ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Оценка 4.7

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
русский язык
5 кл
28.04.2017
ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
А почему бы не использовать на уроках рифмованные упражнения, грамматические сказки? Ведь дети так чутки к слову, к образу, им все интересно. Почему бы не проводить устный или этимологический анализ слов? Иногда сведения из истории слова помогают учителю объяснить и лексическое значение изучаемых слов. Вообще при изучении слов, правил хорошо использовать и слух, и зрение, и руку (письмо). Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и т.д.) благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку.ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.Для того чтобы научить видеть, где возможна ошибка, нужна строгая научная основа преподавания. (Как известно, обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознание + психология + методика).
ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.docx
ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Школу делает школой учитель. Учителя разные ­ ведь они вырастают из  учеников. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст.  Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы  письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает, разучивает этюды,  осваивает приемы ­ только это педагогические краски, этюды, приемы. Вот  учитель ­ мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только  другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока  ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока. Каждый учитель знает, что приходится иногда помногу раз повторять с  учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается  неусвоенным. Дети как будто знают правила, умеют их формулировать,  приводят примеры, но в диктантах ­ ошибки, не говоря уже о том, что в  самостоятельной работе не умеют орфографически правильно и толково  изложить свои мысли.  В чем же причина? Почему наши дети так безграмотны? Одна из причин  просматривается особенно хорошо. Мы не научили ребенка видеть опасность. Отправляя его в плавание по безбрежному океану слов, желая, чтобы он  выжил в этой стихии, надеемся по­прежнему на "авось". Для того чтобы научить видеть, где возможна ошибка, нужна строгая научная основа преподавания. (Как известно, обучение русскому языку должно  держаться на трех китах: языкознание + психология + методика). А почему бы не использовать на уроках рифмованные упражнения,  грамматические сказки? Ведь дети так чутки к слову, к образу, им все  интересно. Почему бы не проводить устный или этимологический анализ  слов? Иногда сведения из истории слова помогают учителю объяснить и  лексическое значение изучаемых слов. Вообще при изучении слов, правил  хорошо использовать и слух, и зрение, и руку (письмо). Стихотворная форма  словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в  стихах и т.д.) благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма  речи, исподволь развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные  собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся  полезными ­ это мертвый груз. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что­то  он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой  прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их. Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой  или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной  формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д.).  Всегда можно отыскать что­то интересное или увлекательное в жизни (оно  окружает нас), а тем более в русском языке. Нужно только найти и подать  детям, что будит их самих к подобным открытиям и находкам. Надо только  найти золотую середину: не усложнять ­ дети не поймут ­ и не упрощать,  облегчая учение, ­ дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать: Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Каждый учитель  напряженно ищет и размышляет о том, как заставить учеников слушать на  уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый  огонек жажды знаний. Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами  тому, чему можно научить с улыбкой? Удивление, окрыленность, азарт,  любопытство в глазах учеников, когда руки так и тянутся вверх и  невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный  сообразительный появится, если урок построен интересно, и тогда корень  учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит. Известно, что обучение ­ это процесс взаимодействия учителя с учащимися  при работе над определенным содержанием учебного материала с целью его  усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Исходным  моментом управления учебной деятельностью является определение ее цели  и формирование у школьников положительного отношения к учебе. Педагог,  прежде всего подбирает и обосновывает задание. Предлагая его учащимся, он заботится о том, чтобы они приняли это задание и начали совершать  познавательные действия. Для этого учитель использует познавательные  игры, учебные дискуссии, создает ситуации эмоционально­нравственных  переживаний, в которых у учащихся формируются чувства долга и  ответственности. Например, учитель может переносить учебную ситуацию на  фантастическую планету; реального или литературного героя менять во  времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения. На  уроке литературы, изучая "Евгения Онегина" А.С.Пушкина, учитель  дополняет реальную ситуацию фантастической, предлагая ученикам  представить себе, что у них появилась возможность встретиться с Онегиным  и Ленским за день до дуэли. Что бы ребята сказали им? Пусть учащиеся  поробуют предсказать реакцию героев на их аргументы. Беседу с Онегиным и Ленским можно разыграть по ролям. В ходе учебно­познавательной деятельности, обучающиеся непрерывно  вступают в контакт с преподавателем как руководителем всего учебного  процесса. Если во время занятий педагог сумеет побудить энергию работать  всех учеников, он достигает хороших результатов. Если же ему не удастся  организовать целенаправленной деятельности учащихся, то он не сможет  добиться поставленных целей. В связи с этим важно создавать реальные  предпосылки для высокой трудовой дисциплины, сформированной на  принципах ответственности, сознательности учения и гражданского долга.  Это обеспечит общую целенаправленную работу всего класса в наиболее  высоком для каждого ученика темпе.  Не менее важное значение в функционировании процесса обучения имеет  стиль взаимоотношений учителя с учениками. Нередко излишняя строгость,  жесткость выбивают детей из равновесия. Такое управление лишает учащихся инициативы, сковывает их умственные силы; они не достигают желаемых  результатов в учебно­познавательной деятельности, развитии; у них  формируются черты ущербной личности. Либерализм демобилизует  учащихся. В том случае, когда учитель сумеет выбрать оптимальный стиль  взаимодействия с учениками на данном этапе, создаются реальные  предпосылки для их самоуправляемой деятельности. Смена этапов урока  вносит изменения в стиль взаимодействия. Неоправданный стиль управления  на одном этапе урока в какой­то степени может компенсироваться  оптимальным на другом этапе. На своих уроках попробовала прежде всего изменить стиль общения с  учениками. Убедилась, что почти всегда можно найти способ перехитрить  этих упрямцев: не строгостью, а лаской, уместной шуткой, не повышая  голоса, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло. Все мы родом из  детства, но часто детей не понимаем, требуем от них взрослого поведения, то есть удобного в данный момент для нас. Нужно научиться уважать незнание и непонимание ребенка, постараться найти их причины, а не требовать слепого  безоговорочного непонимания всех приказов. Важный фактор организации учебной деятельности учащихся на каждом  этапе ­ это положительный эмоциональный настрой. Если на уроке создана  атмосфера радостных переживаний за достигнутые успехи, это обеспечивает  условия для эффективного продвижения школьников в усвоении знаний, в  формировании положительных качеств личности. Необходимо четко  подбирать задания. Завышенный уровень заданий может утвердить ученика,  что он не способен, ограничен. Духовные силы ребенка в такой обстановке не развиваются. Здоровая обстановка в классе, в которой в равной степени  развивается и взаимная требовательность, и взаимопомощь среди учеников,  способствует тому, чтобы каждый из них не возводил в степень свои неудачи, промахи, а искал способы их исправления. Как известно, основной формой организации обучения является урок.  Учебный процесс в школе состоит из системы конкретных уроков. Одни  уроки преследуют цель формирования знаний, другие ­ закрепления и  усовершенствования их, третьи ­ повторения и систематизации, четвертые ­  проверки усвоения знаний, сформированности умений и навыков. И на  каждом этапе важна психологическая подготовка учащихся к восприятию  материала.  