«Индивидуализация и дифференциация обучения как важнейшее условие развития обучающихся с разным уровнем способностей в воспитательных колониях»
Оценка 4.9
Контроль знаний +1
docx
история +1
7 кл—11 кл
21.01.2018
В статье речь идет о специфике обучения учащихся в школе воспитательной колонии. Несовершеннолетние преступники, прибывая в колонию имеют разный уровень образования и воспитания. Перед педагогами и воспитателями учреждения стоит нелегкая задача - найти не только психологический подход к воспитанникам, но определить уровень его школьного образования. Зачастую уровень образования не соответствует возрасту учащегося. и тут необходимо применять тактику индивидуализации и дифференциации в обучении подростков.Статья«Индивидуализация и дифференциация обучения как важнейшее условие развития обучающихся с разным уровнем способностей в воспитательных колониях»
-круглый стол- статья.docx
Федеральное казенное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа
Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний
по Иркутской области»
Тема статьи:
«Индивидуализация и дифференциация обучения как важнейшее условие развития
обучающихся с разным уровнем способностей в воспитательных колониях»
Учитель – разработчик
Цодиков Андрей Анатольевич
I квалификационная категория. Ангарск 2017 г.
Тема работы:
«Индивидуализация и дифференциация обучения как
важнейшее условие развития обучающихся с разным уровнем способностей в
воспитательных колониях»
Выполнил: Цодиков Андрей Анатольевич учитель истории и обществознания,
ФКОУ СОШ
ГУФСИН России по Иркутской области, Ангарская
воспитательная колония.
Гуманизация деятельности, отношений и общения во всех сферах жизни
российских граждан является одним из факторов успешной реализации
социальноэкономических преобразований в обществе. Особенно остро стоят
эти вопросы перед воспитательными колониями (далее ВК) в связи с
принятием Россией международных правил обращения с осужденными и
реализацией концепции воспитательной работы с осужденными в условиях
реформирования уголовноисполнительной системы. Во всем мире
происходит изменение отношений к содержанию исправления осужденных
несовершеннолетних, находящихся в воспитательных колониях. Несмотря на
рост тяжких и особо тяжких преступлений среди несовершеннолетних
осужденных, ученые все больше приходят к выводу, что исправить
преступника можно только гуманными методами воспитательной работы.
История развития пенитенциарных учреждений показывает, что там, где к
осужденным применялись карательные методы воздействия, преступники, как
правило, редко изменяли свое отношение к жизни, и после выхода на свободу
вели тот же образ жизни, что и прежде. Там же, где сотрудники относились к
осужденным гуманно, уважая их человеческое достоинство, они чаще
становились на путь исправления. В современных условиях особую
значимость
воспитательного процесса в воспитательных колониях.
приобретает гуманистическая направленность
учебно Воспитательные колонии для несовершеннолетних закрытые
учреждения, в которых отдельно от взрослых отбывают наказание за
совершённое преступное деяние несовершеннолетние правонарушители в виде
лишения свободы по приговору суда с 14 до 18 лет. Первоочередной задачей
воспитательной колонии является создание необходимых условий для
умственного, духовного, нравственного, психологического, физического
развития воспитанника, его реабилитации и адаптации, что при исключении
гуманистической направленности отношений не может эффективно
реализовываться. Изменение отношений в ВК в сторону гуманистической
направленности позволяет реализовать педагогический потенциал
совершивших
положительного воздействия на несовершеннолетних,
преступление. Эффективное исполнение функций по воспитанию и
перевоспитанию несовершеннолетних осуждённых воспитателями,
психологами и педагогами в колонии осуществляется при реализации
субъектных отношений с воспитанниками основанных не на авторитарной
основе, а на гуманистических традициях, осуществляемых на основе
отбывающие
диалогического взаимодействия.
наказание в воспитательной колонии достаточно сложная категория людей.
Несовершеннолетние,
Работа с ними требует бдительности, осторожности, постоянного внимания и
контроля их поведения. Вместе с тем, не стоит упускать из виду, что многие
из них – несчастные дети, которые в свое время остались без помощи,
внимания, душевного тепла и семейного очага. И, несмотря на большое
количество отрицательных качеств у осужденных, их возраст дает
возможность успешного воспитательного воздействия.
