"Игра как форма педагогического воздействия"
Оценка 5

"Игра как форма педагогического воздействия"

Оценка 5
docx
13.06.2020
"Игра как форма педагогического воздействия"
Проект - Игра как форма педагогического воздействия.docx

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

«Курский институт развития образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 «Игра как средство педагогического воздействия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алтухова М.Л.,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дворца пионеров и

 школьников г. Курска»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск – 2019 г.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3

Глава 1. Теоретические основы применения игры, как средства педагогического воздейтвия ………………………………………………..5

1.1 Понятие игры   ……………………………………………………………..5

1.2 Виды и функции игры ……………………………………………..……9

1.3 Классификация  игр…………………………………………………..…13

 Глава 2. Значение театральных игр  и методические рекомендации по их проведению ……………………………………………………...……….….16

2.1  Значение театральных игр в решении задач эстетического воспитания

………………………………………………………………………………...16

2.2 Примеры театральных игр………………………………………….….20

Заключение………………………………………………………………..…24

Список литературры………………..………………………………….…. .26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Описание проблемы

 

     С самых древних  начал цивилизации игра  является контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.  Игра,  как «прообраз» жизни, способна обучать, развивать, воспитывать, социализировать, радовать и т. д.  Для детей игра – продолжение жизни, она несёт удовольствие и радость, через игру ребёнок становится совершеннее.  Английский исследователь Г. Рид утверждал:  «… Игра есть, прежде всего, вид неформальной деятельности, способной превращаться в творческую деятельность и, таким образом, оказывать влияние на органическое развитие ребёнка».    При помощи игр можно обучать маленького человека, давать ему представления о различных объектах окружающего мира.

Актуальность состоит в том, что через игру дети достигают определённых результатов: развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладевают навыками общения и коллективного творчества. Игра помогает обучающимся раскрыть творческие способности и даёт возможность поиска и выбора пути самореализации в обществе как личности.

Отличительные особенности проекта

 

    Организация игровой деятельности в процессе освоения актерского мастерства, в детской театральной студии, можно  рассматривать как один из механизмов формирования эстетической и художественной культуры.   Игра позволяет ребёнку сделать ошибку, продолжить поиск,   достигать результата.   Роль игр в эстетическом формировании личности велика.   Образование через искусство, использование театральных технологий, основ актёрского мастерства, приёмов драматизации, пантомимы, уподобление, являются действенными методами, способствующими самореализации личности ребёнка.

   Цель исследования: изучить теоретические основы игр, выявить возможности применения игр в процессе развития личности.

   В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

определить понятие игры;

изучить области применения и виды  игр;

разработать рекомендации для применения театральных игр в процессе развития личности.

  Методологическую и теоретическую базу исследования составляют принципы всеобщей связи явлений и процессов, целостности и системности, единства формы и содержания, единства логического и исторического, взаимосвязи теории и практики.

   В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ документов и официальных материалов.

   Объект исследования: основные положения, закономерности, принципы игры.

   Предмет исследования: процесс применения игр в процессе развития личности.

   Гипотеза исследования: применение театральных игр позволяет более эффективно организовать процесс обучения в детской театральной студии, направленный на развитие и воспитание личности.

   Источниками исследования являются данные и анализ педагогической, психологической, театральной литературы и периодической печати.

 

 

Глава 1. Теоретические основы применения игры как средства

педагогического воздействия

1.1 Понятие игры

     Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Различные исследователи и мыслители нагромождают одну теорию игры на другую - К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, Фрейд и другие. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного, переливчатого явления игры, и ни одна, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности.

    Прежде всего, игра - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Распространенное представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается тем фактом, что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Все же человеческая игра это никак не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии. Игра это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

     Основное положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для играющего, сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Но, в неигровой деятельности значимость той или иной цели бывает очень опосредованной: в практической, деловой жизни человек может быть побужден к действию, прямая цель которого по своему собственному внутреннему содержанию лишена для индивида значимости, в силу того, что посредством этого действия человек может обходным путем достичь удовлетворения каких-то своих потребностей, не связанных непосредственно с внутренним содержанием данного действия.

     Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему; значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию. В игровой деятельности отпадает возможное в практической деятельности людей расхождение между мотивом и прямой целью действия субъекта. Игре чужда корыстная казуистика опосредований, в силу которых действие побуждается каким-нибудь побочным его результатом, вне прямого отношения к предмету, на который оно направлено. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть.

       С этой исходной особенностью игры в отношении ее мотивации связана основная ее особенность в способах игрового действования, или оперирования.

