Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ
Оценка 4.6

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
психологическая работа +1
8 кл—11 кл
27.03.2017
Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ
Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ, других форм асоциального поведения Содержание информационно-просветительских профилактических мероприятий строится в логике содействия самореализации детей и молодежи, что означает помощь им в осознанном целесообразном раскрытии и использовании своих позитивных возможностей. Сценарий беседы по первичной профилактике употребления табака, алкоголя, наркотиков с детьми и подростками Тема: Алкоголь – угроза здоровью. Цель: Формирование потребности у подростков в здоровом образе жизни. Задачи: • Рассказать правду о влиянии алкоголя на организм человека • Развивать умения анализировать поступки, слова, действия • Воспитывать негативное отношение к алкоголю Оборудование: схема строения организма человека, записи телерекламы (зубная паста, пиво, продукты), таблица «Правда/ложь об алкоголе» Ход мероприятия: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы поговорим сегодня о том, что нас окружает; по-новому постараемся взглянуть на такое явление, как алкоголизм; поразмышляем, как вести себя, чтобы не выглядеть смешно и нелепо. Начнем мы беседу с просмотра некоторых сюжетов (включается запись рекламных роликов). Беседа с подростками: 1. Что мы с вами увидели? 2. Что объединяет эти сюжеты? Как они называются? 3. А какова цель рекламы? 4. Приходилось вам приобретать что-то после увиденной рекламы? 5. Всегда Вы были довольны результатом? К сожалению, часто с целью привлечения внимания потребителей производители не жалеют ни денег, ни фантазии на красочность рекламы и мы, доверчиво приобретая рекламируемую продукцию, часто испытываем чувство досады и разочарования. Но нередко узнать о качестве рекламируемой продукции мы можем лишь тогда, когда начинаем ею пользоваться. Но есть реклама такой продукции, которая не только разочаровывает, но и приносит вред здоровью. Это, конечно, в наших сюжетах реклама пива. Вам известно, что совсем недавно было запрещено рекламировать пиво в дневном эфире. Так государство заботится о здоровье граждан. А как мы должны заботиться о своем здоровье? Что вам известно о вреде пива? Рассказ педагога с опорой на схему: Итак, ребята, попадая в организм человека, алкоголь уже через 5-10 минут всасывается в кровь и разносится по всем органам. Сначала он вызывает расширение сосудов, что приводит к возбуждению и бурному веселью, мозг перестает контролировать действия человека. Быстро сгорая в клетках всех тканей, алкоголь отнимает у них воду и кислород. Страдают все ткани и органы, замедляются привычные физиологически процессы. При частом приеме алкоголя развиваются тяжелые болезни печени, почек, сердца. Портится кожа, человек быстро стареет. Алкоголь выводится из организма 1-2 суток, а в некоторых тканях задерживается и дольше. Попав в зависимость от алкоголя, человек теряет интерес к работе, увлечениям, жизни. Становится неряшливым, неопрятным. Алкоголик страдает не только физически, но и морально. Он приносит горе и своим близким. Вот какова цена бездумного, легкомысленного отношения к своему здоровью. Ребята, давайте проверим ваши знания об этом страшном явлении. Ведь многие люди, сами, страдая, рассказывают добрые сказки об алкоголе, и многие им верят. Обратимся к таблице «Алкоголь: правда/ложь». Поставьте знак в той колонке, какое утверждение вы считаете правильным: Алкогольные мифы Правда Ложь Алкоголь помогает общаться, снимает напряжение Алкоголь помогает выглядеть взрослее, быть независимее Алкоголь помогает в лечении, он убивает микробы Алкоголь помогает согреться Употребляя пиво, нельзя стать алкоголиком Пиво пить модно, оно помогает знакомиться, весело проводить время Алкоголь – хорошее снотворное Итак, проверим, что у вас получилось. Конечно, правы те ребята, которые не согласились ни с одним утверждением. Это мифы, сказки, выдумки. Чтобы общаться, нужно стараться быть интересным собеседником, найти дело по душе и встретить друзей-единомышленников. А чтобы убить микробы, человеку надо выпить 10 литров спирта – это 5 смертельных доз. И пиво – враг коварный. Два литра пива – это стакан водки. Вред его очевиден. Физминутка: Рано утром просыпайся, себе, людям улыбайся. Ты зарядкой занимайся, обливайся, вытирайся! Всегда правильно питайся! Аккуратно одевайся, в школу смело отправляйся! Люди с самого рождения жить не могут без движения! Закрепление знаний: Послушайте отрывок из сказки А. С. Экзюпери «Маленький принц» (гл.12) и ответьте на вопросы, используя полученные сегодня знания: • Почему пьяница пил алкогольные напитки? • Какое чувство он вызвал у Маленького принца? Почему? • А приходилось ли вам обращать внимание на поведение, внешний вид пьяных людей? Какие чувства они вызывали у вас? Работа в парах: У вас на столах карточки, где описаны наиболее распространенные ситуации, ведущие к употреблению алкоголя. Обсудите эту ситуацию, обыграйте ее по ролям и попробуйте продемонстрировать убедительный отказ. Используйте знания, полученные сегодня. Вариант 1. День был жаркий. Отец работал в поле. Мама попросила отнести ему бутылку с холодным пивом. Я взял с собой лучшего друга. По дороге он предложил попробовать пиво, раз его так любят взрослые. Вариант 2. У меня был день рождения. На праздник собрались взрослые с детьми от 4 до 8 лет. Нам накрыли стол в отдельной комнате и для шутки дали рюмки, в которые предложили наливать лимонад. Старший мальчик ухитрился незаметно стащить у взрослых бутылку с вином и предложил попробовать. Педагог подводит итог высказываниям ребят. Наше мероприятие подходит к концу. Скажите, ребята, что нового вы узнали? Чему научились? Вы считаете нужной беседу на эту тему? Сценарий беседы « Давайте говорить откровенно…» Цель: формирование у подростков отрицательного отношения к алкоголю. Задачи: • Выяснить совместно с подростками правду о вреде алкоголя. • Развивать умение отстаивать свое мнение, адекватно оценивать свои и чужие поступки. • Воспитывать такие черты характера как