Инновационный образовательный проект «Школьный музей как ресурс развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Инновационный образовательный проект «Школьный музей как ресурс развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
1 кл—9 кл
11.09.2019
Разработчиками проекта являются заместитель директора по УВР и директор школы. Цель проекта: создание условий для развития образовательного потенциала школьного музея путём его модернизации. Продуктом проектной деятельности является программа гражданско- патриотического воспитания обучающихся на основе деятельности школьного музея. Проект был реализован в 2015-2018 гг.
Инновационный образовательный проект.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красулинская основная общеобразовательная школа»
ИННОВАЦИОННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Школьный музей
как ресурс развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Выполнили:
Фисков Д.С., директор школы
Смирнова Н.В., заместитель директора по УВР
1 2017 г.
ПАСПОРТ
инновационного образовательного проекта
Наименование
проекта
«Школьный музей как ресурс развития социализации и воспитания
обучающихся в условиях введения Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»
Адрес организации
654212, Кемеровская область, Новокузнецкий район,
c. Красулино, пер. Школьный, 5
email: [email protected]
школьный сайт: http:// krasulino. edusite.ru/
Разработчики
проекта
Участники проекта Педагогический коллектив школы, обучающиеся школы,
Смирнова Нина Васильевна, заместитель директора по УВР
Фисков Дмитрий Сергеевич, директор школы
Исполнители
проекта
Цели и задачи
проекта
Основные
направления
деятельности
родительская общественность
Педагогический коллектив школы
Цель проекта: создание условий для развития образовательного
потенциала школьного музея путем его модернизации.
Задачи:
1) обновить систему гражданскопатриотического воспитания с
использованием ресурсов школьного музея;
2) развить материальнотехническую базу музея путем внедрения
новых форм использования экспозиций;
3) повысить доступность использования фондов путем создания
виртуального школьного музея для организации занятий внеурочной
деятельности и дополнительного образования.
1. Интеграция вопросов гражданскопатриотического воспитания в
содержание общеобразовательных дисциплин.
2. Обновление содержания дополнительного образования детей
посредством реализации проектноисследовательской, внеурочной
деятельности, ФГОС.
3. Повышение квалификации педагогических кадров в рамках
инновационного образовательного проекта.
4. Систематизация, обобщение и распространение опыта работы
педагогического коллектива учреждения в образовательной среде
района.
5. Систематизация традиционных мероприятий школы в рамках
2 гражданскопатриотического воспитания.
6. Достижение качественного уровня сотрудничества семьи в
воспитании и социализации детей и подростков.
Социальные
партнёры
1. МБОУ ДПО «ИМЦ»
2. МБУ ДО ШИ №52
3. ДК с. Красулино
4. Городской исторический музей
5. Сельская библиотека
6. Совет ветеранов села
7. Красулинское сельское поселение
8. Образовательные учреждения района
Сроки и этапы
реализации проекта
Проект реализуется в течение 20152018 гг.:
I этап (2015г. 2016г.) – подготовительный;
II этап (2016г. 2017г.) – практический;
I этап (2017г. 2018г.) – аналитический.
Продукт проектной
деятельности
Программа гражданскопатриотического воспитания обучающихся
на основе деятельности школьного музея.
I. Описание основной проблемы и обоснование актуальности
её разработки
Современное Российское образование в настоящее время претерпевает значительные
изменения, в ходе которых меняется взгляд на подходы и формы обучения. Эти изменения
коснулись и нашего учреждения. Школа реализует ФГОС не только на уровне начального
общего образования, но и основного. Появляется необходимость организации разнообразной
внеурочной деятельности, способствующей развитию и воспитанию обучающихся. Мы
используем различные ресурсы: спортивный зал, библиотеку, специализированные
предметные кабинеты. И школьный музей также не является исключением. Но так как
материальнотехнические условия функционирования музея не отвечают возросшим
потребностям в образовании и воспитании личности обучающегося, препятствуют
эффективному использованию его содержания и внедрению новых форм обучения на его
базе, то использование этого ресурса школы стоит под вопросом. Также необходимо
преобразование форм хранения, учета и использования экспозиций музейных фондов.
Музей школы обладает огромным образовательновоспитательным потенциалом, так как
он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.
Одним из ведущих направлений в деятельности музея гражданскопатриотическое
воспитание подрастающего поколения. Основные материалы расположены в двух залах: «Зал
боевой и трудовой славы», «Район и школа в годы Великой Отечественной войны».
В этой работе основными формами стали:
Работа с ветеранами.
