Инклюзивное образование в 2017 году
Оценка 4.6

Инклюзивное образование в 2017 году

Оценка 4.6
Конкурсы +1
doc
классное руководство
4 кл
08.01.2017
Инклюзивное образование в 2017 году
Инклюзивное образование в 2017 году С 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования. Что такое инклюзия? Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные школьники. Инклюзия в образовании — дело достаточно новое. Не во всех школах педагоги знают об этом направлении. Действительно, довольно сложно провести грань между нормой и ОВЗ. Однако школы, предоставляющие по-настоящему качественное образование, должны уметь обучать всех, и делать это не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других учеников. Здоровые дети должны понимать, что есть сверстники, которым меньше повезло, но они нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. С ними надо дружить и работать вместе. Инклюзия – очень широкое понятие: дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются вместе по одним программам в одной школе. Речь идет не только о детях с ограниченными возможностями здоровья, инвалидах. Сюда относятся и талантливые дети, которым тоже требуется особый подход для эффективного обучения, и молодые спортсмены, которые зачастую после сборов и соревнований сталкиваются с проблемой адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни. Мы должны обеспечить выполнение закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить. Об этом мы и хотим заявить на образовательном салоне. Но это будут не просто слова. Они предполагают глубокую многоплановую подготовку (методическую, педагогическую, повышение квалификации кадров, создание оборудования и пр.) Мы должны гарантировать доступность и качество образования для всех без исключения. Наполняемость классов определяется СанПиНами. В инклюзивном классе, где обучается 25 детей, могут быть два ребенка с ОВЗ. Если же их больше, то наполняемость класса должна быть снижена. Последовательность введения ФГОС ОВЗ: • 2016-2017 уч.г. — 1 классы • 2017-2018 уч.г. — 1 и 2 классы • 2018-2019 уч.г. — 1,2 и 3 классы • 2019-2020уч.г. — 1,2,3 и 4 классы На школьном уровне должны быть: • Положение об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы; • Положение об индивидуальном обучении детей-инвалидов на дому и дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению доступа инвалидов к получению образования. Предполагается, что для каждого ребенка будет разрабатываться индивидуальная программа обучения и развития в рамках класса. Дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются по одним программам в одной школе. Причем это не, только дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды. Это могут быть и талантливые дети, которые также для эффективного обучения нуждаются в особом подходе, и молодые спортсмены, у которых нередко после сборов и соревнований возникает проблема адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни. Педагоги должны придерживаться закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить. Госстандарты выработаны для того, чтобы обществу было понятно, какие требования предъявляются к содержанию образования разных детей. Они пока разработаны для начального образования. Сейчас Стандарт апробируется в 24 регионах на 115 школьных площадках. Стандарт приемлем и при семейном образовании, а также при обучении на дому или в медицинских организациях. При этом возможна и сетевая форма. Дети с ОВЗ, зачисленные до 1 сентября 2016 г., обучаются по адаптированным программам, до их завершения. В соответствии со Стандартом, адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) реализуется совместно не только с другими обучающимися, но и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Несмотря на достигнутые в этой сфере успехи, существует много проблем, связанных как с недостаточно разработанной нормативно-правовой базой, так и с недостаточностью методического обеспечения. В современных клинических классификациях детский аутизм определен как глубинное расстройство, которое затрагивает всю психическую структуру человека: чувственную, эмоциональную и познавательную сферы, моторику, внимание, память, речь, мышление. Основной специальной задачей в организации школьного обучения аутичного ребенка является помощь в постепенном и последовательном освоении более сложной и динамичной образовательной среды. Основные особенности детей с РАС •Трудности организации собственной деятельности и поведения, в частности продуктивной учебной деятельности. • Выраженная неравномерность и специфика развития психических функций. • Специфика и недостаточность развития познавательной деятельности в целом. • Трудности в установлении продуктивных взаимодействий с окружающими. • Выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия. • Потребности в специальной организации образовательного пространства. • Необходимость использования специальных приемов и методов при их обучении.
Инклюзивное образование в 2017 году.doc

Инклюзивное образование в 2017 году

 

       С 1 сентября 2016 года начал  действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ  от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования.