принципиальность, ответственность, решительность. Вступительное слово педагога: Сегодня я предлагаю вам поговорить о явлении, вам уже достаточно хорошо известном. Но, увы, проблема пьянства и алкоголизма остается актуальной не годы и не десятилетия. Почему же так живуч этот порок человеческий, почему так часто люди попадают в зависимость к «зеленому змию»? Мне кажется, что одна из причин – несерьезное отношение к проблеме. Большинству из нас кажется, что этот колокол звонит не по нам, мы избежим этой беды. А кто-то верит сладким сказкам об алкоголе, не замечает его коварства и попадает в его крепкие объятья, из которых выбраться очень непросто. Вы уже достаточно взрослые и информированные. Предлагаю вам выступить в роли обвинителей алкоголя, сорвать с него маски, за которыми он скрывает свое истинное лицо. Предлагаю следующие утверждения-мифы (их можно записывать на доске или представить на слайд – шоу), опровержения помещаем в таблице для информации учителю. Мифы Реальность Алкоголь – это хорошее средство для разрядки, снятия нервного напряжения Мало кто знает, что временное, иллюзорное «облегчение» оборачивается возвращением нервной напряженности на более высоком уровне. Каждый наркотик является разрушителем нервной системы. Человек, пьющий более 10 лет, уже хронический невротик. Алкоголь помогает общаться, раскрепощает Алкоголь развязывает языки даже некоммуникабельным людям, вследствие блокировки нравственных структур мозга (не храбрость проявляется и умение оратора, а совесть притупляется! ). Пьяные разговоры примитивны и однообразны. Вот почему опоздавшим наливают «штрафную» – трезвые находятся на другом уровне им трудно и неприятно общаться с пьяными. Алкоголь – средство повышения самооценки Действительно, «пьяному море по колено». Переоценка своих возможностей пьяным настолько велика, что классные водители не справляются с управлением, отличные пловцы – тонут. На низком уровне повышенная самооценка отражается во фразе: «Ты меня уважаешь? » Осмотрительность и самоконтроль подавляется, и человеку «на все наплевать». Алкоголь полезен для здоровья, помогает избавиться от вирусов и микробов Этот миф самый наглый и смешной, но грустная практика жизни доказывает, что он работает. Дезинфицирующие свойства спирта известны, но он является универсальным убийцей не только вирусов, но и всего живого. Некоторые «лечат» спиртом язву желудка. На самом деле спирт вызывает воспалительные изменения слизистой, снижает образование кислот и пепсина, а это является благоприятным условием для возникновения злокачественных опухолей. Миф о лечении простуды просто абсурден. Спирт действительно убивает микроорганизмы, но только при условии его высокой концентрации (выше 70 %). Внутренняя среда организма человека на 90% состоит из воды. Следовательно, для того, чтобы уничтожить микробы, больному нужно было бы выпить не менее 10 литров спирта, что в 20 раз превышает смертельную дозу. Кроме того, у лиц с повышенной температурой тела и с воспалительным процессом алкоголь снижает иммунитет организма из-за уменьшения активности белых кровяных телец, в задачу которых входит борьба с инфекцией. Ослабление иммунной системы под воздействием алкоголя увеличивает риск не только инфекционного заболевания, но также и злокачественных новообразований. Алкоголь помогает согреться Употребление алкоголя вызывает расширение кровеносных сосудов у поверхности кожи. Это создает ощущение тепла, но организм на самом деле быстро теряет тепло, тем самым, вызывая переохлаждение тела, что на практике приводит к обморожению. Пиво не вызывает зависимость, оно может заменить более крепкие напитки без вреда для организма Все сорта пива, кроме безалкогольных, содержат различные концентрации алкоголя. Пивная зависимость реальна и развивается по тем же законам, что и зависимость от крепких алкогольных напитков. Потребность выпить пива не вызывает у человека тревогу. Пивной алкоголизм более коварен, он развивается незаметно, вызывая сильное навязчивое влечение. В хмеле содержатся фитоэстрогены, аналоги женских половых гормонов. Их содержание в 1 кг сырья колеблется от 20 до 300 мг. Этого количества вполне достаточно, чтобы оказать видимое гормональное воздействие на организм. У мужчин появляются признаки феминизации: широкий таз, избыточный вес, «пивной» живот, увеличение молочных желез (вспомните рекламного «Толстяка»). Употребление пива в больших количествах подавляет половую функцию у мужчин. Алкоголь – это хорошее снотворное Сон после употребления спиртного наступает в результате токсического воздействия алкоголя на мозг человека (алкогольное отравление). Сон в этот период не является естественным (физиологическим), и человек во время сна не отдыхает настоящим образом. Итак, мы с вами выяснили, что алкоголизм – враг коварный. Почему же человек начинает употреблять алкоголь? Причин здесь много, вам они известны. Обсуждение ситуации: А как быть, если вы попали вот в такую ситуацию: «13-летняя Таня оказалась в компании одноклассников, собравшихся субботним вечером на квартире Димы – самого «крутого» мальчика в классе. Родителей дома не было. В комнате был полумрак: приглушенный свет, негромкая музыка, сигаретный дым, на столе вино и пиво. Тане было здесь неуютно, но чтобы не казаться «белой вороной», она тоже пила пиво. В компании были ребята постарше, один из них – Александр - давно нравился Тане, но не обращал на нее внимания. А тут он сам подошел, говорил о пустяках, пригласил в другую комнату. У Тани кружилась голова и от пива, и от Сашиного внимания. В комнате сидели друзья Александра, они, казалось, не замечали вошедших. Таню удивил незнакомый запах. В руках у Саши оказалась какая-то странная сигарета, он протянул ее Тане. «Это марихуана, - сказал Саша, - ты не бойся, попробуй, почувствуешь себя отлично». Таня испугалась: она знала, что этого делать нельзя. Но ей предложил сигарету Александр, а вдруг он ее высмеет, ославит «малявкой». Таня была растеряна, не знала, как ей поступить». Вопросы ребятам: • Что, по-вашему, произойдет дальше? • Зачем Александр предложил Тане наркотик? • Кто виноват в сложившейся ситуации? Подведем итог: Алкоголь опасен