Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников
Оценка 4.8

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
математика +2
1 кл
31.03.2017
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной  деятельности младших школьников
Всякий процесс есть движение. Процесс обучения – это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями и умственного развития. Задачи учителя начальной школы очень сложны и ответственны. Ему надо побудить у учащихся интерес к новому виду их деятельности – учению. Поступление ребёнка в школу резко меняет характер его жизни. Школьная реальность отличается от того, что представляется ребёнку до школы. Свобода дошкольного детства сменилась необходимостью подчиняться новым правилам жизни. Новая социальная ситуация выступает в целом как стрессогенная для ребёнка. Психологическая напряжённость ребёнка, поступившего в школу, временно возрастает. Задача начальной школы, прежде всего – это научить ребёнка учиться, адаптировать к школе, сформировать подлинные учебные мотивы. Дети должны идти в школу, где им будет хорошо, приятно, содержательно и интересно. Учебный процесс в школе организуется как коллективная деятельность, но организация учебного процесса, как коллективной деятельности не исключает, а предполагает осуществление индивидуального подхода в обучении.
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №12 Учитель начальных классов:  Кузьмина Ольга Владимировна Тема выступления:  «Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной  деятельности младших школьников». 1   слайд.  Здравствуйте,   уважаемые   коллеги!   Поздравляю   всех присутствующих с Новым годом и наступающим Рождеством!  Меня   зовут   Ольга   Владимировна   Кузьмина.   В   этом   учебном   году   я являюсь классным руководителем и учителем 1 класса школы №12. Работаю в данной   школе   первый   год.   Хотелось   бы   выступить   перед   Вами   с   темой «Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной  деятельности младших школьников». 2   слайд.  Всякий   процесс   есть   движение.   Процесс   обучения   –   это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями и умственного развития. Задачи   учителя   начальной   школы   очень   сложны   и   ответственны.   Ему надо побудить у учащихся интерес к новому виду их деятельности – учению. Поступление   ребёнка   в   школу   резко   меняет   характер   его   жизни. Школьная   реальность   отличается   от   того,   что   представляется   ребёнку   до школы.   Свобода   дошкольного   детства   сменилась   необходимостью подчиняться новым правилам жизни. Новая социальная ситуация выступает в целом   как   стрессогенная   для   ребёнка.   Психологическая   напряжённость ребёнка, поступившего в школу, временно возрастает. Задача начальной школы, прежде всего – это научить ребёнка учиться, адаптировать   к   школе,   сформировать   подлинные   учебные   мотивы.   Дети должны   идти   в   школу,   где   им   будет   хорошо,   приятно,   содержательно   и интересно. Учебный процесс в школе организуется как коллективная деятельность, но   организация   учебного   процесса,   как   коллективной   деятельности   не исключает,   а   предполагает   осуществление   индивидуального   подхода   в обучении.  3 слайд.  Тонким мастером индивидуального подхода к учащимся был Василий   Александрович   Сухомлинский.   Он   сформулировал   ряд   заповедей индивидуального подхода: 1. Умственные силы и возможности детей неодинаковы; 2. Ученик всегда индивидуален, своеобразен; 3. Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности; 4. Нельзя требовать от ученика невозможного; 5. Определить индивидуальную тропинку успеха в учении и умственном труде каждого ребёнка. Дифференцированным считается такой учебно­воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.      Цель дифференцированной работы заключается в том, чтобы развить познавательные   и   творческие   способности   учеников   с   различным   уровнем подготовки,   достичь   таких   результатов,   которые   побудят   их     к самостоятельной исследовательской деятельности. Таким образом, тема индивидуального и дифференцированного обучения на уроках в начальной школе в данное время очень актуальна, т.к. является требованием современного общества.  4 слайд. Возможно ли  повышать  эффективность  учебной  деятельности при  индивидуальном  подходе?   Для  этого  учителю  нужно  организовать  свою  работу  с  учеником  так, чтобы   не   тормозить   развитие   детей,   и   в   то   же   время   подтягивать остальных.   Возможно  ли  это?   Мы  считаем,  что  ’’да’’.  Но  это  тяжелый  и  огромный  труд  учителя, который  будет  вознагражден  хорошей  успеваемостью  в  классе,  желанием и  умением  ребят  учиться.   5   слайд.  Процесс   организации   учителем   внутриклассной дифференциации включает несколько этапов. 1. 2. 3. Проведение диагностики. Распределение по группам с учетом диагностики. Определение   способов     дифференциации,   разработка дифференцированных заданий. 4. Реализация   дифференцированного   подхода   к   учащимся   на различных этапах урока. Диагностический контроль за результатами. 5. Рассмотрим некоторые из них. Выделение   групп   учащихся   по   уровню   усвоения   материала, распределение   заданий   и   самостоятельных   работ   на   примере   уроков математики: 6   слайд.      