Из всех подразделений и отделов воспитательной колонии,
осуществляющих учебновоспитательную работу с несовершеннолетними
осужденными, особое место занимает школа. Школа в воспитательной
колонии – центр обучения и воспитания, где приоритетным является процесс Цель учебно
воспитания, а точнее, перевоспитания над обучением.
воспитательной работы школы – создание условий для восстановления
личностного статуса и успешной реабилитации подростка. Многолетний опыт
работы учителей показывает, что одним из условий эффективности
использования комплекса методов педагогического воздействия на
несовершеннолетних осужденных является изучение и учет личностных
особенностей воспитанников, в том числе их уровень способностей.
Перед учителями школы стоят следующие задачи:
создание комфортных для подростка психологических условий для
образования и воспитания;
реализация индивидуального, дифференцированного, корректирующего
и компенсирующего подходов в образовании и воспитании;
выделение гражданскоправового направления в воспитательной работе
школы как средства профилактики рецидива преступления;
подготовка к условнодосрочному освобождению, самостоятельной
взрослой жизни, возврату ребенка в семью и общество.
В своей работе учителя придерживаются своеобразной технологии,
которая напрямую связана с гуманизацией их педагогической деятельности.
Основными «ступеньками» этой технологии являются:
помощь в адаптации (беседа в карантине: знакомство с работой
учреждения, с распорядком дня колонии, выявление уровня
образования, информации о прежнем месте учебы, семейном
положении, наклонностях, интересах; педагогическая поддержка в
первые две недели учебы в школе); установление доверительных отношений (индивидуальная беседа с
проявление внимания к нуждам
классным руководителем,
воспитанника);
создание среды и условий благоприятного эмоционального воздействия;
привлечение к участию в общественной жизни класса и школы;
создание ситуации успеха (перехвалить наших учеников невозможно,
этим они в жизни не избалованы, дать ему возможность поверить в
собственные силы);
использование проблемного обучения системы, связанных между собой
и усложняющихся проблемных ситуаций, в ходе которых ученик с
помощью и под руководством учителя овладевает содержанием
предмета и учится жить среди людей;
ликвидация пробелов в знаниях через многократное повторение,
выделение и умение видеть главное, умение действовать по алгоритму,
аналогии, обязательные самостоятельные работы;
активизация познавательной деятельности обучающихся через
разнообразие форм и типов уроков (урокконкурс, урокигра, урок
соревнование и др.), групповые формы работы, дифференцированный
подход, индивидуальные занятия, интегрированные уроки, активное
использование средств наглядности (иллюстрации, схемы, таблицы,
фотографии, фильмы и др.), использование ИКТ;
формирование навыка трудовой деятельности на уроке;
сотрудничество учителя и ученика в учебном и воспитательном
процессе; внедрение и применение современных образовательных технологий
личностноориентированного характера в зависимости от возможностей
и способностей учеников.
Совершенствование методики проведения урока – важнейшего
направления повышения качества обучения и воспитания несовершеннолетних
осужденных. В этой связи одна из задач заключается в гармоничном сочетании
форм массового обучения и индивидуального усвоения знаний. Возможные
пути решения такой задачи – дифференциация и индивидуализация усвоения
знаний, которые следует рассматривать как одно из направлений гуманизации
современного процесса обучения воспитанников. Тенденции гуманизации
образования воспринимаются, прежде всего, обращением школы как к
ребёнку, а не как к осужденному, уважение его личности, понимание его
интересов, создание наиболее благоприятных условий для раскрытия и
развития его способностей.
Гуманизация вносит человеческое изменение не только в содержание, но
и в организацию всей жизнедеятельности школы. А. С. Макаренко считал
принцип индивидуального подхода к детям основополагающим при
организации и воспитании детского коллектива. И был глубоко убежден: для
того чтобы понять ребенка и установить причины его поведения, необходимо
видеть не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности
его личности, в его побуждения.
Современная трактовка понятий дифференцированного и
индивидуального подхода говорит о многом. Дифференцированный подход
– это создание разнообразных условий обучения для различных групп;
комплекс методических, психологопедагогических и организационно
управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в разноуровневых
группах. Основная задача дифференцированной организации учебной
деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным
воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к
максимальному развитию задатков и способностей каждого обучающегося.