еще и потому, что человек теряет контроль над собой, совершает необдуманные поступки. Преступления в состоянии опьянения караются особенно сурово, они и бывают, как правило, особенно тяжкими. Но главное преступление пьющий человек совершает против своего здоровья, самого себя, своих близких. А когда приходит раскаяние, ничего изменить уже нельзя. Педагог зачитывает «Исповедь алкоголика» (или включает запись, чтобы голос был мужским): Водка уже убила нескольких моих друзей и знакомых. Их карьера была блестящей, жизнь складывалась удачно, и ничто в ней не предвещало такого страшного конца. На моих глазах ушел из жизни аспирант философского факультета МГУ, эрудит и умница Славик; я помню, как умер солист Александровского хора — блистательный тенор Вася, певший когда–то по всему миру свою знаменитую «Калинку»; как с интервалом в полгода друг за другом тихо скончались мои соседи, чета заслуженных врачей–пенсионеров… Все эти люди были талантливыми и трудолюбивыми, всех их погубил алкоголь, и финал их жизни уже ничем не отличался от горькой судьбы спившегося тракториста или грузчика. Я сам много лет танцевал над этой бездной на узком карнизе «умеренного пития», и мне невероятно повезло - я успел заметить, что до катастрофы мне остался всего один шаг. Этот шаг я не сделал, но хорошо запомнил, как это было страшно: понимать, что ты больше не властен над собой, что водка стала сильнее и ты уже не в силах сказать ей «нет». Когда все началось? Трудно сказать. Может быть, началом стал стакан пива, который наши деревенские родственники за семейным столом наливали мне, первоклашке, со словами: «Мужик растет - пускай привыкает». А может - две бутылки крепленого вина, которое мы с приятелем - таким же двенадцатилетним оболтусом, в обстановке строжайшей конспирации распили в лесу без всякой закуски на первомайские праздники. Эти упражнения я активно продолжил спустя несколько лет, когда после восьмого класса пошел работать в ремонтные мастерские Управления механизированных работ №14, которое обслуживало строительство газопровода Уренгой - Помары - Ужгород. Мне было тогда пятнадцать лет. Слесаря, мои наставники, оказались тихими беззлобными алкашами, которые сразу же нашли мне достойное место в своем дружном коллективе: я стал «гонцом». Спиртным тогда начинали торговать с одиннадцати утра. К этому вожделенному часу я получал от коллег деньги, сумку и отправлялся через дыру в заборе к ближайшему магазину, ничуть не боясь напороться на начальство. Покупал пару бутылок водки, плавленый сырок или банку консервов и через ту же дыру возвращался на рабочее место. Навык пить водку, не морщась, я приобрел именно в тот период своей жизни, хотя тяги к спиртному у меня тогда еще не возникло. Просто все вокруг пили, и я пил вместе со всеми - за компанию, безо всякого интереса и удовольствия. В семнадцать лет я поступил на оркестровое отделение областного музыкального училища, и до сих пор благодарю Бога за этот поворот в моей судьбе. Там меня окружал уже совсем другой народ, живущий совсем другими смыслами, проблемами и радостями. Я тоже потихоньку привыкал к этой новой жизни, а друзья, которых я тогда встретил, и по сей день остаются для меня самыми близкими людьми, хотя с той поры прошло уже двадцать пять лет. Все там было прекрасно, все мне нравилось, и лишь одно обстоятельство перекидывало мосток к моему слесарному прошлому: несмотря на всю свою утонченность и изыск, музыканты пили не слабее бульдозеристов. …В конце первого курса я был призван в армию и угодил в стройбат. После музучилища это напоминало контрастный душ. Личный состав нашей роты на три четверти был укомплектован мелкими уголовниками, уже успевшими до армии отмотать по первому сроку. Как пили там, я не хочу вспоминать в подробностях. Скажу лишь, что служили мы в самый разгар горбачевского «сухого закона», благодаря которому вместо водки и портвейна я научился употреблять внутрь одеколон «Русский лес», антистатик «Лана-1», лосьон «Огуречный» и прочие спиртосодержащие жидкости в различных комбинациях, достойных пера Венички Ерофеева. Банальный самогон был в те годы недосягаемым деликатесом, а наши ротные умельцы умудрялись добывать спирт даже из гуталина… Но я тогда и вправду еще мог жить без алкоголя, и пил скорее - по инерции. Организм дураку достался крепкий. Демобилизовавшись, я вернулся в музучилище, продолжил учебу, а вместе с ней - кутежи, гулянки и обильные возлияния. К тому времени я уже женился, мы ждали ребенка. Нужно было обеспечивать семью, но сделать это на музыкантские заработки оказалось в то время невозможно. И я пошел работать на стройку, учеником каменщика, а если проще - подсобником. За эти десять лет в мой обиход постепенно вошли «сто грамм после работы, для снятия мышечного тонуса»; веселые застолья на встречах со старыми друзьями, которые мы уже не мыслили себе без водки; разговения после постов с обязательным «принятием внутрь» и еще много всего… Годами я утешал себя тем, что так живут очень многие, что это не пьянство, а все то же злосчастное «умеренное употребление». С такой мыслью, как с ненадежным балансиром, я бродил по самому краю пропасти и не замечал этого, до тех пор, пока меня не зашатало всерьез, пока я не увидал, что до настоящего запойного алкоголизма мне остался всего один шаг, и я уже занес ногу над обрывом. А дальше пошло – поехало: стресс снять — чекушка, с женой поссорился — чекушка, тоскливо стало долгими зимними вечерами — три дня подряд по чекушке. Как-то я подсчитал, что если бы раз в неделю выпивал, скажем — литр водки, это было бы почти вдвое меньше, чем мой ежедневный «чекушечный» аперитивчик. С такими объемами моя бедная печень уже не справлялась. Я начал пьянеть. Описывать это противно, да и нет тут ничего интересного. Скажу лишь, что из самого трезвого человека в любой пьющей компании я превратился в обыкновенного пьянчужку, тупо косеющего уже через сорок минут после начала банкета. Было совершенно ясно, что это — последний звонок, что дальше со мной начнет происходить то, что я уже много раз видел раньше на примере других, но тешил себя самодовольной мыслью о том, что уж с моей–то способностью — пить, не