Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ
Оценка 4.6

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
ОБЖ
Взрослым
05.05.2017
Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ
В данной работе рассматриваются основные идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ. Работа начинается с основного - ФГОС преподавания предмета ОБЖ и описана структура и содержание школьного курса ОБЖ. В данной работе также подробно рассмотрено использование современных педагогических технологий в обучении основам безопасности жизнедеятельности.
Диплом ОБЖ Карпенко.docx
АНО ДПО «Институт управления и права» ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА по дополнительной  профессиональной  образовательной  программе профессиональной переподготовки «Педагогическое образование: «преподаватель – организатор основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) » Тема: «Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ.» Дипломную работу  подготовил: Карпенко Василий Николаевич Должность: Заместитель директора по безопасности Место работы: МБОУ СОШ № 5 16 марта 2017 г. г.  Мытищи,  Московская область Российская Федерация Оглавление Введение…………………………………………………………………3  Идеи   развивающего   обучения   в   преподавании Глава   I. ОБЖ…………………………………………………………………………….6 1.1Идеи   развивающего   обучения   в   преподавании   ОБЖ   и Государственный стандарт основного общего и среднего (полного) общего безопасности образования основам по       жизнедеятельности……………………………………………………………..6 курса   школьного 1.2Структура содержание и       ОБЖ…………………………………………………………………….……...10 1.3   Методы   развивающего   обучения   при   работе   по   формированию основ безопасности жизнедеятельности  в МБОУ  СОШ №5  г. Мытищи…………………………………………………………………......12 Глава II. Использование современных педагогических технологий в безопасности основам     обучении жизнедеятельности……………………………………………………….…...17 2.1  Основные   типологии   уроков,   применяемых   в   преподавании ОБЖ……………………………………………………………………………17 2.2   Обзор   современных   педагогических   технологий………. …………………………………………………………….25 Заключение……………………………………………..………………30 Литература……………….……………………………………………..32 2 Введение Проблема   безопасности  жизнедеятельности  человека   признается   во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях,   а   тема   «Риск,   наука,   обучение   на   школьном   уровне» Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы.  В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек   становятся   инвалидами,   еще   больше   людей   теряют   здоровье, подвергаются насилию.  Опасные предметы подстерегают сегодня ребенка всюду.   С   самого   рождения   ребенок   сталкивается   с   природными опасностями, например это может быть солнечная радиация, низкая или наоборот чрезмерно высокая температура воздуха, гром, молния. Далее в его жизни появляются техногенные опасности, с развитием человеческого общества   совершенствуются   технические   средства,   к   техногенным опасностям   относятся:   автомобили,   телевизоры,   компьютеры,   газовые   и электрические плиты, пылесосы. А так же на протяжении всего школьного возраста ребенка окружают социальные опасности, такие, как алкоголизм, наркомания, терроризм, встреча с незнакомыми людьми.  Понятие безопасности жизнедеятельности в ОУ   ранее включало в себя   следующие   аспекты:   охрана   жизни   и   здоровья   детей,   обеспечение безопасных   условий   труда   сотрудников     ОУ.   Но   современный   мир расширилподходы к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.  Вопросы   безопасности   жизнедеятельности   разрабатывались   в исследованиях многих отечественных ученых (В.А.Алексеенко, В.С.Белов, А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, М.В.Ломоносов, О.Н.Русак, И.М.Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.).  3 В   процессе   своей   жизнедеятельности   человек   может   оказаться   в любой опасной ситуации. Как правило, это происходит в тот момент, когда рядом   никого   нет   и   некому   подсказать,   что   делать   и   как   себя   вести. Поэтому от правильных действий в условиях опасных ситуаций во многом зависит не только обеспечение личной безопасности, но и спасение тех, кто оказался   рядом.   Умение  с   детства  правильно   и   безопасно   вести   себя   в повседневной   жизни,   в   опасных   ситуациях   определяет   степень защищенности человека и характеризует его уровень культуры в области безопасности   жизнедеятельности,   формируемой   в   процессе   освоения программного   содержания   предмета   «Основы   безопасности жизнедеятельности» в школе.  Успех   и   эффективность   учебно­воспитательной   работы   зависит   от умелого   использования   многообразия   форм   ее   организации.   Без   научно­ обоснованного и правильно подобранного содержания образования трудно рассчитывать   на   успешное   осуществление   цели   образования   ­ формирование   всесторонне   развитой   гармоничной   личности,   способной самореализоваться   в   условиях   изменяющейся   реальности,   ибо   в   самом содержании   образования   заложены   основы   формирования   растущей личности. Актуальность   выбранной   темы   определяется   необходимостью повышения   качества   преподавания   в   общеобразовательных   учреждениях предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе внедрения в образовательный процесс современных результатов исследований в области методологических   и   организационно­педагогических   вопросов   обучения. При этом главным является использование учителями ОБЖ эффективных подходов (методы, приемы, средства, технологии обучения) в организации образовательного   процесса   по   предмету.   Это   на   мой   взгляд   позволит существенно   повысить   мотивацию   учащихся   к   приобретению   глубоких 4 знаний,   умений   и   навыков,   необходимых   для   адекватного   поведения   в опасных ситуациях. Это и послужило выбором мной обозначенной темы исследования.   Цель   работы:   Изучить   основные   идеи   развивающего   обучения,   а также рассмотреть основные приемы и методы формирования готовности   учреждении   к   процессу   изучения учащихся   в   общеобразовательном   дисциплины ОБЖ.  Задачи исследования: 1.   Определить   и   теоретически   обосновать   характеристику современного состояния содержания образования по основам безопасности жизнедеятельности в школе. 