      Игровое действие не стремится к вещному результату и к утилитарному эффекту. Этим определяется вторая характерная особенность игры; игровое действие реализует многообразные мотивы специфически человеческой деятельности, не будучи связанным в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. В игровой деятельности действия являются скорей выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами. Они должны скорее выразить заключенный в побуждении, в мотиве смысл действия, отношение его к цели, чем реализовать эту цель в виде вещного результата. Такова функция, назначение игрового действия. В соответствии с этой функцией действия в игровом плане при его выполнении сохраняется то, что существенно для этой его функции, и отбрасывается то, что для нее несущественно. Игровые действия сообразуются лишь с теми предметными условиями, которые определяются мотивом и целью действий, и могут не сообразоваться с теми, от учета которых зависит вещный результат действия в практической ситуации. Преобразуясь в соответствии с этим своим назначением, игровое действие приходит вместе с тем в соответствие и с возможностями ребенка. Именно в силу этой своей особенности игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

     Из исходной особенности игры, определяющей самый смысл ее, вытекает и то, что одни предметы могут в игровой деятельности замещаться другими (палка - лошадь, стул - автомобиль и т.д.). Поскольку в игре существен не предметно-вещный, а предметно-человеческий аспект действия, не абстрактные свойства предмета, как "вещи в себе", а отношение человека к предмету и соответственно предмета к человеку, изменяется роль, функция предмета в действии. В соответствии с этим изменяются и требования, предъявляемые к предмету. Для того чтобы функционировать в игровом действии, предметы должны удовлетворять тем условиям, которые существенны для игрового действия и к числу которых помимо основного условия - подчинения смыслу игрового действия - присоединяется доступность для ребенка оперирования данным предметом, и эти предметы могут не удовлетворять всем прочим условиям, для игрового действия не существенным. Отсюда следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза черта игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, - возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия. В процессе игрового действия эти предметы приобретают значение, определяемое функцией, которую они в игровом действии выполняют. В результате эти особенности игры обусловливают возможность ее перехода в воображаемую ситуацию. Эта возможность реализуется, когда ребенок оказывается в состоянии мысленно в воображении преобразовать действительное. Начальные, зачаточные формы игры не заключают в себе еще этого перехода в воображаемую ситуацию. Когда ребенок, которому впервые удалось самому открыть дверь, снова и снова ее открывает, он не создает воображаемой ситуации; он остается в пределах реального, и тем не менее он играет. Но игра в более специфическом смысле этого слова начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Способность перейти в воображаемый план и в нем строить действие, будучи предпосылкой игры (в ее развитых специфических формах), является вместе с тем и ее результатом. Необходимая для развертывания игры, она в игре и формируется.

   Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности, отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры.

   Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития - в детстве - она приобретает особое значение.

   В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.

    Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых.

Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у него исходит из потребностей и интересов и служит развитию определенных способностей или сторон его личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды и функции игры

В структуру игры детей входят: роли, взятые на себя играющими, игровые действия, как средство реализации этих ролей, игровые употребления предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными, реальные отношения между играющими.

Сюжетом игры представляет воспроизводимая в ней область действительности, содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми в качестве главного момента деятельности и отношения между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация (т.е. вхождение в человеческое общество), приобщение к коммуникативной культуре – культуре общения.

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная, предметная, в том числе символическая игра.

Предметная игра – детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.

Символическая игра – вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной форме.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами: появляются предметные игры – подражание (усвоение форм и норм поведения взрослых), и формирование личностных качеств.

Детские игры предметного плана могут быть трех типов:

-                игра-исследование;

-                игра-конструирование;

-                ролевая игра;

Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача и т.п.

Сюжетная игра – детская игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок.

Сюжетно-ролевую игру можно рассматривать, как подготовку ребенка к участию в общественной жизни и различных социальных ролях.

В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки, развиваются коммуникативные способности.

В особый класс игры можно отнести игры-соревнования, в которых формируются и закрепляются такие важные факторы развития личности, как мотивация, достижение успеха, стремление к развитию своих способностей.

Игра, это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

-                развлекательная – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

-                коммуникативная – освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;

-                самореализация в игре, как полигоне человеческой практики

-                игротерапевтическая – преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-                диагностическая – выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-                функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-                межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

-                социализация – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого и межличностного общения.

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игре находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и другого раздела учебного предмета; как элементы, иногда весьма существенные, более обширной техники; в качестве урока, занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы школы.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

1.            Обучающие, треннинговые, контролирующие, обобщающие.

2.            Познавательные, воспитательные, развивающие.