пьянея, мне такая беда не грозит. А теперь она не просто грозила, она уже победно ухмылялась, глядя мне в лицо. И выбор передо мной был совсем небольшой: падать в этот мрак дальше, до упора, или все–таки напрячь остатки воли и хотя бы попытаться из него выбраться. Совсем завязать с выпивкой уже не получалось. Чтобы хоть как–то упорядочить свое пьянство, я твердо решил: больше ни в коем случае не пить в одиночку. Так прошел год. Пить я стал намного меньше, но тяга к спиртному не исчезала, зато стремительно сузился круг людей, с которыми можно было хлопнуть по рюмочке. Практически все мои друзья годам к 35 вышли на тот же рубеж, что и я. Каждый спасался от своего алкоголизма как мог, и никому из нас даже в голову не приходило предложить другому скоротать вечерок за бутылкой. Все мы уже поняли, что больны и старались не искушать друг друга. Время шло, я старался пить как можно реже и меньше, но иногда, совершенно неожиданно для себя, все-таки срывался в штопор. Не знаю, сколько бы еще тянулась эта моя позиционная война со своим алкоголизмом, если бы однажды Господь не сотворил чудо. …В очередной раз я сорвался, когда приехал к друзьям в подмосковный Обнинск. Дело было во время Великого поста, накануне праздника Благовещенья. Мы сидели с другом в его музыкальной студии, он показывал мне материал для своего нового альбома, я рассказывал ему о своих немудреных делах, а на следующий день мы собирались вместе пойти в храм, где настоятелем был еще один мой старый друг. Я приехал именно к ним, я вообще не думал о выпивке, потому что оба они — абсолютно непьющие люди. И вдруг… Какой–то полузнакомый гитарист Колян, случайно забредший в студию… Какой–то сомнительный повод — вроде бы дочка у него родилась, что ли… какая–то нелепая убежденность в том, что — «святое же дело, нужно же обмыть…» Короче, напился я тогда ужасно. На следующий день мы пришли в храм уже к концу праздничного богослужения. Там меня многие знали, любили и очень обрадовались, когда я появился. Ребята с клироса звали меня попеть на молебне, я вяло отнекивался и норовил стать поближе к выходу. Голова раскалывалась, мутило до темноты в глазах, а на душе было так мерзко, что жить дальше не хотелось. Я смотрел на икону Богородицы, но молиться не мог даже в уме. Слов не было. Я просто стоял и плакал от собственного бессилия, оттого что так и не смог победить в себе эту мерзость, оттого что большая часть жизни уже прожита, и — так глупо… Недели через три я вдруг с изумлением понял, что с тех пор ни разу не выпил. Более того — я целых три недели вообще не замечал, что не пью. Это было невероятно, этого просто не могло быть, но факт — упрямая вещь. Мне больше не хотелось выпить нигде и ни при каких обстоятельствах. Теперь я спокойно мог сидеть за праздничным столом, уставленным водкой, и никакого желания или стремления к спиртному не испытывал. Все мои рефлексы на алкоголь исчезли настолько одномоментно, что я даже не заметил, как это произошло. Будто Господь взял меня и опять поставил на тот самый перекресток, с которого я много–много лет назад ушел не по той дороге. Только теперь я уже хорошо знал, куда она ведет. Слишком хорошо… Тут бы этой сказке и кончиться счастливо. Да только не получилось из меня добра молодца. Мало–помалу, разок, другой, третий… Нет, я очень аккуратно сейчас пью, и отлично понимаю, что каждый мой глоток — шаг по той самой проклятой дороге. Но единственное, на что меня сегодня хватает, это всего лишь — не частить, шагать пореже. А ведь был шанс, была прекрасная возможность вообще никогда больше не прикасаться к этой отраве, забыть о ней навсегда. Почему же я ею не воспользовался? Не знаю… Видно, кроме алкоголизма есть во мне что–то еще, что толкает и толкает к краю, переламывая даже опытное знание, так дорого мне доставшееся. И я все топчусь на своем перекрестке. То пробегу несколько шажков по дороге к смерти и проклятию, то испуганно отпрыгиваю обратно в жизнь. Это и есть для меня сегодня — умеренное питие. И чем оно закончится, знает один лишь Господь… Педагог: Мне хочется верить, что вы сумеете дать решительный отпор алкоголю, поскольку вы вооружены знаниями о его пагубном, разрушительном влиянии на человека. Давайте будем размышлять вслух и про себя, давайте будем размышлять откровенно.
Диагностика по профилактике ПАВ Орел.docx
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) Шкалы: склонности к преодолению норм и правил, склонности к  аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и  саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой  контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению Темы: Тестируем: свойства личности ∙ Возраст: подростковый  Тип теста: вербальный ∙ Вопросов: 98  Комментарии: 63 ∙ написать Назначение теста Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся  поведению (СОП) является стандартизированным тест­опросником,  предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к  реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник  представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал,  направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных  форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально  желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные  шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса  связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и  личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности  испытуемого давать о себе социально­одобряемую информацию, оценки  достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции  результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности  установки испытуемого на социально­желательные ответы. Инструкция к тесту Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите  верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим  утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте крестик или  галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под  обозначением «нет». Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа,  который все­таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь,  то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным.  Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий  момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или  «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша  первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе  внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или  «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае  затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто  проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника. Тестовый материал Мужской вариант Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких­либо боевых  действиях. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не  может добиться в жизни. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на  месте. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь. Если бы мне пришлось стать военным, тоя хотел бы быть летчиком­ истребителем. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями. Я всегда говорю только правду. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов. Если меня обидели, то я обязательно должен отмстить. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно  сохраняю спокойствие. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку. Иногда я перехожу улицу татам, где мне удобно, а не там, где положено. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное  сексуальное (половое) влечение. Я иногда не слушаюсь родителей. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и  безопасностью, то я выберу безопасность. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. Иногда мне так и хочется сделать себе больно. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие  токсические вещества. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно. Бывает, что мне так и хочется выругаться. Правы люди, которые в жизни следуют пословиц: «Если нельзя, но очень  хочется, то можно». Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных  напитков. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных  неудач. Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов, то бы обязательно в  них поучаствовал. Бывает, что иногда я говорю неправду. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали  беспокойство по поводу того, что я немного выпил. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино. Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям – это  нормально. Иногда я скучаю на уроках. Если меня кто­то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него  извинений. Если человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных  маршрутов. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от  преследования. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную  шутку. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить  окружающих. Я часто огорчаюсь из­за мелочей. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся. Меня раздражает, когда девушки курят. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей  компании выпьешь. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не  время и не место. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это  делаю. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к  высшей мере наказания. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку. Я могу вспомнить случаи, кода я был таким злым, что хватал первую  попавшуюся под руку вещь и ломал ее. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права. Мне понравилось бы прыгать с парашютом. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают. Я редко даю сдачи, даже если кто­то ударит меня. Я не получаю удовольствия от ощущения риска. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это  нормально. Я часто не могу сдержать свои чувства. Бывало, что я опаздывал на уроки. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест. Часто я не могу удержаться от спора, если кто­то не согласен со мной. Иногда случалось, что я не выполнял домашнее задание. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения. Мне кажется, что я не способен ударить человека. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался  безнаказанным. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком. Необходимо зарегистрироваться Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или  войти на сайт. Женский вариант Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже  опережать ее. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня. Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием пошла служить в  армию. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями. Чтобы добиться своего, девушка иногда может и подраться. Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за нее хорошо платили. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на  месте. Я иногда люблю посплетничать. Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни. Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего  поколения. Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и законы. Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если  она опасна для жизни. Я всегда говорю только правду. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это нормально. Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать. Я с удовольствием смотрю боевики. Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить. Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет. Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю  спокойствие. Мне часто бывает трудно сделать роботу к точно определенному сроку. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего­нибудь сильно  хочешь. Бывало, что я не слушалась родителей. В автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься каратэ или похожим видом  спорта. Мне бы понравилась работа официантки в ресторане. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. Иногда мне так и хочется сделать себе больно. Мое отношении к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь,  один раз отрежь». Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие  токсические вещества. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно. Бывает, что мне так и хочется выругаться. