   юности   /   И.С.   Кон.   –   Изд­во: Просвещение, 1989. – 256 с. 5. Петровский, А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 1984. ­ №4. – С. 15 – 29. 6.   Романовский,   Н.В.   Представления   о   взрослом   у   детей­сирот, воспитывающихся в детском доме / Н.В. Романовский // Психологическая наука и образование, 2009. ­ №5. – С. 58­64. 7.   Тихонцева,   Н.Г.   Некоторые   психолого­педагогические   аспекты адаптации социальных сирот в России / Н.Г. Тихонцева // Весник МГОУ. – 2009. ­ №2. – С. 91 – 95. 8.   Яницкий,   М.С.   Ценностные   ориентации   личности   как   динамическая система / М.С. Яницкий. – Изд­во: Кузбассвузиздат, 2000. – 98 с.  11 12

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И.А. Сельцова СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА И ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017