Основная цель такой подготовки состоит в том, чтобы вызвать повышенный  интерес у школьников к изучению материала путем глубокого осмысления  или исследовательской задачи. Это может быть достигнуто прежде всего  посредством создания в классе так называемых проблемных ситуаций.  Помимо проблемных ситуаций, могут использоваться и другие методы. С целью организации у учащихся эмоционального отношения к учебному  труду на уроках могут быть использованы элементы занимательности, игры. Так, например, начиная говорить с учащимися пятого класса об омонимах,  учитель предлагает им сначала решить такие загадки­смешинки. Врач сказал: "сейчас для вашего зуба подберут подходящий бор". А я с кресла бежать во весь опор. По­моему врач хитрит что­то: Кому же целый лес в рот совать охота. Смотри, по воде барашки бегут. Ну и люди: ну и лгут! Полно вам, далеко ль до беды? Барашки­то ведь тяжелее воды. Ведя беседу с учащимися, учитель спрашивает: почему на приеме у врача  произошла комическая ситуация? (Первая загадка). Чем объяснить, что  собеседник не верит тому, что ему говорят о бегущих по воде барашках?  (Вторая загадка). Имея в виду первую загадку, учащиеся объясняют, что больной в испуге  убежал от врача потому, что не различает значений слов: "бор" ­ стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле, и "бор" ­ хвойный лес. Во втором случае недоразумение происходит опять­таки из­за того, что  человек смешивает значения слов: "барашки" ­ небольшие белые пенистые  волны и "барашки" ­ молодые овцы. После того, как учащиеся отгадают подобные загадки­смешинки, учитель  сообщает им, сто юмор создается в данном случае с помощью использования  в текстах слов­омонимов, и начинает объяснение нового материала по теме  урока.  Или, скажем, имея в виду смыслоразличительную роль пунктуации и порядка  слов в предложении, учитель, говоря о правилах постановки знаков  препинания при обособленных определениях, может попросить учащихся  объяснить, почему следующая фраза несет комический смысл: "Машинист  впервые в своей жизни вел элеировоз, окончивший недавно курсы". В другом случае учащимся, например, может быть предложено найти шесть  возможных вариантов постановки знаков препинания в предложении:  "внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели".  На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в  различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные  работы. На этих уроках наряду с беседой включаются краткие сообщения  учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги,  посвященные разбираемому вопросу. Эффективность уроков зависит от того, насколько широко используются на  нем различные виды репродуктивно­поисковой, частично­поисковой,  творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если  отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Мастера  педагогического труда специально готовят учащимся задачи творческого  характера, позволяющие по­новому взглянуть на ранее изученное.  Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире  используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и  систематизировать знания. Специальная направляющая деятельность  педагога способствует тому, чтобы наиболее рельефно выделять стержневые  положения в большом объеме учебного материала.  Например, после изучения и анализа пьесы Островского "Гроза" учитель  может предложить своим ученикам вообразить себя актерами или  режиссерами. Каждый актер сам выбирает себе роль ­ Катерины, Варвары,  Дикого, Кудряша; каждый режиссер самостоятельно выбрал сцену для постановки. После этого каждый проделывает подготовительную работу,  которая неоходима актеру, чтобы войти в роль, режиссеру ­ чтобы понять  пьесу. Вместо обычных школьных сочинений актеры писали, как они  представляют себе день из жизни своего героя, режиссеры ­ как должна  играться выбранная ими сцена. Несмотря на то, что каждый ученик вживался  только в один образ, он неминуемо должен был "почувствовать" всю пьесу.  Ведь чтобы понять, как играть Катерину, надо до тонкостей знать и  Кабаниху, и Бориса, и Тихона. Для того чтобы поставить одну сцену в пьесе,  надо постигнуть смысл как предыдущих, так и последующих сцен. Также на уроке русского языка в 6 классе после изучения темы: "Разряды  местоимений" можно предложить учащимся разгадать кроссворд. Задание: в  пустые клетки данного кроссворда впишите соответствующие определениям  слова, и в выделенном вертикальном столбце вы прочитаете название части  речи, к которой они относятся.  