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень  хочется, то можно». Бывало, что я случайно попадала в неприятную историю после употребления  спиртных напитков. Я часто не могу заставить себя продолжать какое­либо занятие после обидной неудачи. Многие запреты в области секса старомодны и их можно отбросить. Бывает, что иногда я говорю неправду. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить. Если бы я родилась в древние времена, то стала бы благородной разбойницей. Добиваться победы в споре нужно любой ценой. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали  беспокойство по поводу того, что я немного выпила. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе. Если в фильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино. Бывает я скучаю на уроках. Если меня кто­то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него  извинений. Если человек раздражает меня, то я готова высказать ему все, что о нем  думаю. Во время путешествий и поездок я люблю отклонятся от обычных маршрутов. Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей. Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и  мотоцикле. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от  преследования. Бывает, что я с интересом слушаю неприличный, но смешной анекдот. Мне нравится иногда смущать и ставить в неловкое положение окружающих. Я часто огорчаюсь из­за мелочей. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко. Мне больше нравится читать о кровавых преступлениях или о катастрофах. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся. Я считаю вполне нормальным, если девушка курит. Мне нравится состояние, которые наступает, когда выпьешь в меру и в  хорошей компании. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не время и не место. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает. Некоторые люди побаиваются меня.. Я бы хотела присутствовать при казни преступника, справедливо  приговоренного к высшей мере наказания.. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни. Если бы могла, то с удовольствием поучаствовала бы в автомобильных  гонках. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первым начать драку. Я могу вспомнить случаи, когда я настолько разозлилась, что хватала первую  попавшуюся под руку вещь и ломала ее. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права. Мне бы хотелось из любопытства прыгнуть с парашютом. Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают. Счастливы те, кто умирают молодыми. Я получаю удовольствие, когда немного рискую. Когда человек в пылу спора прибегает к ругательствам – это допустимо. Я часто не могу сдержать свои чувства. Бывало, что я опаздывала на уроки. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест. Часто я не могу удержаться от спора, если кто­то не согласен со мной. Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения. Бывают случаи, когда я могу ударить человека. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался  безнаказанным. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки. Наивные простаки сами заслуживаю того, чтобы их обманывали. Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по­ настоящему проявить себя. Я бы попробовал какое­нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо  знала, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение. Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать виновника моих  неприятностей. Я думаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных  напитков. Я бы с удовольствием покатилась бы на горных лыжах с крутого склона. Иногда, если кто­то причиняет мне боль, то это бывает даже приятно. Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыжками с вышки. Мне иногда не хочется жить. Необходимо зарегистрироваться Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или  войти на сайт. Ключ к тесту Мужской вариант Шкала установки на социально­желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет),  13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет),  79 (нет), 83 (нет), 87 (нет). Шкала склонности к преодолению норм и правил: 1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22  (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да),  86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет). Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26  (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да),  63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет). Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51  (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да),  98 (да). Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17  (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да),  65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (нет), 89 (да), 94  (да), 97 (да). Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29  (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да),  89 (да), 94 (да). Шкала склонности к деликвентному поведению: 18 (да), 26 (да), 31 (да), 34  (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да),  63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да). Женский вариант Шкала установки на социально­желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 8 (нет),  13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет),  87 (нет). Шкала склонности к преодолению норм и правил: 1 (да), 10 (нет), 11 (да), 22  (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (да), 59 (да), 61 (да), 80 (да),  86 (нет), 91 (да), 93 (нет). Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26  (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да),  64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет). Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58  (да), 68 (да), 73 (да), 75 (да), 76 (да), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да),  99 (да). Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17  (да), 25 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да),  71 (да), 77 (да), 82 (да), 85 (да), 89 (да), 94 (да), 101 (да), 102 (да), 103 (да), 104 (да). Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29  (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да),  89 (да), 94 (да). Шкала склонности к деликвентному поведению: 1 (да), 3 (да), 7 (да), 11 (да),  25 (да), 28 (да), 31 (да), 35 (да), 43 (да), 48 (да), 53 (да), 58 (да), 61 (да), 63  (да), 64 (да), 66 (да), 79 (да), 93 (нет), 98 (да), 99 (да), 102 (да). Шкала принятия женской социальной роли: 3 (нет), 5 (нет), 9 (нет), 16 (нет),  18 (нет), 25 (нет), 41 (нет), 45 (нет), 51 (нет), 58 (нет), 61 (нет), 68 (нет), 73  (нет), 85 (нет), 93 (да), 95 (да), 96 (нет), 105 (да), 106 (нет), 107 (да). Обработка результатов теста Первый вариант обработки результатов теста Внимание: со вторым вариантом обработки результатов существуют  некоторые неточности, поэтому рекомендуем использовать именно этот  вариант. Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается 1 балл.Далее по  каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который сравнивается с  тестовыми нормами. При отклонении индивидуальных результатов  исследуемого от среднего суммарного бала по шкале больше чем на 1S, измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной.  Если индивидуальный суммарный балл исследуемого меньше среднего на 1S,  то измеряемое свойство оценивается как мало выраженное. Кроме того, если  известна принадлежность исследуемого к "делинквентной" популяции, то его  индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами,  которые рассчитаны для "делинквентной" подвыборки. Тестовые нормы методики СОП "Нормальная" выборка "Деликвентная" выборка М S Шкалы М S 1 2 3 4 5 6 7 Второй вариант обработки результатов теста 2,27 2,06 2,49 2,13 7,73 2,88 10,27 2,42 9,23 4,59 15,97 3,04 10,36 3,41 10,98 2,76 12,47 4,23 14,64 3,94 8,04 3,29 9,37 3,01 7,17 4,05 14,38 3,22 Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. Затем  по каждой шкале подсчитывается первичный суммарный балл, который затем  при необходимости подвергается коррекции в связи с действием фактора  специальной желательности в соответствии с процедурой, описанной выше.  Затем производится перевод «сырых» баллов в стандартные Т­баллы. В том  случае, если у пользователя имеются набранные им специализированные  тестовые нормы, то перевод в стандартные Т­баллы производится по  формуле: T=10 * (Xi – M) / (S + 50), где Xi – первичный («сырой») балл по шкале; М – среднее значение первичного суммарного балла по шкале в выборке  стандартизации; S – стандартное отклонение значений первичных баллов в выборке  стандартизации. Варианты коэффициентов коррекции в зависимости от значений «сырого»  балла по шкале № 1 Мужской вариант методики В случае, если первичный балл по шкале № 1 меньше или равен 6 баллам для  «обычных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет: Для шкалы № 2 = 0,3 Для шкалы № 3 = 0,3 Для шкалы № 4 = 0,2 Для шкалы № 5 = 0,2 Для шкалы № 6 = 0,3 Для шкалы № 7 = 0,2 В случае, если первичный балл по шкале № 1 меньше или равен 6 баллам для  “деликвентных” испытуемых, то коэффицицент коррекции составляет: Для шкалы № 2 = 0,3 Для шкалы № 3 = 0,5 Для шкалы № 4 = 0,3 Для шкалы № 5 = 0,2 Для шкалы № 6 = 0,3 Для шкалы № 7 = 0,5 В случае, если первичный балл по шкале № 1 больше 6 баллов как для  “обычных”, так и для “деликвентных” испытуемых, то коэффициент  коррекции составляет: Для шкалы № 2 = 0,7 Для шкалы № 3 = 0,6 Для шкалы № 4 = 0,4 Для шкалы № 5 = 0,5 Для шкалы № 6 = 0,3 Для шкалы № 7 = 0,5 Женский вариант методики В случае, если испытуемые относятся к подвыборке «обычных» испытуемых,  то коэффициент коррекции составляет Для шкалы № 2 = 0,4 Для шкалы № 3 = 0,4 Для шкалы № 4 = 0,2 Для шкалы № 5 = 0,3 Для шкалы № 6 = 0,5 Для шкалы № 7 = 0,4 В случае, если испытуемые заведомо относятся к подвыборке  «деликвентных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет: Для шкалы № 2 = 0,4 Для шкалы № 3 = 0,4 Для шкалы № 4 = 0,3 Для шкалы № 5 = 0,4 Для шкалы № 6 = 0,5 Для шкалы № 7 = 0,5 Таблица норм при переводе «сырых» баллов в Т­баллы Т­баллы 6 5 24 26 29 32 35 37 40 43 45 48 51 54 56 59 62 64 67 70 72 75 78 81 84 87 90 3 27 31 34 37 40 43 46 50 53 56 59 63 66 69 72 75 78 81 84 87 90 “Сырой” балл Шкалы 2 1 35 0 1 44 50 2 55 3 4 58 62 5 65 6 7 67 70 8 74 9 10 85 11 89 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Описание шкал и их интерпретация 24 27 29 31 34 36 39 41 43 46 48 51 53 55 58 60 62 65 67 70 72 74 77 79 81 83 85 87 89 4 26 28 30 33 35 37 39 42 44 46 48 50 53 55 57 59 62 64 66 68 70 72 74 76 78 80 82 84 7 26 30 33 37 40 44 48 51 55 58 62 65 69 73 77 81 85 30 32 34 37 39 41 43 46 48 50 53 55 57 59 62 64 66 68 71 73 75 77 79 81 83 85 87 1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала) Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого  представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности. Показатели от 50 до 60 Т­баллов свидетельствует об умеренной тенденции  давать при заполнении опросника социально­желательные ответы. Показатели  свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном  стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования. Результаты, находящиеся в диапазоне 70­89 баллов говорят о высокой  настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической  ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам.  О восприятии ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими  показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по  основным диагностическим шкалам и повышение по шкале женской  социальной роли. Для мужской популяции превышение суммарного первичного балла по шкале  социальной желательности значения 11 первичных баллов свидетельствуют о  недостоверности результатов по основным шкалам. Показатели ниже 50 Т­баллов говорят о том, что испытуемый не склонен  скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в  направлении социальной желательности. Отмечено также, что младшие подростки (14 лет и младше) не способны  длительное время следовать установке на социально­желательные ответы. Одновременно высокие показатели по служебной шкале и по основным  шкалам (кроме шкалы 8 ) свидетельствуют либор о сомнительной  достоверности результатов, либо о диссоциации в сознании испытуемого  известных ему и реальных норм поведения. 