2. Определить основные организационные формы, методы, приемы и средства   развивающего   обучения   школьников   основам   безопасности жизнедеятельности. 3.   Провести   анализ   использования   современных   педагогических развивающих   технологий   в   обучении   школьников   основам   безопасности жизнедеятельности. 4. Найти и проанализировать основные приемы и методы готовности учащихся   общеобразовательного   дисциплины ОБЖ.   учреждения   к   процессу   изучения Объект   исследования:   процесс   обучения   школьников   основам безопасности жизнедеятельности. Предмет   исследования:   современные   методологические   и организационно­педагогические  основы  обучения учащихся на уроках  по ОБЖ. Практическая значимость работы: использование результатов работы при   проведении   уроков   по   безопасности   жизнедеятельности   в общеобразовательной   школе   на   основе   обобщения   и   систематизации 5 теоретических   и  практических   результатов   и   их   применение   в   практике работы учителя ОБЖ. Методы исследования: теоретический анализ и синтез современного педагогического   и   методического   знания   по   проблеме   исследования; обобщение и систематизация результатов исследований. Гипотеза: мы предполагаем, что изучение результатов исследований в области   методологических   и   организационно­педагогических   основ обучения учащихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности позволит вооружить учителей по ОБЖ современными знаниями в области организации образовательного процесса, что позволит повысить мотивацию школьников   к   изучению   предмета   и   как   следствие   этого   создаст необходимые предпосылки к адекватному поведению в условиях опасных ситуаций. Предмет ОБЖ является базовым, системообразующим. Изучение   курса   ОБЖ   направлено   на   формирование   у   учащихся сознательного   и   ответственного   отношения   к   личной   безопасности   и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само­ и взаимопомощь. Глава I. Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ.   1.1.  Идеи   развивающего   обучения   в   преподавании   ОБЖ   и Государственный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Курс   «Основы   безопасности   жизнеятельности»   приобретает   в настоящее время особое значение в образовании учащихся в связи с тем, что ежегодно в России регистрируются миллионы происшествий, в которых погибают и получают увечья, серьезные травмы и заболевания сотни тысяч 6 наших сограждан, в том числе дети и подростки. Чтобы в какой­то мере обеспечить безопасность детей и подростков, необходимо давать им знания и обучать навыкам поведения в экстремальных ситуациях дома, в школе, на улице, выработать у них умения защищать свою жизнь к здоровье, оказывать помощь   себе   и   по   возможности   другим   людям.   Для   этого   требуются определенные технологии обучения. Организация   преподавания   любого   курса   в   школе   системна   и включает: *   разработку   и   согласование   всеми   звеньями   управления преподаванием   курса  программ   и  учебников,  выработку   этими  звеньями единых взглядов на задачи, виды, методы и формы изучения курса; * планирование изучения курса; * оснащение школы необходимыми тренажерами и оборудованием. Системообразующим началом при этом выступает Государственный стандарт, определяющий права и обязанности участников образовательного процесса в отношении содержания общего образования, его  результатов, сроков освоения учебных программ. Государственный   стандарт   общего   образования   ­   это   нормы   и требования, определяющие  обязательный  минимум содержания основных образовательных   программ   общего   образования,   максимальный   объем учебной   нагрузки   обучающихся,   уровень   подготовки   выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса. Государственный   стандарт   общего   образования   устанавливается федеральным   законом   и   является   обязательными   для   всех негосударственных государственных, муниципальных     и   общеобразовательных   учреждений   Российской   Федерации,   реализующих 7 образовательные   программы   общего   образования   и   имеющих государственную аккредитацию. Необходимо   отметить,   что   стандарт   не   нормирует   учебно­ воспитательный процесс, т.е. не определяет формы, методы, организацию работы с детьми, но на основе стандарта разрабатываются: ∙   программы   начального   общего,   основного   общего   и   среднего (полного)   общего   образования,   базисные   учебные   планы   субъектов Российской   Федерации,   учебные   планы   образовательных   учреждений, примерные программ по учебным предметам; ∙   объем   бюджетного   финансирования   образовательных   услуг, оказание   которых   гражданам   на   безвозмездной   основе   гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; ∙ федеральные требования к образовательным учреждениям и части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений; ∙ технологии оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся Предмет   «Основы   безопасности   жизнедеятельности»   в   целом направлен  на  формирование  культуры   учащихся   в  области  безопасности жизнедеятельности,   воспитание   ценностного   отношения   к   человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; военно­патриотическое воспитание. Приоритетными   направлениями   преподавания   предмета   ОБЖ   на ступенях   основного   общего   и   среднего   (полного)   общего   образования являются: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях социального характера; современный комплекс проблем безопасности; основы военной службы. Цели изучения курса ОБЖ: 8 –   освоение   знаний   о   безопасном   поведении   человека   в   опасных   и чрезвычайных   ситуациях   природного,   техногенного   и   социального характера;   здоровье   и   здоровом   образе   жизни;   государственной   системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; –   воспитание   ценностного   отношения   к   человеческой   жизни   и здоровью,   чувства   уважения   к   героическому   наследию   России   и   ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества; – развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных   ситуациях   и   при   прохождении   военной   службы; бдительности   по   предотвращению   актов   терроризма;   потребности   в соблюдении здорового образа жизни; –   овладение   умениями   оценивать   ситуации,   опасные   для   жизни   и здоровья, действовать в чрезвычайных ситуациях. Обязательный   минимум   содержания   основных   образовательных программ – обобщенное содержание образования в области безопасности жизнедеятельности, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение   общего   образования.   