Что такое инклюзия? Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные школьники.

Инклюзия в образовании — дело достаточно новое. Не во всех школах педагоги знают об этом направлении. Действительно, довольно сложно провести грань между нормой и ОВЗ. Однако школы, предоставляющие по-настоящему качественное образование, должны уметь обучать всех, и делать это не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других учеников. Здоровые дети должны понимать, что есть сверстники, которым меньше повезло, но они нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. С ними надо дружить и работать вместе.  

Инклюзия – очень широкое понятие: дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются вместе по одним программам в одной школе. Речь идет не только о детях с ограниченными возможностями здоровья, инвалидах. Сюда относятся и талантливые дети, которым тоже требуется особый подход для эффективного обучения, и молодые спортсмены, которые зачастую после сборов и соревнований сталкиваются с проблемой адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни. Мы должны обеспечить выполнение закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить. Об этом мы и хотим заявить на образовательном салоне. Но это будут не просто слова. Они предполагают глубокую многоплановую подготовку (методическую, педагогическую, повышение квалификации кадров, создание оборудования и пр.) Мы должны гарантировать доступность и качество образования для всех без исключения.

Наполняемость классов определяется СанПиНами. В инклюзивном классе, где обучается 25 детей, могут быть два ребенка с ОВЗ. Если же их больше, то наполняемость класса должна быть снижена. Последовательность введения ФГОС ОВЗ:

·         2016-2017 уч.г. — 1 классы

·         2017-2018 уч.г. — 1 и 2 классы

·         2018-2019 уч.г. — 1,2 и 3 классы

·         2019-2020уч.г. — 1,2,3 и 4 классы

На школьном уровне должны быть:

  • Положение об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы;
  • Положение об индивидуальном обучении детей-инвалидов на дому и дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению доступа инвалидов к получению образования.

Предполагается, что для каждого ребенка будет разрабатываться индивидуальная программа обучения и развития в рамках класса.

 Дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются по одним программам в одной школе. Причем это не, только дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды. Это могут быть и талантливые дети, которые также для эффективного обучения нуждаются в особом подходе, и молодые спортсмены, у которых нередко после сборов и соревнований возникает проблема адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни. Педагоги должны придерживаться закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить.

Госстандарты выработаны для того, чтобы обществу было понятно, какие требования предъявляются к содержанию образования разных детей. Они пока разработаны для начального образования.

Сейчас Стандарт апробируется в 24 регионах на 115 школьных площадках. Стандарт приемлем и при семейном образовании, а также при обучении на дому или в медицинских организациях. При этом возможна и  сетевая форма. Дети с ОВЗ, зачисленные до 1 сентября 2016 г., обучаются по адаптированным программам, до их завершения.

В соответствии со Стандартом, адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) реализуется совместно не только с другими обучающимися, но и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

 Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Несмотря на достигнутые в этой сфере успехи, существует много проблем, связанных как с недостаточно разработанной нормативно-правовой базой, так и с недостаточностью методического обеспечения.

           В современных клинических классификациях детский аутизм определен как глубинное  расстройство, которое затрагивает всю психическую структуру человека: чувственную, эмоциональную и познавательную сферы, моторику, внимание, память, речь, мышление. Основной специальной задачей в организации школьного обучения аутичного ребенка является помощь в постепенном и последовательном освоении более сложной и динамичной образовательной среды.

     Основные особенности детей с РАС

•Трудности организации собственной деятельности и поведения, в частности продуктивной учебной деятельности.

• Выраженная неравномерность и специфика развития психических функций.

• Специфика и недостаточность развития познавательной деятельности в целом.

• Трудности в установлении продуктивных взаимодействий с окружающими.

• Выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия.