2. Шкала склонности к преодолению норм и правил Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности  испытуемого к преодолению каких­либо норм и правил, склонности к  отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Результаты, лежащие в диапазоне 50­60 Т­баллов, свидетельствуют о  выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках  испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и  ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Показатели, находящиеся в диапазоне 60­70 Т­баллов, свидетельствуют о  чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении  негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов  тестирования по данной шкале. Результаты ниже 50 Т­баллов по данной шкале свидетельствуют о  конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и  общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии  сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и  тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут  отражать фальсификацию результатов. 3. Шкала склонности к аддиктивному поведению Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать  аддиктивное поведение. Результаты в диапазоне 50­70 Т­баллов по данной шкале свидетельствуют о  предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством  изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно­ компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти  результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о  наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и  ценностях. Показатели свыше 70 Т­баллов свидетельствует о сомнительности  результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в  аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя  дополнительные психодиагностические средства. Показатели ниже 50 Т­баллов свидетельствуют либо о невыраженности  вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле  поведенческих реакций. 4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать  различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно  частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3. Результаты, находящиеся в диапазоне 50­70 Т­баллов по шкале №4  свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску,  выраженной потребности в острых ощущениях, о садо­мазохистских  тенденциях. Результаты свыше 70 Т­баллов свидетельствуют о сомнительной  достоверности результатов. Показатели ниже 50 Т­баллов по данной шкале свидетельствуют об  отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об  отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к  реализации комплексов вины в поведенческих реакциях. 5. Шкала склонности к агрессии и насилию Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к  реализации агрессивных тенденций в поведении. Показатели, лежащие в диапазоне 50­60 Т­баллов, свидетельствуют о наличии  агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне  60­70 Т­баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во  взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы  посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по  общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических  тенденций. Показатели свыше 70 Т­баллов говорят о сомнительной достоверности  результатов. Показатели, лежащие ниже 50 Т­баллов, свидетельствуют о невыраженности  агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения  проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей  ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими  показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о  высоком уровне социального контроля поведенческих реакций. 6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого  контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций  (Внимание! Эта шкала имеет обратный характер). Показатели, лежащие в пределах 60­70 Т­баллов, свидетельствует о слабости  волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности  контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме  того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции  непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого  контроля своих потребностей и чувственных влечений. Показатели ниже 50 Т­баллов по данной шкале свидетельствуют о  невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых  поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений. 7. Шкала склонности к деликвентному поведению Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из  утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с  зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с  общепринятым образом жизни и правовыми нормами. На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность)  подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь  метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь  при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка. Результаты, находящиеся в диапазоне 50­60 Т­баллов, свидетельствуют о  наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне  социального контроля. Результаты выше 60 Т­баллов свидетельствуют о высокой готовности к  реализации деликвентного поведения. Результаты ниже 50 Т­баллов говорят о невыражености указанных тенденций,  что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной  желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального  контроля. Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного  поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно  различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и  мужского видов методики. Источники Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) /  Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально­психологическая  диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд­во Института  Психотерапии. 2002. C.362­370 Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) /  Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное  пособие для вузов. – М., 2004. С.141­154. Тесты по теме По данной теме тестов пока не найдено.   Найти Еще по теме: закрыть « назад  впер

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ

Информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017