Обязательный   минимум   представлен   в форме   набора   предметных   тем   (дидактических   единиц),   включаемых   в обязательном порядке в основные образовательные программы, основного общего,   среднего   (полного)   общего   образования   по   предмету   ОБЖ. Обязательный   минимум   распределяет   учебный   материал   по   ступеням основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивает их преемственность на всех ступенях общего образования, в том числе на первой   ступени   с   предметом   «Окружающий   мир»,   со   средним профессиональным и высшим профессиональным образованием – с учебным предметом «Безопасность жизнедеятельности».  9 Содержание начального образования ориентировано на формирование   коммуникативной, основных   сторон   личности:   познавательной, нравственной, определяющих структуру учебного плана.   эстетической,   трудовой   и   физической   культуры, Основная   школа.   На   этой   ступени   обучения   начинается   ее дифференциация,   что   связано   с   предоставлением   возможности   выбора профессии и апробированием учащимися своих сил в различных научных областях и видах деятельности.  Учебный   предмет   «Основы   безопасности   жизнедеятельности» вводится для изучения на основной ступени общего образования. На его освоение отведен 1 ч в неделю в 8­м классе. Приказом   Министерства   образования   Российской   Федерации   от   9 марта 2004 г. № 1312 были утверждены федеральный базисный учебный план   и   примерные   учебные   планы   для   образовательных   учреждений Российской   Федерации,   реализующих   программы   общего   образования. Этим   приказом   на   учебный   предмет   «Основы   безопасности жизнедеятельности» отводится 34 ч. в год в 8 классе и 34 ч. в год в старшей школе. Сравнивая   содержание   государственного   стандарта   общего образования с количеством учебных часов, предусмотренных на изучение предмета   федеральным   базисным   учебным   планом,   нетрудно   прийти   к выводу,   что   качественно   освоить   его   в   течение   68   учебных   часов невозможно   (10­11   класс).Как   показывает   опыт   изучения   предмета,   для получения   необходимых   знаний,   овладения   практическими   навыками   и умениями учащимся необходимо не менее 1 ч в неделю с 7 по 11 класс (именно   таким   образом   проводится   преподавание   ОБЖ   более   чем   в   70 субъектах Российской Федерации), т. е. всего нужно не менее 170 учебных часов.  10 Правильный   подход   в   организации   образовательного   процесса поможет   создать   гибкую   систему   обучения   учащихся   в   области безопасности   жизнедеятельности   в   каждом   общеобразовательном учреждении. 1.2.  Структура и содержание школьного курса ОБЖ Федеральный   компонент   государственного   стандарта   общего образования по предмету ОБЖ является нормативно­правовой основой для осуществления непрерывного обучения школьников в области безопасности жизнедеятельности   на   базе   общеобразовательного   учреждения.   Предмет ОБЖ   является   базовым,   системообразующим.   Вместе   с   предметом «Окружающий   мир»   в   начальной   школе   предмет   ОБЖ   обеспечивает непрерывность   и   преемственность   обучения   по   вопросам   безопасности жизнедеятельности на всех ступенях общего образования, а также создает предпосылки   для   освоения   программ   по   данному   направлению   в учреждениях профессионального образования. Обязательный минимум содержания по предмету ОБЖ разработан с учетом   обязательных   минимумов   содержания   по   таким   учебным   «Естествознание», предметам,   «Обществознание»,   как,   например, «Природоведение»,   «География»,   «Окружающий   мир»,   «Биология», «Физическая   культура».   Это   позволило   сократить   объем   содержания предмета ОБЖ, избежать ненужного дублирования изучения ряда вопросов на уроках ОБЖ и других учебных предметах, синхронизировать изучение ряда   вопросов   по   основам   безопасности   жизнедеятельности   с   другими предметами. На   второй   ступени   общего   образования   обязательный   минимум содержания предмета ОБЖ представляет собой три раздела: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. 11 Раздел   «Обеспечение   личной   безопасности   в   повседневной   жизни» включает   в   себя   понятия   об   опасных   ситуациях,   наиболее   часто встречающихся в повседневной жизни школьников этой возрастной группы, и   имеет   целью   сформировать   у   них   компетенции,   необходимые   для безопасного   поведения   в   этих   ситуациях.   В   обязательном   минимуме содержания опасные ситуации включены по рейтингу, в порядке убывания степени опасности для жизни и здоровья школьников. На   ступени   среднего   полного   (общего)   образования   для   базового уровня   обязательный   минимум   содержания   состоит   из   трех   разделов: сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность. Содержание   раздела   «Сохранение   здоровья   и   обеспечение   личной безопасности»   направлено   на   формирование   осознанной   потребности ведения   здорового   образа   жизни,   усвоение   основных   положений российского   законодательства   о   семье   и   необходимости   сохранения репродуктивного здоровья. При изучении этого раздела обучающиеся X­XI классов смогут освоить навыки оказания первой медицинской помощи в наиболее сложных случаях: при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях, а также должны овладеть навыками   проведения   искусственного   дыхания   и   непрямого   массажа сердца.   Во   втором   разделе   дается   более   широкое   (по   сравнению   с содержанием основной школы) представление о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.  Содержание   третьего   раздела   разработано   в   соответствии   с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и имеет целью   дать   наиболее   полное   представление   о   военной   службе.   