3 Поисковоисследовательская работа. Материалы школьного музея часто становятся
темой исследовательских работ обучающихся по теме «Великая Отечественная война», которые
ребята защищают на школьных и районных конференциях.
Работа клуба «Юный историк». В 2014 году создан детскоюношеский клуб «Юный
историк». Разработаны экскурсии по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Подготовлены экскурсоводы из числа школьников 59 классов (10 школьников).
● Издательская работа музея. Клуб «Юный историк» издаёт газету «Поиск». Совет музея
проводит конкурсы плакатов и рисунков, презентаций, посвящённые Великой Победе; проводит
работу с жителями села; сотрудничает с районной газетой «Сельские вести».
Результаты деятельности школьного музея размещаются на школьном сайте.
● Внешние связи музея. Тесную связь поддерживает школьный музей с музеем города
Новокузнецка.
Одним из вариантов решения проблемы является создание в школе виртуального
школьного музея. Выделение воспитательной функции виртуального школьного музея в
качестве ведущей определяется ее значимостью: созданием особой образовательной среды
для формирования у обучающихся целостного отношения к культурноисторическому
наследию, в котором отражены общечеловеческие ценности, представляющие жизненный мир
человека.
Школьный музей, как ресурс для развития социализации и воспитания обучающихся, в
условиях введения ФГОС МБОУ «Красулинская ООШ» действует в инновационном режиме.
Наш ресурсный центр будет оказывать помощь педагогам образовательных учреждений
района в эффективном планировании и мониторинге своей профессиональной деятельности,
постановке ясных и выполнимых задач по организации и повышению эффективности своей
работы.
II. Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание условий для развития образовательного потенциала школьного
музея путем его модернизации.
Данная цель направлена на весь педагогический процесс, пронизывает все структуры,
интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды
деятельности.
В связи с этим миссия школьного музея Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Красулинская основная общеобразовательная школа»
Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области
создать наиболее
благоприятные условия развития для всех детей. Школа призвана сформировать инструмент
адаптации к быстро меняющейся жизни, сохранять личностные качества в весьма непростых
обстоятельствах жизни, учить жить в мире с окружающими, выполнять свои обязанности,
уважать и любить людей.
Для достижения поставленной цели и реализации миссии школьного музея необходимо
решить следующие задачи:
4 1) обновить систему гражданскопатриотического воспитания с использованием
ресурсов школьного музея;
2) развить материальнотехническую базу музея путем внедрения новых форм
использования экспозиций;
3) повысить доступность использования фондов путем создания виртуального
школьного музея для организации занятий внеурочной деятельности и дополнительного
образования.
III.
Критерии и показатели оценки результативности и
эффективности проекта
Оценка эффективности проекта осуществляется на основе обобщенных оценочных
показателей, включающих его системный, содержательный и организационный характер
воспитательного процесса, использование современных технологий воспитательного
воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Результаты реализации проекта оцениваются по следующим показателям:
Целевые
показатели
Организация работы
школьного музея как
структурного
подразделения
школы и одной из
форм работы по
развитию творческой
самодеятельности и
общественной
активности
обучающихся,
воспитанию
патриотизма.
Индикаторы
Методы изучения
1. Анализ итогов
учебновоспитательной
работы.
2. Педагогическое
наблюдение.
3. Анкетирование
учителей, обучающихся
и их родителей.
Состояние материальнотехнической
базы.
Оборудование музея необходимой
мультимедийной техникой.
Модернизация традиционных форм
работы.
Доля современных технологий, в том
числе информационных, в организации
учебного процесса.
Наличие локальной нормативной базы
деятельности школьного музея.
Эффективно действующая система
взаимодействия с различными
общественными организациями.
Повышение профессионализма
руководителей школьных музеев (степень
участия специалистов школьных музеев в
научнопросветительских мероприятиях
района, проведение мероприятий на базе
своего музея для обмена опытом работы).
Позитивная динамика в общественном
признании образовательного и
воспитательного потенциала школьных
5 Повышение
эффективности
усвоения
программного
материала по
истории России и
краеведению,
географии,
литературе,
информатике и ИКТ.
Создание условий
для развития
разносторонних
интересов и
способностей
школьников,
реализации их
познавательного
интереса.
музеев.
Высокие результаты обучения
обучающихся по краеведению,
литературе, географии.
Повышение ИКТкомпетенций.
Обеспеченность процесса
преподавания истории дидактическими
материалами, краеведческой
литературой.
Рост интереса обучающихся к
изучению истории своего учреждения,
района, города, области, страны,
проявление чувства патриотизма к своей
стране.