3.            Репродуктивные, продуктивные, творческие.

4.            Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические и др.

Кроме представленной классификации, существуют и другие основания для нее, например:

По характеру игровой методики игры бывают:

1.                 Предметные.

2.                 Сюжетные.

3.                 Ролевые.

4.                 Деловые.

5.                 Имитационные.

6.                 Игры – драматизации.

И, наконец, специфику игровой технологии в значимой степени определяет среда: различают игры с предметами, и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, и с ТСО, а так же с различными средствами передвижения.

Но в первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на следующие группы:

·                             физические (двигательные),

·                             интеллектуальные (умственные),

·                             трудовые и социально-психологические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Классификация игр

В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, ее влияния на развитие личности, а так же для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на игры, усиливать их воздействие, педагогически грамотно используя их в воспитательном процессе.

В силу многообразия игр оказывается сложным определить исходное основание для классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так Ф. Фребель, будучи передовым, среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть у немецкого психолога К. Гроса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гросом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют, «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживания и др.).

В отечественной педагогике сложилась классификация игр, базирующихся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально классификацию игр по такому принципу предложил П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской.

Безусловно, это не самая полная классификация, но, изучая, ее мы видим, что психологи и педагоги уделяют огромное значение игре, как важнейшему фактору развития, социализации, усвоения общественных норм, развитию коммуникативных способностей и навыков жизни в человеческом обществе.

            На основании вышесказанного, можно заключить, что основное положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего, сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему; значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию.

Игры имеют две основные характеристики:

скрытые мотивы;

наличие выигрыша.


Глава 2. Значение театральных игр  и методические рекомендации по их проведению

2.1  Значение театральных игр в решении задач эстетического воспитания

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Театрализованная игра или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют воображение, мышление, а главное - помогают эстетическому воспитанию. Театрализованные игры имеют содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир.

Педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что « игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ».

Предваряя доказательство значения театрализованных игр в решении задач эстетического воспитания, обозначим и рассмотрим их сущность.

Задачи эстетического воспитания, по мнению С.А. Козловой  можно представить двумя группами:

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. В этой группе предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Поскольку нужно формировать эстетические чувства дадим определение данному понятию.

В.И. Логинова [отмечает, что эстетическое чувство - это субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету или явлению. Оно выражается в духовном наслаждении формой и содержанием данного объекта либо в отвращении к ним в процессе созерцания или деятельности. Эстетические чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания и находятся в единстве с интеллектом человека. Наличие эстетических чувств рождает глубокие и стойкие эстетические интересы, Единство сформированных эстетических восприятий, знаний, суждений, оценок, идеалов, чувств, интересов, потребностей и вкусов подготавливает личность к полноценному проявлению эстетической активности. Таким образом, эстетическая деятельность - это деятельность по созданию и преобразованию окружающего по законам красоты. Человек не может быть только созерцателем прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, театральной деятельности.

Т.А. Куликова видит театрализованные игры как разыгрывание в лицах литературных произведений. При этом герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни - сюжетом игры.

Л.В. Артемова считает, что эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр, как замечает автор, может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывает нравственно - эстетическое переживание, которое, в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не только зрители, сколько активные участники.

Л.Р. Болотина, Т.Х. Комарова, С.П. Баранов замечают, что театрализованные игры занимают важное место в решении задач эстетического воспитания. По их мнению, именно эти игры учат эмоционально высказываться. Театрализованные игры особенно влияют на эстетику отношений со сверстниками, взрослыми.

Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказка с впечатляющим смешением героического и комедийного, романтики, сатиры и фантазии - важное составляющее, без которой трудно представить детский репертуар. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они помогают развивать у детей эмоциональное восприятие. В театрализованных играх дошкольники отвечают на вопросы, эмоционально дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое средство эстетического воспитания.

Театрализованные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной эмоциональной деятельности. Даже в хороших условиях ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Примеры театральных игр

     В настоящее время используется множество различных театральных игр. Рассмотрим некоторые из них, направленные на развитие личности. При этом необходимо заметить, что преследуя одну общую цель – развитие личности человека, каждая театральная игра имеет собственные цели, направленные на развитие тех или иных человеческих качеств, навыков и т.п., воспитание личности ребёнка средствами театра.

Примеры театральных игр для развития и воспитания личности ребёнка:

1. Игра « Продолжи фразу»

Цель: Развитие умения выражать собственные эмоции.

Ход: Ребёнку предлагается продолжить одну из фраз, например «У меня сегодня хорошее настроение, потому что…» или « Мне нравится заниматься в театральной студии, потому что…»

2. Игра «Назови себя»

Цель: Учить себя представлять коллективу сверстников.