Раздел включает   в   себя   основные   положения   российского   законодательства   в 12 области обороны государства, о воинской обязанности и военной службе; основные   этапы   истории   создания,   предназначение   и   структуру Вооруженных сил; обязательную подготовку к военной службе; требования к   уровню   образования   призывников,   их   здоровью   и   физической подготовленности;   первоначальную   постановку   на   воинский   учет;   общие обязанности и права военнослужащих; порядок и особенности прохождения военной   службы   по   призыву,   контракту,   альтернативной   гражданской службы. Третий раздел содержит также темы, которые являются основой для военно­патриотического   воспитания   и   военно­профессиональной ориентации обучающихся. 1.3.   Методы развивающего обучения при работе по формированию основ безопасности жизнедеятельности в МБОУ  СОШ № 5  г. Мытищи. Прививая детям навыки поведения на улице, необходимо учитывать уровень физического и духовного развития ребёнка.  Обеспечение   безопасности   образовательного   пространства,   защита прав,   охрана   жизни   и   здоровья   участников   образовательного   процесса, являются приоритетными направлениями образовательной политики [7]. Основными   методами   являются   интерактивные   методы   и   формы обучения детей школьного возраста. Признавая   существование   различных   методов   в   современном процессе обучения, следует все же отметить, что лидирующее положение занимают интерактивные методы и технологии, основанные на личностно ориентированном подходе в обучении, которые должны:  ∙   создавать   атмосферу,   в   которой   учащийся   чувствует   себя комфортно  и  свободно;  стимулировать   интересы  учащегося, развивать   у него   желание   практически   использовать   знания,   а   так   же   потребность 13 учиться,   делая   тем   самым   реальным   достижением   успеха   в   овладении предметом; ∙ затрагивать личность ребенка в целом, вовлекать в учебный процесс его   чувства,   эмоции   и   ощущения,   соотноситься   с   его   реальными потребностями,   стимулировать   его   речевые,   когнитивные,   творческие способности; ∙ активизировать учащегося  делая его главным действующим лицом в учебном   процессе,   активно   взаимодействующим   с   другими   участниками этого процесса; ∙   создавать   ситуации,   в   которых   педагог   не   является   центральной фигурой;   учащийся   должен   осознавать,  что   изучение   в  большей   степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными приемами и средствами обучения; ∙ учить ученика работать самостоятельно на уровне его физических интеллектуальных   и   эмоциональных   возможностей   –   следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса; ∙   предусматривать   различные   формы   работы:   индивидуальную, групповую,   коллективную,   в   полной   мере   стимулирующие   активность обучаемых, их самостоятельность и творчество. Все   перечисленные   критерии   могут   быть   реализованы   в использовании   интерактивных   форм   и   методов   обучения,   которые   связанные   с   налаживанием показывают   новые   возможности, межличностного   взаимодействия   путём   внешнего   диалога   в   процессе усвоения   учебного   материала.   Между   учащимися   в   группе   неизбежно возникают межличностные взаимоотношения, и от того, какими они будут, во   многом   зависит   успешность   их   учебной   деятельности.   Умелая организация   взаимодействия   учащихся   на   основе   учебного   материала 14 может   стать   мощным   фактором   повышения   эффективности   учебной деятельности в целом. Причем   все   должно   быть   иллюстрированным,   театрализованным, музыкальным и игровым. Ведь в органике ребёнка уже от природы заложена игра, у детей очень хорошо развито воображение, и именно только яркие моменты   оставляют   в   сознании   детей   нужный   пласт   знаний,   так необходимых   ему.   Любой   ребёнок   быстрее   поймёт   и   усвоит   ПДД, преподнесённые  не только в обыкновенной  беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре.  А   также   детям   очень   близки   подвижные   формы   игр,   и   тут,   в буквальном   смысле,   палочкой   ­   выручалочкой   могут   стать   эстафеты, посвящённые   безопасности   движения.   Здесь   ребёнок   не   только   хорошо запомнит   и   усвоит   ПДД,   но   и   к   тому   же   поймёт,   где   и   когда   можно безопасно   и   весело   играть,   к   тому   же   здесь   имеют   место   физическое воспитание и разрядка детей.           Иными словами, плюсов очень много. Изучая правила не только теоретически, но и практически, учащиеся достигнут несомненных успехов в изучении "Дорожной азбуки". Определяя основное содержание и направление, развития детей по безопасному   поведению   на   улицах   и   дорогах   составили   проект "Светофорик" и разделили его на три этапа. 1 этап ­ подготовительный: Постановка   цели   и   задач,   определение   методов   исследования, предварительная   работа   с   педагогами,   детьми   и   их   родителями,   выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, и т.д. 2 этап ­ информационно­исследовательский: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. 15 3 этап ­ обобщающий: Обобщение   результатов   работы   в   форме   планшетов,   их   анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, и по возможности составление рекомендаций, презентация опыта работы на конференции для педагогов дошкольных учреждений города. "Главное ­ жизнь и здоровье ребёнка" ­ так можно сформулировать основную   цель   проекта,   которой   подчинена   работа   по   профилактике детского   дорожно­транспортного   травматизма   в   МБОУ     СОШ   №5   г. Мытищи. Методика работы в рамках проекта "Светофорик", по безопасному поведению   на   улице,   разработана   с   учётом   интегрированного   подхода. Выполняя   задания,   ребята   ведут   наблюдения,   исследуют,   рисуют, конструируют, слушают музыку и т.д.  Проект можно рассматривать как дополнение к общеразвивающим, комплексным   программам   и,   использовать   в   качестве   факультатива. Содержание проекта в той или иной степени отражает материал программы "Основы безопасности жизнедеятельности".  Участники проекта: определяя круг участников проекта, и основные направления работы составили модель взаимодействия по изучению ПДД и модель направления деятельности проекта "Светофорик".   Руководитель   проекта­   определяет   круг   обязанностей   участников проекта,   проводит   консультации   для   педагогов   и   родителей,   пополняет кабинет   методической   литературой,   игровыми   пособиями,   проводит факультативные занятия, досуги, викторины и т. д.[5] Учитель   ­   главное,   действующее   лицо   в   организации   работы,   т.