1   группа:   ученики   с     низким   уровнем   усвоения   знаний, умений: затрудняются в правильном выборе действия при решении задач; средний уровень сформированности вычислительных навыков;  затрудняются в выделении взаимосвязи между изученными вопросами; низкий уровень выполнения мыслительных операций; математические рассуждения  выстраивают лишь при постановке вопросов; математическая речь достаточно не развита; Дети   данной   группы   получают   задания,   опосредующие   учебную информацию: задания на узнавание или описание объектов по плану; задания на   дополнение   незаконченных   предложений   с   использований   слов   для справок. Самостоятельная работа дается в виде воспроизведения по образцу или реконструктивно­вариативная. 7 слайд.  2  группа: ученики со средним  уровнем  усвоения знаний, умений:  правильно выполняют выбор действий при решении задач в привычной форме, но затрудняются в творческих видах работы над задачей; вычислительные навыки сформированы хорошо; средний уровень мыслительных операций; имеют хороший показатель памяти; развита тонкость наблюдений; математическая речь развита; выполнение обобщений только элементарных понятий. Дети данной группы выполняют задания, направляющие работу ученика с учебным материалом: задания на сравнение объектов; задания на составления объектов;   задания,   включающие   вопросы   готовый   ответ   в   учебнике отсутствует, требует самостоятельных мыслительных операций. Самостоятельная работа – частично­поисковая. 8 слайд.  3 группа: ученики   с высоким уровнем усвоения знаний, умений: правильно выполняют выбор действий при решении задач; успешно выполняют виды творческой работы над задачей; высокий уровень сформированности вычислительных навыков; высокий уровень выполнения мыслительных операций; высокий показатель памяти высокий уровень развития математической речи. Дети   данной   группы   выполняют   задания,   требующие   от   учеников творческой деятельности: задания на установление связей между объектами, признаками;   задания   на   самостоятельный   подбор   примеров;   задания творческого характера. Самостоятельная работа – частично­поисковая, творческая. 9 слайд. Можно не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы,   которые   соответствуют   названиям   их   групп:   «Знайки», «Торопышки»,   «Кропотливые».   (По   разным   причинам   ребенок   может переходить из одной группы в другую.) • «Знайки» ­ дети с высоким уровнем готовности к обучению и уровнем готовности   выше   среднего,   умеющие   читать,   т.е.   дети,   относящиеся   к   3 группе; • «Торопышки» ­ дети, знающие буквы, имеющие уровень готовности не ниже среднего, т.е. дети, относящиеся ко 2 группе; • «Кропотливые»   ­   дети,   не   знающие   всех   букв,   имеющие   уровень готовности ниже среднего, т.е. дети, относящиеся к 1 группе. Задания,   предназначенные   для   детей   каждой   группы,   обозначены заглавными буквами: З – «Знайкам», Т – «Торопышкам», К – «Кропотливым». Как   педагогу­практику   сделать   каждый   урок   продуктивным   и максимально   эффективным   для   всех   групп   учащихся?   Как   «подать» материал,  чтобы  одарённые   не скучали,  а дети  с трудностями   обучения  и развития понимали его?  10   слайд.  Начну   с   того,   что   на   каждом   уроке   вместе   с   ребятами отправляются в путешествие за знаниями наши верные помощники, мягкие игрушки заяц и волк из мультфильма «Ну, погоди!» и обезьянки Анфиса и Арчибальд. Они учатся в школе вместе с моими учениками. Самая первая игрушка­перчатка ­  обезьянка Арчибальд. 11 слайд.  Арчибальд очень дружелюбная и жизнерадостная обезьянка! Единственная его беда – в том, что он ужасно невнимательный и постоянно ошибается  (и   в   устных,   и   в   письменных   работах).   Но   зато   благодаря   ему становятся внимательными и грамотными его друзья – мои ученики! 12 слайд. Так как в 1 классе безотметочное обучение, но все же успехи учащихся   как­то   необходимо   отслеживать,   мы   с   Арчибальдом   придумали волшебное дерево, которое раскрашивалось ни красками, на фломастерами, ни   карандашами,   а   наклейками,   но   наклейки   необходимо   было   еще   и заслужить. За отличную работу на уроке, каждый ученик получал звезду, а за каждые 10 звезд, получал одну наклейку. В конце первого полугодия мы с учащимися подвели итоги и за самое красивое волшебное дерево, ученики получили сюрприз в виде развивающей раскраски. Какие же уроки проводили? По математике проводились  «блиц­турниры» ­ это уроки решения задач, ребусов. 13   слайд.  На   данном   уроке   учащимся   предлагается   решать   задачи   и ребусы. Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи трёх уровней сложности, а право выбора  сложности  задачи  оставляет  за  учеником. У каждого  ученика   есть свой лист самооценки, на котором за каждое выполненное задание он ставит себе «+» ­ выполнил задание правильно; «?»   ­   при   выполнении   задания   возникли   трудности.   В   конце   ребенок подсчитывает «+» и «?» и раскрашивает тот смайл, на который выполнил всю работу, а после заполнения данного листа самооценки, получает звезду. Учащиеся,   быстро   выполнившие   все   задания,   выступают   в   роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. Даже  самые неуспешные  ученики  могут  справиться с заданиями,  ведь задачи   с   низким   уровнем   трудности   им   по   плечу,   а   в   случае   затруднения всегда   можно   взяться   за   другую   задачу   или   воспользоваться   помощью консультанта.   Эта   форма   урока   наиболее   эффективна   при   закреплении решении задач  одного вида (например, задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц). 14 слайд. Из нестандартных уроков часто используем уроки­игры. Разноуровневые задания: 1.