Немало важно, когда ученик участвует в управлении обучением, выполняя  некую роль.  Например, учитель читает лекцию. Передает некоторый пласт знаний,  теорию. Как только произносится нечто, что может вызвать у учеников  сомнения, взметается вверх рука и следует реплика: "А я не верю! Докажите,  что:" Это действует "Фома неверующий". Непростая роль. Но зато помогает  усвоить материал, оживить лекции. К концу урока или его теоретической  части слово берет "связник". Его роль ­ найти связь сегодняшнего материала  с ранее полученными знаниями, в том числе и по другим предметам. А можно на этом уроке ввести роль "подводящего итог"? Он скажет, какая мысль  (вывод, результат:) на уроке была по его мнению, главной. Есть в классе и "спонсоры знаний". Это те, к кому может обратиться за  помощью отставший ученик. Иногда на "сцене" урока появляются  "почемучки". Их роль (это может быть один или несколько учеников) ­  подготовить серию вопросов к фронтальному устному вопросу. Пусть сами и  проведут этот опрос. И получат за него оценку. Интересная роль ­ "штурман". Это группа учеников, задача которых  разработать программу повторения какой­то давно изученной темы. Конечно, по согласованию учителя.  Если предыдущие роли можно было условно назвать дидактическими, то  возможны и организационные. Вот роль, которая при некоторых условиях ­  решать учителю, может быть долговременной. Это ­"адвокат". Почетная, и  занимательная, и уважаемая роль. Все жалобы учеников по домашнему заданию (непонятно, слишком много и т .д.) теперь не сваливаются  многоголосым хором на голову учителя, а рассказываются, пишутся,  передаются "адвокату". А он защищает их интересы. Конечно, роль может  осуществиться, если учитель серьезно к ней относится и дает "адвокату"  реализовать свои права. Что не означает необходимости идти на поводу.  Кстати, и спорные вопросы об оценках по письменным работам в  большинстве своем отпадут на стадии разговора ученика с "адвокатом", если  последний знает предмет. "Психолог". Эта роль вводится тогда, когда в "королевстве не все спокойно".  В конце урока "психолог" оценивает атмосферу урока, степень его  дружественности и наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме  (подскажите ему как) замечания любому участнику урока, в том числе  учителю: "Татьяна Михайловна! После ответа Витя остался зря стоять у  доски целых 5 минут:" или "Вы обещали спросить Иру и забыли:" Учитель:  "Да, я не заметила. Извини, Витя. Как будем поступать в дальнейшем, если я  увлекусь?" "Виновата перед Ирой. Давай на перемене решим, как быть". А  иной раз так приятно услышать: "Все было здорово. Всегда бы так." Можно бесконечно говорить о занимательном на уроках русского языка и  литературы. И результат налицо. Важно четкое конструирование учебного  материала, выделение опор и опорных сигналов, концентрирование материала крупными блоками, создание высокого интеллектуального фона ­ способы  организации успешной учебно­познавательной деятельности учащихся, с  помощью которых они достигают обучение без принуждения.  Творческая работа учителя ­ умелое использование форм, видов учебной  деятельности в их оптимальном сочетании имеет решающее значение в  повышении результативности учебно­воспитательного процесса. Кому не приходилось наблюдать, как тускнеют глаза ребят, прибежавших с  перемены на урок, в продолжении которого учитель тщетно бьется над тем,  чтобы возбудить у них познавательный интерес. Причина этого чаще всего  кроется в неумелой организации учебного процесса. Однообразие урока, когда на нем в течение 10­11 лет повторяются в  неизменном порядке проверка выполнения домашнего задания, опрос ранее  изученного, затем ­ сообщение нового, его закрепление и снова ­ домашнее  задание, постепенно вызывает у детей скуку, притупляет их внимание. Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. И давно  пора уже сменить кнут если не на пряник (он итак порой в избытке в семьях как замена радости общения), то уж во всяком случае на интересные уроки.  Давайте попробуем работать на пределе, доказывая всем (и в первую очередь  детям), что не зря носим гордое имя УЧИТЕЛЬ. Трудно? А как иначе? Таково уж наше высочайшее предназначение на Земле:  светить, озарять, облагораживать, любить, возвышать, просвещать, сеять  разумное, доброе, вечное в юных душах:

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017