Ход: Ребёнку предлагают представить себя, назвать своё имя, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы называли его в группе.

3. Игра « Позови ласково»

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу

 Ход: Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

4. Игра «Моя любимая игрушка»

Цель: Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая её настроение, поведение, образ жизни.

Ход: Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя её, и рассказывают о ей. Остальные отгадывают.

5. Игра «Скульптор»

Цель: Учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.

Ход: Один ребёнок-скульптор, трое-пятеро детей – глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту, остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».

6. Игра «Волшебный цветок»

Цель: Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.

Ход: Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается.

Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.

7. Игра «Пирамида любви»

Цель: Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Ход: Дети сидят в кругу. Педагог говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство и все мы по-разному его выражаем: я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы кого и что вы любите (рассказы детей). А сейчас давайте построим «Пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку (дети выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида «Высокая?», потому что мы любимы и любим сами.

8. Игра «Волшебники»

Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание заботу.

Ход: Детям предлагают вообразить что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алёше-ловкости и т. п.

9. Игра «Какого цвета счастье?»

Цель: Закреплять умение выражать определённое настроение через цвет, показывать мимикой эмоциональное состояние.

10. Игра "Баранья голова"   (Приложение)

11. Игра « Молчащее и говорящее зеркало»  (Приложение)

12. Игра «Зубы дареного коня» (Приложение)

13 Игра «Ищу друга»  (Приложение)

  Эстетическое воспитание - важная часть становления личности и развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) - без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой - цель педагогического процесса.

На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Достигая результат, преодолевая трудности, дети проявляют эстетические эмоции, вызываемые красотой игровых движений, элементами художественного творчества, а также переживают горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами.

Исключительно важной и необходимой, в сфере образования, является задача научить маленького человека, верно, оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической ценности.

 

.
Заключение

    Изучив теоретические основы игры,  и выявив возможности применения театральных игр в процессе развития личности, мы определили понятие игры; изучили области применения и виды  игр; в  проекте имеются игры и упражнения, которые могут быть рекомендованы для применения в детской театральной студии для педагогического воздействия в процессе развития личности.

    Гипотеза исследования: применение театральных игр позволяет более эффективно организовать процесс, направленный на развитие и воспитание личности - доказана.

     Первая культура, которую создал человек, - это игровая культура, основанная на традициях труда, социальной деятельности. Ее создавали и потребляли дети и взрослые совместно в семьях и общественных объединениях.

     Игра одновременно - развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают, и потому их фантазия становится более насыщенной, содержательной, интересной. В равной степени важно наличие игр индивидуального, парного (дуэтного), группового, командного и массового характера, игр самобытных и комплексных.

    Игры ценны автономно, но прежде всего в системе их использования. Системность игровой практики - это периодичность и длительность использования целенаправленных программ игр, ориентированных на решение конкретных задач, на конкретные жизненные ситуации.

     Принципиально применение собственно игр, равно как принципиально использование игровых форм труда, познания, художественного творчества, спорта, соревнований; использование элементов игр в сочетании с неигровой деятельностью в пропорциях, соответствующих различным возрастам и здравому смыслу.

     Большое значение в развитии ребенка имеют театрализованные игры. Они помогают развивать в ребенке: творческие способности, развивает художественный вкус, речь, память. Так же театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, побуждает к созданию новых образов. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах деятельности. Чем раньше начать приобщать ребенка к театру, живописи, литературе тем больших результатов можно достигнуть в развитии ребенка.   

     Игра - реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. В игровом мироощущении детей присутствуют истины конгениального характера, не менее важные, чем установочные взгляды на реальности мира. Искусство игры - важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.

    Игровое поведение является одной из важнейших из составляющих бытового поведения человека. Во многих игровое поведение является определяющим индивидуумом. Человек как бы носит несколько театральных масок, в зависимости от ситуации в которую он попадает, круга лиц, с которыми он общается. В зависимости от настроения которое им владеет, игра становится универсальным адаптером индивидуума к реальности, способом приспособления человека к окружающему миру.


Список литературы

1.     Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: "Прогресс", 1987 г. – 316с.

2.     Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 1977 г.

3.     Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.

4.     Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1980 г., №12.

5.     Добрынская Е.И. Свободное время и развитие личности. Спб.: "Питер", 1993 г. – 354 с.

6.     Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Москва: "Эксмо-Пресс" 1998 г. – 216 с.

7.     Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 1977 г.

8.     Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 1977 г.