к. именно   он   постоянно   работает   с   учениками:   проводит   экскурсии, организует   игры,   задания,   привлекает   к   участию   в   проекте   родителей. Создаёт условия для развития творческих способностей учащихся. 16 Заместитель директора по ОБЖ ­ выполняет координирующую роль, соотносит   задачи   и   содержание   проекта   с   программой   по   основам безопасности жизнедеятельности, консультирует воспитателей, участвует в проведении конкурсов и т. д.. Руководитель ЮИД ­ помогает ребятам придумывать эмблемы машин разных видов, рисовать "портреты" дорожных знаков в разное время года, отражать их настроение при помощи различных материалов, разнообразной техники рисования. Сотрудники   ГИБДД   ­   проводят   встречи,   беседы,   викторины, участвуют в проведении праздников. Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта,   способствует   не   только   формированию   основ   безопасного поведения на улице, но и развитию учащегося как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию). Формы и методы работы педагоги определяют в зависимости от возрастных особенностей детей, их навыков и умений. Длительность проекта: проект "Светофорик" рассчитан на пять лет (с седьмого   класса   по   одиннадцатый   класс).   Это   обусловлено   тем,   что учащиеся должны иметь возможность проследить изменения в жизни улиц, дорог,   транспорта   в   разные   сезоны.   В   каникулярное   время   проводятся развлечения разных видов, экскурсии, целевые прогулки, встречи. Объекты исследований и наблюдений: в качестве объекта выбраны три пешеходных перехода, что обусловлено рядом причин. Изучение и соблюдение  ПДД играют важную роль в нашей жизни. Таким образом, в результате изучения учебного предмета «Основы основной жизнедеятельности»   безопасности   выпускники   общеобразовательной   школы   должны   овладеть   знаниями   и   умениями, востребованными   в   повседневной   жизни,   позволяющими   им   адекватно 17 воспринимать   окружающий   мир,   предвидеть   опасные   и   чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать. Глава II. Использование современных педагогических технологий в обучении основам безопасности жизнедеятельности 2.1. Основные типологии уроков, применяемые в преподавании ОБЖ.           В настоящее время педагоги ­ исследователи предлагают несколько типологий уроков: 1. классическая форма, традиционная форма. 2.   традиционная   форма,   дополненная   с   нестандартными   формами (необычные или не совсем обычные уроки)        Это: А. уроки с измененными способами организации. Например, урок ­ лекция. (проблемная лекция, лекция ­ пресс ­  конференция, лекция  провокация, лекция ­ диалог, мозговая атака и т.д.) Б. уроки, опирающиеся на фантазию : урок­сказка, урок творчества, урок ­ творческий отчет, урок ­ сочинение, театрализованный урок. В.  Уроки,  имитирующие   какие  ­  либо   занятия   или   виды   работ  :   урок  ­ экскурсия Г. игровые состязательные уроки: Д.   уроки,   предусматривающие   трансформацию   стандартных   способов организации : урок ­ общественный смотр знаний, урок ­ семинар,  Е. уроки по аналогии с организованными событиями: урок ­ аукцион, урок ­ суд, урок ­ юбилей, урок ­ конференция.  18 3.   нетрадиционная,   альтернативная   форма   обучения   ­   личностно­ ориентированное и развивающее обучение.       Что хорошего в традиционном уроке? 1.   меняющиеся   времена   не   могут   изменить   лучшее   в   уроке.   То,   что накапливалось   веками,   остается   ценным   всегда.   Нельзя   обойтись   без прочных, систематических и глубоких знаний. 2.   традиционный   урок­   работа   интересная   с   уверенностью   в   ее необходимости и пользе. 3.   на   традиционном   уроке   легко   работать:   его   организация   проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. 4. опора на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам и троечникам.   Со   средними   учениками   работать   проще,   меньше   головной боли. Ведь практически на каждом уроке в роли «палочки ­ выручалочки» выступают «хорошисты» и «отличники». А остальные «отсиживаются» и «зарабатывают свою «тройку». 5. все нормы четко расписаны.      Что плохого в традиционном уроке? 1.   Очень   высокая   утомляемость   учителя,   особенно   в   конце   урока,   ведь практически весь урок он занят сам. 2.   Надоедает   одно   и   то   же   повторение   пройденного,   жалко   «Сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше. 19 3.   Постоянное   чувство   неудовлетворенности   из­за   отсутствия   интереса, нежелания   учиться,   непонимания   со   стороны   учеников   и   родителей учителя. 4. Недовольство администрации, которая требует новых подходов.       Проблемные уроки. Ряд ученых в проблемном обучении выделяют четыре типа уроков: ­проблемное изложение, ­эвристическая беседа; ­частично­поисковый; ­урок­исследование;       Структура проблемного урока в разных типах организации:  1. постановка целей урока, задачи урока,  2. организационный момент:  ∙ Рифмованное начало урока. Начало урока с элементами театрализации, с эпиграфа урока, с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока, с пословицы и поговорки по теме урока.              Программируемый опрос. Тема: Первая медицинская помощь при ранениях и травмах. Учитель показывает модель (рисунок) пораженного. Предлагается несколько вариантов ответов с единственно верным.        Взаимоопрос. Ученики готовят вопросы к классу или соседу по парте.  20 Час редактора: группы получают текст, в котором пропущенные некоторые слова. Тесты: закрытые, открытые, сличения. ∙   Основной   этап   урока   зависит   от   форм   проблемного   урока   сообщения новых   знаний,   формирования   новых   умений   и   навыков,   решения познавательных   задач,   контрольной   работы,   решения   проблем, комбинированный урок.  ∙ Рефлексия Учащиеся   чертят   в   тетради   таблицу,   которая   заполняется   В   графах «Узнал» , «Хочу знать», «Знаю», «Не понял». «Мордашки» ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. Если улыбок больше ­ урок удался.        Резюме. Ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Резюме дается на неделю или в месяц. ∙ Оценивание: учащиеся проверяют друг друга и результаты тестов и по предложенным правильным ответам и по норме оценок оценивают.               Рейтинговая   система   оценок.   