• Потребности в специальной организации образовательного пространства.

• Необходимость использования специальных приемов и методов при их обучении.

 

  Особые образовательные потребности детей с аутизмом включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ и специфические:

• в периоде индивидуализированной «подготовки» к школьному обучению;

• в наличии хотя бы минимального опыта фронтального обучения;

• в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;

• в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;

• в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;

• в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;

• в дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей;

• в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;

• в особенно четкой и упорядоченной временной пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;

• в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;

• в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутистических расстройствах;

• в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции;

• в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а при необходимости с дефектологом и логопедом;

• в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социальнобытовых навыков;

• в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей (в составлении индивидуальной образовательной программы по разным предметным областям);

• в индивидуализированной оценке достижений ребенка с учетом его особенностей;

•в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

•в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения;

•в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.

                 Всё это предполагает создание специального класса, состоящего из 5—6-ти детей с различными вариантами расстройств аутистического спектра (класс для детей со сложной структурой дефекта) примерно одного возраста. В идеальном варианте классным руководителем такого класса, и одновременно учителем ведущим отдельные предметы — например естествознание, историю, литературу — должен стать учитель-дефектолог.

               

                 Условия для создания  класса со сложной структурой дефекта:

 

1.      В ОУ должен быть контингент педагогов, способных и желающих реализовать данный вид работы. Он может быть представлен не только учителями-предметниками, но также педагогами: психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, социальным педагогом, педагогами дополнительно образования, хотя наличие этих специалистов не является необходимым условием для организации обучения детей с РАС в общеобразовательном учреждении.

2.      Другим важным условием является наличие необходимой материально-технической базы. Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с РАС должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям данной группы детей.

3.      В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должны быть отражены специфика требований:

— организации пространства, в котором обучается ребенок с РАС;

— организация временного режима обучения;

— организации рабочего места ребенка;

— техническим средствам обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);

— специальным учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей в соответствии с индивидуальной программой обучения.

4.      Большое количество незнакомых лиц, голосов — тяжелая проблема для детей с РАС. Рекомендуется  в начале обучения ограничить круг общения ребенка учащимися его класса и несколькими  учителями, постепенно расширяя этот круг в дальнейшем.

5.      Необходимо выделить для этих детей отдельный кабинет, пространство, к которому они постепенно привыкают и считают «своим», т.е. безопасной для себя зоной. Учителя-предметники могут на начальном этапе приходить в кабинет для учащихся с РАС для ведения своих уроков.

6.      Перед началом занятий в школе в школе для учащихся с РАС нужно провести экскурсию по тем помещениям, которые необходимы им на первом этапе обучения: класс, туалет, столовая (если эти дети смогут сразу посещать столовую).

7.      Постепенно зону, в которой находятся учащиеся с РАС, нужно расширять. К ней добавятся физкультурный зал, раздевалка, столовая, библиотека, актовый зал, чтобы ученики  осваивались в пространстве школы, могли встречаться с другими учащимися, социализироваться.

8.      Пространство класса для детей с РАС рекомендуется разделить на зоны: учебную и свободную. В свободной зоне должен находиться общий стол, шкаф с играми, мини-библиотека, ковер или маты, на которых можно сидеть или лежать. Это дает возможность проводить часть занятий, если это позволяет содержание урока, за общим столом или на полу, помогает снизить трудности удержания позы за партой в течение 40 минут, варьировать длительность учебной нагрузки для разных детей. Свободная зона — это место, где истощаемые дети могут отдохнуть, полежать, расслабиться, почитать любимую книгу (но только после выполнения оговоренного заранее с учителем задания), что создает для учащихся дополнительный стимул к достижению результата. «Кончил дело — гуляй смело»! Мебель, которой пользуются учащиеся с РАС, должна быть максимально комфортной. Парты и стулья должны быть подобраны по росту детей. Желательно иметь парты с регулирующимся углом наклона столешницы — это может значительно снизить индивидуальные трудности ребенка.