9.     Ладенко И.С. Игровое моделирование методологие и практики. Новосибирск: " Наука", 1997 г. – 386 с.

10. Педагогика и психология игры. // Межвузовский сборник научной трактовки, Новосибирск: НГПИ - 1985 г.

11. Праздников Г.А. Игра и эстетическая деятельность личности. Спб.: "Питер", 2006 г. – 412 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основа общей психологии. Т.2., Москва: "Педагогика", 1989 г. – 448с.

13. Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. Москва: "Просвещение" 1996 г. – 264 с.

14. Усова А.П. Игра. Москва: "Педагогика", 1962 г. – 320 с.

15. Устименко В.Ф. Место и роль игрового феномена в культуре // Филосовские науки, 1980 г., №2

16. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. Москва: "Новая школа", 1994 г. – 380 с.

17. Эльконин Д.Б. Психологические игры. Москва: "Просвещение", 1978 г. – 215 с.

18. Рубинштейн С.Л. Основа общей психологии. Т.2., Москва: "Педагогика", 1989 г. – 448с.

19. Шлаков С.А. Игра и дети. - Москва: "Эксмо-Пресс", 1990. – 267 с.

20. Коган М.С. Человеческая деятельность. – Москва: "Просвещение", 1974. – 207 с.

21. Педагогическая энциклопедия. - Москва: "Просвещение", 2005. – 460 с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Курский институт развития образования»

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Курский институт развития образования»

Содержание Введение………………………………………………………………… …

Содержание Введение………………………………………………………………… …

Введение Описание проблемы

Введение Описание проблемы

Цель исследования: изучить теоретические основы игр, выявить возможности применения игр в процессе развития личности

Цель исследования: изучить теоретические основы игр, выявить возможности применения игр в процессе развития личности

Глава 1. Теоретические основы применения игры как средства педагогического воздействия 1

Глава 1. Теоретические основы применения игры как средства педагогического воздействия 1

Но, в неигровой деятельности значимость той или иной цели бывает очень опосредованной: в практической, деловой жизни человек может быть побужден к действию, прямая цель которого…

Но, в неигровой деятельности значимость той или иной цели бывает очень опосредованной: в практической, деловой жизни человек может быть побужден к действию, прямая цель которого…

В игровой деятельности действия являются скорей выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами

В игровой деятельности действия являются скорей выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами

Для того чтобы функционировать в игровом действии, предметы должны удовлетворять тем условиям, которые существенны для игрового действия и к числу которых помимо основного условия -…

Для того чтобы функционировать в игровом действии, предметы должны удовлетворять тем условиям, которые существенны для игрового действия и к числу которых помимо основного условия -…

Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности

Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности

Виды и функции игры В структуру игры детей входят: роли, взятые на себя играющими, игровые действия, как средство реализации этих ролей, игровые употребления предметов, т

Виды и функции игры В структуру игры детей входят: роли, взятые на себя играющими, игровые действия, как средство реализации этих ролей, игровые употребления предметов, т

Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача и т

Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача и т

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности

Кроме представленной классификации, существуют и другие основания для нее, например:

Кроме представленной классификации, существуют и другие основания для нее, например:

Классификация игр В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр

Классификация игр В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр

На основании вышесказанного, можно заключить, что основное положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего, сторон…

На основании вышесказанного, можно заключить, что основное положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего, сторон…

Глава 2. Значение театральных игр и методические рекомендации по их проведению 2

Глава 2. Значение театральных игр и методические рекомендации по их проведению 2

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему

Л.В. Артемова считает, что эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля

Л.В. Артемова считает, что эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля

Театрализованные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной эмоциональной деятельности

Театрализованные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной эмоциональной деятельности

Примеры театральных игр

Примеры театральных игр

Цель: Учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников

Цель: Учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников

Ход: Детям предлагают вообразить что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других

Ход: Детям предлагают вообразить что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других

Исключительно важной и необходимой, в сфере образования, является задача научить маленького человека, верно, оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической ценности

Исключительно важной и необходимой, в сфере образования, является задача научить маленького человека, верно, оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической ценности

Заключение Изучив теоретические основы игры, и выявив возможности применения театральных игр в процессе развития личности, мы определили понятие игры; изучили области применения и виды игр;…

Заключение Изучив теоретические основы игры, и выявив возможности применения театральных игр в процессе развития личности, мы определили понятие игры; изучили области применения и виды игр;…

Большое значение в развитии ребенка имеют театрализованные игры

Большое значение в развитии ребенка имеют театрализованные игры

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Терский В.Н. Игра. Творчество

Терский В.Н. Игра. Творчество
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2020