Рост числа детей, посещающих
школьный музей, использующих фонды
музея для подготовки рефератов,
творческих работ, заданий по предметам
школьной программы.
Рост количества учителей,
использующих возможности музея для
проведения уроков по программе
школьных предметов, классных часов,
других мероприятий воспитательного
характера.
Благоприятный эмоционально
психологический климат в коллективе.
Количество мероприятий,
проведенных на базе музея.
Количество посетителей школьного
музея.
Рост числа победителей и призеров,
конкурсов, соревнований, конференций
разного уровня, связанных с профилем
музея.
Повышение интеллектуальной,
творческой, социальной активности
обучающихся.
Количество проектов, созданных с
использованием базы музея.
Уровень внедрения проектной
деятельности и системно
деятельностного подхода в процесс
1. Анализ итогов
учебновоспитательной
работы.
2. Педагогическое
наблюдение.
3. Анкетирование
обучающихся.
4. Психолого
педагогическая
диагностика.
Анкета «Как вы
относитесь к учебе по
различным
предметам?»
5.Оценивание
предметных и
метапредметных
(познавательных,
коммуникативных,
регулятивных)
результатов
обучающихся по ФГОС.
1. Анализ итогов
учебновоспитательной
работы
2. Педагогическое
наблюдение.
3. Анкетирование
обучающихся.
4. Психолого
педагогическая
диагностика:
методика определения
уровня общественной
активности
обучающихся.
5.Оценивание
личностных
результатов
обучающихся по ФГОС.
6. Мониторинги,
6 образования и воспитания.
Наличие публикаций по теме
проекта на муниципальном, региональном
уровнях.
семинары,
консультации.
IV.
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта
Музей органично вписан в образовательное пространство нашей школы, что позволяет
реализовывать системнодеятельностный подход в рамках перехода на Федеральный
государственный образовательный стандарт общего образования (далее ФГОС).
В процессе реализации проекта должна произойти интеграция работы школьного музея в
учебновоспитательный процесс образовательного учреждения и в социум; расширение
возможностей школьного музея за счет социального партнерства с музеями других
образовательных учреждений, музеями города, советом ветеранов; создание виртуального
музея; презентация итоговых материалов проекта в Интернете и СМИ.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
удовлетворение социального запроса на создание ресурсного центра на базе школьного
музея для развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС;
обновление системы гражданскопатриотического воспитания с использованием ресурсов
школьного музея;
развитие материальнотехнической базы музея путем внедрения новых форм
использования экспозиций;
повышение доступности использования фондов путем создания виртуального школьного
музея для организации занятий внеурочной деятельностью и дополнительным
образованием;
введение педагогами в воспитательные планы материалов фондов музея;
создание педагогами банка методических разработок и рекомендаций;
‒
повышение профессиональной компетенции педагогов и специалистов в
области развития социализации и воспитания обучающихся в условиях
введения ФГОС;
осуществление реального междисциплинарного сотрудничества как
внутри своего коллектива, так и в других образовательных учреждениях района;
‒
совершенствование научнометодического потенциала педагогических
работников МБОУ «Красулинская ООШ» и учебноматериальной базы школы.
разработка модели программы гражданскопатриотического воспитания обучающихся на
Оформление результатов реализации проекта:
основе деятельности школьного музея;
методические разработки музейных и краеведческих занятий на разделах экспозиций
школьного музея;
7 методические разработки по использованию коллекций школьного музея в урочной и во
внеурочной деятельности учителейпредметников, работе классных руководителей,
педагогов дополнительного образования;
публикации, включающие в себя деятельность школьного музея, по реализации
инновационных приоритетов школьного музея в музейной и краеведческой деятельности;
разработка серии мультимедийных презентаций, дающих возможность проводить
тематические виртуальные экскурсии.
В итоге реализации проекта школьный музей в МБОУ «Красулинская
основная общеобразовательная школа» Новокузнецкого муниципального района
Кемеровской области станет центром дополнительного образования, центром
гражданского и патриотического воспитания, центром изучения истории школы,
села Кемеровской области и центром формирования нового типа личности
обучающегося.
8
Инновационный образовательный проект «Школьный музей как ресурс развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Инновационный образовательный проект «Школьный музей как ресурс развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Инновационный образовательный проект «Школьный музей как ресурс развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Инновационный образовательный проект «Школьный музей как ресурс развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Инновационный образовательный проект «Школьный музей как ресурс развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Инновационный образовательный проект «Школьный музей как ресурс развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Инновационный образовательный проект «Школьный музей как ресурс развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Инновационный образовательный проект «Школьный музей как ресурс развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.