9.      Часто дети с РАС испытывают организационные трудности при подготовке к уроку или во время урока: не могут найти необходимый учебник, тетрадь, найти в пенале нужный инструмент. Тренировка этих действий требует специального внимания, нуждается в отдельной проработке не только в школе, но и дома.

10.   Необходимо следить, чтобы на поверхности парты во время урока у ребенка с РАС не лежало никаких лишних предметов —только то, что необходимо на данном уроке. Любой лишний предмет отвлекает внимание и увеличивает количество трудностей.

11.  Время отдыха учащихся можно варьировать в зависимости от содержания занятия и состояния учащихся.

12.   Обязательным элементом организации образовательного процесса являются соблюдение расписания занятий и правил поведения, с которыми ознакомлены дети, родители, учителя. Следует отметить, что это не только помощь в организации деятельности детей, но и опоры содержательного плана. Расписание на каждый день занятий должно висеть на видном месте в классе, нужно учить детей с РАС ориентироваться на него. Правила поведения в школе являются общими для всех, в том числе и для учителя.

          Учитывая индивидуальные особенности учащихся с РАС, низкий уровень мотивации, эмоциональную нестабильность, для них нужна система оценки, позволяющая подчеркнуть любые, пусть самые незначительные успехи каждого ребенка. Очень важно развести в понимании детей и родителей понятия «отметка» и «оценивание». Часто проблемы низких отметок в семье ребенка с РАС связаны не с переживаниями ребенка, а с завышенными требованиями, ожиданиями родителей. Так как мы не можем отойти от системы выставления оценок, необходимо продумывать и применять на практике не карательную, а поощрительную систему оценивания результатов деятельности и поведения ребенка. Фиксировать ребенка не на отрицательных моментах, а на положительных. И при низкой «отметке» «оценка» может быть высокой. Хвалите ребенка, хвалите сразу и конкретно!

              Ребенок с РАС нуждается в мощном и постоянном подкреплении своей деятельности. Чтобы определить, какие подкрепления лучше подходят для учеников, учитель может предложить им выбрать из списка те из них, которые они предпочитают или посоветоваться с родителями каждого ребенка. Для разных учащихся подкрепления могут быть различными. Для некоторых детей с РАС чрезвычайно важны пищевые подкрепления (крекер, кусочек яблока, конфета), а другие дети к ним равнодушны. Подкрепление будет эффективным только в том случае, если оно значимо для этого конкретного ребенка.

 

           Помните! Можно выражать свое недовольство отдельными результатами и действиями ребенка, но не ребенком в целом. Мы оцениваем не ребенка, а результаты его деятельности. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его. Создавайте вокруг доброжелательную атмосферу, будьте заинтересованы в успехах учащихся и в них самих. На начальном этапе при организации обучения детей с РАС предоставляйте каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Лучше предложить ребенку пропустить очередную запись, предложить задание, для выполнения которого требуется меньше времени.


Скачано с www.znanio.ru

Инклюзивное образование в 2017 году

Инклюзивное образование в 2017 году

Предполагается, что для каждого ребенка будет разрабатываться индивидуальная программа обучения и развития в рамках класса

Предполагается, что для каждого ребенка будет разрабатываться индивидуальная программа обучения и развития в рамках класса

Всё это предполагает создание специального класса, состоящего из 5—6-ти детей с различными вариантами расстройств аутистического спектра (класс для детей со сложной структурой дефекта) примерно одного…

Всё это предполагает создание специального класса, состоящего из 5—6-ти детей с различными вариантами расстройств аутистического спектра (класс для детей со сложной структурой дефекта) примерно одного…

Другим важным условием является наличие необходимой материально-технической базы

Другим важным условием является наличие необходимой материально-технической базы

Тренировка этих действий требует специального внимания, нуждается в отдельной проработке не только в школе, но и дома

Тренировка этих действий требует специального внимания, нуждается в отдельной проработке не только в школе, но и дома
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017