Оценивание   начинается   с организационного момента. Каждому раздаются бланки оценок с указанием каждого пункта. Если ученик готов к уроку и имеет: учебник, рабочую тетрадь, ручку и др. принадлежности, дневник (правильно заполненный), форму одежды ­ вставляет максимальную оценку около указанного пункта (готовность   к   уроку).   Далее   оценивает   по   ходу   урока   (   выполнил   ли 21 письменное   задание,   отвечал   ли   на   вопросы,   имеются   ли   все   записи   и элементы конспектирования и т.д.) К концу урока каждый ученик набирает определенное количество баллов ­ максимальное количество ­от 20 баллов и выше ­ «5», 15­19 баллов ­ «4», 10­14 баллов ­ «3», и ниже 9 баллов ­ «2».  ∙     Домашнее   задание:   три   уровня   д\з   (обязательный   минимум, тренировочный, творческое например предлагается разработать частушки, басни,   сказки,   фантастические   рассказы.,   чайнворды,   кроссворды, тематические   сборники   интересных   фактов,   учебные   комиксы,   опорные сигналы.                    В развивающем подходе понятие «методика» впервые заменяется понятием «технология».  v Технология объяснительно ­ иллюстративного обучения. v Личностно­ ориентированные технологии v Развивающего обучения v Имитационные технологии v Здоровьесберегающие v Информационные v Игровые и т.д.        Игровые технологии на уроках ОЮЖ как один из факторов повышения активизации   и   интенсификации   деятельности   учащихся.   Теоретическая интерпретация.               Игру   как   метод   обучения,   передачи   опыта   старших   поколений младшим,   люди   использовали   с   древности.   Широкое   применение   игра находит в народной педагогике. 22 В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком  ­  четко  поставленной  целью  обучения  и соответствующим   ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно­познавательной направленностью. «Игра   ­   форма   психогенного   поведения,   т.е.   внутренне   присущего, имманентного личности» (Д. Н. Узнадзе). «Игра ­ пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок» (Л. С. Выготский). Игра   ­   свобода   личности   в   воображении,   иллюзорная   нереализуемых интересов» (А. Н. Монтьев).        По мнению Й. Хейзинга, в человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: ­   развлекательную   (это   основная   функция   игры:   развлечь,   доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); ­ коммуникативную (освоение диалектики общения); ­ самореализации в игре; ­ игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); ­   диагностическую   (выявление   отклонений   от   нормативного   поведения, самопознание в процессе игры); ­ социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития). 23 По С.А. Шмакову, большинству игр присущи четыре главные черты: ­ свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка; ­ творческая, в значительной мере импровизационная; ­ очень активный характер этой деятельности; ­   наличие   прямых   и   косвенных   правил,   отражающих   содержание   игры, логическую и временную последовательность её развития.        В структуру игры как деятельности, органично входит: ­ целепологание; ­ планирование; ­ реализация цели; ­ анализ результатов.        В структуру игры как процесса, входят: а) роли, взятые на себя участниками; б) игровые действия, как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов; г) реальные отношения предметов; д)   сюжет   (содержание)   ­   область   действительности,   условно воспроизводимая в игре. 24 Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов   игры   и   учения   во   многом   зависит   от   понимания   учителем функций и классификации педагогических игр.         Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение   ЗУН   в   практической   деятельности,   формирование определенных   умений   и   навыков,   необходимых   в   практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.        Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование определенных   подходов,   мировоззренческих   установок.   позиций, Воспитание общительности и коммуникативности.              Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать,   сопоставлять,   находить   аналогии,   воображения,   фантазии, творческих   способностей,   рефлексии,   умение   находить   оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.              Социализирующие:  приобщение  к нормам  и  ценностям  общества. Адаптация к условиям среды.        Игра ­ это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известные педагоги: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.А. Шмаков и др.   Хотелось   бы   привести   слова   О.С.   Газмана:   «Руководство   игровой деятельностью должно включать в себя заботу о том, чтобы дети получали максимум радости, наслаждения, удовольствия, то есть не подходить к игре сугубо   прагматически   (что   ребенок   узнал,   закрепил,   чему   научился),   а содействовать ощущению радости детства… ». 25 Важно заметить, что именно термин «занимательность» точно отражает суть игры (а не «забавность», «развлекательность» или «состязательность»). В   забавности   или   развлекательности   есть   элементы   отсутствия деятельности; далеко не все игры состязательны. В то же время понятие «занимательность»   отражает   больше   увлеченности   деятельностью;   оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация   может   для   одного   являться   игрой,   для   другого   ­   нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры. 2.2. Как создаётся игра и какова её  структура? Игровая   технология   строится   как   целостное   образование, охватывающее   определенную   часть   учебного   процесса   и   объединенное общим   содержанием,   сюжетом,   персонажем.   При   этом   игровой   сюжет развивается   параллельно   основному   содержанию   обучения,   помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов [3]. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: ∙ целеполагания; ∙ планирования; ∙ реализации цели; ∙ анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация   игровой   деятельности   обеспечивается   ее добровольностью, элементами соревновательности,   удовлетворения   потребностей,   самоутверждения, возможностями и     выбора     самореализации. В структуру игры как процесса входят: ∙ роли, взятые на себя играющими; ∙ игровые действия как средства реализации этих ролей; 26 ∙ игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными; ∙ реальные отношения между играющими; ∙   сюжет   (содержание)   ­   область   действительности,   условно воспроизводимая в игре. Педагогические   игры   ­   достаточно   обширная   группа   методов   и приемов   организации   педагогического   процесса.   