Найти значение выражения ­одним детям, и дополнительное задание­ раздели равенства на группы. 2.Работа в группах­в парах сменного состава, где каждый учит другого. 3.Одно   и   тоже   задание   дано   в   5   вариантах:   1­й   самый   сложный,   не справился, смотри карточку №2 и т. д. 4.Задачи на выбор по степени сложности: на 3 звезды, 2 звезды или 1 звезду. 5.Задачи повышенной сложности. 6.Задача и её исследование по степени доступности для детей. 7.Игра   «сюрприз»   (справился   с   работой­дополнительное задание­«сюрприз»: сделал задание на открытке правильно­возьми её себе). 8.Дифференцированные карточки ­ «красный, желтый, зеленый». 9.Опоры, памятки, алгоритмы, образцы выполнения заданий. 15 слайд. 10. Раскраски: математические, по чтению, по русскому языку, окружающему миру в двух вариантах, совершил много ошибок в 1 варианте, выполни работу над ошибками и получи раскраску второго варианта. Наиболее   удобное   средство   работы   –   это   карточки.   Дети   выполняют задания по одному и тому же тексту, напечатанному на отдельных карточках. «Знайки» с заданием могут познакомиться самостоятельно, а  «Торопышек» и «Кропотливых» знакомит с заданиями (некоторое время) учитель.  16 слайд.     Урок обучения грамоте.  Нарвал. Нарвал – это большой дельфин живут нарвалы зимой и летом во льдах это животное своим бивнем может продолбить очень крепкий лёд за ним по очереди дышит всё стадо. З. Прочитай текст про себя и раздели его на отдельные предложения. Прочитай вслух. Придумайте и напечатайте 4 слова с новой буквой, но чтобы эти слова начинались с тех же букв, что и первые слова в предложениях. Т.   В   тексте   обведите   новую   букву.   Прослушайте   текст   и   хлопните   в ладоши, когда услышите, что предложение закончилось. К.   В   словах   второй   строки   сверху   подчеркни   все   знакомые   буквы, обозначающие   гласные   звуки.  Прослушай   текст   и   встань,   когда   услышишь новый звук. Подчеркни новую букву в тексте.    17 слайд. Зная, что все люди делятся на 3 группы: визуалы, аудиалы и кинестетики,   можно   давать   задания   детям,   учитывая   особенности   каждой группы. группы Визуал особенности группы Тихий, послушный,   задания ­задания   предлагать   в успешно   учится,   любит конструктор, компьютер; равнодушен   к   животным; зрелища   производят   сильные впечатления, но рассказывает о них мало; при переживании стресса замыкается в себе. Много   говорит;   легко вступает   в   контакты;   любит слушать,   когда   читают   или рассказывают;   с   трудом запоминает   написание   букв; не   любит   красочных   зрелищ; при   переживании   стресса срывается   на   крик;   не способен   сосредоточиться; склонен к угадываниям. Очень   подвижен;   очень самостоятелен   и   талантлив; все   надо   потрогать,   очень любит   животных,   отлично развит вкус. Аудиал Кинесте тик виде записей ­писать карточки ярко, красиво   в ­давать   задания:   найти учебнике что­то   самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод ­вызвать   к   доске   во   математического время диктанта ­прочитывать   задание или учителю     вслух родителям ­давать   задание что­либо, классу,   сочинить рассказать объяснить что­либо другу     Давать задания, на направленные перекладывание   фишек,   на рисование,   моделирование, пересчет предметов   Таким образом, при работе с дифференцированными заданиями важно учитывать   зону   актуального   и   ближайшего   развития.   А   для   этого   важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы. Мною   используются   дифференциация   на   разных   этапах   урока.   Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель. Если   учителя   волнует   развитие   детей,   успех   в   обучении   каждого учащегося,   то   он   обязательно   будет   осуществлять   индивидуальный   и дифференцированный подход в обучении. 18 слайд. Педагогические условия успешной дифференциации: 1.Рекомендуется чаще переключать учащихся с дифференцированной на   совместную   работу. Весь   урок   не   может   быть коллективную, дифференцированным. 2.Учитель   должен,   по   возможности,   на   уроке   создавать   ситуацию самостоятельного выбора для учащихся разных уровней. 3.Дифференциация   не   является   основной   формой,   а   включается   в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах. 4.Дифференциация не должна быть явной. 5.Учитель   должен   быть   сдержанным   в   похвале   сильных   учеников   и постоянно поощрять слабых. И   закончить   свое   выступление   мне   хотелось   бы   цитатой   советского педагога   Василия   Александровича   Сухомлинского     «Подлинный   смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно   другим,  не   чувствовал   себя   неполноценным,   испытывал   высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества».

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной  деятельности младших школьников

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной  деятельности младших школьников

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной  деятельности младших школьников

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной  деятельности младших школьников

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной  деятельности младших школьников

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной  деятельности младших школьников

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство повышения эффективности учебной  деятельности младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017