Игровой тренинг «Планета толерантности»
Оценка 5

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Оценка 5
Игры +2
docx
русский язык +2
1 кл—4 кл
13.05.2017
Игровой тренинг «Планета толерантности»
В последние годы, благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие “толерантность” стало международным термином, отражающим интуитивное восприятие единства, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать на основе согласия.Игровой тренинг «Планета толерантности»
Игровой тренинг.docx
Актуальность. Игровой тренинг «Планета толерантности» В   последние   годы,   благодаря   усилиям   ЮНЕСКО   понятие   “толерантность”   стало международным   термином,   отражающим   интуитивное   восприятие   единства, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого. Толерантность   предполагает   готовность   принять   других   такими,   какие   они   есть,   и взаимодействовать на основе согласия. В   одном   из   своих   выступлений   Генеральный   директор   ЮНЕСКО   Федерико   Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы   обучения   и   воспитания   подрастающих   поколений   в   духе   терпимости.   Вот некоторые из них: воспитание   в   духе   открытости   и   понимания   других   народов,   многообразия   их культур и истории; В   связи   с   актуальностью   данной   проблемы  нами   разработана   программа   игрового тренинга для учащихся начальной школы «Планета толерантности».  Практическая   значимость   тренинга  состоит   в   том,   чтобы   в   доступной   форме объяснить и научить учащихся начальной школы толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию  учащихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах. обучение   пониманию   необходимости   отказа   от   насилия,   использованию   мирных средств  для разрешения разногласий и конфликтов;  привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся   на   осознании   и   принятии   собственной   самобытности   и   способности   к признанию   множественности   человеческого   существования   в   различных   культурных   и социальных контекстах. В   современном   обществе   толерантность   должна   стать   сознательно   формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. В   национальной   доктрине   образования   Российской   Федерации   определены   цели, которые содержат:  воспитание человека уважающего права и свободы личности, обладающего высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов;  формирование культуры мира и межличностных отношений. Толерантность   человека,   выходящего   в   большую   жизнь,   является   фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества   и   взаимопонимания,   готовности   принять   других   людей   и   их   взгляды, привычки такими, какие они есть.    Цель тренинга:  Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на  принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта  терпимости и уважения. Задачи:  Воспитательные: 1) Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;  2) Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости  детей между собой. Развивающие:  3) Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе  сверстников; 4) Развитие творческого потенциала учащихся. Обучающие: 5) Знакомство детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом   толерантности в мире; 6) Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных  ситуаций; 7) Диагностика различий  среди участников тренинга. Методы работы: Беседа, игра, упражнения, методы арт­ и музыко­терапии, работа в группах,  диагностическая методика, релаксация, творческие задания. Возраст участников:  учащиеся 7­11 лет (ученики начальной школы)  Материалы и оборудование:   помещение с расставленными столами для групповой работы (4 группы – 4 стола);   мультимедийное оборудование, презентация;   CD­проигрыватель, музыкальное оформление: песни ­  «Дружба», «Улыбка»,  «Ходит песенка по кругу», «Дети Земли», «Вместе весело шагать», «Мир», «Подари улыбку миру», музыка для релаксации;     тексты стихов для участников тренинга ­ С. Маршак  «Всемирный хоровод»,  Б.Заходер «Мы – друзья»; пазлы с картинками из мультфильмов; альбомные листы, карандаши для теста; карточки с проблемными ситуациями для каждой группы;  кусочки «планеты толерантности», фломастеры и цветные карандаши для  творческого задания. Структура занятия:  1) Первый этап ­ организационный: создание психологической комфортности в группе.  2) Второй этап – теоретическо­практический: знакомство с темой тренинга, игровые и  творческие задания; 3) Третий этап ­  заключительный: рефлексия занятия. При  реализации  программы тренинга  мы ждём от учащихся следующих результатов:  понимания и формирования толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые их окружают; развития терпимости и уважения к разным людям;   формирования эмоциональной отзывчивости среди детей;  умения   взаимодействовать   в   группе,   сопереживать   и   находить   конструктивные решения в конфликтных ситуациях; развития творческого потенциала  Для успешного и результативного проведения тренинга педагог или психолог должен создать   у   школьников   позитивную   установку   на   сотрудничество,   обеспечить эмоциональный   комфорт,   психологическую   защищенность   ребенка,   актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения. Ход проведения тренинга: Первый этап Дети заходят в класс(зал) под музыку (песня «Мир») и рассаживаются на свои места.  ­ Здравствуйте, друзья. Сегодня наше занятие посвящено теме толерантности. 16 ноября – Международный день толерантности. ­ А вы знаете, что такое толерантность? (ответы детей) ­ ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира.  Уважение, принятие и понимание разных людей, разных национальностей и религий,  разного цвета кожи и образа жизни.  Но для того, чтобы понять различия надо прежде всего начать общение. А с чего обычно люди начинают общение?.. Дети: ­ С приветствия. Игра «Давайте поздороваемся». Я приглашаю в центр класса по три представителя от каждой команды. Представьте  себе, что вы встретили на привокзальной площади приятеля из  другой страны и предлагаю  всем вам под звучащую музыку поздороваться друг с другом разными способами,  постарайтесь использовать разные способы приветствия своих товарищей. ­ Задание понятно? Итак, начали… (звучит песня «Ходит песенка по кругу» в исп. Э.Хиля) ­ У всех получилось? Интересно было?... Спасибо. Второй этап ­ А теперь давайте послушаем ваших товарищей. Звучат стихи С. Маршака  «Всемирный хоровод» ­ О ком это стихотворение? Дети:  ­ о детях разных стран и народностей. ­ Да, действительно все дети на планете разные, дети разных национальностей и разного цвета кожи, дети, разного вероисповедания и, говорящие на разных языках, дети, живущие  в разных условиях. И поэтому мы с Вами должны с уважением, и пониманием относится к  таким разным, не похожим друг на друга детям, быть терпимыми и толерантными к  различиям.     Но обстановка в мире не всегда столь дружелюбная…     Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут  люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из  родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются  беженцами. Они уезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи,  поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены  будем просить помощь.   Друзья, вы должны понять, что ко всем людям,       даже если они другой  национальности и цвета кожи, нужно относиться    с уважением, понимать их горе,  сочувствовать им  в беде! В 20в. В Польше жил педагог, писатель, врач Януш Корчак, который внёс свой вклад в  развитие толерантности в мире.  В 1912 он стал директором «Дома Сирот» для еврейских детей в Варшаве, которым  руководил до конца жизни.    Когда началась Вторая мировая война и была оккупирована Варшава, Корчак остался  со своими воспитанниками. В 1940 году его арестовали, несколько месяцев он просидел в  тюрьме, откуда его выкупили его бывшие воспитанники. Он снова возвращается в «Дом  Сирот», который находился на территории Варшавского гетто. Гетто  ­ это жилые зоны,  куда фашистами насильственно сгонялись люди еврейской национальности для изоляции  от остального населения.  Положение детей там с каждым днем ухудшалось. Множество  людей пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему  уходить и возвращаться, но Корчак отказался. 5 августа 1942 детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Через  несколько дней Корчак вместе со своими детьми вошел в газовую камеру…(звучит  метроном)  (звучит тихая спокойная музыка) Давайте попробуем почувствовать друг друга… Возьмите за руки своих товарищей по  команде, сядьте удобно, закройте глаза и… постарайтесь расслабиться,.. посчитайте  мысленно до пяти.. Послушайте своё дыхание,.. а теперь прислушайтесь к звукам,  доносящимся из класса.. и снова послушайте своё дыхание… теперь постарайтесь  почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа… почувствуйте свою левую  руку, а в ней руку соседа слева… представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла… почувствуйте это… постарайтесь запомнить это ощущение  надолго… а теперь мысленно мы считаем до пяти… и.. открываем глаза.. мы вернулись в  наш светлый класс. ­ Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих  товарищей по команде? Итак, мы продолжаем путешествие по планете толерантности. Звучит  стихотворение Б.Заходера «Мы – друзья» ­ Ребята, скажите, пожалуйста, отчего это такие закадычные друзья повздорили? ­ Мы все разные, даже друзья и поэтому мы должны научиться  слышать, понимать и  чувствовать друг друга. ­ Ну что ж, давайте поиграем. ­ Я приглашаю все команды в центр класса. Каждая команда образует круг, а на роль  ведущего, предлагаю выбрать капитанов команд, которым  мои помощники завязывают  глаза. Задача ведущих на ощупь узнать всех своих товарищей по команде, это можно делать с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Как только капитан справится с задачей,  на роль ведущего выбирается следующий участник команды и так до тех пор, пока все не  узнают друг друга. Мои помощники  будут следить за выполнением правил игры. При  нарушении (подглядывании и подсказках) участники удаляются. Итак….начали… (звучит песня «Дружба» в исп. гр.Барбарики) Посмотрите на картинку, что вы видите? Какие они? ­ Толерантность – это способность человека терпимо относится к тем, кто думает и  поступает не так, как ты.  ­ Толерантность – это уважение к  другому!  ­ А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы? Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник. ­ Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше  всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если  фигуры получатся не  совсем такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не  похожи)) ­ А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг доброжелательны и общительны,  чувствительны и доверчивы; ­Кто выбрал квадрат, организованные, настойчивые и твёрдые в решениях,  трудолюбивы; ­ Кто выбрал треугольник, лидеры, нетерпеливые и склонные к риску; ­ Кто выбрал зигзаг, творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в  настроении и поведении; ­ Кто выбрал прямоугольник, неуверенны в себе, в своём выборе, пока ещё не  определились в жизни. Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете.. и поэтому…  ­ Не оценивайте людей… а что? как вы думаете? Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность! Вы все разные кто то любит читать,  кто­то заниматься спортом, кто­то играет с собачкой, а кто­то разводит цветы, но нам  хорошо вместе.   Ты нам нужен! Задание командам. Игра «Собери пазлы» Ваша задача, как можно быстрее, а главное вместе, дружно всей командой собрать пазлы в  картинку. (звучит музыка песня «Вместе весело шагать») Толерантность проявляется и дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но  иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других Практическое задание. ­ Приглашаются капитаны команд для получения заданий. Вы вытягиваете по 2 карточки, на которых написаны проблемные ситуации, ваша задача  обсудить в командах способы поведения в той или иной ситуации, выбрать вариант ответа  или придумать свой, записать его (это сделают помощники), и объяснить свой выбор. Даётся 4 минуты на выполнение этого задания. (звучит музыка из к/ф «Усатый нянь») Задания: 1. Какой ты дома? 1. Младший братишка сломал твою игрушку…  Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно…  Ты ударишь его…  Ваш вариант ответа.                Как вы поступите?  2. Ты поссорился со своей сестрой…  Ты пытаешься объясниться с ней…  Ты обижаешься и мстишь ей за это…  Ваш вариант ответа.                Как вы поступите?  3. Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…  Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять…  Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…  Ваш вариант ответа.                   Как вы поступите?  2. Какой ты в школе? 1.В классе учитель уже спросил тебя…  Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите  меня…»  Ты предоставишь другим возможность ответить….  Ваш вариант ответа. Как вы поступите?  2. Ваш одноклассник одет хуже, чем ты…   Для меня это не важно.   Ты подсмеиваешься над ним.  Ваш вариант ответа. Как вы поступите?  3. На твоих глазах поссорились два твоих одноклассника, началась драка...  Ты пытаешься разнять и примирить их.   Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.  Ваш вариант ответа Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем­нибудь.. Как вы поступите?   Ты все­таки слушаешь его…  Ты не даешь ему говорить…  Ваш вариант ответа.                    Как вы поступите?  Пожилая женщина медленно идет.  Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.   Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.  Ваш вариант ответа. Как вы поступите?  Выполнение и объяснение заданий Третий этап ­Вы поняли, что такое толерантность? Давайте, как и пазлы соберём все слова, которые составляют понятие толерантность. Командам даётся по три минуты, чтобы вспомнить слова, а наши помощники вам помогут  записать слова.  Уважение       Доброта      Сопереживание      Дружба Понимание      Поддержка      Терпимость (звучит музыка песня «Дети Земли» в исп. ансамбля) Проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей  планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному  будущему. Творческое задание. ­ Ребята, у вас на столах лежат кусочки нашей планеты, но для того, чтобы всю планету  соединить надо каждому из вас оставить на ней частичку себя. Ведь мы все разные, но мы  вместе и будем жить на одной планете толерантности. У вас есть разноцветные  фломастеры нарисуйте на своих частях планеты частичку себя, пусть это будут ваши  улыбающиеся лица.  А когда все участники команды нарисуют себя, капитаны команд  встретятся вместе и соберут планету толерантности. Приступайте (звучит песня «Подари улыбку миру») ­ Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, мы надеемся, что вы  будете терпимее относиться друг к другу.  Будьте толерантны! Спасибо всем! До новых встреч! (музыка) Упражнение "Пара ласковых" Группа в кругу. Одному завязывают глаза. Ведущий (или сосед) показывает на кого­то рукой   и   просит   вылить   на   него   всю   злость.   После   потока   "высказываний"   человеку развязывают глаза. Он видит свою "жертву" и извиняется перед ней. Мол, был несдержан. "Сорвалось". Интересный эффект, когда показывают человеку на него самого. Нарисовать портрет человека, к которому испытываешь агрессию. Потом подписать его корявыми буквами, порвать и выбросить. Упражнение "Рисунок" Упражнение "Фигура" Сидя в кругу, участники составляют фигуру из всего агрессивного, плохого, что есть в группе.  "На  общее  дело"  идут  клыки,  зубы,  когти  и  т.д.  по  кругу. (Или  качества  для старших).   Затем   одновременным   нажатием   "кнопок"   на   ручках   стульев   фигура отправляется в космос.

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Игровой тренинг «Планета толерантности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017