Дифференцированный подход в обучении и воспитании один из
способов решения педагогических задач с учётом социальнопсихологических
особенностей групп воспитания, которые выделяются педагогом по сходным
индивидуальным, личностным качествам обучающихся. Дифференцированный
подход занимает промежуточное положение между фронтальной
воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с
каждым обучающимся.
Индивидуальный подход – это учет индивидуальных особенностей
ребенка в процессе обучения; создание психологопедагогических условий не
только для развития всех обучающихся, но и каждого ребенка; принцип
педагогики, согласно которому в процессе учебновоспитательной работы с
группой учитель взаимодействует с отдельными обучающимися по
учитывая их личностные особенности.
индивидуальной модели,
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного
материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема,
разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в
конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности
каждого обучающегося. Использование дифференциации в процессе обучения
создает возможности для развития творческой целенаправленной личности,
осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и
усиления мотивации учения; формирует прогрессивные педагогические
мышления.
Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в
обучении является учет психологических особенностей воспитанников.
Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности обучающихся, воспитание такого
человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную
личность. И главное, чтобы этот человек еще до выхода на свободу осознал
себя как личность, готовую приносить пользу обществу и нести радость
людям.
Таким образом, индивидуализация и дифференциация способствуют
повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности
учеников, создает ситуацию успеха. Каждая группа обучающихся работает
над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. В
ритмичной работе у обучающихся повышается работоспособность,
формируется трудолюбие. Поэтому такую организацию урока нужно чаще и
эффективнее применять на уроках, чтобы ученики вместе с учителем могли
переживать радость от своей работы, достигать определенных успехов. В
условиях лишения свободы такие методы обучения в школе для
несовершеннолетних осужденных занимают особое место, если не сказать, что
самое главное.
Литература:
1. Аюпова С.Д., Лишик Н.В. «Использование дифференцированного подхода
в организации учебновоспитательного процесса как фактор повышения
качества образования». Материалы педагогического совета / Усть–Илимск,
Издательский Центр «Ката», 2008.
2. Башкатов И.П., Фицула М.Н. «Основы исправления и перевоспитания
несовершеннолетних осужденных в воспитательнотрудовых колониях» / Под
ред. О.И. Морозова. Москва: МВД СССР. Отдел воспитательнотрудовых
колоний ГУИТУ, 1984. 3.Беляева Л.И. «Несовершеннолетний в ВК: что полезно знать воспитателю».
М., 1997.
4.Кадужина Е.Ф. Тематический педсовет «Разностороннее развитие личности
на основе индивидуального и дифференцированного подходов»//Завуч для
администрации школ. – 2005 № 3.
5. «Преодоление».
Журнал для специалистов, работающих с
несовершеннолетними, находящимися в социальноопасном положении и их
семьями. Пермь, 2007.
6.Чернявская А.П. «Педагогическая техника в работе учителя». М., 2001.
«Индивидуализация и дифференциация обучения как важнейшее условие развития обучающихся с разным уровнем способностей в воспитательных колониях»
«Индивидуализация и дифференциация обучения как важнейшее условие развития обучающихся с разным уровнем способностей в воспитательных колониях»
«Индивидуализация и дифференциация обучения как важнейшее условие развития обучающихся с разным уровнем способностей в воспитательных колониях»
«Индивидуализация и дифференциация обучения как важнейшее условие развития обучающихся с разным уровнем способностей в воспитательных колониях»
«Индивидуализация и дифференциация обучения как важнейшее условие развития обучающихся с разным уровнем способностей в воспитательных колониях»
«Индивидуализация и дифференциация обучения как важнейшее условие развития обучающихся с разным уровнем способностей в воспитательных колониях»
«Индивидуализация и дифференциация обучения как важнейшее условие развития обучающихся с разным уровнем способностей в воспитательных колониях»
«Индивидуализация и дифференциация обучения как важнейшее условие развития обучающихся с разным уровнем способностей в воспитательных колониях»
«Индивидуализация и дифференциация обучения как важнейшее условие развития обучающихся с разным уровнем способностей в воспитательных колониях»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.