Основное   отличие педагогической   игры   от   игры   вообще   состоит   в   том,   что   она   обладает существенным   признаком   ­   четко   поставленной   целью   обучения   и соответствующим   ей   педагогическим   результатом,   которые   могут   быть обоснованы,   выделены   в   явном   виде   и   характеризуются   учебно­ познавательной направленностью. Педагогические игры достаточно разнообразны по: o дидактическим целям; o организационной структуре; o возрастным возможностям их использования; o специфике содержания. В   настоящее   время   широкое   распространение   получили   деловые игры. Деловая игра – это создание ситуации выбора и принятия решения, в которой   воспроизводятся   условия,   близкие   к   реальным.   В   ней предполагаются такие роли участников, которые позволяют им осмыслить, пережить и освоить новые функции. В игре содержится конкретное событие или   явление,   подлежащее   моделированию,   и   допускается   отнесение игрового   времени   к   любому   периоду   (настоящему,   прошедшему, будущему).   Как   правило,   деловая   игра   ­   это   модель   отрезка   будущей профессиональной деятельности обучающихся, имитация управленческой, 27 исследовательской,   педагогической   реальной   деятельности   учителя, руководителя учебного заведения. Отличительными признаками деловой игры можно назвать: имитацию в игре реального процесса с помощью модели; распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом; различие интересов у участников   игры   и   появление   конфликтных   ситуаций;   наличие   общей игровой   цели   у   всего   коллектива,   которая   достигается   в   процессе взаимодействия игроков и объединяет всех ее участников; учет результатов деятельности;   реализацию   в   игре   цепочки   решений,   каждое   из   которых зависит   от   предыдущего,   а   также   от   решений,   принимаемых   другими участниками игры [3]. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:   разминочные,   ситуационно­ролевые,   имитационные,   операционные, деловой театр, психо­ и социограмма. «Разминочные»   игры   типа   «мозговой   атаки»,   «клуба   знатоков», тематические развлекательные игры. Их задача заключается в том, чтобы раскрепостить   интересы   и   воображение   участников,   активизировать   ориентировать   на игровую   и   коллективистическую   мотивацию, нестандартный подход к изучаемому материалу. Ситуативно­ролевые   игры.   Включают   в   себя   анализ   конкретных ситуаций и их ролевое проигрывание. Конструктивно­ролевые,   проблемно­ролевые,   дискуссионные   игры. Целью   их   использования   является   формирование   навыков   принятия   и эффективного   исполнения   деловых   ролей,   обучение   взаимодействию   и сплоченности,   продуктивному   сотрудничеству,   участие   в   выработке коллективных решений. Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой­ либо   организации,   предприятия   или   его   подразделения.   Сценарий 28 имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Операционные   игры.   Они   помогают   отрабатывать   выполнение конкретных   специфических   операций.   Игры   этого   типа   проводятся   в условиях, имитирующих реальные. Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. «Деловой   театр»   ­   разыгрывается   какая­либо   ситуация,   поведение человека в этой обстановке. Психодрама   и   социограмма.   Они   весьма   близки   к   «исполнению ролей»   и   «деловому   театру».   Это   также   «театр»,   но   уже   социально­ психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария, который включает   в   себя:   учебную   цель   занятия,   описание   изучаемой   проблемы, обоснование   поставленной   задачи,   план   деловой   игры,   общее   описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Анализ и обобщение, обсуждение и оценка результатов по окончанию игры может осуществляться посредством выступления экспертов, обмена мнениями,   защиты   учащимися   своих   решений   и   выводов.   В   заключение учитель   констатирует   достигнутые   результаты,   отмечает   ошибки, формулирует окончательный итог занятия [3]. Технология коллективного взаимообучения. Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава». При   работе   по   этой   технологии   используют   три   вида   пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их. 29 Статическая   пара.   В   ней   по   желанию   объединяются   два   ученика, меняющиеся   ролями   «учитель»   и   «ученик»;   так   могут   заниматься   два слабых   ученика,   дна   сильных,   сильный   и   слабый   при   условии   взаимной психологической совместимости. Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля   школьник   обсуждает   задание   трижды,   т.е.   с   каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты,   темп   и   др.,   а   значит,   включать   механизм   адаптации   к индивидуальным особенностям товарищей. Вариационная   пара.   В   ней   каждый   из   четырех   членом   группы получает   свое   задание,   выполняет   его,   анализирует   вместе   с   учителем, проводит   взаимообучение   по   схеме   с   остальными   тремя   товарищами,   в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. Технологии интеграции в образовании Термин   «интеграция»,   означающий   «объединение,   соединение, суммирование», в педагогических технологиях применяется в нескольких значениях: ­   с   позиции   системного   подхода   интеграция   ­   система   систем, результат систематизации высокого порядка; ­ с позиции гносеологического подхода интеграция ­ это способ и процесс   формирования   многомерной   и   полифонической   картины   мира, основанный   на   сопряжении   различных   способов   и   форм   постижения действительности;  Интегрированные   уроки   по   ОБЖ,   могут   проводиться   на   межпредметной   и   межсистемной   интеграции: внутрипредметной, объединенные   двух­,   трех­   и   четырехпредметные,   уроки   в   форме соревнований и игр, уроки творчества, уроки с имитацией публичных форм 30 общения (пресс­конференция, аукцион, дискуссия, диспут, устный журнал и т.д.) [2]. Заключение Анализ   жизни   современного   общества   позволяет   делать   выводы,   что реально   существуют   угрозы   безопасности   жизни   и   здоровью   людей. Школьный   курс  "Основы   безопасности   жизнедеятельности"   служит   делу подготовки молодежи к безопасному индивидуальному поведению. Жизнь   в   эпоху   научно­технического   прогресса   становится   все разнообразнее   и   сложнее.   