ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОО
Оценка 4.6

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОО

Оценка 4.6
docx
03.10.2022
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОО
Игровая деятельность как средство формирования нравственных качеств личности дошкольников в ДОО.docx

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОО

 

Аннотация: В статье затрагивается актуальная проблема исследования организации педагогической работы по нравственному развитию дошкольников средствами игровой деятельности в условиях образовательной организации. В тексте приведены теоретические аспекты вопроса; проведен анализ источников, на основе которых дана характеристика процесса нравственного развития; описана игровая деятельность как средство формирования нравственных качеств, норм и отношений у дошкольников; обобщен опыт педагогической работы.

Ключевые слова: нравственное развитие, нравственные качества, игровая деятельность.

 

Обращенность к проблеме исследования нравственных качеств личности детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности обусловлена не только усилением внимания к проблеме нравственности детей дошкольного возраста, но и актуализацией духовно-нравственного воспитания личности, реализуемого в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, и т.д.

Несмотря на огромное количество работ, до сих пор не существует единого подхода к определению понятия «нравственного воспитания». Р.С. Буре в качестве нравственного воспитания рассматривает целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм [2]. С позиции С.А. Козловой нравственное воспитание предстает в качестве целенаправленного процесса приобщения детей к ценностям определенного общества [4]. Согласно В.А. Сластенину, формирование гуманных взаимоотношений происходит через проявление доброжелательности у детей, через развитие готовности прийти на помощь [7]. А.Б. Бураковой выделены составляющие гуманного отношения - доброта, чуткость, внимательность, сострадание [1].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить такие нравственные качества дошкольников, как гуманизм, коллективность, гражданственность и патриотизм, ценностное отношение к труду. В большинстве исследований основными нравственными качествами являются доброта, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, предупредительность, общительность. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется самостоятельность, дисциплинированность, появляются элементы ответственности, самоконтроля, привычки культурного поведения.

Отдельным направлением выступает рассмотрение игровой деятельности как средства формирования нравственных качеств личности дошкольников. Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина, игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом, характерной для дошкольного возраста [11]. К.Д. Ушинским игра рассматривалась во взаимосвязи с работой воображения, по Л.С. Выготскому, смысл игры заключается в возможности совершения с замещающим предметом определенное действие [9]. Е.Е. Кравцова предлагает разграничивать такие понятия, как игра и игровая деятельность [5]. При этом игровая деятельность рассматривается ей как более узкое понятие, в основе которого лежат специальные действия детей по моделированию мира.

Игра, являясь ведущим видом деятельности, способствует формированию нравственных качеств, создавая благоприятный фон для проявления нравственных чувств. В играх создаются возможности для формирования этических норм, гуманных проявлений, формируются способности к сопереживанию и содействию. Р.И. Жуковской [3], Д.В. Менджерицкой [6], А.П. Усовой [8] подчеркивается, что само содержание игры предполагает освоение детьми норм и правил взаимоотношений между людьми. В. Холмогоровой для развития нравственных качеств личности предлагается использовать сюжетно-ролевые игры [10]. По мнению В.С. Мухиной, расширение детского опыта способствует углублению нравственных представлений, формированию нравственных понятий о дружбе, уважении к старшим. Поэтому для обеспечения усвоения детьми нравственных норм, регулирующих нравственные отношения, необходимо правильное педагогическое руководство.

Эмпирическое исследование возможностей игры как средства формирования нравственных качеств личности дошкольников проводилось с детьми 6-7 лет общим количественным составом 20 человек. Наличие в обеих группах детей, не способных мотивировать нравственные нормы, не умеющих оказывать поддержку и сопереживание другим, а также имеющих несформированные представления о нравственных качествах, послужило основой для разработки и реализации на практике системы игр, доказавшей свою эффективность, что подтверждается полученными результатами.

В итоге у детей стали более сформированными нравственные ориентиры и представления о нравственных качествах, выявлено лучшее осознание нравственных норм, дети стали лучше оценивать поведение других людей и мотивировать свои оценки. В процессе игры дети учились согласованности действий, учились пониманию и сопереживанию, справедливости, доброжелательности, взаимопомощи и дружелюбию.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в последующем планируется проведение с детьми дальнейшей работы по изучению влияния игровой деятельности на формирование нравственных качеств. Особое внимание будет уделяться методам руководства игрой детей с опорой на правила совместной игровой деятельности и опыт нравственного поведения детей.

Список литературы

 

1.                 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна / Л.И. Божович. – М., 2014. – 247 с.

2.                 Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: пособие для воспитателей детского сада / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.

3.                 Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. – М., 2013. – 111 с.

4.                 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 416 с.

5.                 Кравцова Е. Е. Игра и произвольность / Е. Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 11. – С. 12-19.

6.                 Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая – М., 2013. – 128 с.

7.                 Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия / авт.-сост. О.Р. Меремьянина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 142с.

8.                 Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 2013. – 96 с.

9.                 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Том II. / К.Д. Ушинский – М.: Книга по Требованию, 2014. – 628 с.

10.            Холмогорова В. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада: психологическая методика «Школа добрых волшебников». – М: Чистые пруды, 2014. – 32 с.

11.            Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

 


 

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО

Согласно В.А. Сластенину, формирование гуманных взаимоотношений происходит через проявление доброжелательности у детей, через развитие готовности прийти на помощь [7]

Согласно В.А. Сластенину, формирование гуманных взаимоотношений происходит через проявление доброжелательности у детей, через развитие готовности прийти на помощь [7]

Менджерицкой [6], А.П. Усовой [8] подчеркивается, что само содержание игры предполагает освоение детьми норм и правил взаимоотношений между людьми

Менджерицкой [6], А.П. Усовой [8] подчеркивается, что само содержание игры предполагает освоение детьми норм и правил взаимоотношений между людьми

Божович Л.И. Проблемы формирования личности

Божович Л.И. Проблемы формирования личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2022