Она   требует   от   человека   не   шаблонных, привычных   действий,   а   подвижности,   гибкости   мышления,   быстрой ориентации   и   адаптации   к   новым   условиям,   творческого   подхода   к решению больших и малых проблем. А использование внеклассных занятий в   учебном   процессе   помогает   активизировать   деятельность   учащихся, развивает   творческие   способности,   познавательную   активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету. Между тем, значительное количество преподавателей ОБЖ испытывают трудности в организации и проведении занятий традиционными методами и почти не используют внеклассные занятия. Сейчас в школе обнаружилась тенденция снижения интереса школьников к   занятиям.   Отчуждение   учащихся   от   познавательного   труда   педагоги пытаются   остановить   различными   способами.   Главной   целью   является возбуждение   и   удержание   интереса   учащихся   к   учебному   труду. Внеклассные занятия ­ это импровизированное учебное занятие, имеющее 31 Поиск   новых, нетрадиционную   нетрадиционных   форм   обучения   направлен   на   придание   учебно­ (неустановленную)   структуру.   оперативности, воспитательному   процессу   большей   гибкости, освобождение его от штампов, заорганизованности. Появление внеклассных форм   занятий   связывают   сегодня   с   идеей   децентрализации   функций преподавателя,   то   есть   частичную   передачу   учащимся   учительских функций:   планирование,   управление,   анализ.   Мнения   педагогов   на внеклассные   занятия   расходятся:   одни   видят   в   них   прогресс педагогической   мысли,   правильный   шаг   в   направлении   демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие занятия опасным нарушением педагогических   принципов,   вынужденным   отступлением   педагогов   под напором   обленившихся   учеников,   не   желающих   и   не   умеющих   серьезно трудиться. Таким   образом,   я   могу   предположить,   что   использование интерактивных развивающих методов обучения при изучении тем раздела ЗОЖ  на  уроках   ОБЖ   способствует   активизации   обучения  обучающихся здоровому   образу   жизни   в   непринужденной   форме.   Следовательно, интерактивные   методы   обучения   на   уроках   ОБЖ   при   изучении   раздела «Здоровый образ жизни» рассматриваются нами как наиболее доступный эффективный метод обучения обучающихся. Использование интерактивных методов на уроках ОБЖ при изучении раздела «Здоровый образ жизни» помогает   активизировать   деятельность   обучающихся,  развить   творческие способности,   познавательную   активность,   наблюдательность,   внимание, память,   мышление,   поддерживает   интерес   к   предмету   ОБЖ,   а   самое главное – усвоить сущность здорового образа жизни. Кроме   того,   методика   преподавания   ОБЖ   должна   отвечать   на вопрос: зачем изучать опасности окружающего мира и способы защиты от них? Значит, она должна исследовать и разрабатывать цели обучения ОБЖ 32 в   школе   в   соответствии   с   уровнем   социально­экономического   развития общества и его социальным заказом, а также цели воспитания и развития учащихся с учетом особенностей содержания курса.  Литература 1. Аделев А., Киселев Ю. За модульным обучением по курсу ОБЖ – будущее./ А. Аделев, Ю. Киселев // ОБЖ. № 9. 2008. 2. Андреева Е. Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ./ Е. Андреева // ОБЖ. № 3. 2003. 3. Анисимов В.В Общие основы педагогики: учеб.для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. М.: Просвещение, 2006. 574 c. 4. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод.пособие./Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. М.: ВЛАДОС, 2003. 272 с. 5. Безопасность   жизнедеятельности:   Учебник   для   студентов средних проф. учеб.заведений / С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др.; под. общ. ред. С.В.Белова. М.: Высшая школа; НМЦ СПО, 2014. 6. Безопасность   жизнедеятельности.   Сборник   нормативных документов   по   подготовке   учащейся   молодежи   в   области   защиты   от чрезвычайных   ситуаций.   М.:   Издательство   ДиК,   М.:   Издательство   АСТ­ ЛТД, 1998. 704 с. 33 7. Безопасность   жизнедеятельности:   учеб.пособие   для   вузов/под ред. проф. Л.А. Муравья. М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2002. 8. Безопасность   жизнедеятельности.   Сборник   нормативных документов   по   подготовке   учащейся   молодежи   в   области   защиты   от чрезвычайных   ситуаций.   М.:   Издательство   ДиК,   М.:   Издательство   АСТ­ ЛТД, 1998. 704 с. 9. Белов С., Девисилов В. Концепция непрерывного образования в области БЖД/ С. Белов, В. Девисилов / С. Белов, В. Девисилов // ОБЖ. № 3. 2003. 10. Бордовский   Г.А.   Управление   качеством   образовательного процесса.   /   Г.А.Бордовский,   А.А.Нестеров,   С.Ю.Трапеции.   СПб.:   Изд­во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. 359 с. 11. Бурмистрова   Н.   Если   возникнет   чрезвычайная   ситуация (алгоритмы поведения учащихся и студентов). /Н. Бурмистрова // Основы безопасности жизнедеятельности. № 4. 2005. 12. Веремьева   И.,   Попов   Г.,   Строев   В.   О   подготовке преподавателей   ОБЖ   для   средних   школ.   /И.   Веремьева,   Г.   Попов,   В. Строев // ОБЖ. № 2. 2001. 13. Воздействовать   на   ум   и   душу   ребенка   (учить безопасности пожаробезопасному   поведению).   //   Основы   жизнедеятельности. № 7­8. 2004. 14. Жлобич   В.   Курс   ОБЖ   ­   это   большая   ответственность.   /В. Жлобич В. // ОБЖ. № 2. 2000. 15. Загвязинский   В.И.   Методология   и   методы   психолого­ педагогического   исследования:   Учеб.пособие   для   студ.  высш.  пед.  учеб. заведений. / В.И.Загвязинский, Р.А.Атаханов. М.: Академия, 2001. 208 с. 16. Смирнов   А.Т.   Основы   безопасности   жизнедеятельности. Программа   для   общеобразовательных   учреждений.   10­11   классы. 34 Профильный   уровень   /   А.Т.   Смирнов,   Р.А.   Дурнев,   С.К.   Миронов.   М.: Дрофа, 2007. 48 с. 17. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 6­11 классы/ под.ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2011. 112 с. 35

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ

Идеи развивающего обучения в преподавании ОБЖ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017